МКОУ Коченевская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза Аргунова Н.Ф.
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей____________ _________/ рук. ШМО Чичихина Т.В. протокол от 2_.08.2016 г. № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________ /Лобкова Н.М. 30.08.2016 г. |
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
по математике
с ученицами 7б класса
Мирончик Викторией и Мусалимовой Дарией.
Составитель и куратор Мартынова С.П.,
учитель математики.
2016
Пояснительная записка.
В настоящее время педагогическое сопровождение одаренных учащихся является подлинно массовым явлением, которое затрагивает все уровни общего образования и направлено на формирование интеллектуальной сферы ребенка, содействуя его самоопределению и, в перспективе, формированию его как будущего высококвалифицированного специалиста. На это нацеливает нас и приоритетный национальный проект «Образование», одним из направлений которого является поддержка талантливой молодежи.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где:
хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги,
есть свои школьные традиции;
дается современное образование;
уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Система работы с одаренными детьми в такой школе – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.
Отличительные особенности одаренных Мирончик Виктории и Мусалимовой Дарии:
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности,
имеют восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления,
имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность,
испытывают радость от умственного труда
Мирончик Виктория и Мусалимова Дария относятся к категории учащихся, не достигающих по каким - либо причинам больших успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Цель индивидуальной работы:
Создать условия для развития и поддержки одаренных учениц , обеспечения их личностной самореализации и профессионального самоопределения; выстроить непрерывную систему работы с ученицами по математике в рамках общеобразовательного пространства школы на основе современных методик технологий обучения, воспитания и развития личности.
Задачи:
обеспечение участия одаренных учениц в олимпиадах по математике;
оказание помощи ученицам в самораскрытии (их творческая направленность) на уроках и во внеурочное время,
учитывать умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальные особенности обучающихся;
удовлетворение потребности учениц в новой информации
помощь ученицам в исследовательской деятельности,
осуществление необходимых мероприятий по методическому и информационному обеспечению работы с ученицами.
Принципы работы:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительной помощи.
Ожидаемые результаты:
Самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать,
Показывать свои знания на олимпиадах по математике,
Участвовать в математических конкурсах,
Проводить исследовательскую деятельность,
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) , исследовательской работы.
Отбирать необходимые для решения задачи, исследовательской работы источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать, делать выводы на основе обобщения знаний.
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Свободно выступать перед учащимися класса и школы
Формы работы с ученицами:
членство в школьном научном обществе учащихся «Мысль»;
внеурочные индивидуальные дополнительные занятия и консультации;
спецкурс «Избранные вопросы математики»;
конкурсы и конференции;
индивидуальная и дифференцированная работа на уроках математики.
участие в интеллектуальных конкурсах;
участие в олимпиадах;,
работа по индивидуальным планам;
дистанционные конкурсы по математике.
Методы работы:
анкетирование; опрос; собеседование; тестирование; анализ научных источников; творческие работы; метод прогнозирования; метод исследования проблемы.
Способы проверки результата:
Наблюдение за ученицами на уроках и во внеурочной деятельности ,
анкетирование,
уровень самостоятельности,
анализы проведенных олимпиад,
участие в исследовательской деятельности, конкурсах
итоги конкурса,
выступление учениц перед аудиторией класса, группы учащихся,
План работы:
1 четверть |
| мероприятия | Формы, методы | сроки | результат, выход |
1 | Анкетирование учениц ( умственное, социальное и интеллектуальное развитие) | анкета | 22.09-30.09 | для индивидуальной работы |
2. | Индивидуальная работа на уроках математики | индивидуальная работа | на каждом уроке, на спецкурсе | |
3. | Решение и разбор задач школьного этапа олимпиад по математике | карточки, дополнительная литература | сентябрь | участие в школьном этапе олимпиады по математике |
4 | Школьный этап олимпиады по математике | олимпиада | 5.10-15.10.2016 | |
5 | Предметная неделя по математике | неделя математики, участие | 15.10-25.10.2016 | активное участие |
6 | Поиск дистанционных конкурсов в интернет-ресурсах | регистрация, получение и выполнение заданий | до 20.09.2016 и в течение года | портфолио |
7 | Муниципальный этап олимпиады по математике | олимпиада | Октябрь 2016 | |
8 | Выбор темы исследовательской работы | обсуждение | 16.10-20.10.2016 | |
2 четверть |
9 | Отбор материала к исследовательской работе | работа с литературой, интернет-ресурсами | 21.10-10.12.2016 | исследовательская работа |
10 | Разбор решения задач школьного и муниципального этапа олимпиады | консультация | Ноябрь 2016 | выступление перед учащимися класса |
11 | Решение логических задач | карточки, консультации | 1.12-10.12.2016 | к олимпиаде |
12 | Составление плана исследовательской работы | консультации | 11.12-25.12.2016 | исследовательская работа |
13 | Участие в интеллектуальном школьном марафоне | конкурс | ноябрь-декабрь | |
14 | Индивидуальная работа на уроках математики | индивидуальная работа | на каждом уроке, на спецкурсе | |
3 четверть |
15 | Индивидуальная работа на уроках математики | индивидуальная работа, | на каждом уроке, на спецкурсе | |
16 | Написание исследовательской работы | Индивидуальная работа, консультации | 1.01-10.02.2017 | исследовательская работа |
17 | Решение задач на проценты повышенного уровня сложности | индивидуальная работа, консультации | 15.01-30.01.2017 | к олимпиаде |
18 | Создание презентации к конференции | внеурочная деятельность с помощью учителя | 11.02.-28.02.2017 | к конференции |
19 | Подготовка к защите исследовательской работы | консультации | 1.03-15.03.2017 | конференция |
20 | Решение задач конкурса «Кенгуру» | индивидуальная работа, консультации. | февраль-март | к «Кенгуру» |
21 | Защита исследовательской работы в свое классе | выступление | перед конференцией | конференция |
22 | Защита исследовательской работы | конференция | 16.03-23.03.2017 | выступление перед учащимися класса |
23 | Конкурс –игра «Кенгуру» | конкурс | 18.03.2017 | |
4 четверть |
24 | Индивидуальная работа на уроках математики | индивидуальная работа, | на каждом уроке, на спецкурсе | |
25 | Турнир Архимеда между 7 классами, подготовка и проведение | конкурс | апрель 2017 | участие |
26 | Планирование работы на следующий учебный год | беседа | май | |
Принципы работы с одаренными.
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренного ребенка.
Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащейся.
Принцип создания условий для совместной работы учащейся при минимальной роли учителя.
Содержание программы
Цель программы:
Развитие у обучающейся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в ней уверенности в своих силах.
Создание условий для оптимального развития одаренного ребенка.
Задачи:
выявить способности одаренного ребенка, проявляющего интерес к математике;
использовать индивидуальный подход в работе с одаренной ученицей на уроках математики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
вовлекать учащуюся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащейся проявлять свои возможности.
Методы работы:
анкетирование; опрос; собеседование; тестирование; анализ научных источников; творческие работы; метод прогнозирования; метод исследования проблемы.
Формы работы с учащейся:
творческие мастерские;
интеллектуальные конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в предметных олимпиадах;
работа по индивидуальному плану;
научно-исследовательские конференции;
членство в ученическом научном обществе.
Направления программы:
Диагностика обучающейся – оценка общей одаренности.
Работа на уроках математики.
Использование системы заданий повышенной сложности:
задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ .
задания на составление учебных проектов.
задания на прогнозирование ситуаций.
4. Внеклассная работа с обучающейся –исследовательская деятельность с учетом интереса учащейся.
Основной принцип работы – принцип «обогащения».
Критерии эффективности:
1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
2. Высокая успеваемость по предмету.
3. Учащаяся становится призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
4. Результаты реализации программы.
Индивидуальный план работы.
мероприятия | форма | сроки | ответственные | результаты | выход |
Выявление одаренного ребенка. | опрос, наблюдение | сентябрь | Мартынова СП | | |
Выявление типа одаренности | тестирование | октябрь | Мартынова СП | | анализ |
Решение олимпиадных задач | собеседование, консультации | октябрь, 10-17. | Мартынова СП | | олимпиада |
Составление задач повышенной сложности | практикум | октябрь | Мартынова СП | | выступление перед учениками в классе |
Школьная олимпиада по математике | олимпиада | Октябрь, 17. | Рук ШМО Госман ОН | участие | |
Выбор темы исследовательской работы, знакомство с положением об исследовательской работе. | Собеседование, консультации. | октябрь | Совместно с Мартыновой СП | | Создание темы исследовательской работы. |
Создание эмблемы НОУ | изготовление | октябрь | президент НОУ | | эмблема |
Интеллектуальная игра | игра | октябрь | Зам по УВР Калинина ЛВ | участие | |
Подбор литературы к исследовательской работе | | ноябрь, 10-16. | совместно с Мартыновой СП | | Создание списка литературы. |
Районная олимпиада по математике | Олимпиада, | ноябрь, 20 | | Не принимает | |
Библиотечный урок. Как работать с научной литературой?. | Мастер класс, консультации | 26 ноября | Волошко НА | | Отбор нужного материала из литературы |
Работа с литературой для исследовательской работы | Собеседование, консультации. | ноябрь , 27-30. | совместно с Мартыновой СП | | Отбор нужного материала литературы. |
Отбор материала с помощью ресурсов Интернета | Учебный урок, консультации | Декабрь, 5-10. | Секция физико-математическая, Душухина Н.Л. | | Отбор материала из Интернета, создание списка ресурсов Интернета. |
Проведение исследовательской работы. | Самостоятельная работа, консультации. | Декабрь, 15-31 | Мартынова СП | | Черновой вариант работы. |
Оформление исследовательской работы, изготовление моделей. | Самостоятельная работа, консультации. | Январь, | Мартынова СП | | Корректировка черновика, изготовление моделей. |
Решение задач повышенной сложности. | Решение задач, обсуждение, консультации. | Январь, 15-25. | Мартынова СП | | Выступление перед учащимися класса |
Презентация, как способ представления научной работы. | Мастер класс, консультации | Январь, 26-28 | Секция физико-математическая | | Отбор материала для презентации |
Развитие коммуникативных качеств | Тренинг, консультации | Январь, 29-31 | Педагог психолог Лифашина ТА | | |
Написание исследовательских работ, создание презентации | Самостоятельная работа, консультации | Февраль, 1-20 | Мартынова СП | | Исследовательская работа и презентация. |
Роль речевых умений в представлении работы. | Учебный урок, консультации | Февраль, 25-28 | Секция филологическая, Богомолова ЕВ | | Выступление перед учащимися с исследовательской работой и на секции. |
Декада науки Защита исследовательской работы. | конференция | Март. | Руководитель НОУ. | | Выступление перед аудиторией. |
Международный конкурс «Кенгуру» | конкурс | Март, 20 | Рук ШМО Госман ОН | | |
Решение логических задач. | Самостоятельная работа , консультации. | апрель | Мартынова СП | | Выступление перед учащимися класса. |
Подведение итогов за год планирование на следующий год. | Беседа, обсуждение. | май | Мартынова СП | | Выставка работ научной практической конференции. |