Принято
на заседании
Педагогического совета
Протокол № от ___.___.20 г.
Утверждаю:
директор МБОУ
Степановская сош
Приказ №
от 2019г
Куревина Н.Е. _________________
Индивидуальная образовательная программа
учителя русского языка и литературы
Богдановой Татьяны Анатольевны
«Развитие творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС»
2019 г.
Личная карта учителя
Богданова Татьяна Анатольевна
Год рождения: 1987
Домашний адрес: п.Степановка, ул.Школьная, д.18, кв.1
Образование: КГПУ им.В.П.Астафьева, 2009.г., высшее
Педагогический стаж: 9 лет
Общий трудовой стаж: 9 лет
Должность: учитель русского языка и литературы
Классное руководство: 11 класс
Прохождение курсов:
- краткосрочное обучение на КГФОУ ДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме «Организация образовательного процесса в условиях вариативности УМК начальной школы «Школа России», 96 ч., 2010 г.
- краткосрочное обучение на КГФОУ ДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме «Современные педагогические технологии в преподавании литературы(технлогия Ильина, тезаурусного моделирования, ИКТ и др.)», 72 ч., 2011 г.
-обучение в КГАОУ СПО «Канский педагогический колледж» по программе дополнительного профессионального образования «Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», , 72 ч., 2012 г.
-краткосрочное обучение на КГФОУ ДПО(ПК)С «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме «Обучение русскому языку с учётом требований итоговой аттестации учащихся в основной и старшей школе», 72 ч., 2013г.
-обучение в частном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Центр повышения квалификации» по теме «Психологические и технологические основы организации учебно-воспитательного процесса в рамках реализации СФГОС для детей с ОВЗ, ФГОС НОО, ФГОС ООО, на примере: «Эмоционального интеллекта», Сингапурской системы, Lesson Study», 108 ч., 2017 г.
-профессиональная переподготовка в КГПУ им. В.П.Астафьева по программе «Иностранный язык» по направлению «Английский язык», 2012 г.
-курс лекций по методике обучения иностранным языкам в рамках семинара для учителей английского языка по теме: «Реализация идей федерального государственного образовательного стандарта в учебниках английского языка», 12 ч., 2012 г.
-дистанционное обучение на АНО ДПО «Инновационный образовательный центр повышения квалификации и переподготовки «Мой университет» по теме «Современный урок иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС», 108 ч., 2017 г.
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС»
Внеклассная работа по предмету:
-кружок по русскому языку «Этот восхитительный русский язык» для учеников 5 класса;
-кружок по литературе «Стихосложение» для учеников 6-9 класса;
-факультатив «Практикум по русскому языку» для учеников 9 класса;
-факультатив ««Трудности ЕГЭ по русскому языку» для учеников 10, 11 классов.
Общественная педагогическая деятельность:
Свой педагогический опыт распространяю через выступления с докладами, презентациями, мастер-классами на районных методических объединениях (РМО) и площадках педагогического совета:
- на районном августовском педагогическом совете в 2015 году «Реализация муниципальной образовательной политики: достижения, проблемы, перспективы» на площадке «Презентации, мастер-классы участников конкурса «Педагог года – 2015» провела мастер-класс «Урок с учащимися»;
- в 2018 году на районном августовском педагогическом совете на методической площадке «Воспитание» представила опыт медиавоспитания учащихся через проект «Вот такое кино!»
В 2018 году создала персональный сайт в рамках проекта интернет-сайта Мультиурок (http://multiurok.ru/id70133675/), опубликовала авторские материалы, имею свидетельства о публикации.
Творческие замыслы:
Намерена разработать программу дополнительного образования по подготовке учеников ко Всероссийской олимпиаде по предметам русский язык и литература, вести данный курс в МБОУ Степановская СОШ и иметь положительные результаты(призовые места).
Пояснительная записка
Самообразование учителя – это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Школе необходим учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании и готовый постоянно организационно изменяться и двигаться вперед.
На 2019-2024 учебные годы я определила для себя следующую тему самообразования: «Развитие творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС». Считаю, что одной из важных задач в современном образовании является повышение качества школьного обучения и развитие творческих способностей обучающихся. Применение инновационных образовательных технологий поможет в формировании коммуникативной, языковой и лингвистической компетенции обучающихся, их самореализации и успешной социализации. Тема ориентирована на ФГОС второго поколения.
Актуальность выбранной темы заключается в реализации ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность обучающегося, на развитие его творческого потенциала личности. Современное информационное общество движется по пути развития творческого мышления человека. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной их главных целей системы образования.
Цели:
-повышение своего теоретического, научно-методического уровня,
профессионального мастерства и компетентности как учителя русского языка и литературы;
- повышение качества школьного обучения и развитие творческих способностей обучающихся через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий.
Задачи:
-Продолжить изучение нормативных документов по внедрению ФГОС;
-Изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
-Внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии, совершенствовать методику преподавания учебных дисциплин;
-Раскрывать творческие проявления обучающихся, развивать творческую активность, инициативу, фантазию, воображение;
-Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков обучающихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ обучающихся;
-Изучить и освоить Сингапурскую систему обучения;
-В подготовке обучающихся использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и дополнительные занятия, использовать внеурочную деятельность как один из механизмов реализации основных образовательных программ общего образования;
-Проанализировать результаты предметных олимпиад по русскому языку и литературе в предыдущих учебных годах и принять меры по улучшению качества подготовки обучающихся по учебным предметам «Русский язык» и «Литература»;
-Взаимодействовать с родителями по работе с одаренными детьми и детьми, требующими особого внимания;
-Обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
Сроки реализации: 2019-2024 гг
Ожидаемые результаты:
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:
- повысить качество обучения по предметам русский язык и литература и уровень обученности учащихся(средний балл по предмету равный краевому или выше, отсутствие неуспевающих учеников);
-разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий(открытые уроки, мастер-классы перед учителями школы, района).;
-разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок и поместить их на школьном и личном сайтах в сети Интернет;
-выступать с докладами, участвовать в конкурсах;
-обобщать опыт по теме самообразования.
Содержание деятельности:
Основные направления самообразования
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1.Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Повышать квалификацию на курсах для учителей русского языка и литературы. | 2019-2024 |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | Регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по русскому языку и литературе. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения русского языка. 3.Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей русского языка и литературы. 4.Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах. 5.Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, края через Интернет. 6.Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7.Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8.Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9.Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района. | Регулярно Регулярно Каждую четверть Ежегодно Регулярно Ежегодно В конце каждого учебного года 2019-2024 гг. 2023-2024 гг. |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Ведение персонального сайта | Регулярно Регулярно |
Охрана здоровья | 1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | Регулярно |
Перечень вопросов по самообразованию:
-Работа над созданием в группе обучающихся творческой обстановки, здорового нравственно – психологического климата.
-Распространение педагогического опыта.
-Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
-Изучение педагогического опыта других преподавателей.
-Оказание практической помощи коллегам в овладении инновацией.
-Работа над развитием навыков использования обучающимися ИКТ и справочной литературы на уроках.
Источники самообразования:
-Телевидение;
-Газеты, журналы;
-Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая);
-Интернет;
-Видео, аудио информация на различных носителях;
-Платные курсы;
- Семинары и конференции;
- Мастер-классы;
-Мероприятия по обмену опытом;
- Курсы повышения квалификации;
-Вебинары.
Формы самообразования:
-индивидуальная – через индивидуальный план;
-групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей-словесников, через участие в жизни школы и через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
План работы по теме самообразования на 5 лет
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки | Выполнение. Форма результатов отчётности |
Изучение литературы по теме самообразования |
1 | Изучение психолого – педагогической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах: - Дружинин В. Н. Психология общих способностей. Спб.: Питер, 2002. - Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры. - Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, – спб.: Питер, 2005. -Юнг К. Г. Психологические типы. - Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - спб.: Питер, 2015. - Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М.: Академия, 2015. - 560с. - Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2013. - 30 уроков развития творческих способностей и воображения. - М.: Кузьма, Букмастер, 2015. - Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева и др. - Москва: 2004. | 2019-2020 уч.г. | Конспекты, Рекомендации, пополнение методической копилки |
2 | Изучение нормативных документов ФГОС общего образования: «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений». | Конспекты, Рекомендации. |
3 | Изучение литературы, раскрывающей новые формы, методы и приемы обучения русского языка. | Пополнение методической копилки |
Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию темы самообразования |
1 | Создание собственной базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. | 2024 г. | Методико-дидактические Материалы, Конспекты уроков |
2 | Разработка программ элективных курсов по подготовке обучающихся к Олимпиадам по русскому языку и литературе | 2022-2024 уч.года | Программы элективных курсов |
3 | Разработка и создание проектов, исследовательских работ по предметам «Русский язык и литература» | 2020-2024 уч.года | Проекты, исследовательские работы |
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности |
1 | Проведение открытых уроков, мастер-классов, творческих мастерских и др. на школьном и районном уровнях | 2022-2023 уч.года | Методико-дидактические Материалы, Конспекты уроков |
2 | Размещение разработок уроков и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ по теме самообразования на школьном и личном сайтах. | 2019-2024 уч.года | Сертификаты о публикации материалов |
3 | Участие в конкурсах для учителей русского языка и литературы. | 2020-2024 уч.года | Грамоты, дипломы об участии или победах в конкурсах |
4 | Участие в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года» | 2024 уч. год | Грамоты, дипломы об участии или победах в конкурсах |
Участие в системе школьной и районной методической работы |
1 | Выступление на заседаниях педагогического совета. | Ежегодно | Доклады, Презентации |
Инновационная деятельность |
1 | Создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конкурсах различного уровня. | 2019-2024 уч.года | Рабочие программы и КТП элективных курсов |
2 | Организация активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном, региональном и всероссийском уровне. | Рабочие программы и КТП элективных курсов |
| Вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность. | Проекты, исследовательские работы, Презентации |
| Проведение предметных недель с применением инновационных образовательных технологий | Конспекты мероприятий |
| Анкетирование обучающихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий | Анкеты и анализ анкетирования |
Аттестация учителя |
1 | Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации | 2020 и 2022 уч.года | Конспекты, Рекомендации. |
2 | Прохождение аттестации на высшую категорию | 2024 г. | Портфолио преподавателя |
Система самоконтроля и самооценки результатов
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
А)Уровень обучаемости и образованности обучающихся;
Б)Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
В)Результативность участия обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах, в проектной деятельности.