Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Исследовательский проект
Искусство вокруг нас
Автор: Макарова Светлана,
9Акласс, МКОУ «СОШ № 11»,
г. Миасс
Наставник:
Ботова Ольга Николаевна,
учитель ИЗО и МХК,
МКОУ «СОШ № 11»
Миасский городской округ, 2017
Введение ………………………….........................................................................................3
Глава 1. Возникновение готического стиля …………………..…………………………4
Глава 2. Что же делает произведения готической архитектуры особенно выразительными?.....................................................................................................................5
Заключение…………………………………………………………………………………7
Использованная литература
Приложение
Введение
На уроках МХК изучаются различные стили искусства, в том числе и готический. Готика следовала в своём развитии за романским стилем. Меня заинтересовала именно архитектура готики. Нужно сказать, что романский стиль ассоциируется с мощными стенами, с неприступными крепостями, а готика - это лёгкость, ажурность, устремлённость вверх.
Какие новшества привнесли архитекторы, чтобы так сильно преобразить вид соборов?
Актуальность моей исследовательской работы состоит в повышении интереса к изучению искусства. В ней также учитывается познавательная составляющая работы учащихся на уроках искусства.
Объект исследования: архитектура готического стиля
Предмет исследования: готический собор
Цель исследовательской работы:
- расширить и углубить знания о готической архитектуре;
- рассмотреть приёмы, которыми пользовались готические зодчие;
- проследить связь архитектурного произведения на примере готического стиля;
Задачи исследовательской работы
- выполнить модель здания в готическом стиле;
- определить свое отношение к данному архитектурному стилю.
Методы исследования: теоретический: изучение и обобщение научной литературы; практический: создание модели готического храма.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для привлечения внимания школьников к архитектуре Средневековья.
Практическая значимость исследования: создание макета готического храма
Глава 1. Возникновение готического стиля
Готика - художественный стиль, возникший в середине XII века во Франции и распространившийся в Европе. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, уступив в XV—XVI вв. Возрождению.
Название "готика", "готическая архитектура" происходит от слова "готы" - варварские племена, имеющие германские корни. Люди эпохи Возрождения с изысканными манерами были возмущены тем, что искусство принимает облик, далекий от античных канонов. Они называли новый стиль готическим, то есть варварским. Под такое определение попало практически все искусство времен Средневековья.
Готика была популярной там, где христианская церковь доминировала над светской жизнью. Благодаря новому виду архитектуры появлялись храмы, костелы, монастыри, церкви. Городской собор стал центром культуры и искусства готики.
Глава 2. Что же делает произведения готической архитектуры особенно выразительными?
С началом двенадцатого века появляются и основные свойственные данному направлению черты в архитектуре различных соборов.
Для готики характерны- арки с заострённым верхом,- узкие и высокие башни и колонны,- богато украшенный фасад с резными деталями и- многоцветные витражные стрельчатые окна.Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли.
Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода.
C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Погашение нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены.
Особенностью памятников готической архитектуры является стрельчатая арка. Эти стремительно возносящиеся вверх соборы с ювелирно проработанными деталями трудно спутать с сооружениями каких-либо других стилей. Арка, стрельчатая, заимствованная на Востоке во времена крестовых походов, становится конструктивной основой высочайшего взлета готического зодчества. Стрельчатые арки, вытягиваясь, стремятся ввысь. Эти наружные арки как бы продолжают внутренние аркады собора. Создается впечатление, что стен нет - только бесконечное разнообразие острых контуров стрельчатых арок. В готике именно система наружных арок распределяет и удерживает вес центрального свода.
При первом же взгляде на готический собор бросается в глаза множество вертикальных элементов. Создается такое впечатление, что сооружение состоит из огромного числа граней, промежутки между которыми становятся оконными проемами или заполняются скульптурой. Грани в готических соборах не декоративное украшение, они играют роль каркаса. В период готики каркас стал главным художественно-выразительным приемом в архитектуре. Именно разработка элементов каркаса позволяет говорить о готической архитектуре с позиций бионики. Растительные конструкции близки архитектурным решениям готики. Деревья, возносящие на большую высоту свою крону, вес и объем которой превышает вес и объем самого ствола, задолго до появления человека «решили» эту инженерную задачу. Такое решение связано с распределением нагрузок по каркасу ствола. Эту же конструкцию, только в камне, воплотили мастера готики. Вновь сравнивая стебли растений или стволы деревьев со столбами и ребрами сводов готических соборов, мы обнаружим поразительное сходство в сложном профиле колонн и бороздчатом строении стеблей растений. Прочность растущего стебля зависит от его жесткой конструкции, созданной самой природой. Внимательный архитектор заимствовал у природы такую удивительную конструкцию - ребра жесткости. Эти жесткие ребра в столбах и арках соборов создают запоминающийся художественный образ.
Именно это построение олицетворяет собой весь готический стиль вархитектуре западной Европы.
Еще одна деталь в образе готического собора. Это главное украшение портала - центрального входа в собор. Речь идет о фантастическом по своему совершенству и сложности круглом витраже - «Розе». Соединяя в себе ажурный каменный переплет и цветное стекло, этот витраж своей формой символизирует связь природных и архитектурных форм.
В орнаментальных мотивах готических соборов использованы формы растительного мира Центральной и Западной Европы - листья шалфея, чертополоха, герани, почки бузины и бутоны цветов. Это еще раз подтверждает, что строители осознанно заимствовали конструктивные принципы у мира растений, стараясь совершенно по-новому осмыслить конструкцию сооружения.
Заключение
На мой взгляд, готика - один из самых красивых стилей в архитектуре. В готике есть что-то загадочное, мистическое... Может, поэтому этот стиль и притягивает!
Готика — венец средневековья, яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла… Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы.
Я с интересом отнеслась к выбранной мною теме. Знакомилась с описанием знаменитых храмов. Нотр Дам – де Пари, Реймский, Амьенский соборы. Великолепная архитектура с декоративными украшениями полулюдей,полузверей.
Я выполнила модель готического храма, который можно использовать как наглядное пособие на уроках искусства.
Использованная литература
1. «Искусство». Учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки, и ИЗО. №7(319), 1-15 апреля 2005. Специальный выпуск «Готический храм». Издательский дом «Первое сентября»
2.«Искусство» 5-9 классы. Я - архитектор. Моделирование пространства. Макет. Экспериментальное учебное пособие. Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В.. Изд. «Открытый мир» Москва 1997
3. Любимов, Л. Д.«Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии» Книга для чтения1982
Приложение 1
Собор Парижской Богоматери (NotreDamedeParis), Кельнский собор 1268-1650гг.
1163-1345гг., Париж, Франция Кельн, Германия
Схема расположения элементов готического храма
[Введите цитату из документа или краткое описание интересного события. Надпись можно поместить в любое место документа. Для изменения форматирования надписи, содержащей броские цитаты, используйте вкладку "Средства рисования".]
Приложение 2
Модель готического храма