СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа курса коррекционно-развивающих занятий по развитию пространственных и временных ориентировок учащейся 7 класса xxxxxxxxxxxxx xxxxxxxxxx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная программа курса коррекционно-развивающих занятий по развитию пространственных и временных ориентировок

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа курса коррекционно-развивающих занятий по развитию пространственных и временных ориентировок учащейся 7 класса xxxxxxxxxxxxx xxxxxxxxxx»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»


Согласовано Утверждено

________________ _______________

Руководитель МО Самбилова Т.Д. Директор школы Гармаева Е.С.

Протокол № 01 от 25 августа 2022 года Приказ № 132 от01 сентября 2022 года






 



























Индивидуальная программа курса

коррекционно-развивающих занятий

по развитию пространственных и временных ориентировок

учащейся 7 класса

xxxxxxxxxxxxx xxxxxxxxxx











Педагог-психолог: Дымбрылова Т.И.

















2022-2023 учебный год

г. Закаменск







Пояснительная записка


Данная индивидуальная коррекционно-развивающая программа по формированию пространственно - временных ориентировок курса «Сенсорное развитие» для учащейся 7 класса XXXXXXXXXXXX XXXXXXX составлена с учетом рекомендаций РПМК (обучение по АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант I)), диагностических данных и на основе:

- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99 - ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ)

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) на основе ФГОС образования с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) от 22 декабря 2015 г.

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

- Устава ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

- Учебного плана на 2022-2023 учебный год



Программа составлена с использованием материалов авторской учебной программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (авторы: Л.А. Метиева, Э.Я Удалова) и коррекционно – развивающей программы «Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью» (авторы: Маллер А.Р., Цикото Г.В. М.: Издательский центр «Академия», 2013.)

Дети с интеллектуальной недостаточностью лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Поэтому слабо подготовленные к обучению учащиеся нуждаются в психологической поддержке и помощи.

Данная программа призвана облегчить таким детям школьное обучение, поскольку зрительно-пространственныйгнозис является основой для формирования учебных навыков.

Несформированность пространственных представлений проявляется:

  • при обучении математике – в ошибочном написании цифр, перестановке разрядных единиц при записи многозначных чисел, в трудностях усвоения числового ряда и взаимоотношений чисел в ряду, глазомерных ошибках при измерении, неумении расположить симметрично записи примеров в тетради;

  • при обучении письму – в зеркальном письме букв, смешении верхних и нижних элементов букв, в трудностях построении фразы, подборе слов при высказывании;

  • при обучении чтению – в сужении объёма различимого пространства строчек, что является одной из причин замедленного перехода к беглому чтению, в ошибках при различении сходных по форме букв, трудностях понимания логико-грамматических конструкций;

  • при обучении рисованию – в неумении расположить рисунок в пространстве листа, трудностях овладения пропорциями в рисунке;

  • при выполнении двигательных упражнений – в трудностях выбора направления движения при перестроении под команду (правая – левая ориентировка, верх-низ), трудностях переключения с одного направления движения на другое.

Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в которомпространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления детей.

Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как форма, их протяженность (высокий-низкий, длинный-короткий), понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево-направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе-дальше), о местоположении (в середине).

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.


Кроме того, по данным Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, недостаточность формирования структур, отвечающих за зрительно-пространственный гнозис, оказывает определенное влияние на формирование эмоционально-личностной сферы ребёнка. Коррекционная программа по развитию пространственных представлений позволяет отчасти компенсировать и недостаточность эмоциональной сферы.

Цель данной программы формирование пространственно-временных представлений.

Задачи:

Развивающие:

- формировать ориентировку в схеме собственного тела и тела другого субъекта. 

- уточнять и дифференцировать пространственные понятия «впереди», «позади», «вверху», «внизу»,

- стимулировать развитие пространственного восприятия, координацию движений, формировать ориентировку в пространственном расположении предметов.

Образовательные:

- развивать познавательные интересы детей, активизировать мыслительную деятельность в процессе реализации программы.

- учить ориентироваться в пространстве и на плоскости.

Воспитательные:

- способствовать развитию волевой сферы – произвольности и психических процессов: восприятия, воображения, внимания и памяти.


Одной из основных причин трудностей пространственного различения является незавершённость процесса формирования совместной работы обоих полушарий головного мозга, что и обуславливает необходимость развития межполушарного взаимодействия.

В основу программы положены взгляды Н.Я. и М.М. Семаго на формирование пространственных представлений у детей. Они выделяют 4 основных уровня овладения детьми пространственными представлениями:

- уровень пространства собственного тела;

  • уровень расположения объектов по отношению к собственному телу;

  • взаимоотношения внешних объектов между собой;

  • лингвистическое пространство (квазипространственные представления).

Работа над каждым уровнем предполагает обязательную вербализацию всех представлений

Программа включает 4 последовательных этапа, каждый из которых представляет собой самостоятельную часть в развитии пространственных представлений ребёнка. Виды заданий от этапа к этапу усложняется: от наиболее простых топологических, координатных, метрических представлений вплоть до лингвистических (языковых) представлений, наиболее поздно усваиваемых ребенком.

Овладение каждым из этих уровней необходимо для прочного закрепления представлений, относящихся к следующему этапу. Только после успешного усвоения представлений данного этапа допускается переход к следующему этапу программы. Каждый этап включает контрольное занятие, позволяющее определить степень сформированности представлений и их закрепления в речи ребенка.

Посильность заданий обеспечит их успешное выполнение, что непременно принесет удовлетворение ребенку, а, следовательно, будет формировать положительное отношение к учебной деятельности, что чрезвычайно важно.

Быстрый и ощутимый развивающе-коррекционный эффект может быть достигнут не только за счет вербального обозначения пространственных признаков, но и за счет привлечения к выполнению того или иного задания максимально возможного числа анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кинестетического), комплексная работа которых обеспечивает формирование более устойчивых и правильных пространственных представлений.

I этап. На этом этапе осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле. Работа начинается с усвоения схемы тела и её словесного обозначения, а в дальнейшем продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «вертикальной организации», пространства тела (его вертикальной оси). Ведется работа по параметрам: выше всего, ниже всего, выше чем, ниже чем. Так же вводятся предлоги и слова, обозначающие взаиморасположение частей: над, под, между. Осуществляется отработка расположения объектов во внешнем пространстве по отношению к собственному телу по вертикальной оси.

Параллельно с формированием пространственных представлений осуществляется работа с геометрическим материалом.

II этап. Данный этап посвящён формированию представлений о собственном теле (работа над схемой тела продолжается) и объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения «горизонтальной организации» и взаимоотношении объектов пространства по горизонтальной оси.

Вводится параметр «впереди», «ближе к»…, дальше от»…. Далее производится перенос понятий «выше» и «ниже» в горизонтальную плоскость (т.е. плоскость стола, учебной парты), отрабатываются предлоги «перед», за», анализируются позиции «ближе, чем…», «дальше, чем …» (относительно горизонтальной оси).

III этап начинается с анализа расположения объектов (окружающих ребенка предметов) вокруг его собственного тела с формированием таких понятий, как «слева», «справа», «левее», «правее».

Необходимо постоянно возвращаться к уже усвоенным представлениям «вверху», «внизу», «впереди», чередуя эти представления с тем, что освоено на 1 и 2 этапе.

На данном этапе важно использовать маркировку руки ребенка (часы, браслеты, «фенечки»). «Маркеры» должны присутствовать постоянно.

Далее осуществляется переход к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «правой-левой» ориентировки. Отрабатываются представления: «слева от»…, «справа от …», «левее, чем…», «правее чем …».

Итогом развития на этом этапе становится целостная картина мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собой.

Для завершения овладения топологическими, координатными и метрическими представлениями необходимо отработать пространственное представление «Сзади», как в его метрической части – ближе ко мне (сзади), дальше от меня (сзади), так и координатной части – сзади сверху, сзади снизу, сзади слева, сзади справа.

IV этап посвящен формированию числовых, порядковых, временных представлений (работа с сукцессивными процессами). Необходимо закрепить числовой ряд через последовательное изображение объектов в определенном направлении. После чего анализируется направление, осуществляется работа с понятиями «до», «после», «перед», «за», «слева – справа», «предыдущий», «последующий».

Далее анализируется последовательность:

  • частей суток;

  • времен года;

  • дней недели;

  • месяцев в году.

Формируются временные понятия «до», «после», «раньше», «позже». Для полноценного формирования временных понятий важна зрительная опора. Отрабатывается понимание временных конструкций. Позднее формируются навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов.

Данный этап целиком опирается на усвоенные знания 1-3 этапов.

Итоговое контрольное занятие предполагает работу с заданиями, где необходимо не только понимание, но и использование сложных речевых конструкций.

Чем глубже нарушение зрительно-пространственного гнозиса, тем больше внимания и времени должно быть уделено начальному уровню с постепенным переходом к следующему.

При составлении программы были использованы кинезиологические упражнения для организации деятельности мозга и тела, обеспечивающие скорость и интенсивность протекания нервных процессов; движения, пересекающие среднюю линию тела, способствующие интеграции связей между левым и правым полушариями головного мозга, полноценному восприятию материала, что важно для полноценного функционирования теменно-височно-затылочных зон мозга, отвечающих за осуществление зрительно-пространственного гнозиса . Также были включены телесно-ориентированные упражнения, которые подчинены законам развития движений, в соответствии с которыми первоначально работа происходит в положении преимущественно «на спине», затем в положении «сидя», «стоя».

Продолжительность занятия -30 минут, 2 раза в неделю, 70 часов в год.


Структура занятия.

1.Приветствие.

2.Двигательные и телесные упражнения.

3.Упражнения для развития зрительно-пространственного гнозиса.

4. Упражнения для развития коммуникативной, эмоционально-волевой сферы.

5.Упражнения для релаксации.

5.Ритуал прощания.


Ожидаемые результаты:

В соответствии с программой ориентируясь в пространстве, дети должны освоить:

собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе);

ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета;

ориентироваться по основным пространственным направлениям, использовать это как систему отсчета;

ориентироваться в двухмерном пространстве, т. е. на плоскости;

пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).



Система оценки достижения планируемых результатов:

  • методика Семаго Н.Я., Семаго М.М. «Диагностика пространственных представлений ребенка». Проводится в начале и в конце реализации программы;

  • текущий контроль за усвоением программы посредством контрольных заданий для детей по результатам реализации каждого этапа.




Тематическое планирование

70 часов.

I этап

Тема

Направление и примерные виды работ

Кол-во часов


Диагностика

2

Схема тела

Формирование и закрепление представлений о частях тела, о собственном лице. Работа проводится по вертикальной оси, вначале перед зеркалом, потом через этап движения, прощупывания, а затем с закрытыми глазами.

-Использование в речи («Найди у товарища, назови правильно»)

-Работа с иллюстрациями

1

Части лица

Работа начинается с анализа расположения частей лица по параметрам:

-выше всего

-ниже всего

-выше, чем

-ниже, чем

Вводятся предлоги «над», «под», «между».

-используются схемы: (над), (под), (между)

(Первоначально предлог выделяется интонационно, чтобы помочь детям ответить на вопросы: «Что находится под бровями?». Затем детям предлагается отвечать на вопросы с использованием в речи предлогов: «Где находятся глаза?»)

3

Части туловища

Аналогично анализируется положение частей туловища

-рук (пальцы, ладонь, запястье, локоть, плечо)

-непосредственно туловища

(шея, плечи, грудь, спина, живот)

-ног (стопа, голень, колено, бедро)

3

Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «над», «под», «между»

Отработка и анализ расположения объектов во внешнем пространстве по вертикальной оси (через представления «выше чем…, «ниже, чем»…, предлоги над, под, между)

2

Восприятие цвета, величины, размера, формы




Работа над закреплением представлений о цвете геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник) с использованием дидактических игр («Найди свою пару», «Из каких геометрических фигур сложен рисунок» и др), на основе природного материала (листья: цвет, форма, величина); работа с конструктором

  • Работа.над формообразующими движениями

  • Работа над понятиями длинный – короткий, длиннее – короче; широкий – узкий, шире – уже; глубокий – мелкий, глубже – мельче; толстый – тонкий, толще – тоньше

5











II этап


Работа над понятиями «ближе к …», «дальше от…»

- При активном участии детей анализируется, что нельзя описать словами «выше», «ниже», «над», «под» расположение частей тела, если оно находится в горизонтальном положении

- Переход к объектам во вне и введение представления «Ближе к…», «дальше от …» (Анализ расположения объектов в горизонтальном пространстве производится только по отношению к себе как объекту).

- Проведение упражнений по сопоставлению вертикальной и горизонтальной организации объектов в пространстве, включая собственное тело, и переносу понятий «выше», «ниже» в горизонтальную плоскость.

2

Расположение объектов по отношению к собственному телу: предлоги «перед», «за».

- По аналогии с переходом от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» отрабатываются (вначале на уровне тела – в первую очередь рук – и только после этого на уровне внешних объектов) предлоги «перед», «за».

3

Работа над понятиями «ближе, чем…», «дальше, чем…»

- Переход от анализа горизонтального пространства «впереди» в анализ «бокового» горизонтального положения. Работа начинается с собственного тела (рук, ног) с переходом на внешние объекты, расположенные в горизонтальной плоскости «сбоку» (не важно: справа или слева), но анализируемые с позиций близости «ближе, чем …», «дальше, чем…»

- Работа с геометрическим материалом

3


Ш этап


Работа над представлениями «право-лево», ориентируясь на собственное тело.

- Работа над теми частями собственного тела, которые могут отражать метрические соотношения по оси:

«право-лево»

-используется комплекс заданий, требующих анализа расположения отдельных частей рук, а затем ног.

-в первую очередь работа проводится с ведущей рукой ребенка (соответственно ведущей ногой).

- Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции, упражнений на слухо-моторную , зрительно- моторную координацию, на развитие ритмической организации деятельности.

4

Отработка понятий «правее, «левее» относительно собственного тела

- Работа над понятиями «правее», «левее»

- В отношении правой руки- то, что «дальше», то «правее;

в отношении левой руки- то, что «дальше», то «левее».

-По аналогии отрабатываются и закрепляются указанные представления на правой и левой ногах

- Выполнение двигательных упражнений по словесной инструкции.

4

Работа над представлениями: «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…»

*Переход к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «правой-левой» ориентировки. Отрабатываются представления «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…», (необходимо возвращаться к ранее усвоенным представлениям, чередуя их с осваиваемыми в этот момент)

4

Работа над представлением «Сзади»

«Для завершения овладения топологическими, координаторными и метрическими представлениями с выходом на целостное представление о пространстве необходимо отработать пространственное представление «СЗАДИ» как в его метрической части – ближе ко мне (сзади), дальше от меня (сзади), так и координаторной части – сзади сверху, сзади снизу, сзади слева, сзади справа.

3

Определение сторонности объектов, находящихся напротив

- Работа над определением «правой-левой» стороны у объекта, человека, находящегося напротив. Дидактические игры: «Покажи у товарища», «Твоя правая рука – моя правая рука» и др.

4


IV этап


Работа с линейной последовательностью предметного ряда

-Работа с предметами, расположенными в неизменном порядке, в определенном направлении (слева – направо). Например: первым (в крайней левой позиции) изображается арбуз, вторым виноград, и так до десяти изображений. Далее определяется, что было нарисовано «До» какого-либо из изображений и, соответственно, «после» него.


Работа с числовым рядом

  • По аналогии анализируется число «перед» каким-либо («предыдущий» и число «после» какого-либо или «за» каким либо («следующий»)

- Работа над понятием «между».

- Точно так же проводится аналогия и отрабатывается понимание того, что число «перед каким-либо» находится слева от него в числовом ряду, а число «после (него)» – справа от него в числовом ряду. Работа над понятием «соседи» числа.

- Работа над пропедевтикой трудностей определения разрядности числа и устного счета с переходом через десяток.

8

Формирование временных представлений

- Анализ временного распорядка дня ребенка. Для этого анализируется, что ребенок делает в первую очередь «после» того, как он проснулся, что делает «после» этого и т.д.

- Со зрительной опорой на схему у ребенка формируются понятия «раньше», «позже», соответственно – «до» и «после», на конкретном распорядке дня.

- По аналогичной схеме прописываются последовательности:

-времени суток

-времен года (анализируется, какое время года было «до», какое «после», какое «между»)

-дней недели

-месяцев в году

- Упражнения на развитие серийной организаций деятельности

- Параллельно отрабатывается понимание сложных временных конструкций и возможность их актуализации. (Например: «После какого времени года наступает…», «Перед, каким днем недели наступает… и т.д.

10

Формирование навыков ориентировки на циферблате стрелочных часов

Осуществляется работа по формированию навыка ориентировки и определения времени на циферблате стрелочных часов. Анализируются представления: «что было раньше», «что позже», «что до …», что после …», т.е. что произошло вначале, а что потом. В последнюю очередь отрабатывается установление времени с точностью до минуты.

6

Итоговое занятие

- Работа с конструктором

- Работа с иллюстрациями, сюжетными картинками.

- Использование рисуночных методов, аппликация, лепка

- Анализ текстов или речевых конструкций, содержащих определенную последовательность событий.

1


Диагностика

2


Итого

70 часов

Приложение 1

Телесные упражнения Телесные упражнения
  1. «Велосипед».

Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом – другого колена, затем снова противоположного.

  1. «Лодочка».

Выполняется лёжа на спине, затем на животе. Ребенку предлагается изогнувшись, приподнять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку. Усложнение – «покачивание на волнах».

  1. «Эмбрион».

Покачивание туда - обратно, свернувшись «калачиком».

  1. «Вездеход».

Передвижение передом (лицом вперёд), а затем задом (спиной вперёд) с прямыми ногами при помощи попеременных движений ног и ягодиц.

  1. «Качалка».

Сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Перекатываться с одного бока на другой, вперед – назад, прокатываясь всеми позвонками по полу.

  1. «Перекрёст».

Сидя на полу, ноги вытянуть вперед и скрестить их. Сделать наклон вперёд, пытаясь достать руками пальцы ног. Наклонить голову. Вдыхать при подъёме тела, выдыхать при наклоне. Повторять упражнение трижды и менять перекрёстное положение ног.

  1. «Ползание на животе».

Исходное положение лежа на животе.

Ползание на животе:

-синхронно при помощи рук и ног (головой вперед, затем ногами вперед);

-только при помощи рук;

-только при помощи ног.

  1. «Ползание на спине».

Исходное положение – лёжа на спине.

Ползание на спине:

-синхронно при помощи рук и ног (головой вперед, затем ногами вперед);

-только при помощи рук;

-только при помощи ног.

  1. «Брёвнышко».

Ребенок прокатывается «бревнышком» по полу туда – обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем вдоль туловища.

  1. «Ходьба на четвереньках».

Исходное положение – на четвереньках. При ходьбе на четвереньках одновременно должны ставиться рука и нога. Взгляд направлен вперед. Усложнение – ускорение темпа.

  1. «Перекрестная ходьба».

- (левая нога – правая рука, правая нога – левая рука) на четвереньках на ладошках.

- перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом).

- односторонние четвереньки (правая рука и правая нога, левая рука и левая нога).

- перекрёстная ходьба на четвереньках: руки на одну линию, ноги произвольно (вперед и назад, с ускорением темпа).

- односторонние четвереньки боком (левым, правым).

Усложнение – с закрытыми глазами.

  1. «Приставной шаг».

Предложить детям встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево приставным шагом – двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам), а затем противоположные рука и нога.

  1. «Перекрестное марширование».

На первом этапе ребенок медленно шагает, попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена (перекрестные движения). Взрослый отсчитывает 1-12 в медленном темпе. На втором этапе ребенок шагает, но уже касаясь одноименного колена (односторонние движения).

Также на счет 1-12. На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом – односторонние. Обязательное условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями. После того как ребенок освоил упражнение под счёт, можно предложить выполнить его самостоятельно, самому считая и контролируя последовательность и переключение с движения на движение.

  1. «Мельница».

Предложите детям делать одновременные круговые движения рукой и ногой. Сначала левой рукой и левой ногой, затем правой рукой и правой ногой. Сначала вращение выполняется вперёд, затем назад, затем рукой вперед, а ногой назад. Выполнять упражнение надо так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Дыхание произвольное.

  1. «Руки-ноги».

Детям предлагается выполнять прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами:

-ноги вместе – ноги врозь

-ноги врозь – руки вместе

-ноги вместе – руки вместе

-ноги врозь – руки врозь.

  1. «Парад».

Марширование на счёт: «раз – два – три – четыре». В первом цикле шагов хлопок руками на счёт «раз», во втором – на счёт «два», в третьем – на счёт «три», в четвертом – на счёт «четыре». Повторить несколько раз.

  1. «Бег змейкой».

Ноги перекрещиваются с изменением направления движения по команде взрослого (поворот кругом во время бега). Усложнением упражнения может быть ходьба или бег на носках.


Упражнения на ритмическую организацию и переключаемость движений

Воспроизведение ритмов.


«Ладонь – кулак» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз,затем сжимается в кулак.

«Ладонь – кулак – ребро» - кисть руки спускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак, потом разжимается и ставится ребром.

«Отстукивание» - карандашом, ручкой, деревянной палочкой воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает учитель.

«Азбука Морзе» – образец дается на доске из черточек (/) и точек (.), где // «медленные (с паузой), .. – быстрые постукивания.




Приложение 2 Упражнения на формирование пространственных представлений I этап Работа над схемой тела


«Маланья» (стихотворение сопровождается показом).

У Маланьи, у старушки,

В махонькой избушке,

Жили пять сыновей.

Все без бровей,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

Вот с такими головами,

Вот с такими усами,

Вот с такими бородами, Вот с такими руками,

Вот с такими ногами,

Вот с такими плечами,

Вот с такими животами и т.д.


«Каравай» (в кругу).

Как на « имя» именины,

Испекли мы каравай.

Вот такой высоты,

Вот такой нижины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Каравай, каравай

Кого хочешь выбирай.


Игровые действия.

-Погладим ручку с обеих сторон;

-Нарисуем на пальчиках ниточки;

-Нарисуем на ладошке клубочек;

-Нарисуем бровки, губки;

-Погладим головку и т.д.


«Сделай аппликацию».

Детям предлагается лист бумаги, на котором изображен овал. Дети должны наклеить на него все части лица (брови, губы, глаза и т.д.)


«Чего не хватает?»

Детям предлагаются картинки, где не хватает частей лица, туловища. Дети должны определить чего не хватает и показать на себе.


«Отбей мяч».

Взрослый бросает мяч ребенку и просит его отбить рукой, ногой, головой и т.д.


Работа с предлогами «над, под, между».

Отгадай загадки.

а) На пригорке и под горкой,

Под березкой и под ёлкой

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

Какой предлог чаще встречался?

б) Надо мной и над тобой пролетел мешок с водой.

Наскочил на дальний лес, прохудился и исчез.

О чем загадка? Где летела туча?


Игра с мячом.

Взрослый просит детей составить предложение с предлогами над, под, между, бросая мяч детям по очереди, каждый раз произносит только название части тела.


Упражнения, направленные на формирование и закрепление представлений о цвете.

Узнай по цвету.

Детям предлагаются полоски разного цвета. Затем показываются контуры предметов (огурец, василек, листья, лимон, клубника и т.д.). Дети должны показать полоску соответствующего цвета.

Кто назовет больше предметов?

Нужно попросить ребенка перечислить:

а) что бывает красным?

б) что бывает зеленым?

в) что бывает желтым?

Цветные кружочки.

Взрослый выкладывает на столе в ряд шесть кружочков, окрашенных в основные цвета, затем молча помещает под одним из них полоску соответствующего цвета, а остальные полоски передает ребенку. Если он не поймет цели задания, можно сказать: «Положи полоску под кружочками, как это сделала я». Затем в абсолютно произвольном порядке просит ребенка: «Дай синий кружок, дай желтую полоску и т.д.» Потом взрослый, указывая пальцем, спрашивает: «Какого цвета полоска? А эта какого цвета?» И т.д.


Какого цвета не стало?

Взрослый раскладывает перед ребенком кнопочки (из мозаики) разного цвета и просит его закрыть глаза. В это время взрослый заменяет 1-2 кнопочки или убирает какую-нибудь из них. Затем интересуется у ребенка, что изменилось, кнопочки какого цвета не стало.

Упражнения, направленные на формирование представлений о форме.

«Найди свою пару»

Оборудование: два одинаковых комплекта геометрических форм по числу детей.

Взрослый распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каждой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т.е. берёт за руки того, у кого такая же форма. Свой выбор они проверяют путём наложения карточек друг на друга. Парами дети маршируют по комнате в определённом направлении.

«Подбери подходящий по форме»

Оборудование: карточки со знакомыми предметами (палатка, огурец, портфель, книга, арбуз, дыня, пуговица, лицо, вишня, пенал, колесо, тарелка, линейка-угольник, пирамида) и 4 трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал).

Перед ребёнком выкладываются трафареты фигур. Он должен к каждой фигуре подобрать картинку с предметом похожим по форме.

«Строители»

Для игры необходим строительный конструктор. Задача – сделать точную копию постройки. После работы каждая постройка анализируется (соответствует ли она образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).

«Угадай и назови»

Оборудование: мешочек с предметами различной формы.

Ребёнок на ощупь должен узнать предмет, находящийся в мешочке, и назвать его форму.

«Выполни и назови».

Дети называют предметы, похожие на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.





Приложение 3



II иIII этапы Уточнение схемы собственного тела, указание местоположения предметов в пространстве относительно себя

1. «Правый – левый».

Ведущий предлагает детям по команде правильно показать: правую руку, левую руку, правую ногу, правое ухо и т.д. За каждое ошибочное действие игрок платит фант.

2. «Моя рука – твоя рука».

Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.

3. «Пожалуйста».

Ведущий предлагает внимательно слушать его задания, но только в том случае, если его обращение будет начинаться со слова «Пожалуйста».

  • Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку.

  • Поверните голову влево

  • Пожалуйста, повернитесь направо и т.д.


4.«Зеркало» (развитие тела, коммуникативных навыков).

Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения, другой должен в точности копировать их, быть его «зеркальным отражением».

5. «Что справа, что слева?»

Ведущий предлагает детям назвать по очереди как можно большее число предметов, находящихся сначала справа, а затем – слева. Выигрывает либо тот, кто правильно назовёт наибольшее число предметов, либо тот, кто последним назовет предмет, расположенный справа /слева/ от игроков.

6. «Отвечай точно!»

Игру следует проводить с небольшой группой детей с тем, чтобы были хорошо слышны правильные и ошибочные реплики каждого из них.

Перед началом игры дети располагаются в одну линию так, чтобы все окружающие предметы по отношению к каждому занимали одно и тоже положение.

От участников требуется продемонстрировать точную и быструю реакцию на слова ведущего, который перечисляет окружающие их предметы и просит определить, где они расположены, только одним словом («впереди», «сзади», «сверху», «снизу», «слева», «справа»).

7. «Водители».

Играющие – «водители» сидят за столами. «Милиционер» (учитель) показывает картинки с изображениями различных машин. «Водители» должны определить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить красную фишку, если налево – синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехало направо и сколько налево. Лучших водителей следует отметить.

8. «Шеренга».

Дети выстраиваются в шеренгу. Затем ведущий предлагает определить детям свое место: «Я стою справа от Пети, Я стою справа от Саши, … и т.д. Идет отработка понятий (право, лево, правее чем, левее чем, справа от, слева от, впереди, сзади. Затем детям предлагается сесть в круг, предварительно, поменявшись местами («напротив», «между»).

9. «Холодно – горячо».

Ведущий прячет в комнате предмет, а затем при помощи команд ведёт игрока к цели. Команды могут быть: шаг направо, два вперед, три налево и т.д.

10. «Разведчики»

Оборудование: стулья (большие и маленькие).

Из числа детей выбирается командир разведгруппы, который должен провести свою группу в тыл врага так, чтобы никто не пострадал и благополучно вернуться обратно.

Стулья расположены в два ряда. Дети двигаются в соответствии со словесными инструкциями взрослого (отрабатываются понятия «над, под, между, справа, слева») Обязательным условием является проговаривание вслух пространственных действий.

11. «Какая рука? Какая нога?»

Взрослый берёт то в правую, то в левую руку различные предметы и просит детей определить, в какой руке находится предмет. Взрослый поднимает то левую, то правую ногу и просит детей определить, какая это нога, и встать в такую же позу.

Ориентировка на горизонтальной плоскости
  1. Организация пространства листа. Необходимо показать детям, как надо размещать рисунки на альбомном листе, сканировать строчки: следует начинать работу с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах работы можно разлиновать альбомный лист на полосы и клетки, показать стрелками направления движения глаз.

  2. Усвоение понятий «Левая сторона листа – правая сторона листа». Раскрашивание или рисование по инструкции. Например: Найди маленький круг в левой части листа, раскрась его зеленым цветом; найди самый большой квадрат в правой части листа и заштрихуй его сверху - вниз, и т.д.



3. Ориентировка на листе бумаги.

а) Моделирование историй «О птичке и кошке».

Материал: лист бумаги, дерево, птичка, кошка, домик, солнце.

Во дворе в левой части листа росла береза. В правом нижнем углу стоял красивый домик. Там жил маленький мальчик, у которого была кошка (наложение кошки на домик). Во двор однажды прилетела птичка и села под дерево. День был солнечный и тёплый. На небе в правом верхнем углу светило солнце (накладывают желтый круг, лучики выкладывают счетными палочками). Увидела кошка птичку и побежала влево. Птичка, заметив кошку, взлетела и села на дерево, на самые верхние ветки. Кошка хотела поймать птичку и полезла вверх на дерево. Птичка полетела вправо. Кошка, оставшись с носом, спустилась вниз.

б) Графическое обозначение направлений.

«Заячьи дорожки».

«Зимним морозным днём спешила мама-зайчиха домой, да вот беда – по пятам гнался за ней серый волк. Вот и пришлось ей путать свои следы. Несмотря на то, что следы на свежем снегу были хорошо видны, не смог волк их распутать, и она благополучно добралась до своего жилища».

Дети должны распутать зайчихины следы.

Детям предлагается под диктовку зарисовывать (выкладывать с помощью палочек) направление движения зайчихи (вперед, назад, вправо, влево). По предварительной договоренности прыжок может быть обозначен либо отрезком длиной в одну единицу (клетку); либо одной счетной палочкой.

  • Прыжок вперед

  • Два прыжка влево

  • Три прыжка назад

  • Два прыжка влево

  • Один прыжок назад

  • Пять прыжков вправо.

«Улицы волшебного города»

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть план улиц волшебного города (каждая из улиц имеет свой цвет и соответствующее название), с помощью стрелок зафиксировать, в каком направлении шёл по ним Ёжик, и затем рассказать всем игрокам о его передвижениях.

«Четыре точки»

Даны четыре точки, нужно поставить крестик от первой точки снизу, от второй сверху, от третьей – слева, от четвертой – справа.

-Даны четыре точки. От каждой точки провести стрелку в направлении: 1-вниз, 2-вправо, 3 - вверх, 4 – влево.

Даны четыре точки, которые можно сгруппировать в прямоугольник. Например, выделить карандашом левую верхнюю точку, затем левую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Аналогично выделить правую верхнюю точку и соединить её стрелкой с правой верхней точкой в направлении снизу вверх.

Можно в прямоугольнике выделить левую верхнюю точку и правую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева - направо, сверху - вниз.

  1. «Перестановки».

Ведущий предлагает выполнить ряд перестановок хорошо знакомых предметов, а затем ответить на вопросы.

-Положить карандаш на тетрадь. Где лежит карандаш? Возьмите карандаш. Откуда вы взяли карандаш?

Положите ручку и карандаш под книгу. Где лежит ручка и карандаш? Возьмите их. Откуда взяли ручку и карандаш?

  1. «Какого слова не хватает?»

Река вышла …. берегов.

Дети бегут … класс.

Зеленый лук … грядке.

5. Расположение фигур.

Положите слева квадрат, посередине листа круг, справа – треугольник. Расскажите, какие фигуры вы положили и где?

6. Рисование по словесному описанию.

  • клумба, на левой стороне которой растут голубые цветы, а на правой – желтые;

  • домик лесника, справа от которого располагаются три ели, а слева – две березки и т.д.

7. «Строители».

Для игры необходим строительный конструктор. Задача – сделать точную копию постройки. После работы каждая постройка анализируется (соответствует ли она образцу, если нет, то в чем заключена ошибка).

Вариант игры: образец предлагается не в виде готовой конструкции, а в виде чертежа.

8. «Обведи фигуры, расставь знаки».

Усвоение понятий слева, справа, над, под, внутри, в центре, между. Ребенку предлагается обвести в тетрадях по шаблону три геометрические фигуры, расположенные в ряд. По устной инструкции учителя дети расставляют определенные значки (знак вопроса, равно, плюс, точка) в соответствии с этими понятиями. По вопросам учителя дети отвечают, где находится тот или иной значок по отношению к геометрическим фигурам.



Приложение 4

IV этап Работа над сукцессивными процессами
  1. «Запомни, ощупай, построй».

Детям предлагается карточка, на которой в определенной последовательности нарисованы геометрические фигуры. Затем дети должны закрыть глаза, ощупать геометрические фигуры, которые находятся перед ними, и расположить их в той последовательности, в какой они увидели их на карточке.

  1. «Цветок радости».

Детям предлагается нарисовать цветы, где у каждого последующего цветка на один лепесток больше.

  1. «Ноты».

Придумать нужно каждому ребенку по слову на первую букву каждой ноты (До – дерево, Ре – рыба; Ми – молоко и т.д.).

  1. «Хлопай по кругу».

Каждый ребенок должен рассчитаться по порядку, затем хлопать в ладоши. В порядке своей очереди в соответствии со своим номером.

  1. «Поза».

Сидящим с закрытыми глазами детям по очереди придается какая-либо последовательность поз (2-4). Ребенок должен почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в заданной последовательности.

  1. «Запомни и сделай».

Детям показывается ряд движений, который они должны воспроизвести.

  1. «Делай так!»

В основе упражнения лежит ряд от 1 до 10. Сначала дети должны 1 раз хлопнуть в ладоши и ударить обеими руками по обеим ногам, затем должны 2 раза хлопнуть в ладоши и снова 2 раза ударить обеими руками по обеим ногам и т.д.

  1. «Разложи картинки (фигуры)».

а) Инструкция ребенку:

- Найди и положи 1 картинку, где изображен овощ, 2 картинки, где изображены фрукты, 3 картинки с животными и т.д. Называй при этом, что и кто изображен на картинках.

б) Инструкция:

- Найди и разложи все фигуры ( треугольники, прямоугольники) в следующем порядке: 4 фигуры одного цвета, 5 фигур одинаковой формы, 6 фигур одинакового размера.

  1. «Сделай ёлочку».

Материал: зеленые плоскостные треугольники разной величины, постепенно возрастающей (по 5 треугольников на каждого ребенка).

Педагог предлагает выложить красивые ёлочки. Дети выполняют заданиесамостоятельно. После этого педагог приглашает к доске ребенка, правильно сложившего елочку и просит показать как он это сделал. Дети рассматривают образец, педагог уточняет принцип выкладывания ёлочки: «Вот какая красивая ёлочка – самый маленький треугольник наверху, потом побольше, ещё больше, ещё больше, самый большой треугольник внизу».

  1. «Запоминай порядок».

а) Играющим показать в руке 4-6 цветных карандашей. Через 20 с, убрав их, спросить о последовательности в их расположении;

б) 5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 с поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

12. «Закрась правильно».

Усвоение понятий: третий справа, второй слева, следующий за, рядом.

Детям предлагается обвести по шаблону в тетрадях пять квадратов, расположив в ряд. По устной инструкции дети выполняют задание цветными карандашами в соответствии с понятиями. Например: «Третий справа квадрат закрасьте красным карандашом, второй слева – синим и т.д.»

Работа над временными представлениями
  1. «Разложи по порядку»

Положите таблички со следующими словами: неделя, час, минута, секунда, сутки – и попросите ребёнка расположить их в порядке возрастания времени.

  1. «Который час?»

Используя игрушечные часы, попросите ребёнка определить время на часах, а затем поставить стрелки в соответствии с вашими указаниями.

  1. «К чему относится?»

Положите перед ребёнком таблички: ночь, утро, вечер, день – и попросите ребёнка разложить их в нужной последовательности. Затем предложите ребёнку карточки, где запечатлены ситуации, характерные для каждого времени суток и попросите ребёнка установить, когда происходить действие, изображённое на карточках, и положить их под соответствующими табличками. Аналогично проводится упражнение по определению времени года.

  1. «Реши задачу»

Например: «Саша гостил в деревне у бабушки неделю и три дня. Сколько всего дней он был в деревне?»

  1. «Отгадай время суток»

Для закрепления знаний детей можно использовать чтение отрывков из рассказов, стихотворений, в которых описываются характерные для данной части суток практические действия. Например:

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

(А. Барто)


Встало – прямо не узнать!

До пояса умылась,

Убрала свою кровать

И даже косы расчесать

Сама не поленилась.

(С. Баруздин)


Спят луга, спят леса,

Пала свежая роса.

В небе звёздочки горят,

В речке струйки говорят.

К нам в окно луна глядит,

Малым детям спать велит.

  1. «Найди соседей»

Дети должны к названному дню недели найти дни, рядом стоящие с ним. Например: среда. Соседи среды – вторник и четверг. Аналогично проводится игра с числовым рядом.

  1. «Чья неделька быстрее соберётся?»

Детям предлагается выложить карточки по порядку дней недели, начиная с любого из дней.

  1. «Найди пару»

Детям предлагается поставить дни недели парами с рядом стоящим днём.

  1. «Времена года»

Предлагаются картинки, по которым дети должны установить времена года и назвать существенные признаки, присущие каждому календарному сезону.

10. «Назови верно»

Детям задаются вопросы. Глядя на календарь, они должны назвать летние, зимние месяцы и т.д.

  1. «Чей порядковый номер?»

Детям предлагается определить порядковый номер каждого месяца года. Взрослый показывает табличку или произносит вслух название месяца года, а дети должны поднять карточку с порядковым номером.

  1. «Когда был праздник?»

Взрослый просит детей определить, в каком месяце отмечали праздник: Новый год, международный женский день, День защитника Отчества, День Победы и т.д.

  1. «Раньше позже»

Детям предлагается определить, какое явление, день недели, часть суток, время года состоялось раньше, а какое позже. Взрослый произносит вслух или показывает картинки, а дети определяют, что было «раньше» или «позже». Например: школьник – старик, суббота - понедельник, картинки с изображением саженца и с изображением яблони с яблоками.

  1. «Вставь пропущенное число, день недели, время суток, месяц»

Детям предлагается ряд, где отсутствует один из его членов. Например: 1,2,3,5,6. Дети должны назвать его.

  1. «События по порядку»

Взрослый предлагает детям расставить события по порядку: я ложусь спать, я обедаю, я смотрю телевизор, я чищу зубы, я играю в футбол и т.д. Ещё вариант: через год, позавчера, сегодня, завтра, месяц назад, послезавтра и т.д.

Формирование пространственных представлений и наглядно-образного мышления

Рассматривание, сравнение, анализ и синтез реалистических изображений предметов.

1. «Сложи картинку».

В этой игре в качестве игрового материала используются разрезанные на несколько частей картинки, которые игрокам предлагается сложить в наиболее короткий срок. Количество частей в картинках, которые требуется правильно расположить, постепенно увеличивается с 3-4 до 10-12 и далее, при этом может меняться и форма разрезов (прямой, волнообразный, зигзагообразный и др.).

2. «Найди отличия».

Для проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, где на каждой странице располагается два рисунка с изображением листьев, плодов, цветов и т.д. В каждой паре один рисунок отличается от другого по нескольким признакам. Выигрывает тот, кто заметит больше других отличий в изображениях.

3. «Разложи по порядку».

В качестве игрового материала предлагается ряд иллюстраций, связанных одним сюжетом, но разложенных неверно (не по порядку). Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже т.е. разложить их по порядку и составить рассказ. Выигрывает тот, чей рассказ будет самым точным и интересным.

4. «Заплатки».

В этой игре детям предлагается правильно подобрать утраченные фрагменты к сюжетным картинкам

Прослеживание взором наложенных линий, узнавание наложенных друг на друга изображений (геометрического, буквенного или цифрового материала).

1. Лабиринты.

2. «Рисунок под дождём».

Детям предлагается рассмотреть рисунок и назвать, какие предметы, геометрические фигуры, буквы и цифры были изображены на нем до того, как пошёл дождь.

3. «Какое слово зашифровано?»

Взрослый предлагает детям назвать все буквы, которые они видят на рисунке и сосчитать их количество. После того, как дан правильный ответ, устраивается соревнование – кто быстрее отгадает, какое слово зашифровано?

4. «Сосчитай количество яблок» (приложение).

5. «Какая бабочка на какой цветок прилетит?»

Нахождение заданного изображения (геометрические фигуры, буквы, цифры) в ряду других, сходных.

а) Зачеркни все квадраты

б) «Обведи одинаковые буквы» (цифры).

в) «Буквы заблудились».

дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив их на своё место. В игре может принимать участие весь класс, она также может быть проведена в малой группе, в парах

Расчленение изображения предмета, буквенного или цифрового знака на составляющие его элементы с последующим анализом и синтезом.

1. «Нарисуй целое».

Для игры понадобятся разрезные картинки с изображением хорошо знакомых детям предметов, листы бумаги, цветные карандаши или фломастеры.

Психолог раскладывает перед каждым из детей разрезанную на части картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая её. Дети выполняют рисунки, а потом каждый называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит сложить картинку и срисовать её. Выигрывает тот ребенок, первая и вторая картинки которого будут наиболее сходны (по размерам, пропорциям, расположению частей и др.).

2. «Ниточки».

Взрослый кладёт перед ребенком нитки, просит ребенка составить из них буквы.

3. «Дорисуй буквы».

Ребенку предлагаются элементы букв, он должен дорисовать букву, а затем сконструировать из палочек.

4.Из каких геометрических фигур составлен рисунок?

Сколько этих фигур?

Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.

1. «Правильно – неправильно».

В ходе игры (в индивидуальной форме или коллективно) детям предлагается определить, какие из букв написаны правильно, и зачеркнуть их карандашом. Аналогичная игра может быть проведена и на цифровом материале.

Подробный анализ объектов (предметов, геометрических фигур разного размера, формы или их изображений) и вычленение главных, существенных признаков, которые отличают один объект от другого или делают их сходными.

1. «Выполняй инструкцию»

а) «На что похоже?»

б) «Четвертый лишний»

в) «Разложи по порядку»

г) «Сосчитай сколько»

2. «Подбери подходящий по форме»

На карточках изображены знакомые предметы (пирамида, палатка, огурец, портфель, книга, арбуз, дыня, пуговица, яйцо, вишня, пенал, тарелка, линейка – угольник, колесо, ластик) и четыре трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал). Выложите перед ребенком трафареты фигур и предложите к каждой подобрать похожую картинку.

3. «Следующий ход – твой!»

Для игры потребуется набор геометрических фигур разного размера, цвета и формы. Все фигуры делятся между участниками игры поровну. Первый игрок кладет на стол фигуру. Ответный ход другого игрока состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от неё только каким-либо одним признаком: формой, цветом или величиной. Выигрывает тот, кто первым выложил все свои фигуры.

4. «Дополни фрагмент»

В этой игре психолог раздаёт детям нарисованные на бумаге геометрические фигуры разного размера и формы – фрагменты будущих изображений. Задание – придумать как можно больше вариантов дополнения фигур до целого изображения. Победителей в такой игре может быть несколько: кто-то придумает самое большое количество вариантов дополнения фрагментов, кто-то придумает самый оригинальный, необычный и т.д.

5. «Похоже или нет?»

В ходе игры участникам даётся задание с помощью разных материалов воспроизвести ту или иную геометрическую фигуру разными способами (построить из палочек, нарисовать в воздухе, на бумаге, вырезать, вылепить, выложить из тесьмы, смоделировать с помощью пальцев и кистей рук и т.п.). Выигрывает тот, кто предложит наиболее узнаваемые и интересные варианты создания фигур.

6. «Составление фигур – головоломок»

Необходимо вырезать из картона несколько одинаковых квадратов и покрасить каждый из них в свой цвет. Далее каждый квадрат разрезается по-своему; на 2 треугольника, 4 треугольника и т.д. Головоломка готова, дети могут составлять квадраты, например, соревнуясь в парах, кто больше составит квадратов.

Приложение 5

Игры и упражнения для снятия мышечных зажимов и снижения психоэмоционального напряжения, развития чувства собственного тела

1. «Ловим комаров»

Дети садятся на стульчики, образуя большой круг.

Психолог говорит: «Давайте представим, что наступило лето. Окно открыть, и к нам в комнату налетело много комаров. По команде «Начали!» – вы привстанете и будете ловить комаров. Вот так!».

Психолог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки, то поочередно, то одновременно.

Психолог продолжает: «Каждый из вас будет «ловить комаров», не задерживая тех, кто сидит рядом. По команде «Стоп!» вы сядете на стульчики. Готовы? Начали!… Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдохнут. А теперь снова за работу!».

2. «Огонь и лёд»

Дети образуют большой круг (или лёжа на ковре). По команде психолога «Огонь!» – они начинают выполнять интенсивные движения всем телом.

Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно.

По команде «Лед!» – дети застывают в позе, в которой их настигла команда, напрягая до предела всё тело.

3. «Шалтай – болтай»

Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела.Психолог произносит: «Шалтай-болтай сидел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне».Дети падают на ковёр.

4. «Потянулись – сломались»

Дети образуют большой круг. Психолог говорит: «Поднимите руки вверх, не отрывая пятки от пола, тянитесь выше и выше»…

Дети выполняют задание.

Психолог продолжает: «А теперь кисти рук как будто сломались и безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, опустились плечи, повисла голова. Мы «сломались» в талии, подогнулись колени, и мы упали на пол. Лежим расслаблено, удобно …

Прислушайтесь к себе. Все ли части тела расслаблены?

Наступило полное расслабление?

  1. «Майские жуки»

Дети – майские жуки. Они летают, жужжат под слова ведущего.

На полянке, у реки,

Летают майские жуки.

Падают, устали!

На спинке полежали.

Ножками болтают.

Затихли. Отдыхают.

Упражнение можно повторить 2-3 раза в зависимости от желания детей.

  1. «Мыльные пузыри»

Дети становятся мыльными пузырями. Под слова ведущего, имитирующего выдувание мыльных пузырей, дети выполняют различные движения.

Осторожно пузыри!

Ой, какие!

Ой, смотри!

Раздуваются!

Блестят!

Отрываются!

Летят! И лопаются!

Мыльные пузыри лопаются (хлопок в ладоши). Дети падают на ковёр, расслабляются, некоторое время отдыхают. Упражнение повторяется.

7. «Росток»

Исходное положение – дети сидят на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками.

- Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

В начале освоения этого упражнения на каждый счёт называют часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «Один – медленно выпрямляются ноги, «Два» – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки; «три» – постепенно выпрямляется позвоночник; «четыре» – разводятся плечи и выпрямляется шея»; поднимается голова, «пять» – дети поднимают руки вверх, смотрят на них, будто тянутся к солнцу. После этого полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись – сломались».

8. «Снеговик»

Ребенку предлагается представить, что он – только что слепленный снеговик. Тело должно быть твёрдым, как замёрзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в лёгкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу...

9. «Кораблик»

Дети встают в круг. Психолог говорит: - Представьте, что мы находимся на палубе корабля. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Налетел ветер, поднялась волна, кораблик качнулся. Прижмите к полу правую ногу, левую немного согните в колене, касайтесь пола только её носком.

Ветер утих – выпрямитесь, расслабьтесь. Внимание! Новая волна. Кораблик качнуло в другую сторону – прижмите к полу левую ногу, правую расслабьте. Море успокоилось – выпрямитесь, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.

10. «Ковёр – самолёт»

Исходная позиция – лежа на спине.

- Мы ложимся на волшебный ковёр – самолёт; он плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонечко покачивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озёра… Постепенно ковёр – самолёт начинает снижение и приземляется в нашей комнате… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся»

Приложение 6

Ритуалы прощания
  1. «Подари улыбку»

Дети встают в круг, берутся за руки и улыбаются друг другу.

  1. «Танец друзей»

Дети, взявшись за руки (цепочкой), подпрыгивают под музыку. Ребёнок, замыкающий цепочку, управляет ею, поворачиваясь в разные стороны.

  1. «На старт»

Дети на счёт 1, 2, 3 подбегают друг к другу и гладят по руке. Каждый ребёнок должен попрощаться таким образом с остальными.

  1. «Прощай»

Дети касаются друг друга разными частями тела:

    • носиками

    • правыми ладошками

    • левыми коленочками

    • правыми плечиками и т.д.

  1. «Передай по кругу»

Дети передают по кругу мяч со словами «До свиданья, Саша, … и т.д.»

  1. «Доброе слово для каждого»

Детям предлагается встать в круг и сказать каждому что-то доброе, передавая игрушку.

  1. «Все вместе»

Детям предлагается выбрать слово, которое они будут громко произносить по окончании каждого занятия. В конце занятия после условленного сигнала дети все вместе произносят выбранное слово.

  1. «Если нравится тебе, то делай так!»

Взрослый показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так». Дети повторяют движение, продолжая песенку. Затем своё движение показывает следующий ребёнок, и так до тех пор, пока каждый ребёнок побывает в роли ведущего.

















Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе. М., 2003.

  2. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. М., 2001

  3. Воронина Т.П. Вверх, вниз, вправо, влево!: формируем пространственное представление. – Ростов н/Д: Феникс, 2015

  4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов) – М.:»Ось-89», 2006

  5. Земцова О.Н. Веселые часы. Называем дни недели и месяцы. ООО «Издательская группа «Азука-Аттикус»», 2014

  6. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

  7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 2004

  8. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста – СПб«Детство-Пресс» 2005 г.

  9. Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М., 2004

  10. Семаго Н.Л., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2003

  11. Семаго Н.Я. «Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы»

  12. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – Москва «Айрис Пресс» 2007 г.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!