СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная программа комплексной реабилитации подростка, находящегося в «группе риска»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростки группы риска – это подростки, находящиеся в обстоятельствах, обуславливающих неполноценное воспитание и развитие, испытывают трудности в обучении, проблемы в социализации и межличностном взаимодействии.  В связи с создавшимся экономическим положением возросло число малоимущих семей, родители вынуждены большую часть времени проводить на работе, не уделяя должного внимания подростку, что также сказалось на нравственном, физическом и психологическом развитии. Подростки чувствуют себя незащищенными, испытывают психологические стрессы, не знают к кому обратиться за помощью. Социальному педагогу и педагогу-психологу школы в своей работе приходится сталкиваться с различными проблемами, но проблема детей и подростков группы риска является наиболее актуальной

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная программа комплексной реабилитации подростка, находящегося в «группе риска»»

МКОО Антроповская средняя школа Муниципальная казённая образовательная организация

«Антроповская средняя школа»

Антроповского муниципального района Костромской области









Индивидуальная программа

комплексной реабилитации подростка, находящегося в «группе риска»






Составитель: педагог-психолог

РассохинаКсения Юрьевна








п. Антропово

2019

Пояснительная записка

Подростки группы риска – это подростки, находящиеся в обстоятельствах, обуславливающих неполноценное воспитание и развитие, испытывают трудности в обучении, проблемы в социализации и межличностном взаимодействии. В основном это психологически и физически здоровые дети, имеющие проблемы, возникшие по независящим от них причинам.

Политический строй, социальное и национальное расслоение общества, экономические, рост количество неполных, многодетных, неблагополучных семей не могут не отразиться на развитии подрастающего поколения. Утрачено значительное число семейных традиций, изменилось отношение родителей к детям и наоборот. Увеличилось количество детей и подростков, имеющих поведенческие проблемы, так называемые группы риска.

В связи с создавшимся экономическим положением возросло число малоимущих семей, родители вынуждены большую часть времени проводить на работе, не уделяя должного внимания подростку, что также сказалось на нравственном, физическом и психологическом развитии. Подростки чувствуют себя незащищенными, испытывают психологические стрессы, не знают к кому обратиться за помощью.

Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Увеличилось количество девиантных проявлений в поведении школьников.

В условиях современной школы почти всех подростков можно отнести к категории группа риска в той или иной степени выраженности.

Социальному педагогу школы в своей работе приходится сталкиваться с различными проблемами, но проблема детей и подростков группы риска является наиболее актуальной, т.к. на данный момент нет единой эффективной системы сопровождения данной категории. Актуальность исследования также обусловлена кардинальными социальными изменениями последних десятилетий, поставившими современных молодых людей, и прежде всего подростков, в ситуацию предельной нестабильности и неопределенности, смятения и неуверенности в завтрашнем дне. 

Цели программы:  профилактика противоправного поведения подростка, находящегося в «группе риска» в общеобразовательной организации.

Целевая аудитория: основная группа – подростки, а также родители и социальное окружение подростков (друзья, знакомые, товарищи).

Задачи:

  1. воспитание законопослушной личности;

  2. недопущение повторного совершения правонарушения;

  3. помощь в решении проблем, возникающих в ходе обучения и освоения профессии;

  4. сопровождение обучающегося «группы риска»;

  5. воспитание культуры поведения;

  6. беседы с родителями, подростком;

  7. рейдовые посещения на дому;

  8. работа с психологом для дальнейшего улучшения климата в семье;

  9. взаимодействие с правоохранительными органами.

Основные формы коллективной работы с подростками «группы риска»:

  • родительские собрания;

  • педагогические советы;

  • Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений;

  • привлечение к общественно-полезному коллективному труду;

  • диспуты, встречи, интеллектуальные игры, тренинговые занятия;

  • лекции врачей-наркологов;

  • профилактические беседы;

  • занятия в спортивных секциях;

  • занятия в кружках технического творчества.


Основные формы индивидуальной работы с подростком «группы риска»:

  • личные беседы;

  • анкетирование с целью психодиагностики, диагностики социального окружения;

  • посещение на дому;

  • контроль посещаемости и успеваемости;

  • помощь в организации досуга;

  • организация занятости в общественной работе, содействие в трудоустройстве на летние каникулы, создание ситуации успешности;

  • обращение к службам социальной помощи.

Принципы работы с подростками группы риска:

1. Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребёнка. Условиями реализации данного принципа являются:

  • стимулирование самопознания ребёнком своих положительных черт;

  • формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;

  • постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;

  • доверие к ребёнку;

  • формирование у ребёнка веры в возможность достижения поставленных задач;

  • учёт интересов ребенка.

2. Принцип социальной адекватности воспитания.

Условия реализации данного принципа являются:

  • учёт особенностей социального окружения ребёнка при решении воспитательных задач;

  • координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребёнка;

  • коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

3. Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением. Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как-то:

  • выявление причин девиантности;

  • определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе;

  • предоставление возможности каждому ребёнку для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа являются:

  • мониторинг изменений индивидуальных качеств ребёнка;

  • учёт индивидуальных качеств ребёнка;

  • предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.

4. Принцип социального закаливания трудных детей. Принцип предполагает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определённых способов этого преодоления., адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

  • Условиями реализаций принципа социального закаливания являются:

  • включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;

  • диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;

  • стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

  • оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.

План работы

Направления работы

Формы работы

Исполнители

Оказание социально-педагогической и психологической
помощи, методическая работа

Проведение психодиагностики (диагностика
личности и родительско- подростковых отношений)

Психолог

Проведение диагностики социального окружения

Классный руководитель

Составление индивидуальной карточки на несовершеннолетнего

Зав. отд., кл. руководитель, инспектор ПДН.

Составление карточки со шкалой определения поведения обучающегося

Психолог.

Ведение журнала индивидуальных профилактических бесед

Психолог, классный руководитель.

Составление индивидуальной социально-психологической карты на обучающегося “группы риска”

Родители обучающегося, кл. руководитель

Проведение консультаций для родителей

Психолог, кл. руководитель

Проведение консультаций для несовершеннолетнего

Психолог, кл. руководитель, инспектор ПДН

Коррекция эмоционально-волевой
сферы поведения несовершеннолетнего

Психолог

Социальная поддержка
несовершеннолетнего

Кл. руководитель

Работа с семьей, в которой
проживает несовершеннолетний, склонный к совершению
антиобщественного поступка, либо совершивший правонарушение или преступление























Организация досуга и оздоровления несовершеннолетних членов семьи






















Создание рабочих мест для
несовершеннолетних членов
семей и содействие в
поиске работы


Оказание медико-социальной
помощи

Р ассмотрение дел на несовершеннолетних, совершивших правонарушение или преступление, а также на родителей, принятие мер административного воздействия


Посещение семьи подростка «группы риска» с целью диагностики условий семейного воспитания

КДН и ЗП, ПДН,

Зам. директора по ВР.








Социальный педагог, психолог, кл.руководитель.


Профилактическая работа по предупреждению неуспеваемости

Преподаватели предметники, кл. руководитель

Собеседование с обучающимся, совершившим асоциальные поступки, систематически нарушающими правила для обучающихся

Разбор конфликтных ситуаций

Зав. Отделения, инспектор ПДН. Зам. директора по организации безопасности, Кл. руководитель

Разработка рекомендаций по воспитанию подростков и улучшению взаимопонимания в подростковой среде

Психолог, социальный педагог

Организация занятости обучающихся в системе дополнительного образования (кружки и секции)

Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора по ВР

Предоставление бесплатных путевок в санатории, дома отдыха, летние лагеря несовершеннолетним членам семей, трудоустройство в летний период н/л

КДН и ЗП, отдел по делам молодежи, социальная защита населения

Проведение оздоровительных, культурно-массовых и досуговых мероприятий

Зам. директора. по ВР, кл. руководитель

Беседы по формированию и развитию навыков ЗОЖ, нравственных качеств личности, социально-эмоциональной компетентности

Зам.дир. по ВР, зав. отделения, инспектор ПДН, врач-нарколог-психиатр, гинеколог,

Организация занятости обучающихся в летний период (трудоустройство,

Содействие в трудоустройстве (ходатайства)

Зам. директора по ВР, Зав. отделения.

Профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании

Кл. руководитель, врач нарколог-психиатр, социальный педагог-психолог



Ожидаемый результат: положительная коррекция поведения, недопущение повторных правонарушений, улучшение результатов в обучении, организация основной и досуговой деятельности подростка, улучшение взаимоотношений с близкими, сверстниками.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!