СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный исследовательский проект по теме «Искусство вокруг нас. Архитектура готики»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный исследовательский проект по теме «Искусство вокруг нас. Архитектура готики» содержит бумажный вариант проекта, тезисы, презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Искусство вокруг нас. Архитектура готики. С.Макарова 9-а»




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»









Исследовательский проект

Искусство вокруг нас




Автор: Макарова Светлана,
9Акласс, МКОУ «СОШ № 11»,
г. Миасс
Наставник:
Ботова Ольга Николаевна,
учитель ИЗО и МХК,

МКОУ «СОШ № 11»















Миасский городской округ, 2017










Введение ………………………….........................................................................................3

Глава 1. Возникновение готического стиля …………………..…………………………4

Глава 2. Что же делает произведения готической архитектуры особенно выразительными?.....................................................................................................................5

Заключение…………………………………………………………………………………7

Использованная литература

Приложение











































Введение

На уроках МХК изучаются различные стили искусства, в том числе и готический. Готика следовала в своём развитии за романским стилем. Меня заинтересовала именно архитектура готики. Нужно сказать, что романский стиль ассоциируется с мощными стенами, с неприступными крепостями, а готика - это лёгкость, ажурность, устремлённость вверх.

Какие новшества привнесли архитекторы, чтобы так сильно преобразить вид соборов?

Актуальность моей исследовательской работы состоит в повышении интереса к изучению искусства. В ней также учитывается познавательная составляющая работы учащихся на уроках искусства.

Объект исследования: архитектура готического стиля

Предмет исследования: готический собор

Цель исследовательской работы:

- расширить и углубить знания о готической архитектуре;

- рассмотреть приёмы, которыми пользовались готические зодчие;

- проследить связь архитектурного произведения на примере готического стиля;

Задачи исследовательской работы

- выполнить модель здания в готическом стиле;

- определить свое отношение к данному архитектурному стилю.

Методы исследования: теоретический: изучение и обобщение научной литературы; практический: создание модели готического храма.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для привлечения внимания школьников к архитектуре Средневековья.

Практическая значимость исследования: создание макета готического храма















Глава 1. Возникновение готического стиля

Готика - художественный стиль, возникший в середи­не XII века во Франции и распространившийся в Европе. Готика завершила раз­витие европейского средне­векового искусства, уступив в XV—XVI вв. Возрождению.

Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни. Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.

Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви. Городской собор стал центром культуры и искус­ства готики.







































Глава 2. Что же делает произведения готической архитектуры особенно выразительны­ми?

С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов.

Для готики характерны- арки с заострённым верхом,- узкие и высокие башни и колонны,- богато украшенный фасад с резными деталями и- многоцветные витражные стрельчатые окна.Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли.

Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.

Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.

Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».

Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода.

C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Погашение нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены.

Особенностью памятников готиче­ской архитектуры является стрельчатая арка. Эти стремительно возносящиеся вверх со­боры с ювелирно проработанными де­талями трудно спутать с сооружениями каких-либо других стилей. Арка, стрельчатая, заимствованная на Востоке во времена крестовых походов, становится конструктивной основой вы­сочайшего взлета готического зодчества. Стрельчатые арки, вытягиваясь, стремятся ввысь. Эти наружные арки как бы продолжают внутренние аркады собо­ра. Создается впечатление, что стен нет - только бесконечное разнообразие острых контуров стрельчатых арок. В готике именно система наружных арок распределяет и удерживает вес цент­рального свода.

При первом же взгляде на готиче­ский собор бросается в глаза множест­во вертикальных элементов. Создается такое впечатление, что сооружение со­стоит из огромного числа граней, промежутки между которыми становятся оконными проемами или заполняются скульптурой. Грани в готических собо­рах не декоративное украшение, они играют роль каркаса. В период готики каркас стал главным ху­дожественно-выразительным приемом в архитектуре. Именно разработка элементов каркаса позволяет говорить о готической архитектуре с позиций бионики. Растительные конструкции близки архи­тектурным решениям готики. Де­ревья, возносящие на большую высоту свою крону, вес и объем которой пре­вышает вес и объем самого ствола, за­долго до появления человека «решили» эту инженерную задачу. Такое решение связано с распределением нагрузок по каркасу ствола. Эту же конструкцию, только в камне, воплотили мастера го­тики. Вновь сравнивая стебли растений или стволы деревьев со столбами и ребрами сводов готиче­ских соборов, мы обнаружим порази­тельное сходство в сложном профиле колонн и бороздчатом строении стеб­лей растений. Прочность растущего стебля зависит от его жесткой конструк­ции, созданной самой природой. Вни­мательный архитектор заимствовал у природы такую удивительную конструк­цию - ребра жесткости. Эти жесткие ре­бра в столбах и арках соборов создают запоминающийся художественный об­раз.

Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль вархитектуре западной Европы.

Еще одна деталь в образе готическо­го собора. Это главное украшение пор­тала - центрального входа в собор. Речь идет о фантастическом по своему совершенству и сложности круглом вит­раже - «Розе». Соединяя в себе ажурный каменный переплет и цветное стек­ло, этот витраж своей формой симво­лизирует связь природных и архитек­турных форм.

В орнаментальных мотивах готических соборов исполь­зованы формы раститель­ного мира Центральной и Западной Европы - листья шалфея, чертополоха, гера­ни, почки бузины и бутоны цветов. Это еще раз под­тверждает, что строители осознанно заимствовали конструктивные принципы у мира растений, стараясь совершенно по-новому ос­мыслить конструкцию со­оружения.





























Заключение

На мой взгляд, готика - один из самых красивых стилей в архитектуре.  В готике есть что-то загадочное, мистическое... Может, поэтому этот стиль и притягивает!

Готика — венец средневековья, яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы.

Я с интересом отнеслась к выбранной мною теме. Знакомилась с описанием знаменитых храмов. Нотр Дам – де Пари, Реймский, Амьенский соборы. Великолепная архитектура с декоративными украшениями полулюдей,полузверей.

Я выполнила модель готического храма, который можно использовать как наглядное пособие на уроках искусства.







































Использованная литература

1. «Искусство». Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, и ИЗО. №7(319), 1-15 апреля 2005. Специальный выпуск «Готический храм». Издательский дом «Первое сентября»

2.«Искусство» 5-9 классы. Я - архитектор. Моделирование пространства. Макет. Экспериментальное учебное пособие. Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В.. Изд. «Открытый мир» Москва 1997

3. Любимов, Л. Д.«Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии» Книга для чтения1982










































Приложение 1














Собор Парижской Богоматери (NotreDamedeParis), Кельнский собор 1268-1650гг.

1163-1345гг., Париж, Франция  Кельн, Германия


Схема расположения элементов готического храма











[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Средства рисования".]













Приложение 2

Модель готического храма


















































Просмотр содержимого документа
«тезисы С.Макарова 9-а»

На уроках МХК изучаются различные стили искусства, в том числе и готический. Готика следовала в своём развитии за романским стилем. Меня заинтересовала именно архитектура готики. Нужно сказать, что романский стиль ассоциируется с мощными стенами, с неприступными крепостями, а готика - это лёгкость, ажурность, устремлённость вверх.

Какие новшества привнесли архитекторы, чтобы так сильно преобразить вид соборов?

Актуальность моей исследовательской работы состоит в повышении интереса к изучению искусства. В ней также учитывается познавательная составляющая работы учащихся на уроках искусства.

Объект исследования: архитектура готического стиля

Предмет исследования: готический собор

Цель исследовательской работы:

- расширить и углубить знания о готической архитектуре;

- рассмотреть приёмы, которыми пользовались готические зодчие;

- проследить связь архитектурного произведения на примере готического стиля;

Задачи исследовательской работы

- выполнить модель здания в готическом стиле;

- определить свое отношение к данному архитектурному стилю.

Методы исследования: теоретический: изучение и обобщение научной литературы; практический: создание модели готического храма.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для привлечения внимания школьников к архитектуре Средневековья.

Практическая значимость исследования: создание макета готического храма


1. Готика - художественный стиль, возникший в середи­не XII века во Франции и распространившийся в Европе. Готика завершила раз­витие европейского средне­векового искусства, уступив в XV—XVI вв. Возрождению.

Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни. Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.

Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви. Городской собор стал центром культуры и искус­ства готики.

2. Что же делает произведения готической архитектуры особенно выразительны­ми?

Для готики характерны- арки с заострённым верхом,- узкие и высокие башни и колонны,- богато украшенный фасад с резными деталями и- многоцветные витражные стрельчатые окна.Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов на опорные столбы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли.

Контрфорс—мощный столб, способствующий устойчивости стены.

Пинакль — остроконечная башенка. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.

Столб-устой — «пучок колонн».

Нервюра — ребро арки свода. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода.

C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Особенностью памятников готиче­ской архитектуры является стрельчатая арка. Стрельчатые арки, вытягиваясь, стремятся ввысь. В готике именно система наружных арок распределяет и удерживает вес цент­рального свода.

В период готики каркас стал главным ху­дожественно-выразительным приемом в архитектуре. Именно разработка элементов каркаса позволяет говорить о готической архитектуре с позиций бионики. Растительные конструкции близки архи­тектурным решениям готики. Де­ревья, возносящие на большую высоту свою крону, вес и объем которой пре­вышает вес и объем самого ствола, за­долго до появления человека «решили» эту инженерную задачу. Такое решение связано с распределением нагрузок по каркасу ствола. Эту же конструкцию, только в камне, воплотили мастера го­тики. Вновь сравнивая стебли растений или стволы деревьев со столбами и ребрами сводов готиче­ских соборов, мы обнаружим порази­тельное сходство в сложном профиле колонн и бороздчатом строении стеб­лей растений. Прочность растущего стебля зависит от его жесткой конструк­ции, созданной самой природой. Вни­мательный архитектор заимствовал у природы такую удивительную конструк­цию - ребра жесткости. Эти жесткие ре­бра в столбах и арках соборов создают запоминающийся художественный об­раз.

Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль вархитектуре западной Европы.

Главное украшение пор­тала - центрального входа в собор- круглый вит­раж - «Роза». Соединяя в себе ажурный каменный переплет и цветное стек­ло, этот витраж своей формой симво­лизирует связь природных и архитек­турных форм.

В орнаментальных мотивах готических соборов исполь­зованы формы раститель­ного мира Центральной и Западной Европы - листья шалфея, чертополоха, гера­ни, почки бузины и бутоны цветов. Это еще раз под­тверждает, что строители осознанно заимствовали конструктивные принципы у мира растений, стараясь совершенно по-новому ос­мыслить конструкцию со­оружения.


Заключение

На мой взгляд, готика - один из самых красивых стилей в архитектуре.  В готике есть что-то загадочное, мистическое... Может, поэтому этот стиль и притягивает!

Готика — венец средневековья, яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла…  Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы.

Я с интересом отнеслась к выбранной мною теме. Знакомилась с описанием знаменитых храмов. Нотр Дам – де Пари, Реймский, Амьенский соборы. Великолепная архитектура с декоративными украшениями полулюдей,полузверей.

Я выполнила модель готического храма, который можно использовать как наглядное пособие на уроках искусства.















Приложение 1








Собор Парижской Богоматери (NotreDamedeParis), Кельнский собор 1268-1650гг.

1163-1345гг., Париж, Франция  Кельн, Германия


Схема расположения элементов готического храма

































Приложение 1



Оперный театр в Сиднее Плавательный комплекс в Пекине

Национальный оперный театр в Пекине Дом «Дельфин» в Санкт-Петербурге









Барселона (Испания). Собор СаградаМузей Гуггенхайма Нью-Йорк (США)

Фамилиа(арх. А.Гауди) арх. Ф.Л. Райт













Париж (Франция). Эйфелева башня Капелла в Роншане (Франция)

(арх. Г. Эйфель) Арх. Ле Корбюзье













Приложение 2

Модели архитектурных оболочек.


























К.Мельников.

Памятник – маяк Х. Колумбу

в Санто-Доминго. 1929. Макет.







Приложение 2

Модель готического храма














Просмотр содержимого презентации
«Искусство вокруг нас Макарова С. 9-а»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Исследовательский проект  Искусство вокруг нас             Исследовательский проект  Искусство вокруг Автор: Макарова Светлана, 9Акласс, МКОУ «СОШ № 11», г. Миасс Наставник: Ботова Ольга Николаевна, учитель ИЗО и МХК, МКОУ «СОШ № 11» Миасский городской округ, 2017

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Исследовательский проект Искусство вокруг нас Исследовательский проект Искусство вокруг

Автор: Макарова Светлана,

9Акласс, МКОУ «СОШ № 11»,

г. Миасс

Наставник:

Ботова Ольга Николаевна,

учитель ИЗО и МХК,

МКОУ «СОШ № 11»

Миасский городской округ, 2017

Актуальность моей исследовательской работы состоит в повышении интереса к изучению искусства. В ней также учитывается познавательная составляющая работы учащихся на уроках искусства. Цель исследовательской работы : - расширить и углубить знания о готической архитектуре; - рассмотреть приёмы, которыми пользовались готические зодчие; - проследить связь архитектурного произведения на примере готического стиля; Задачи исследовательской работы: - выполнить модель здания в готическом стиле; - определить свое отношение к данному архитектурному стилю.

Актуальность моей исследовательской работы состоит в повышении интереса к изучению искусства. В ней также учитывается познавательная составляющая работы учащихся на уроках искусства.

Цель исследовательской работы :

- расширить и углубить знания о готической архитектуре;

- рассмотреть приёмы, которыми пользовались готические зодчие;

- проследить связь архитектурного произведения на примере готического стиля;

Задачи исследовательской работы:

- выполнить модель здания в готическом стиле;

- определить свое отношение к данному архитектурному стилю.

Глава 1. Возникновение готического стиля Готика - художественный стиль, возникший в середине XII века во Франции и распространившийся в Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, уступив в XV—XVI вв. Возрождению.  Кельнский собор,  1268-1650гг.   Германия

Глава 1. Возникновение готического стиля

Готика - художественный стиль, возникший в середине XII века во Франции и распространившийся в Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, уступив в XV—XVI вв. Возрождению.

Кельнский собор,

1268-1650гг.

Германия

Глава 2. Что же делает сооружения готической архитектуры особенно выразительными? Для готики характерны - арки с заострённым верхом, - узкие и высокие башни и колонны, - богато украшенный фасад с резными деталями и - многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), 1163-1345гг., Париж, Франция

Глава 2. Что же делает сооружения готической архитектуры особенно выразительными?

Для готики характерны - арки с заострённым верхом, - узкие и высокие башни и колонны, - богато украшенный фасад с резными деталями и - многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль

Собор Парижской Богоматери

(Notre Dame de Paris),

1163-1345гг., Париж, Франция

Что же делает сооружения готической архитектуры особенно выразительными? Пинакль Крестовый свод Аркбутан Нервюра Контрфорс Арка Столб-устой C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Что же делает сооружения готической архитектуры особенно выразительными?

Пинакль

Крестовый свод

Аркбутан

Нервюра

Контрфорс

Арка

Столб-устой

C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений.

Особенностью памятников готической архитектуры является стрельчатая арка. Эти стремительно возносящиеся вверх соборы с ювелирно проработанными деталями трудно спутать с сооружениями каких-либо других стилей.

Особенностью памятников готической архитектуры является стрельчатая арка. Эти стремительно возносящиеся вверх соборы с ювелирно проработанными деталями трудно спутать с сооружениями каких-либо других стилей.

В период готики каркас стал главным художественно-выразительным приемом в архитектуре.  Именно разработка элементов каркаса позволяет говорить о готической архитектуре с позиций бионики. Растительные конструкции близки архитектурным решениям готики. Амьенский собор Франция   1288г.

В период готики каркас стал главным художественно-выразительным приемом в архитектуре.

Именно разработка элементов каркаса позволяет говорить о готической архитектуре с позиций бионики. Растительные конструкции близки

архитектурным решениям готики.

Амьенский собор

Франция   1288г.

Главное украшение портала - центрального входа в собор- витраж «Роза». Фантастическое по своему совершенству и сложности.

Главное украшение портала - центрального входа в собор- витраж «Роза». Фантастическое по своему совершенству и сложности.

В орнаментальных мотивах готических соборов использованы формы растительного мира Европы - листья шалфея, чертополоха, герани, почки бузины и бутоны цветов.

В орнаментальных мотивах готических соборов использованы формы растительного мира Европы - листья шалфея, чертополоха, герани, почки бузины и бутоны цветов.

Заключение Готика — венец средневековья, яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы.

Заключение

Готика — венец средневековья, яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы.

Модель готического храма

Модель готического храма

Использованная литература:

Использованная литература:

  • «Искусство». Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, и ИЗО. №7(319), 1-15 апреля 2005. Специальный выпуск «Готический храм». Издательский дом «Первое сентября»
  • «Искусство» 5-9 классы. Я - архитектор. Моделирование пространства. Макет. Экспериментальное учебное пособие. Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В.. Изд. «Открытый мир» Москва 1997
  • Любимов, Л. Д. «Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии» Книга для чтения 1982
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» Исследовательский проект Искусство вокруг нас Автор: Макарова Светлана, 9Акласс, МКОУ «СОШ № 11», г. Миасс Наставник: Ботова Ольга Николаевна, учитель ИЗО и МХК, МКОУ «СОШ № 11» Миасский городской округ, 2017

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Исследовательский проект

Искусство вокруг нас

Автор: Макарова Светлана,

9Акласс, МКОУ «СОШ № 11»,

г. Миасс

Наставник:

Ботова Ольга Николаевна,

учитель ИЗО и МХК,

МКОУ «СОШ № 11»

Миасский городской округ, 2017


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!