Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Исследовательский проект
Искусство вокруг нас
Автор: Демидова Валентина,
9Акласс, МКОУ «СОШ №11»,
г. Миасс
Наставник:
Ботова Ольга Николаевна,
учитель ИЗО и МХК,
МКОУ «СОШ № 11»
Миасский городской округ, 2017
Оглавление:
Введение …………………………….....................................................................................3
Глава 1. Что такое книга?.......................................................................................................4
Глава2. Появление книги…………………………….........................................................5
Глава3. Изобретение бумаги ………………………………………………………………6
Глава4. Книгопечатание на Руси ………………………………………………………….7
Глава 5. Искусство оформления книги……………………………………………………..8
Глава 6. Книга из нашей семейной библиотеки……………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………………...10
Использованная литература
Введение
Книга- это незаменимый источник знаний для любого человека, как для ребенка, так и для взрослого. Научный прогресс не стоит на месте, современные книги пестрят иллюстрациями, красивыми обложками и необыкновенными историями, рассказами и сказками.
Актуальность исследования обусловлена тем, что сегодня для подавляющего большинства школьников книга рискует утратить важную роль, которую она играла в жизни предыдущих поколений, что обусловлено целым комплексом социально–экономических и историко-технологических условий. Актуальность приобретают проблема пропаганды чтения как образа жизни, вопросы воспитания уважения к книге и развития любви к учебе.
Объект исследования: рождение книги
Предмет исследования: книга
Цель исследовательской работы:
- показать ценность книги и как нужно к ней относиться.
Задачи исследовательской работы
- исследовать, какие были первые книги и как они изготавливались;
- узнать историю появления бумаги;
- узнать историю появления книгопечатания на Руси;
- найти в домашней библиотеке книгу и узнать историю появления ее в моей семье;
- определить свое отношение к книгам.
Методы исследования:теоретический: изучение и обобщение научной литературы.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для пропаганды книжной печати.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня.
Глава 1. Что такое книга?
В мире известны семь чудес света: величественные египетские пирамиды, статуя Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской, статуя бога Гелиоса в гавани острова Родос, Галикарнасский мавзолей и маяк в Александрии. Есть и еще одно чудо света, не менее удивительное, оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человеческого разума, что редко задумываемся над историей его создания.А чудо лежит всегда под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать об интересных событиях. Это - КНИГА, гениальное изобретение человечества.
Книга входит в жизнь человека с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.В младенчестве, еще не научившись читать, мы перелистываем книжки-картинки и в рисунках познаем окружающий нас мир. Потом приходит пора сказок, мудрых, веселых и грустных сказок, где за фантастическими событиями угадывается настоящая жизнь. «Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок...». Чем старше становимся мы, тем шире круг нашего чтения. Учебники, книги о путешествиях, рассказы о героях минувшего и наших современниках, справочники, словари. Книжки-малышки, умещающиеся в кармане, и увесистые тома большого формата, скромные книги без иллюстраций и красочные альбомы. Да разве можно перечислить все книжное богатство, окружающее нас!
Чтобы книга появилась на свет, писатель собирал для нее факты, изучал жизнь героев будущего произведения, придирчиво отбирал самые нужные слова — именно те, что заставят потом читателей смеяться или плакать. Над книгой долго работал художник: продумывал ее макет, оформление, создавал иллюстрации. Работники издательства свели воедино труд писателя и художника, выбрали для книги красивый шрифт, подготовили рукопись к долгому путешествию по цехам типографии, где и произойдет рождение книги. Но и это еще не все.В книгу вложен труд людей десятков разных профессий: лесорубы валили лес, рабочие на бумажной фабрике изготовили из этого леса бумагу, шахтеры добыли уголь и руду, металлурги сварили металл для полиграфических машин, машиностроители сделали машины. А потом трудились наборщики, печатники, переплетчики...Так творится «обыкновенное чудо» — книга.
Книга- это письменная запись, непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала, набор письменных, печатных иллюстрированных, либо пустых листов изготовленных из бумаги, пергамента или другого материала, как правило, скрепленных с одной стороны.
Но книга в таком понимании возникла далеко не сразу. У нее был много прообразов в старину.
Глава 2. Появление книги
И так, как же появилась книга? В древние времена не было книг, но это не значит, что у людей не было никакой информации. Люди придумывали сказки, песни, мифы, и передавали их из уст в уста. Информации с каждым поколением становилось все больше и уже люди не могли ее всю запомнить. Тогда они начали искать выход и стали придумывать различные способы запомнить (записать) информацию. Начали писать на глиняных дощечках, камнях, шкуре животных, бересте и т.д. Самые первые книги появились более пяти тысяч назад в Месопотамии. Это были глиняные таблички, на которых заостренной палочкой наносились знаки клиновидной формы. Таблички обжигались на огне и приобретали прочность камня. Каждая состояла из десятков или сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик — древнейший книжный переплет. До наших дней дошли сведения о сказочно богатой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669-633 гг. до н. э.), в которой хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математике, истории, медицине, географии и так далее. Во время пожара царский дворец погиб в огне, но глиняные книги уцелели. С их помощью ученые смогли узнать историю древних государств в Месопотамии, а многие литературные произведения Шумера, Ассирии, Вавилона вошли в золотой фонд мировой литературы.В Древнем Египте для письма использовались длинные ленты папируса. Папирус — родственник нашей осоки — в изобилии рос по берегам Нила. Его стебли разрезали полоски, высушивали и склеивали, а для придания гладкости разглаживали камнем. Писали египтяне тоненькой тростинкой, вместо чернил использовали черную и красную краски. Текст писали черной краской, а начало каждого нового раздела выделяли красным цветом. Так появилось выражение «красная строка», которым сейчас обозначают новую строку в начале абзаца. Чтобы папирусной книгой было удобнее пользоваться, один конец ленты прикрепляли к палочке и наматывали свиток на нее. В качестве переплетов употреблялись круглые деревянные или кожаные футляры, в которых хранились папирусные свитки.
В разных странах люди использовали для книг самые различные материалы. В Индии, например, писали на пальмовых листьях, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплет. В Китае до изобретения бумаги для письма использовался бамбук, в древнем Новгороде писали на бересте. Скотоводческие племена издавна применяли для письма кожи животных. Этому материалу суждена была долгая жизнь. В мировой истории малоазиатский город Пергам прославился изобретением пергамента, на котором писали около двух тысячелетий. Способ изготовления пергамента был довольно сложен. Шкуру животного тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира, мяса. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, выстругивали ножом, придавая ей ровную поверхность.Со временем более широкое распространение письменности, увеличение спроса на книгу привели к необходимости отказаться от слишком дорогого пергамента. Ему на смену пришла бумага, а пергамент продолжали использовать для самых ценных и важных грамот, актов, исторических документов.
Глава 3. Изобретение бумаги
Время и место изобретения бумаги точно неизвестны. Во всяком случае, судя по китайским летописям, «классическая» бумага, с проклейкой в массе, была создана Цай Лунем в 105 году н. э. в Китае.
Затем производство бумаги распространилось в Корее, Японии, Индии, Средней Азии. В Западной Европе бумага вошла в употребление с X века, тогда же появилась она и в России.
Хорошие сорта бумаги вырабатывались из пенькового, льняного тряпья или хлопка. Обрывки тряпья размачивались, варились с золой или известью, промывались и размалывались. Получалась жидкая кашица — бумажная масса. Ее зачерпывали специальной формой — широким прямоугольным ситом, затем форму быстро опрокидывали на гладкую доску, лист сырой массы высушивали, отжимая из него воду прессом.
Искусство бумажного мастера заключалось в том, чтобы зачерпывать равномерные порции массы, иначе толщина бумажных листов получалась различной. Позднее бумагу стали делать из размельченной древесины.
Глава 4. Книгопечатание на Руси
Книгопечатание на Руси появилось при Иване Грозном, который велел организовать Государев Печатный двор для книжного дела на Руси.
Свою работу книжный двор начал в 1563 году. Наряду с церковными книгами на книжных «торжищах» все больше появляется произведений светских, покупатели начали проявлять интерес к сочинениям греческих и римских авторов, рыцарским романам, историческим хроникам, азбуковникам, лечебным «травникам». Именно в это время царь Иван Грозный «повелел составить в преславном своем граде Москве штанбу, сиречь дело печатных книг».
Типография уже по тем временам была предприятием довольно сложным. Предстояло наладить словолитное дело — производство шрифта, — приготовление краски, оборудовать наборные кассы, печатные станки, переплетные приспособления.
Неподалеку от Кремля появилось здание с башней и решетчатыми воротами — Печатный Двор. Его устройством в течение десяти лет занимались Иван Федоров и Пётр Мстиславец. Это были образованные люди, хорошо знавшие книжное дело.В 1563 году в Печатном Дворе приступили к изготовлению первой книги. Она называлась «Деяния апостольские» и вышла из типографии только через год, 1 марта 1564 года.
Книга была отпечатана большим форматом, имела сорок восемь заставок, двадцать две буквицы и другие типографские украшения, отличающиеся высоким художественным мастерством. В книге пятьсот тридцать четыре страницы, переплет сделан из деревянных досок, обтянутых кожей. Издание отпечатано мастером Иваном Федоровым в первой русской государственной типографии — Московском Печатном Дворе. До наших дней сохранилось около пятидесяти экземпляров этой книги.
За этой книгой последовали и другие издания, Печатная книга начинала успешно соперничать с рукописной, вытесняя ее с рынка, а «Деяния апостольские» так и остались в истории отечественного книгопечатания, как первая русская книга, имеющая точную дату выхода в свет.
Глава 5. Искусство оформления книги
Обложка привлекает внимание к книге, к ее содержанию. Титульный лист – информационный, как титры в кино. Форзац – это как бы общее настроение книги.
Важная часть книги - книжная иллюстрация. Иллюстрация сопровождают книгу с самых давних времен.
История развития иллюстрации неотделима от развития книги. Известны рисунки, сопровождающие текст «Книги мертвых», египетского папирусного свитка 1400 г. до н. э. Были иллюстрации и в древнейшей печатной книге (свитке) «Алмазная Сутра» (Китай, 868 г.). Средневековые рукописные книги украшались великолепными миниатюрами, их выполняли лучшие художники. Такие книги уникальны и бесценны, не зря ими гордятся национальные музеи и библиотеки.
В десяти томах Лицевого летописного свода (иллюстрированной летописи) Ивана Грозного насчитывается свыше 16 тыс. миниатюр, посвященных разнообразным событиям русской истории. Круг предметов, изображенных художниками, достаточно широк — это здания, оружие, одежды, предметы быта. По этим миниатюрам можно судить о людях того времени, о внешних приметах их частной и общественной жизни.
Нашим родителям и нам, их детям, с ранних лет знакомы иллюстрациирусского художника – иллюстратора Ивана Билибина. Этот художник лучше всего передает таинственность и древность русской народной сказки.
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна-лягушка», «Пёрышко Финиста-Ясна Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», к сказкам А. С. Пушкина — «Сказка о царе Салтане»(1904-1905), «Сказка о золотом петушке»(1906-1907), «Сказка о рыбаке и рыбке»(1939) и многим другим. Художникразработал – в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, – особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента.
Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.Особого блеска и выдумки достигает Билибин в своих иллюстрациях к сказкам А. С. Пушкина. Роскошные царские палаты сплошь покрыты узорами, росписью, украшениями. Здесь орнамент настолько обильно покрывает пол, потолок, стены, одежду царя и бояр, что все превращается в некое зыбкое видение, существующее в особом иллюзорном мире и готовое вот-вот исчезнуть.
Глава 6. Книга из нашей семейной библиотеки
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит-
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь- как раз- умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля-
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
Александр Пушкин.
В нашей семейной библиотеке я отыскала редкую и прекрасную книгу: «Пушкин в портретах и иллюстрациях». В этой книге собрана полная биография Александра Сергеевича Пушкина. Она была издана в Ленинграде в 1954 году. Книга, действительно, редкая, ведь ее тираж составляет всего 50 тысяч экземпляров.
Эта книга, по рассказу моей бабушки, попала в нашу семью случайно. В молодости она любила творчество А.С. Пушкина.
Однажды, гуляя по улицам Ленинграда , она встретила пожилого дедушку, который продавал эту книгу из-за того, что у него не было денег на еду. Моя бабушка пожалела его и отдала все деньги, которые у нее были с собой.
Так эта книга и появилась у нас. С того времени она многое пережила: переезд, пожар, кражу, но все же дошла до наших дней и продолжает жить в нашей семье.
Заключение
Каково же мое отношение к книгам?
Я много читаю, для меня, книги – это маленький мирок, в котором я могу спрятаться от всех жизненных проблем и по-настоящему отдохнуть. Книга говорит со мной своим особым языком, она уносит меня за тридевять земель, рассказывает о событиях тысячелетней давности и о том, что происходит в мире сегодня, ее листы, покрытые ровными строчками, заставляют меня смеяться и страдать, переживать с такой остротой, будто я сама являюсь непосредственным участником действия, о котором рассказывает автор.
Я считаю, что каждый человек должен читать книги, ведь без них люди начинают деградировать. Без книг невозможна полноценная жизнь.
Только читая книгу, человек может стать тем, кем никогда не был, и окунуться в эту прекрасную атмосферу чуда.
В настоящее время предсказывают, что в будущем книгу полностью заменят электронные средства хранения и передачи информации.
Я считаю, что люди не откажутся от книги, так как книга - это особое произведение искусства, где органично сливаются талант художников слова и кисти, мастерство наборщика.
Использованная литература
1. Лазарева, В.А. Книга о книгах [Текст]: ОНИКС 21 век 2003
2. Павлов, И. Про твою книгу [Текст]: Детская литература 1991
3. http://www.heritage-books.ru
4. http://istlit.ru
10