СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная образовательная программа интеллектуально одаренного учащегося и его тьюторское сопровождение

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю работу, удостоенную Похвального отзыва на  Международном конкурсе проектов индивидуальных образовательных программ интеллектуально одаренных учащихся и их тьюторского сопровожения, который проходил в Минске в сентябре 2020 года. В работе отражен опыт индивидуального сопровождения учащейся 11 класса  за пять лет в рамках работы над инновационным проектом "Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям"

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная программа интеллектуально одаренного учащегося и его тьюторское сопровождение»

Индивидуальная образовательная программа интеллектуально одаренного учащегося и его тьюторское сопровождение

Поправко Вера Петровна

Государственное учреждение образования «Средняя школа №66 г. Гомеля», учитель истории и обществоведения


Если ребенку удастся добиться успеха в школе,

у него есть все шансы на успех в жизни.


Концептуальными подходами к развитию системы образования Республики Беларусь определено, что общее среднее образование призвано создавать для всех учащихся равные условия для получения образования, которые гарантируют личностное и социальное развитие.

В связи с этим на уровне общего среднего образования основными задачами являются подготовка к жизни всех без исключения учащихся, помощь им в осуществлении своего жизненного и профессионального самоопределения, обеспечение социальной и профессиональной мобильности личности, способной быть конкурентоспособной в современных реалиях [3].

Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности. Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные устремления, саморазвиваться на протяжении всей жизни[2].

С 2019 года коллектив педагогов и учащихся средней школы № 66 г. Гомеля принимает участие в реализации инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям».

В основу проекта индивидуальной образовательной программы интеллектуально одаренного учащегося положена инновационная образовательная технология «Образовательное путешествие». Оно позволяет соотнести себя с другими, расширяет границы общения, дает учащемуся возможность проверить себя на жизненную зрелость и оценить свою готовность к различным нестандартным ситуациям [5]. Главным результатом такого путешествия становится пробуждение личности, ее самоопределение в культурном пространстве[7].

В современном мире тем, кто хочет быть на волне новых тенденций, важно тщательно отслеживать любые изменения, так как они напрямую влияют на структуру занятости и конкурентоспособности ключевых игроков на отраслевых рынках [1]. Поэтому для успеха в работе определены следующие востребованные компетенции: системное мышление, межотраслевая коммуникация, управление проектами и процессами, работа с IT-системами, клиентоориентированность, коммуникация, работа в команде, работа в условиях неопределенности, мультикультурность и открытость, осознанность.

Участницей инновационного проекта «Внедрение модели регионального образовательного кластера как условие профессионального самоопределения учащихся по востребованным в регионе профессиям и специальностям», в отношении которой осуществляется тьюторское сопровождение, является учащаяся 11«А» класса государственного учреждения образования «Средняя школа № 66 г. Гомеля» Гречуха Анастасия Викторовна.

Анастасия обучается в школе с 1 класса. Физически здорова. Проживает в полной, материально обеспеченной семье. Родители постоянно поддерживают связь с классным руководителем, посещают родительские собрания. Учащаяся ответственна и дисциплинирована, с педагогами не конфликтует. Старательно выполняет поручения. Стиль поведения доброжелательный, спокойный. Среди одноклассников пользуется авторитетом. Неоднократно выбиралась старостой класса или заместителем старосты. При решении спорных вопросов Настя умело отстаивает свою точку зрения, приводя весомые аргументы. Она уверенная в своих силах, оптимистично настроенная девочка, умеет поставить перед собой определенную цель и стремится достичь ее.

Анастасия без особых трудностей осваивает программный материал. Практически на любом уроке работает активно, творчески, является единомышленником учителя. Настю отличают высокий интеллект и активная жизненная позиция. Эрудированная, эмоциональная, любознательная, она демонстрирует хорошие и отличные знания предметов, опираясь не только на материал учебника, но и используя дополнительную литературу, имеет склонность к задачам творческого типа и испытывает удовольствие от умственного напряжения. Проявляет повышенный интерес к предметам филологического и гуманитарного цикла. Любит читать приключенческую и философскую литературу, увлекается танцами (посещает студию танца).

Индивидуальный образовательный маршрут Гречухи Анастасии, 11 класс

Общая цель: получить образование юриста

Краткосрочная цель: победить на втором этапе республиканской олимпиады по обществоведению, на втором этапе республиканской олимпиады по финансовой грамотности

Маршрутный лист

Образовательная область

Предметы

Часы

Итоги за 10 класс

(ср.б.

8,4)

Предполагаемая результативность деятельности в 2020/2021 уч.г.

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

Год

Базовый компонент

белорусский язык

1

8

8





белорусская литература

1/2

10

10





русский язык

1

8

9





русская литература

2/1

9

10





история Беларуси

1

9

9





всемирная история

1

9

10





обществоведение

1

9

10





информатика

1

8

9





химия

2

7

8





биология

2

8

9





физика

2

7

8





география

1

8

9





физическая культура и здоровья

2

9

9





допризывная и медицинская подготовка

1

9


9





Базовая нагрузка


20 часов


Повышенный уровень

Предметы

Часы

итоги

Предполагаемая результативность деятельности

10 кл.

1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

Год

математика

6

7

8





английский язык

5

9

9





Итого часов в неделю


11 час.


Компонент образовательного учреждения

Факультативы

Часы


Результативность деятельности


1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

Год

математика

1



русский язык

1



Итого часов в неделю


2 часа

Общая нагрузка


33 часа

Максимально допустимая нагрузка


34 часа

Дополнительное образование в образовательном учреждении (кружки, секции, клубы)

Название

Часы, расписание занятий

Результативность деятельности

Куратор (педагог)

Объединение по интересам «Вальс»

Суббота

16.00-16.45


Призер районных и городских конкурсов


Педагог дополнительного образования

Подготовка к ЦТ по обществоведению

(на платной основе)

Пятница

14.00 – 16.30

Участие в РТ

Участие в ЦТ

Педагог - тьютор

Недельная нагрузка

4 часа

Дополнительное образование вне образовательного учреждения
(дистанционные курсы, репетиторство, кружки, секции, клубы)

Название

Часы, расписание занятий

Результативность деятельности

Куратор (педагог)

Студия современной хореографии «ВИДА» УК «Городской центр культуры»

Понедельник

17.00-19.00

Призер районных и городских конкурсов


Руководитель студии танца

Бассейн «Волна»

Четверг

20.00-21.00

ЗОЖ

Личный тренер

Подготовительные курсы по русскому языку УО «БелГУТ»

Четверг

17.00-19.15

Участие в РТ

Участие в ЦТ

Преподаватель курсов

Репетитор по математике

Суббота

13.00-16.00

Участие в РТ

Репетитор

Репетитор по английскому языку

Понедельник

16.00-17.00

Участие в ЦТ

Репетитор

Недельная нагрузка

10 часов



Участие в общественной деятельности в образовательном учреждении и вне учреждения

Название органа ученического самоуправления

Вид деятельности

Результативность

деятельности

Куратор (руководитель)

Совет старшеклассников.

Совет интеллектуального клуба «Каравелла»

Староста класса


Капитан кают-компании «Буревесник»

Высокий рейтинг участия в школьных, городских, республиканских конкурсах, олимпиадах и конференциях

Классный руководитель

Учитель обществоведения

Участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, проектах, программах

Название, вид мероприятия

Уровень

Представленная работа

Результат

Куратор (руководитель)

Юридическая олимпиада в МИТСО

МИТСО, областной

Тесты, эссе

Диплом III степени

Учитель- тьютор

IV Республиканский конкурс творческих работ учащихся средних и средних специальных учреждений образования Республики Беларусь « Я выбираю профессию»

Институт бизнеса БГУ, республиканский

эссе

Сертификат участника

Учитель -тьютор

Турнир по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», посвященный 75-летию освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков и 100-летию со дня окончания Первой Мировой войны

Дворец творчества Центрального района г. Гомеля, районный

Командное выступление

Диплом II степени

Учитель-тьютор



2 этап областной олимпиады по обществоведению

городской

Олимпиадные задания

Диплом III степени

Учитель-тьютор

Городская конференция юных исследователей родного края «Юбилейные даты гомельской истории»

ГГУ им. Ф.Скорины, исторический факультет, городской

Исследователь-ская работа по теме «Трудовая летопись

автобусного парка № 6 г. Гомеля»

Диплом III степени

Учитель -тьютор



Областной краеведческий литературно-музыкальный конкурс

«Голоса малой родины»


Областной, номинация «Творческие земляки»

Литературно-музыкальная композиция «Мята» (И.Смирнов)

Диплом II степени

Учитель –тьютор, учитель русского языка и литературы

Индивидуальное сопровождение
(диагностика, психологические тренинги, профориентация)

Виды занятий, мероприятий

Часы, расписание занятий

Куратор (руководитель)

Диагностика

1 раз в четверть

( по отдельному графику)

Классный руководитель, Педагог-психолог

Психологические тренинги

1 раз в четверть

( по отдельному графику)

Педагог-психолог

Профориентационные мероприятия по плану инновационного проекта

1 раз в четверть

( по отдельному графику)

Классный руководитель

Учитель-предметник

Консультации

Еженедельно, 1 час

Учитель-тьютор


Пояснительная записка к индивидуальной образовательной программе тьюторского сопровождения одаренного учащегося

Программа направлена на включение старшеклассников 15-17 лет в процесс проектирования собственного профессионального будущего, приобретение начального опыта реализации собственного карьерного замысла, формирование готовности к продолжению образования и выстраиванию карьеры на протяжении всей жизни. Предполагается, что через взаимодействие педагогов и учащейся решается широкий круг задач, связанных с ее самоопределением в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания учащейся возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов средней школы № 66 г. Гомеля и других образовательных учреждений для достижения образовательных целей. Тьютор выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самой учащейся, совершающей реальные действия, регулируемые ею самой.

Сопровождение рассматривается как сфера деятельности тьютора, ориентированная на взаимодействие с учащейся по поддержке ее в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности.

Основные формы и методы работы, применяемые при тьюторском сопровождении учащейся: консультирование, активизирующие методики, проектные технологии, информационные технологии.

Предполагаемые формы организации познавательной деятельности в рамках реализации программы: индивидуальное обучение или обучение в малых группах в области освоения содержания программы по истории и обществоведению; работа по исследовательским и творческим проектам на уроках истории и обществоведения и во внеурочной деятельности; участие в творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, научно-практических конференциях и семинарах, интеллектуальных играх и др.

Успешность реализации будет достигнута при соблюдении следующих принципов: признание объективности существования индивидуальных целей учащейся в образовательном процессе; индивидуализации и персонификации образовательного процесса; максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности; непрерывности и преемственности – понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования; психологический контакт с подопечной и атмосфера доверия; свободы выбора учащейся дополнительных образовательных услуг, помощи тьютора.

Цель программы: психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения одаренной учащейся по средством образовательного путешествия в мир юридических профессий в приобретении начального опыта реализации собственного карьерного замысла

Задачи программы:

1. Выявить образовательный запрос обучающейся и ее законных представителей через мероприятия по сбору данных о планах, намерениях, интересах, склонностях, мотивах, готовности к социально- профессиональному самоопределению;

2. Разработать механизм индивидуального сопровождения учащейся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории;

3. Способствовать реализации индивидуального образовательного маршрута учащейся в современной социокультурной образовательной среде.

Программа рассчитана на 1 четверть 2020/2021 учебного года.

Реализация программы предусматривает несколько этапов: диагностический, проектировочный, реализационный, аналитический.

На первом этапе диагностическом возможно использование индивидуального подхода в проверке знаний, через дифференцированные задания по предметам история и обществоведение, ориентированные на развитие навыков работы с историческими источниками: документами, иллюстрациями, ролевые, имитационные игры, где одаренный ребенок может проявить себя в процессе деятельности и реализации творческого потенциала. Например, в игре по теме «Деньги», через характеристику политических событий, исторических личностей, географических названий, религии и культуры. При выборе домашнего задания, различных необязательных вариантов творческих и исследовательских работ, направленных на развитие способностей, исследовательских умений и учитывающих индивидуальные познавательные возможности и потребности учащейся, а также ее возрастные возможности: сообщение или доклад по предложенной проблеме, эссе, рисунки, создание коллажей по понравившейся теме.

Тесное сотрудничество с психологом – знакомство с результатами диагностических тестов на направленность интересов учащейся, тестов на определение преобладания левого/правого полушария, карты интересов, личностного опросника Г. Айзенка и др. Для родителей предлагается тест на определение у ребенка познавательной потребности (Юркевич В.С.).

Карта интересов учащейся Гречухи Анастасии:



Желание ознако-миться

Углубленное изучение

Практический интерес

1

Олимпиады по обществоведению



+

Стать победителем или призером на олимпиаде городского и областного уровней

2

Проектная деятельность

+


Создать проект по теме «Легко ли быть молодым?», для участия в конференциях школьного и городского уровней.

3

Исследовательская деятельность

+


Написать исследовательскую работу по теме «История автобусного парка №6» для представления на городском конкурсе

4

Участие в олимпиаде по финансовой грамотности и других конкурсах


+

Стать победителем или призером конкурсов и олимпиад на городском, областном или республиканском уровнях.

5

Индивидуальное углубление знаний по предмету.


+

Организация занятий в рамках дополнительных платных услуг по подготовке к успешной сдаче ЦТ по обществоведению

На проектировочном и реализационном этапах тьюторского сопровождения создается ресурсная карта и программа сопровождения подготовки к олимпиадам, конкурсам и т.д.

Ресурсная карта Гречухи Анастасии по подготовке к ЦТ, олимпиадам и конкурсам по обществоведению:


Программа тьюторского сопровождения

индивидуального образовательного маршрута Гречухи Анастасии по подготовке к олимпиадам и конкурсам по обществоведению

на 1 четверть 2020/2021 учебного года

Тема занятия. Цели и задачи. Формирование компетенций  (познавательные, регулятивные, рефлексивные, коммуникативные, личностные) 

Механизмы и методы тьюторского сопровождения для формирования универсальных учебных действий


Сроки

Достижения и самооценка


1

Введение. Обсуждение проблемных вопросов по подготовке к олимпиаде по обществоведению, просмотр возможных проблемных вопросов.

Цель формирование Умения видеть противоречие в условиях при решении учебной или жизненно-практической задачи, умение выделять главное - Познавательные, Умение формулировать проблему - познавательные коммуникативные личностные.

Индивидуальные беседы с учителем. Подробное обсуждение вопросов об основных принципах работы с олимпиадными и конкурсными заданиями

Индивидуальная работа (работа с учебником);

учитель-тьютор помогает правильно проанализировать материал учебника.

Выполнение пробных тестов. Совместный анализ допущенных ошибок.


01-05 сентября

2020

Экспертная оценка и самооценка

2-3

Работа с обществоведческими терминами. Решение заданий с их использованием. Решение тестов по теме «Человек». Цель формирование Умение извлекать информацию из разных источников, воспринимать и анализировать разные формы представления информации ,умение выделять существенные признаки и умение сопоставлять разные данные –познавательные Умение самостоятельно воспроизводить (знания, способы, действия), комбинировать, выбирать необходимое для решения задач – познавательные, рефлексивные, регулятивные, личностные

Тьютор предлагает варианты терминологических сборников по обществоведению, а также обращает внимание на словари в учебнике на факультативном занятии. Предлагается на выбор удобный для тьюторанта вариант для анализа терминологии с позиции актуальности для олимпиадных и конкурсных работ.

07-19

сентября 2020


4-5

Портретная галерея.

Цель сформировать умение оперировать понятиями , умение устанавливать взаимосвязи между явлениями – познавательные.

 Тьютор обращает внимание на особенности одежды и прически ученых, изображенных на портретах

1. Кто изображен? 2. Когда? 3.Где? Установление причинно-следственных связей. Тьютор после рассуждений тьюторанта, совместно с ним насыщает портретный материал и вместе совмещает с терминами и понятиями из предыдущего занятия. Тьюторант пишет эссе по выбранному портрету.

21-26 сентября 2020


6-7-

Составление схем разных типов, по выбранной теме «Политическая сфера общества».

Цель сформировать умение применять различные приемы структурирования информации (таблицы, схемы, графики, модели) – познавательные, регулятивные.

Просмотр вариантов таблиц и схем. Тьютор задает прямые вопросы с заполнением таблицы: - ответь на шесть вопросов 1. Что?2.Где? 3.Когда?.4. Кто?5. Как? 6. Почему?

Совместный анализ результатов


28

сентября-03 октября 2020


8-9

Знакомство с написанием обществоведческого эссе. Анализ образцов.

Цель сформировать умения строить устные и письменные высказывания в сжатой и развернутой форме на заданную тему – познавательные, коммуникативные, личностные. Умение вносить элементы личного отношения, давать собственную оценку, цивилизованно отстаивать свою позицию – личностные, коммуникативные. 

Консультация с тьютором о плане составления эссе по обществоведению, просмотр вариантов эссе. Анализ самообразования по возможным вариантам проблемных тем для написания эссе по обществоведению

05-10 октября 2020


10

Решение заданий на соответствие

Цель сформировать умение использовать и применять различные приёмы поиска, отбора и структурирования информации- познавательные, регулятивные. 

Самообразование (работа

с дополнительной литературой)

12-17 октября 2020


11

Решение заданий по типу вставить пропущенные слова.

Цель сформировать умение использовать и применять различные приёмы поиска, отбора и структурирования информации -познавательные, регулятивные. 

Самообразование (работа с дополнительной литературой)

19-24 октября 2020


12

Решение заданий по выявлению различных и общих признаков. Решение олимпиадных работ различного уровня

Цель сформировать умения самостоятельно воспроизводить (знания, способы, действия), комбинировать, выбирать необходимое для решения задач – познавательные, рефлексивные, регулятивные, личностные. 

Работа на занятии по обществоведению в рамках курса дополнительных платных услуг. Совместное представление разных вариантов работ.


26-31 октября 2020


13

Подведение итогов.

Умение осуществлять контроль последовательности и правильности действий –

регулятивные

Умение давать оценку своим действиям и их последовательности – личностные, рефлексивные

Умение анализировать свои достижения – личностные

Умение принимать ответственность за свои действия - личностные 

Собеседование. Участие в 1 и 2 этапах республиканской олимпиады по обществоведению, олимпиаде по основам финансовой грамотности

02-06 ноября 2020


14

Рефлексия

Цель сформировать умение анализировать свои достижения –личностные

Умение принимать ответственность за свои действия - личностные 

Совместная рефлексия участия в олимпиадах и конкурсах. Составление планов дальнейшей работы на 2 четверть 2020/2021 учебного года

09-14 ноября 2020

Экспертная оценка и самооценка

Ожидаемые результаты:

  1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);

  2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;

  3. Социализация, успешность в олимпиадах, конкурсах;

  4. Развитие у учащейся навыков самостоятельной образовательной деятельности.

Таким образом, главное в построенном по системе тьюторского сопровождения образовательном процессе – признание за каждым учащимся права на значительную автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями.


Список литературы

  1. Агентство стратегических инициатив: Атлас новых профессий / Агентство стратегических инициатив / Москва. – 2015. – 288с. [электронный ресурс]: // http://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf

  2. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е.А. Александрова. – Москва: НИИ школьных технологий, 2010. – 335с.

  3. Гобова, Е.С. Цель. Дело. Мечта: психологический портрет поколения: [ориентиры самоопределения старшеклассников] / Е.С. Гобова, О.Н. Игнатова. – Москва: Флагман, 2009. – 230с.

  4. Григорьева, Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. / О.А. Махаева, Е.Е. Григорьева. – Москва.: УЦ «Перспектива», 2006. – 52с.

  5. Коган, М.С. Метод проектов и условия его эффективного применения в воспитательной работе: пособие для педагогов / М.С. Коган. – В.: Воспитание и дополнительное образование. – 2005. - №5. – 105с.

  6. Ковалева, Т., Рыбалкина, Н. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов / Т. Ковалева, Н. Рыбалкина,  2002 [Электронный ресурс]: // Доклад URL: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65 (дата обращения: 06.12.2014).

  7. Петушкова, Е. В. Коммуникативно-деятельностный подход к управлению индивидуальной учебной деятельностью учащихся / Е. В. Петушкова, С. Д. Шакура // Народная асвета. – 2011. – № 2. – с.7 – 12.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!