Наличие и степень реализации индивидуальной образовательной программы повышения квалификации
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Учителя физики МБОУ «СОШ №11» ИМРСК
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения ________________________________________________________
Сведения об образовании _
(какое образовательное учреждение окончил(а) и когда, специальность, квалификация, звание, ученая степень, ученое звание и др.)
Занимаемая должность в школе учитель физики
Стаж педагогической работы в школе__
Пояснительная записка
Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда
человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства как
он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.
А. Дистерверг
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога.
Индивидуальная образовательная программа педагога - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать свою программу.
Тема моего самообразования (это и проект, и исследование):
«Применение ИКТ и НИТ в преподавании физики. Деятельностный подход. Применение методов АМО».
Считаю, что опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка - слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность.
Мой проект работы над собой, проводимые исследования и применение на практике достигнутых результатов позволят мне улучшить качество обучения, вызвать положительную мотивацию к обучению и достичь ожидаемых результатов.
Актуальность
ИКТ – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использование информации.
Сегодня в мире нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы столь же стремительно и порождала такое разнообразие подходов к изучению материала, как информатика. Каждые два года происходит смена поколений аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники ещё не знала.
Фактически мы можем говорить о том, что последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека.
Очень важной задачей школы на сегодняшний день является подготовка конкурентоспособного выпускника, владеющего новыми информационными технологиями.
Особое внимание в программе уделяется формированию практических навыков. В поддержку курса разработан комплект дидактического материала «Практикум» для проведения практических работ, который содержит как сформулированные задания, так и подробный комментарий (алгоритм) к выполнению работы.
Разработка урока с использованием компьютерных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса, которые сейчас имеются в достаточном количестве
Электронные образовательные ресурсы – облегчают подготовку и проведение уроков учителем и учениками как в домашних условиях, так и в условиях школы, а также способствуют развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом. Это позволяет учащимся выполнять работу в собственном темпе, использовать наглядную справочную информацию и точно знать какой результат они должны получить после выполнения работы. Контроль теоретических знаний предлагается осуществлять с помощью компьютерного тестирования.
Задачи программы
В результате выполнения программы и применения новых собственных достижений ожидаю решения следующих задач обучения и воспитания и самообразования:
Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания в практических ситуациях.
Овладение знаниями, понятиями по физике и широкими возможностями их применения при выполнении учебных задач
Усвоение школьниками основных идей практического применения усвоенных знаний и умений на практике.
Формирование познавательного интереса к предмету.
Развитие творческих и индивидуальных способностей, осознанной положительной мотивации приобретения знаний.
Подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Повысить научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания физики;
Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по физике с применением тестовых технологий и ИКТ,
Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации
Цели программы
В результате выполнения моего проекта по самообразованию и проведённого исследования, я хочу достичь следующих целей в учебной деятельности
Показать обучающимся органическую связь теоретических обобщений и их практического применения.
Осуществить глубокое знакомство обучающихся с методами научного познания и важнейшими категориями научной информации.
Усилить наглядность обучения при помощи использования мультимедиа продуктов
Развить в рамках предмета индивидуальные способности учеников.
Выявить и развить в рамках предмета способности каждого ученика;
Сформировать положительную мотивацию учения у школьников;
Искоренить неуспевающих;
Повысить свой методический уровень;
Получить прочные и глубокие знания обучающихся;
подготовку к ЕГЭ и ГИА сделать более совершенной
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.
Для реализации программы мною учитываются следующие позиции:
- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его содержания, установление межпредметных связей, обогащение личного опыта каждого ученика.
- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;
- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.
Организация уроков предполагает включение следующих моментов:
- учёт личностных особенностей учащихся;
- применение АМО и приёмов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка;
- использование разнообразных форм общения;
- создание доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
- стимулирование обучающихся к выбору учебных заданий, форм и способов их выполнения;
- использование учащимися гипотез и предположений
Основные направления самообразования:
профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
охрана здоровья,
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
социальное (участие в жизни социума микрорайона).
Реализация программы рассчитана на три года (2015- 2018 гг)
Этапы реализации программы
1 этап 2015 - 2016 учебный год – подборка и изучение
материалов по теме;
2 этап 2016 – 2017 учебный год - реализация практической части
программы.
3 этап 2017 – 2019 учебный год – завершающий этап.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей физики, а также через участие в жизни школы.
Ожидаемый результат самообразования:
- повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество ЗУН не менее 50%; участие в конкурсах – не менее 40%);
- разработка, апробирование методических пособий, статьей, учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ, НИТ технологий и приёмов АМО;
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
- выработка методических рекомендаций по применению тестовых технологии на уроках физики;
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Планируемые результаты самореализации:
разработка комплекта электронных тестов по физике;
разработка пакета материала в электронном виде, в том числе: комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы); комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету); терминологического словаря по физике для 9 - 11 классов, пакет сценариев уроков с применением тестовых технологий, пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.), комплекта тематических внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления).
Применение ИКТ на уроках физики, обмен опытом с коллегами.
Умения учащихся работать с различными заданиями и материалами для презентации своих проектов. Умения создавать образовательные презентации
Повышение качества преподаваемого предмета
Разработанные программы по физике.
Проведенные открытые уроки.
Доклады и выступления.
Разработка дидактических материалов.
Разработка и проведение уроков с использованием ЭОР и мультимедиа.
Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.
Личная методическая веб-страница.
Публикация разработок
Работа в сетевых проектах и педагогических сообществах
План
№ | Разделы плана | Содержание деятельности | Сроки | Форма результатов |
1 | Изучение психолого-педагогической, методической литературы | 1.Чтение научно-методического литературы 2. Обзор информации по физике, педагогике, психологии, инновационным технологиям | Систематически | Конспекты Памятки Рекомендации |
2 | Разработка программно-методического обеспечения а)научно-методическая работа б)Опытно-экспериментальная работа. | 1. Изучение и внедрение в практику своей работы НИТ технологий 2. Организация проектно-исследовательской работы учащихся. 3. Разработка и апробация учебной рабочей программы по физике с применением ИКТ, НИТ, АМО | 2015- 2018 учебные годы | Учебно-тематические планы. Учебные рабочие программы, методико-дидактические материалы и др. |
3 | Изучение ИКТ, НИТ технологий технологий | Освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер) | Ежегодно | Конспекты уроков. Методико-дидактические материалы |
4 | Участие в работе методических школьном и районном объединениях, в жизни школы | 1. Проведение открытых уроков, мероприятий, мастер-классов для учителей школы и района 2. Выступление на заседании школьного МО с самоанализом 3. Общение с коллегами в школе, районе | Ежегодно, по плану МО | Конспекты мероприятий |
5 | Самообобщение опыта | 1. Разработка конспектов уроков, апробация 2. Разработка индивидуальных дифференцируемых заданий для учащихся. 3. Разработка комплекта входных и выходных самостоятельных, контрольных работ, в том числе и электронных тестов 4. Разработка комплекта заданий по подготовке к ЕГЭ, ГИА 6. Участие в конкурсах, конференциях, семинарах, вебинарах | По планам МО и индивидуальному, в соцсетях по реализации | Комплекты методико-дидактических электронных материалов |