СЛАВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ «Большаковская СОШ»
_________________М.А. Близнюк
«______» _____________ 2018 г.
Индивидуальная программа
профилактики суицидального поведения
2018 - 2019 учебный год
Составитель
Иванченко Ольга Андреевна,
педагог-психолог
п. Большаково
2018 год
Пояснительная записка
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
План индивидуальной работы по профилактике суицидального поведения
Цель: формирование позитивного отношения к жизни, достижения душевного равновесия, относительно устойчивых отношений с другими людьми и миром в целом, коррекция эмоциональной сферы.
Задачи: обеспечение безопасности обучающейся , снятие стрессового состояния;
изучение особенностей психолого-педагогического статуса обучающейся с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении; формирование позитивного образа «Я»; коррекция эмоциональной сферы.
Принципы реализации программы.
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту ребенку, поможет избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Наибольший эффект может иметь программа, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, педагога-психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Тематическое планирование
№ | Мероприятие | Сроки исполнения | Исполнитель |
1 | Посещение семьи на дому, выявление имеющихся проблем. Изучение семейных отношений. | в течение года | классный руководитель, социальный педагог, психолог |
2 | Контроль за посещаемостью учебных занятий. | в течение года | классный руководитель, социальный педагог |
3 | Диагностика уровня школьной тревожности, состояния агрессии, способы выхода из сложной жизненной ситуации | в течение года | педагог-психолог |
4 | Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди одноклассников. | в течение года | классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог |
5 | Консультации ученицы и родителей, оказавшихся в кризисной ситуации | в течение года | педагог-психолог, социальный педагог |
6 | Индивидуальные психологические занятия | октябрь-май | педагог-психолог |
7 | Профилактические беседы | сентябрь-май | педагог-психолог |
Литература
1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
4. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.
5. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.
6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
8. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
9. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
11. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19
12. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20
13. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
Календарно-тематический план психологических занятий.
№ | Наименование проводимой работы | Содержание | Количество часов | Сроки |
| Профилактические беседы | | | систематически |
1 | Беседа | «Смысл жизни» | 1 | сентябрь |
2 3 | Арттерапия | «Карта моей жизни» «Моя жизнь как…» | 2 | октябрь ноябрь |
4 | Коррекционное занятие | «Знакомство с эмоцией» «Имитация эмоций» Рисование эмоций | 1 | декабрь |
5 | Релаксационное, рефлексивное занятие | «Снятие эмоционального напряжения» | 1 | январь |
6 | Коррекционное занятие на умение адекватного выражения чувств | «Бабушка Яга» (гнев) «Золушка» (печаль) «Один дома» (страх) «Мать и детеныши» (эмпатия) | 1 | февраль |
7 | Релаксационное, рефлексивное занятие | «Снятие эмоционального напряжения» | 1 | март |
8 | Снятие вербальной и невербальной агрессии | «Спустить пар», «Похвались соседом», «Довольный сердитый», | 1 | апрель |
9 | Занятие «Уделяем внимание чувствам» | «Невербальная экспрессия» «Свободный танец» «Есть целый мир в душе моей…» | 1 | март |
10 | Арттерапия | Рисунок моя мечта | 1 | май |
| Всего | | 10 | |
Педагог-психолог ___________________________
Приложение 1
Участник программы
ФИО | Дата рождения | Попытка суицида: | Примечание |
Б-21 | 01.04.2004 | 25.05.2018 | |