Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Черногорск
| Утверждаю: Директор МБОУ «СОШ № 4» _______________ М.В Калагина Приказ № 99 от «31»августа 2018 г. |
Рабочая программа
индивидуального обучения на дому
по географии
Елистратовой Елены
5в класс
срок реализации: 01.09.2018 г. -31.05.2019г.
составлена на основе примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений
Авторы программы: О.А. Климанова, В.В Климанов.
Составитель:
Шишкова Ольга Викторовна,
учитель географии.
Черногорск, 2018 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии, уровень изучения – базовый, составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального уровня: Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями), локальными нормативными актами МБОУ «СОШ № 4»: Основной образовательной программой основного общего образования, с учетом Учебного плана МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска, Положения о рабочей программе на уровень основного общего образования, принятого на заседании Педагогического совета (протокол № 3 от 06.04. 2015г.), рабочей программе по учебному предмету.
Общая характеристика учебного предмета
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие и базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
В ходе обучения географии у учащихся 5 классов должны быть сформированы:
• ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- уважение к природе, истории, культуре России;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Цель обучения: формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.
Задачи обучения:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровня (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения - охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с учебным планом) в 5 классе 1 час в неделю, в объеме 34 часа.
Программа учитывает возрастные и интеллектуальные особенности ученицы 5в класса.
Программа составлена учётом уровня подготовленности и общего развития учащейся 5в класса Елистратовой Елены. Лена обучается очно на дому по индивидуальному учебному плану. Девочка быстро утомляется. Мотивация учения низкая. При выполнении заданий требуется направляющая обучающая помощь. В связи с этим планирую применять в учебном процессе игровые методы работы.дидактические игры.
Исходя из психологических особенностей учащегося, в своей практике применяю устный, письменный, практический методы контроля. Они осуществляются путем индивидуальной проверки.
Рабочая программа ориентирована на использование в 5в классе следующего УМК
(утвержден приказом директора МБОУ «СОШ № 4» г. Черногорска от 01.02.2018 г. № 16/2 «Об утверждении списка учебников используемых для реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2018 – 2019 учебном году»
Состав УМК:
Климанова О.А., Климанов В.В., Ким Э.В. и др. /Под ред. Климановой О.А. География, ДРОФА
Характеристика УМК:
Учебник соответствует ФГОС основного общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник адресован учащимся 5 классов и входит в линию учебников по географии под редакцией О.А. Климановой. Методический аппарат учебника хорошо проработан и отражает замысел развивающего и личностно - ориентированного обучения; возможность параллельной работы с электронным приложением к учебнику способствует эффективному усвоению учебного материала.
С целью повышения качества и эффективности обучения, предупреждения перегрузки учащихся объём домашней работы не превышает 30% объёма работы, выполненной в классе.
Содержание учебного предмета
Название разделов | Количество часов |
Раздел I. Как устроен наш мир | 9 |
Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности | 8 |
Раздел III. Как устроена наша планета | 17 |
| |
Всего | 34 |
Раздел 1.Как устроен наш мир.
Тема 1.Земля во вселенной. Представления об устройстве мира. Звёзды и галактики. Солнечная система. Луна-спутник Земли.Земля-планета Солнечной системы.
Тема 2.Облик Земли. Облик земного шара. Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Урок-практикум.Глобус как источник географической информации.
Раздел 2. Развитие географических знаний о земной поверхности.
Тема 1. Изображение Земли. Способы изображения земной поверхности. История географической карты.
Тема2.История открытия и освоения Земли. Географические открытия древности Географические открытия Средневековья. Великие географические открытия. В поисках Южной Земли. Исследования океана и внутренних частей материков. Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источник географической информации.
Раздел 3. Как устроена наша планета.
Тема 1. Литосфера. Внутреннее строение Земли. Горные породы и их значение для человека. Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов. Рельеф и его значение для человека. Основные формы рельефа Земли.
Тема 2. Гидросфера. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Гидросфера-кровеносная система Земли.
Тема 3. Атмосфера. Атмосфера Земли и её значение для человека. Погода. Урок практикум. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой.
Тема 4. Биосфера. Биосфера-живая оболочка Земли. Урок-практикум. Экскурсия в природу.
Тема 5. Природа и человек. Воздействие человека на природу Земли.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
являются следующие умения:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- определять на карте местоположение географических объектов.
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса география
Личностные |
Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. Осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира: сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. |
Метапредметные |
Личностные УУД | Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона). Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества. Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. |
Регулятивные УУД | Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений. Умения управлять своей познавательной деятельностью. Умение организовывать свою деятельность. Определять её цели и задачи. Выбирать средства и применять их на практике. Оценивать достигнутые результаты. |
Познавательные УУД | Формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов. Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. |
Коммуникативные УУД | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом |
Предметные |
Называть методы изучения Земли; Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; Объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»; Приводить примеры географических следствий движения Земли. |
№ п/п | Тема (содержание) | Кол. часов | Ключевые компетенции | Дата |
| |
1 | Представления об устройстве мира | 1 | Межпредметные связи: биология, обществознание ИКТ: обращение с устройствами ИКТ Коммуникация и социальное взаимодействие: с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | 07.09 |
2 | Звёзды и галактики | 1 | Межпредметные связи: биология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 14.09 |
3 | Солнечная система | 1 | Межпредметные связи: окружающий мир Основы научно исследовательской деятельности: использовать такие естественно-научные методы и приёмы Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | 21.09 |
4 | Луна — спутник Земли | 1 | Межпредметные связи: окружабщий мир Стратегии смыслового чтения и работа с текстом связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников | 28.09 |
5 | Земля — планета Солнечной системы | 1 | Межпредметные связи: физика, биология Коммуникация и социальное взаимодействие выступление перед аудиторией | 05.10 |
| |
6 | Облик земного шара | 1 | Межпредметные связи: химия, биология, экология Обращение с устройствами ИКТ | 12..10 |
7 | Форма и размеры Земли. Глобус — модель Земли | 1 | Межпредметные связи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 19.10 |
8 | Параллели и меридианы. Градусная сеть | 1 | Межпредметные связи биология, экология Коммуникация и социальное взаимодействие: умение работать в группе | 26.10 |
9 | Практическая работа №1. Глобус как источник географической информации | 1 | Межпредметные связи: обществознание, биология, экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 09.11 |
| |
10 | Способы изображения земной поверхности | 1 | Межпредметные связи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 16.11 |
11 | История географической карты | 1 | Межпредметные связи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 23.11 |
12 | Географические открытия древности | 1 | Межпредметные связи: экология Коммуникация и социальное взаимодействие: выступление перед аудиторией | 30.11 |
13 | Географические открытия Средневековья | 1 | Межпредметные связи: экология Коммуникация и социальное взаимодействие: выступление перед аудиторией | 07.12 |
14 | Великие географические открытия | 1 | Межпредметные связи: экология Коммуникация и социальное взаимодействие: выступление перед аудиторией | 14.12 |
15 | В поисках Южной Земли | 1 | Межпредметные связи: экология Коммуникация и социальное взаимодействие: выступление перед аудиторией | 21.12 |
16 | Исследования океана и внутренних частей материков | 1 | Межпредметныесвязи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: поиск и организация хранения информации искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители | 28.12 |
17 | Практическая работа №2. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации | 1 | Межпредметные связи: обществознание, биология, экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 11.01 |
| | | РАЗДЕЛ III. КАК УСТРОЕНА НАША ПЛАНЕТА Тема 5. Литосфера |
18 | Внутреннее строение Земли | 1 | Межпредметные связи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 18.01 |
19 | Горные породы и их значение для человека | 1 | Межпредметныесвязи:экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: поиск и организация хранения информации искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители | 25.01 |
20 | Практическая работа № 3. Работа с коллекцией горных пород и минералов. | 1 | Межпредметные связи: обществознание, биология, экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 01.02 |
21 | Рельеф и его значение для человека | 1 | Межпредметные связи биология, экология Коммуникация и социальное взаимодействие: умение работать в группе | 08.02 |
22 | Основные формы рельефа Земли | | Межпредметные связи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 15.02 |
23 | Игра «Горы и спорт» | | Межпредметные связи биология, экология Коммуникация и социальное взаимодействие: умение работать в группе | 22.02 |
| |
24 | Мировой круговорот воды | 1 | Межпредметные связи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 29.02 |
25 | Мировой океан и его части | 1 | Межпредметные связи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 07.03 |
26 | Гидросфера — кровеносная система Земли | 1 | Межпредметные связи биология, экология Коммуникация и социальное взаимодействие: умение работать в группе | 15.03 |
27 | Атмосфера Земли и её значение для человека. Погода. | 1 | Межпредметные связи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 22.03 |
28 | Итоговая контрольная | 1 | Межпредметныесвязи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: поиск и организация хранения информации искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных, в частности использовать различные определители | 12.04 |
29 | Практическая работа №4. Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой | 1 | Межпредметные связи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 19.04 |
| | | |
30 | Биосфера — живая оболочка Земли | 1 | Межпредметные связи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 26.04 |
31 | Практическая работа №5. Экскурсия в природу | 1 | Межпредметные связи: экология Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: формулировать тезис, выражающий общий смысл текста | 10.05 |
32 | Воздействие человека на природу Земли | 1 | Межпредметные связи: экология Коммуникация и социальное взаимодействие: выступление перед аудиторией | 17.05 |
33 | Человек как жертва природных явлений | 1 | Межпредметные связи: экология Коммуникация и социальное взаимодействие: выступление перед аудиторией | 24.05 |
34 | Обобщающий урок за курс 5 класса | 1 | Межпредметные связи биология, экология Коммуникация и социальное взаимодействие: умение работать в группе | 31.05 |