СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса: мифы и реальность

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация - еще одна попытка порассуждать на актуальную тему: что нужно сделать, чтобы образовательный процесс действительно стал индивидуализированным. Возможно, будет интересна зам. директора и руководителям МО

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса: мифы и реальность»

Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития школьников и преодоления неуспеваемости Педагогический совет в ГБОУ СОШ № 49 29.02.2016 Выступление зам. директора УВР Солодухиной Л.Э.

Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса как условие развития школьников и преодоления неуспеваемости

Педагогический совет в ГБОУ СОШ № 49

29.02.2016

Выступление зам. директора УВР

Солодухиной Л.Э.

Мифы и реальность Я

Мифы и реальность

Я

МИФЫ: 1.Индивидуализация - это к разным детям свой подход; способ, учитывающий их особенности.  2.Индивидуализация – это индивидуальная работа.  3.Индивидуализация – это индивидуализм или эгоизм.

МИФЫ:

  • 1.Индивидуализация - это к разным детям свой подход; способ, учитывающий их особенности.

  • 2.Индивидуализация – это индивидуальная работа.

  • 3.Индивидуализация – это индивидуализм или эгоизм.

Давайте представим, что … в нашей школе совершился переход к  к нелинейному расписанию , к нелинейной образовательной программе , где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей - кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями .

Давайте представим, что … в нашей школе совершился переход к

к нелинейному расписанию , к нелинейной образовательной программе , где ни один класс не сидит в одном и том же месте в одно и то же время. Должны быть разные группы людей - кто-то идет на хор, кто-то на экскурсию. Образовательные путешествия тоже должны стать частью программы, легальными занятиями .

Нелинейное расписание? Нелинейное расписание – это комбинация уроков,  театральных, спортивных, интеллектуальных занятий, индивидуальных и групповых консультаций, экскурсий, походов, социальных проектов и других форм учебной деятельности, проводимых как одновозрастных, так и разновозрастных группах учащихся, по отдельному предмету или интегрирующих содержание нескольких предметов (предметных областей).

Нелинейное расписание?

Нелинейное расписание это комбинация уроков, театральных, спортивных, интеллектуальных занятий, индивидуальных и групповых консультаций, экскурсий, походов, социальных проектов и других форм учебной деятельности, проводимых как одновозрастных, так и разновозрастных группах учащихся, по отдельному предмету или интегрирующих содержание нескольких предметов (предметных областей).

Нелинейное (динамическое) расписание позволяет Объединить: учебную и внеучебную деятельность ребенка в едином комплексе образовательные, воспитательные, оздоровительные процессы Сформировать: образовательное пространство, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей ребенка

Нелинейное (динамическое) расписание позволяет

Объединить:

учебную и внеучебную деятельность ребенка

в едином комплексе образовательные, воспитательные, оздоровительные процессы

Сформировать:

образовательное пространство, способствующее реализации индивидуальных образовательных потребностей ребенка

при создании ОСОКО нужно учитывать не только уровень обученности школьников, но и анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных организаций и системы образования в целом. Давайте представим, что …  качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса разработан весь комплекс программных документов, обеспечивающих многообразие вариантов интеграции в образовании, расширяющих возможности выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов детей; при создании ОСОКО учитывается не только уровень обученности школьников, но и анализируются отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных организаций и системы образования в целом.

при создании ОСОКО нужно учитывать не только уровень обученности школьников, но и анализировать отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных организаций и системы образования в целом.

Давайте представим, что …

качество образования не тождественно качеству обученности. Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса

  • разработан весь комплекс программных документов, обеспечивающих многообразие вариантов интеграции в образовании, расширяющих возможности выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов детей;

при создании ОСОКО учитывается не только уровень обученности школьников, но и анализируются отсроченные или косвенные эффекты деятельности образовательных организаций и системы образования в целом.

Давайте представим, что Смена ориентиров в обучении окончательно привела к установке на активное освоение учеником способов познавательной деятельности , на создание условий для самоопределения и реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения, —и это потребовало новых подходов к измерению образовательных результатов.  Образовательным результатом наконец стало умение использовать приобретаемые (приобретенные) знания в качестве личного ресурса.

Давайте представим, что

Смена ориентиров

в обучении окончательно привела к установке на активное освоение учеником способов познавательной деятельности , на создание условий для самоопределения и реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения, —и это потребовало новых подходов к

измерению образовательных результатов.

Образовательным результатом наконец стало умение использовать приобретаемые (приобретенные) знания в качестве личного ресурса.

Давайте представим, что… Проектной деятельностью дети занимаются только на уроках: проект, подготовленный и созданный вне урока, - это … не проект. Давайте представим, что…  в контексте нелинейного расписания десятиклассники готовят проект на тему «Великие открытия в физике женщин –ученых» Сколько знаний получат и в каких областях, если действительно выполнят этот проект?

Давайте представим, что…

  • Проектной деятельностью дети занимаются только на уроках: проект, подготовленный и созданный вне урока, - это … не проект.
  • Давайте представим, что…
  • в контексте нелинейного расписания десятиклассники готовят проект на тему «Великие открытия в физике женщин –ученых»
  • Сколько знаний получат и в каких областях, если действительно выполнят этот проект?
В каких областях? - физиология - этика - психология - гендерное воспитание физика (теория и практика) : все отрасли, области, разделы, в которых сделаны открытия

В каких областях?

  • - физиология
  • - этика
  • - психология
  • - гендерное воспитание
  • физика (теория и практика) : все отрасли, области, разделы, в которых сделаны открытия
А если девятиклассники выполнят проект «Образ России в русской словесности?» Каков образ Родины, образ Бога, образ природы, созданные нашей литературой в целом? -------------------------------------------- Как эти образы менялись с годами, десятилетиями, веками? ---------------------------------------------- Как понимала наша словесность добро и зло ---------------------------------------------- Что есть человек и семья по-русски? --------------------------------------------- Как у нас трактовались любовь и дружба? ---------------------------------------------- Как наши предки к труду и к отдыху? ---------------------------------------------- Как относились к Дому? ---------------------------------------------- Как относились к Дороге?

А если девятиклассники выполнят проект «Образ России в русской словесности?»

  • Каков образ Родины, образ Бога, образ природы, созданные нашей литературой в целом?
  • --------------------------------------------
  • Как эти образы менялись с годами, десятилетиями, веками?
  • ----------------------------------------------
  • Как понимала наша словесность добро и зло
  • ----------------------------------------------
  • Что есть человек и семья по-русски?
  • ---------------------------------------------
  • Как у нас трактовались любовь и дружба?
  • ----------------------------------------------
  • Как наши предки к труду и к отдыху?
  • ----------------------------------------------
  • Как относились к Дому?
  • ----------------------------------------------
  • Как относились к Дороге?
 Индивидуализация образования – и в интеграции знаний Знания из области Географии Этики Религиеведения Лингвострановедения Устного народного творчества Текстологии Литературы Лингвистики

Индивидуализация образования – и в интеграции знаний

  • Знания из области
  • Географии
  • Этики
  • Религиеведения
  • Лингвострановедения
  • Устного народного творчества
  • Текстологии
  • Литературы
  • Лингвистики
Попытаемся понять, что… Учебный проект – работа, запланированная в рамках учебной программы. Он вписан в контекст учебного процесса (как урочной, так и внеурочной деятельности) и подразумевает конкретный результат. Общая цель всех учебных проектов – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения. Учитель должен планировать проектную работу учащихся на уроке (системе уроков) и во внеурочной деятельности.

Попытаемся понять, что…

  • Учебный проект – работа, запланированная в рамках учебной программы. Он вписан в контекст учебного процесса (как урочной, так и внеурочной деятельности) и подразумевает конкретный результат.
  • Общая цель всех учебных проектов – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения.
  • Учитель должен планировать проектную работу учащихся на уроке (системе уроков) и во внеурочной деятельности.
Проект – это 5 «П»: Поиск информа-ции Продукт Презента-ция Планиро-вание Проблема А значит, абсолютно индивидуальные пути познания, индивидуальные способы получения и практического применения знаний

Проект – это 5 «П»:

Поиск информа-ции

Продукт

Презента-ция

Планиро-вание

Проблема

А значит, абсолютно индивидуальные пути познания, индивидуальные способы получения и практического применения знаний

Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.   Индивидуализация - новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика – он становится субъектом, а не объектом образования.   Индивидуальный подход – это подход, предполагающий, что взрослые подбирают в соответствии с особенностями ребенка содержание и технологии обучения и воспитания

Индивидуализация процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.  

Индивидуализация - новый подход к образованию, где изменяется позиция ученика он становится субъектом, а не объектом образования.  

Индивидуальный подход – это подход, предполагающий, что взрослые подбирают в соответствии с особенностями ребенка содержание и технологии обучения и воспитания

ФЗ «Об образовании в РФ» принят  Госдумой 21.12.2012; одобрен советом Федераций 26.12.2012; реализация – с 01.09.2013; Государственная программа «Развитие образования РФ» на 2013-2020 гг; Распоряжение правительства РФ от 21.11.2012 № 2148-р
  • ФЗ «Об образовании в РФ» принят Госдумой 21.12.2012; одобрен советом Федераций 26.12.2012; реализация – с 01.09.2013;
  • Государственная программа «Развитие образования РФ» на 2013-2020 гг; Распоряжение правительства РФ от 21.11.2012 № 2148-р
Начальное общее образование направлено на развитие личности обучающегося, формирование его индивидуальных способностей, п оложительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение письмом, счетом и всеми навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)
  • Начальное общее образование направлено на развитие личности обучающегося, формирование его индивидуальных способностей, п оложительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение письмом, счетом и всеми навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни)
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)
  • Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и развитие личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности

Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и развитие личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности

Таким образом, идея индивидуализации образования - в целях ноо, ооо, соо НОО ООО СОО

Таким образом, идея индивидуализации образования - в целях ноо, ооо, соо

НОО

ООО

СОО

Проблемы, выявленные в ходе реализации ФГОС Затруднения образовательных организаций при создании основной образовательной программы : не всегда удается выявить и отразить своеобразные характеристики и инновационные изменения конкретной организации ; Затруднения в освоени и методологии ФГОС – системно-деятельностный подход, другой формат образовательных результатов и их оценивание Затруднения в образовании сетевой образовательной организации в старшей школе, которая может обеспечить индивидуализацию образования, построение индивидуальных образовательных маршрутов

Проблемы, выявленные в ходе реализации ФГОС

  • Затруднения образовательных организаций при создании основной образовательной программы : не всегда удается выявить и отразить своеобразные характеристики и инновационные изменения конкретной организации ;
  • Затруднения в освоени и методологии ФГОС – системно-деятельностный подход, другой формат образовательных результатов и их оценивание
  • Затруднения в образовании сетевой образовательной организации в старшей школе, которая может обеспечить индивидуализацию образования, построение индивидуальных образовательных маршрутов
Ключевые составляющие ФГОС Требования к результатам освоения  ООП  НОО  ООО  СОО Способность к построению индивидуальной образовательной траектории , навыки проектной, учебно-исследовательской и социальной деятельности Технологии развития самоорганизации и самооценки Введение новых форм социальной и учебной деятельности подростков

Ключевые составляющие ФГОС

  • Требования к результатам освоения

ООП

НОО ООО СОО

Способность к построению индивидуальной образовательной траектории , навыки проектной, учебно-исследовательской и социальной деятельности

Технологии развития самоорганизации и самооценки

Введение новых форм социальной и учебной деятельности подростков

Значит , старшая школа является особым образовательным пространством , в рамках которого завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптированной личности подростка  реально происходит в силу достижения соответствующего возраста социальное, профессиональное и гражданское самоопределение молодежи.

Значит , старшая школа является особым образовательным пространством , в рамках которого

завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально адаптированной личности подростка

реально происходит в силу достижения соответствующего возраста социальное, профессиональное и гражданское самоопределение молодежи.

Переориентация образовательной парадигмы     создание условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.    с преимущественной трансляции системы ЗУНов на  новые принципы и методология организации образовательного процесса : индивидуализированные  формы учебной деятельности; выработку проектно-исследовательских  навыков; самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления  собственной деятельности; четко определенное с этической  точки зрения коммуникативное поле.

Переориентация образовательной парадигмы

создание условий для становления комплекса компетенции, которые рассматриваются, как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

с преимущественной трансляции системы ЗУНов на

новые принципы и методология организации образовательного процесса :

  • индивидуализированные формы учебной деятельности;
  • выработку проектно-исследовательских навыков;
  • самоопределение старшеклассника в отношении профилирующего направления собственной деятельности;
  • четко определенное с этической точки зрения коммуникативное поле.

Требования к уроку

Традиционный урок

Объявление темы урока

Урок современного типа

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Планирование

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции

Оценивание учащихся

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Итог урока

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

 Современный урок , если это действительно современный урок, обеспечивает   интерес , мотивацию, ступеньку к знанию, познание , выбор, потребность, противоречие, деятельность, инициативность, открытие , развитие , рост , самопознание , самореализация , профессионализм , уверенность .

  • Современный урок , если это действительно современный урок, обеспечивает
  • интерес , мотивацию, ступеньку к знанию, познание , выбор, потребность, противоречие, деятельность, инициативность, открытие , развитие , рост , самопознание , самореализация , профессионализм , уверенность .
Первобытнообщинное: человек старший- человек младший; человек-природа Индустриальное общество: человек-машина; классно-урочная система Системно-деятельностный подход Информационное общество: человек-исполнитель-человек-созидатель

Первобытнообщинное: человек старший- человек младший; человек-природа

Индустриальное общество: человек-машина; классно-урочная система

Системно-деятельностный подход

Информационное общество: человек-исполнитель-человек-созидатель

Главные факторы, влияющие на развитие образования в информационную эпоху Глобализация (интеграция содержания как условие организации ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО подхода и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ обучения) Постоянно меняющиеся условия (действия, обеспечивающие умение «учиться» , как основы образования на протяжении всей жизни) Поликультурное общество (воспитание толерантности, диалогичности, коммуникативной грамотности

Главные факторы, влияющие на развитие образования в информационную эпоху

  • Глобализация (интеграция содержания как условие организации ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО подхода и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ обучения)
  • Постоянно меняющиеся условия (действия, обеспечивающие умение «учиться» , как основы образования на протяжении всей жизни)
  • Поликультурное общество (воспитание толерантности, диалогичности, коммуникативной грамотности
Давайте вести детей по лестнице успеха ! Если не можешь изменить обстоятельства, изменись сам!

Давайте вести детей по лестнице успеха !

Если не можешь изменить обстоятельства, изменись сам!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!