СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная образовательная (рабочая) сокращенная общеразвивающая программа для обучающегося подготовительного класса отделения народных инструментов "Основы музыкального исполнительства (домра)»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  учебного  предмета  «Основы музыкального исполнительства  (домра)» разработана  на  основе  «Рекомендаций  по  организации  образовательной  и методической  деятельности  при  реализации  общеразвивающих  программ  в области  искусств»,  направленных  письмом  Министерства  культуры Российской  Федерации  от  21.11.2013  №191-01-39/06-ГИ,  а  также  с  учетом  педагогического опыта в области исполнительства на домре в детских школах искусств. .

Данная программа предполагает творческий подход педагога к задаче развития индивидуальных способностей ученика.

Учебный предмет «Основы музыкального исполнительства  (домра)» направлен на приобретение  ребенком знаний, умений и навыков игры на домре, получение им художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная (рабочая) сокращенная общеразвивающая программа для обучающегося подготовительного класса отделения народных инструментов "Основы музыкального исполнительства (домра)»»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»




«Основы музыкального исполнительства (домра)»


Индивидуальная образовательная (рабочая) сокращенная общеразвивающая программа

для обучающегося подготовительного класса

отделения народных инструментов

Киммель Елизаветы Викторовны



Срок обучения 5 месяцев

Возраст обучающейся 6 лет




Составитель:

Преподаватель

Дайнеко А.А.










г. Нефтеюганск 2018 г.








Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка.

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

- Срок реализации учебного предмета.

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета.

- Сведения о затратах учебного времени.

- Форма проведения учебных аудиторных занятий.

- Цель и задачи учебного предмета.

- Структура программы учебного предмета.

- Методы обучения.

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.


II. Содержание учебного предмета.

- Учебно-тематический план.

- Годовые требования.


III. Требования к уровню подготовки учащихся.


IV. Формы и методы контроля, система оценок.

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

- Критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса.


VI. Список литературы.

- Методическая литература.

- Учебная литература.












  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.


Программа учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (домра)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом педагогического опыта в области исполнительства на домре в детских школах искусств. .

Данная программа предполагает творческий подход педагога к задаче развития индивидуальных способностей ученика.

Учебный предмет «Основы музыкального исполнительства (домра)» направлен на приобретение ребенком знаний, умений и навыков игры на домре, получение им художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся. В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребенке, пробуждает интерес к занятиям.

Домра является одним из любимых и популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный репертуар, используемый на уроках по домре, включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, народную. Эффективным способом музыкального развития детей является игра в ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями создавать художественный образ, развивающая умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки ритмичной, синхронной игры. Ансамблевое музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.


Основной целью программы обучения является формирование творческой личности, способной самореализоваться в окружающем жизненном пространстве.

Для достижения цели необходимо направить усилия на решение следующих задач:

  1. Обеспечить ребёнку комфортную эмоциональную среду – «ситуацию успеха» и развивающее обучение.

  2. Создать условия для раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала.

  3. Развивать музыкальные способности и профессионально-исполнительские навыки

  4. Прививать любовь к инструменту, воспитывать чувство гордости родной национальной культуры.

  5. Способствовать формированию личностных качеств, мировоззрения, системы жизненных ценностей.

Предлагаемая программа рассчитана на 5 месяцев обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы - 6 лет.

Продолжительность занятия по предмету «Основы музыкального исполнительства (домра)» составляет 1 час в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме контрольного урока (зачет). Возможны другие формы итоговой аттестации. При выборе той или иной формы завершения обучения образовательная организация вправе применять индивидуальный подход.


Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (домра)» со сроком обучения 5 месяцев для детей в возрасте 5 – 6 лет включительно продолжительность учебных занятий с января по май составляет 20 недель .


Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Основы музыкального исполнительства (домра)» при сроке обучения 5 месяцев составляет 40 часов. Из них: 20 часов – аудиторные занятия, 20 часов – самостоятельная работа.


Форма проведения учебных аудиторных занятий

Индивидуальный урок, продолжительность урока 30 минут.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать музыкальные способности ученика, его эмоционально – психологические особенности, позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.




Цель учебного предмета

Целью учебного предмета является создание условий для всестороннего развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, развитие творческой активности ребенка, активизация музыкального восприятия ребенка, а также получения первоначальных теоретических сведений и формирование практических навыков игры на инструменте – домра, развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о домровом исполнительстве.

Основное направление - духовно-нравственное и эстетическое развитие творческой личности, а также - приобретение обучающимися опыта исполнительской практики, навыков любительского музицирования в различных жанрах и самостоятельной работы по изучению музыкального искусства. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащегося.

Цели программы:

- воспитание творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

- удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей;

- овладение приёмами игры на домре для реализации своих музыкальных способностей;

- развитие творческих способностей подрастающего поколения;

- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.



Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Основы музыкального исполнительства (домра)» являются:

1.Образовательные:

  • развить музыкальный слух, память, мышление;

  • формирование навыков игры на инструменте;

  • расширить музыкально-слуховые представления;

  • познакомить с элементами музыкальной грамоты.

2.Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся интерес к музыке;

  • воспитывать нравственно - коммуникативные качества личности.

  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности

3.Развивающие:

  • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости и творческой

активности;

  • способствовать формированию музыкальной культуры на основе

знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой.

  • развивать умение слушать и понимать, грамотно и эстетически оценивать услышанное.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по четвертям;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

  • методическое обеспечение учебного процесса.


В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».


Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение)

-метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения)

-метод показа ( показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес)

- объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет)

- репродуктивный метод ( повторение учеником игровых приёмов по образцу учителя)

- метод проблемного изложения ( педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решений)

- частично-поисковый ( ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).


Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.





Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета

Материально-техническая база ДШИ и учебные аудитории для занятий по данному учебному предмету соответствует санитарным нормам и нормам охраны труда . Для реализации программы предмета в наличии имеются:

  • концертные инструменты ( 4х струнные домры, фортепиано);

  • пульты, подставки для ног;

  • музыкальный центр, видеоаппаратура;

  • метроном;

  • стулья

  • компьютер

Каждый учащийся обеспечивается доступом к фондам аудио и видеозаписей школьной фонотеки.































  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени


Срок обучения

5 месяцев (20 недель)

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

40

Количество часов на аудиторные занятия

20

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

20

Виды внеаудиторной работы:

  • самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

  • подготовка к контрольным урокам, зачётам, экзаменам;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, концертных залов, музеев и др.);

  • подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

  • участие в концертной, культурно – просветительской деятельности.


Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Основы музыкального исполнительства. Домра»



Учебно-тематический план


№ п/п

Наименование учебной деятельности

Кол – во теоретических часов

Кол-во практических часов

1.

«Донотный » период в работе с начинающими, опора на слуховые представления.

1

2

2.

Пьесы на открытых струнах (на правую руку). Подбор по слуху музыкальных попевок и песенок. Упражнения на постановку рук.. Музыкально - дидактические игры и упражнения


1

3

3.

Ознакомление с инструментом «домра», Посадка за инструментом. Постановка исполнительского аппарата (отдельно правая и левая рука).

1

3

4.

Игра приемом пиццикато на разных струнах в первой позиции. Приобретение начальных навыков ансамблевого музицирования. Первые навыки координации в игре двумя руками. Объединение интонаций во фразы, фразы в предложения. Динамические оттенки. Игра в ансамбле с педагогом .Музыкально – ритмические и ритмо –речевые упражнения

1

3

5.

Знакомство с приемами звукоизвлечения (пиццикато, удар вниз) на открытых струнах. Одноголосные пьесы песенного и танцевального характера (на пиццикато).

1

3

6.

Контрольные уроки


1


Общее кол-во часов


20



Годовые требования


  1. Донотный период работы

Теория и практика:

Исторические сведения об инструменте, слушание музыки (в исполнении преподавателя) для ознакомления с приёмами игры и возможностями инструмента, посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, игра по открытым струнам (пиццикато), работа над звукоизвлечением медиатором.

  1. Игра по нотам

Теория и практика:

Нотный стан, скрипичный ключ, запись нот в пределах первой октавы, понятие о счёте и различной длительности нот, такт и тактовая черта, знакомство со знаками альтерации, знакомство с длительностями (целая, половинная, четвертная, восьмая), паузы, разбор лёгких пьес.

  1. Работа над техникой

Теория и практика:

Работа над штрихами, простейшие виды расстановки пальцев левой руки (аппликатура), работа над звукоизвлечением медиатором (ударами вниз ), работа над пластикой игровых движений левой руки, игра упражнений, пьес с простым ритмическим рисунком.

  1. Подготовка к выступлению

Теория и практика:

Подбор индивидуальной программы для выступления, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на контрольном уроке, зачёте, концерте.

  1. Занятия по индивидуальной программе

Теория и практика:

Творческая работа, связанная со слушанием музыки, подбором по слуху, повторение пройденных и выученных пьес, пение по нотам и т.д.



Подготовительный год обучения

Значение «донотного» периода в работе с начинающими, опора на слуховые представления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа). Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на домре.
Знакомство с инструментом. Основы и особенности при посадке,
постановке игрового аппарата. Принципы звукоизвлечения. Постановка правой руки. Индивидуальный выбор медиатора (форма, материал, размер).
Индивидуальный подход в определении сроков применения медиатора в игре на домре. Освоение приемов игры: пиццикато большим пальцем, ПV. Постановка левой руки. Игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте, освоение мажорных и минорных тетрахордов. Принцип индивидуального подхода в освоении грифа (при маленькой и слабой правой руке, начинать следует с игры в IV позиции). Знакомство с элементами музыкальной грамоты. Освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений, связанных с иллюстрацией на домре ритма слов. Игра ритмических рисунков на открытых струнах и с чередованием извлекаемых звуков на грифе. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен.
Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.
В течение полугодия обучения ученик должен пройти:
6-8песен-прибауток на открытых струнах; 2 этюда; 4-6 небольших пьес различного характера.

Репертуарный список

Пьесы на одной струне



!


«Барашеньки»

B. Дyтoвa «Волшебные



«Красная коровка»

струны домры» Вып. 1,



«Как у нашего кота»

Новосибирск. 2000



«Петушок»




«Андрей-воробей»




«Козочка»




«Пастушок»



В. Якубовская

«Колыбельная»

В.Дутова «Волшебные




струны домры» Вып.1,




Новосибирск. 2000


Обр. Т. Потапенко

«Лиса по лесу ходила»

B.Дyтoвa «Волшебные




струны домры» Вып.l,




Новосибирск. 2000


Е. Тиличеева

«Часы»

B.Дyтoвa «Волшебные



l

струны домры» Вып.l,




Новосибирск. 2000


В. Герчик

«Воробей»

B.Дyтoвa «Волшебные




струны домры» Вып.l,




Новосибирск. 2000


Обр. Н. Лысенко

У. R.П «Лисичка»

«Азбука домpиcта»,.




«Кифара».Москва,. 2006г.


Обр.Ю.Фортунатова

р.н.п «Как под горкой под

B.Дyтoвa «Волшебные



горой»

струны домры» Вып.l,




Новосибирск. 2000


Обр. В.Евдокимова

«Я на горку шла»

«Азбука домpиcта»,.




«Кифара».Москва,. 2006г.


Обр. А. Комаровского

р.н.п «Ходит зайка по саду»

А.Потапова «Домра с азов»,.




«Композитор, С-Пб» 2003г


А.Филиппенко

«Цыплятки»

А.Потапова «Домра с азов»,.




«Композитор, С-Пб» 2003г


Р.н.п

«Как пошли наши подружки»

А.Потапова «Домра с азов»,.




«Композитор, С-Пб» 2003г


М. Красев

«Топ-топ)

А.Потапова «Домра с азов»,.




«Композитор, С-Пб» 2003г


А. Комаровский

«Песенка»

А.Потапова «Домра с азов»,.




«Композитор, С-Пб» 2003г


М. ИорданскиЙ

«Голубые санки»

«Азбука домpиcта»,.




«Кифара».Москва,. 2006г.


Д. Кабалевский

«Маленькая полька»

B.Дyтoвa «Волшебные




струны домры» Вып.l,



Новосибирск. 2000


Т. Захаръина

«Маленький вальс»

А.Потапова «Домра с азов»,.




«Композитор, С-Пб» 2003г




  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩЕГОСЯ


По окончании курса обучения сформированы следующие знания, умения, навыки.

Учащийся:

- умеет ориентироваться в простейшем нотном тексте;

- следует указанным динамическим оттенкам;

- умеет воспроизводить простейшие ритмические фигуры;

- ориентируется на грифе в первой позиции;

- следит за правильной постановкой рук;

-- исполняет музыкальные произведения выразительно

- исполняет произведения в ансамбле с педагогом



IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Формами текущего и промежуточного контроля являются: контрольный урок, участие в тематических вечерах, классных концертах, мероприятиях культурно-просветительской, творческой деятельности школы. Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

В марте проводится контрольный урок.

Зачет проводится в конце мая.

На промежуточной и итоговой аттестации ученик исполняет два произведения, включая игру в ансамбле с педагогом.



Критерии оценки

При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

  • наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

  • овладение практическими умениями и навыками музыкально-исполнительской деятельности;

  • степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.



V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА


Методические рекомендации преподавателям

Срок реализации программы учебного предмета – 5 месяцев -позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, музицировать для себя и друзей, участвовать в различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученику.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой - посещением выставок и концертных залов, прослушиванием музыкальных записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Большое значение имеет репертуар ученика. Необходимо выбирать высокохудожественные произведения, разнообразные по форме и содержанию. Необходимо познакомить учащегося с историей домры, рассказать о выдающихся музыкантах-домристах и композиторах.

Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно уровня музыкального и технического развития. Данные особые условия определяют содержание индивидуального учебного плана учащегося.

На заключительном этапе у ученика сформирован опыт исполнения произведений классической, современной, народной музыки, опыт игры в ансамбле, подбора по слуху. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике.

Параллельно с формированием практических умений и навыков учащийся получает знания музыкальной грамоты.

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей учащихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).


VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендуемая методическая литература

  1. Вольская Т. Методические рекомендации в помощь педагогам ДМШ по классу домры, Свердловск, 1982

  2. Вольская Т., Уляшкин М. Школа мастерства домриста, Екатеринбург. 1996

  3. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах, М., 2002

  4. Круглов В. Искусство игры на домре, М., 2001

  5. Лысенко Н. Методика обучения игре на домре, Киев, 1990

  6. Свиридов Н. Обучение игре на домре, Ленинград, 1968

  7. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре, Ленинград, 1984

  8. Искусство игры на домре, В.Круглов, Москва, издательский дом «Композитор», 2001г.

  9. Музыкальные занятия с малышами, Е.Сугоняева, раздел 3 «К проблеме выбора репертуара для начинающих»

  10. Организация работы над техническим комплексом в классе трехструнной домры, Л.Потапова, учебно-методическое пособие по курсам «Методика обучения» и «Педагогическая практика» Казань 2013г.

  11. Школа игры на домре. А.Александров. Вступительная методическая статья. Москва «Музыка» 1979г.

  12. Школа игры на трехструнной домре, В.Чунин, Вступительная методическая статья. Москва «Советский композитор» 1986г.

  13. Школа игры на трехструнной домре, С.Лукин, Вступительная методическая статья. Иваново ООО «Выбор» 2008г.





Нотная литература

  1. Домра. 1 класс. Киев «Муз. Украина» 1986 г.

  2. Волшебные струны домры. Учебное пособие для подготовительных классов ДМШ. Выпуск 1. Новосибирск 2000 г.

  3. Волшебные струны домры. Учебное пособие для подготовительных классов ДМШ. Выпуск 2. Новосибирск 2000 г.

  4. Юный домрист. Сост. Н.Бурдыкин. Москва 2004 г.

  5. Азбука домриста. «Кифара» Москва 2006 г.

  6. Домра с азов. Учебное пособие. Сост. А. Поталова, Санкт-Петербург 2003 г.

  7. Альбом юного домриста «Младшие и средние классы ДМШ». Сост. Т-Пронина С-Петербург 2004 г.

  8. Альбом скрипача. Пьесы и произведения крупной формы для скрипки и ф-но. Минск 2005 г.

  9. Пьесы для скрипки и ф-но. Сост. Т. Ямпольский. Москва 1981 г.

  10. Скрипичные ансамбли. Младшие и средние классы ДМШ. С.-Петербург Гуревич.Зимина. Скрипичная азбука.

  11. .Вольская Т.И., Гареева И.В. Технология исполнения красочных приемов на домр. - Е., 1995.

  12. Вольфрат Ф. 60 этюдов для скрипки. - К., 1966.

  13. Лысенко Н. Михеев Б. Школа игры на 4 струнной домре Киев 1989

  14. Михелис В., Гризодуб В. Школа игры на 4 струнной домре Киев 1978

  15. Родионов-К. Начальные уроки игры на скрипке М 1975

  16. Хрестоматия обработок народных песен./ Составитель Олейников Н. –

  17. Екатеринбург 1999

  18. Юный скрипач. Вып.1,2,3. /Составитель Фортунатов А. – М.,1969

  19. .Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. – СПб, 1986

  20. Хрестоматии для скрипки. 1-2, 2-3, 5-6кл./ Составитель Гарлицкий М.,

  21. Родионов К. – М.,1976

  22. Этюды. 1-2,4-5 кл./ Составитель Стеценко В., Тахтаджиев К. –

  23. Украина, 1974

  24. Металлиди Ж. Сыграем вместе. – СПб, 2003















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!