Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Исследовательский проект
Искусство вокруг нас
Автор: Абдуллина Арина,
9Акласс, МКОУ «СОШ № 11»,
г. Миасс
Наставник:
Ботова Ольга Николаевна,
учитель ИЗО и МХК,
МКОУ «СОШ № 11»
Миасский городской округ, 2017
Содержание
Введение …………………………….... ………………………………………………..3
Глава 1. История появления стиля бионики в архитектуре…………………………4
Глава 2.Реализации знаний о живой природе в архитектуре………………………...5
Заключение………………………………………………………………………………7
Использованная литература
Приложение
Введение
Актуальность темы обусловлена развитием использования бионических форм в предметной среде, окружающей человека. Всё больше и больше биологические формы оказывают влияние на всё, что создаётся человеком от бытовой техники и медицинского оборудования до целых городов.
Моя исследовательская работа способствует повышению интереса к изучению искусства. Я считаю, что она будет интересна учащимся. В ней также учитывается познавательная составляющая работы для уроков искусства.
Объект исследования: архитектура бионического стиля
Предмет исследования: использование природных форм в архитектуре.
Цель исследовательской работы:
- исследовать историю появлениябионического стиля в архитектуре;
- рассмотретьспособы реализации знаний о живой природе в архитектурной деятельности;
- находить связи между живой природой и деятельностью человека;
Задачи исследовательской работы
- выполнить модель здания в стиле бионики;
- определить свое отношение к данному архитектурному стилю.
Методы исследования: теоретический: изучение и обобщение научной литературы; практический: создание модели здания в стиле бионики.
Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в привлечении интереса школьников к современной архитектуре.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано школьниками для повышения образовательного уровня, учителем при проведении уроков искусства.
Глава 1.История появления стиля бионики в архитектуре
Архитектурная бионика - это архитектура будущего, которая стремится к синтезу природы и современных технологий и предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.Это не просто искривленность очертаний форм, внешнее подобие раковинам моллюсков, птичьей скорлупе, пчелиным сотам, ветвям лесной чащи и т.д. Прежде всего - это более удобные, более гармоничные, более надежные пространства жизнедеятельности человека.
Бионика в архитектуре – это поиск формы по законам образования живых тканей и скелетов, это имитация природных форм при помощи архитектуры. Архитектуре бионики присущи: мягкие, плавные линии стен, окон, перетекающие вдруг друга формы, создающие ощущение движения. Здание становится живым организмом, круговой обход которого дает многообразие видов.
Природные формы объекта будят воображение. Благодаря ритмической игре меняющихся вогнутых и выпуклых поверхностей стен сооружений кажется, что здание дышит. Здесь стена уже не просто перегородка, она живет подобно организму. Внутри органического, живого дома создаётся впечатление нереального, сказочного мира. Данный архитектурный стиль предусматривает обилие света во всех комнатах. Зачастую используются цветные стёкла, поэтому и свет может быть необычного оттенка.
Цвет создает особый мир интерьера, оживляя и открывая материалы. Бионическая архитектура обращена к человеку, внутреннее пространство такого здания положительно влияет на самочувствие, настроение человека, раскрывает его творческие способности.
Каждое живое существо это совершенная система, которая является результатом эволюции многих миллионов лет. Изучая данную систему, раскрывая секреты устройства живых организмов, можно получить новые возможности в строительстве сооружений. С помощью бионики человечество пытается привнести достижения природы в собственные технические и общественные технологии.
Глава 2. Реализации знаний о живой природе в архитектуре
В последние годы бионика подтверждает, что большинство человеческих изобретений уже создано природой.
Пионером использования принципов бионики при сооружении зданий стал великий испанский архитектор конца XIX - начала XX веков Антонио Гауди. Именно Гауди первым стал не просто привносить в архитектурные сооружения декоративные элементы природы, а придал постройкам характер окружающей среды. Профессиональные архитекторы, ландшафтные дизайнеры и просто ценители прекрасного до сих пор не перестают восхищаться гениальными архитектурными решениями.
Интересную организацию пространства можно обнаружить у многих биологических видов: грибов, микроорганизмов, насекомых.
Антонио Гауди понял, что в архитектуре можно использовать формы, изучаемые геологией, ботаникой, зоологией. Это позволило ему создать ряд фантастических сооружений в Барселоне. Цилиндрические башни, заканчивающиеся изогнутыми линиями, шпили в форме колосьев, свечи из кристаллических скал, столбы в виде грибов, сооружения, конструкция которых демонстрирует усилия, подобно мускулам живого существа, - так выглядит мир архитектуры Антонио Гауди.
Знаменитый символ Парижа - Эйфелева башня, также построена по принципам бионики, ее прототипом послужила берцовая кость человека. Еще в 1846 году исследования швейцарского профессора анатомии Хермана фон Мейера привели к неоднозначным выводам. Загадка прочности берцовой кости не давала ему покоя: почему столь значительные нагрузки не приводят к разрушению хрупкой структуры кости. Изучая ее строение более детально, ученый заметил, что головка кости покрыта сложной сетью миниатюрных косточек, которая позволяла равномерно распределять давление по всей поверхности кости, исключая ее деформацию. В 1866 году инженер Карл Кульман использовал эти опыты для создания системы распределения нагрузки с помощью кривых суппортов для строительства, а уже через 20 лет была построена Эйфелева башня.
Яркий пример архитектурной бионики - полная аналогия строения стеблей злаков и современных высотных сооружений. Стебли злаковых растений способны выдерживать большие нагрузки и при этом не ломаться под тяжестью соцветия. Если ветер пригибает их к земле, они быстро восстанавливают вертикальное положение. В чём же секрет? Оказывается, их строение сходно с конструкцией современных высотных фабричных труб - одним из последних достижений инженерной мысли.
Именно привлечение в архитектуру знаний бионики сделало возможным начало реализации самого, пожалуй, грандиозного строительного проекта современности, шанхайского «Города-башни». По заявлениям архитекторов, примерно к 2023 году в Шанхае должна быть сооружена содержащая все объекты городской инфраструктуры «башня», население которой составит не менее 100 тысяч человек. «Город-башня» приобретёт форму кипариса высотой более 1200 метров с шириной основания 133 на 100 метров (в самой широкой точке - 166 на 133 метров). Здание будет насчитывать 300 этажей, расположенных в 12 вертикальных кварталах по 80 этажей. Тщательно продуманная конструкция аналогична строению ветвей и всей кроны кипариса. Стоять башня будет на свайном фундаменте, рассчитанном по принципу гармошки, точно так же, как развивается и корневая система дерева. Устойчивость верхних этажей к воздействию ветра будет обеспечена тем, что воздух должен будет проходить сквозь конструкцию башни, не встречая сопротивления. Власти Шанхая, перед которым уже сейчас остро стоит проблема перенаселения, заявляют, что если опыт «Города-башни» окажется успешным, подобных сооружений будет построено несколько. Каждый организм, начиная с простейших форм, стремится защитить себя от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
Одна из простейших форм защиты - оболочка. В нее заключена живая клетка. Скорлупа яиц, панцирь черепахи, те же морские раковины - все это оболочки.Модель оболочки - это кровли многих рынков и спортивных сооружений, выставочные павильоны и гаражи. Преимущество оболочки в ее прочности и легкости, необыкновенной пластичности. Кроме того, некоторые оболочки могут складываться и растягиваться, как гармошка. Многие живые организмы используют складчатую форму, например, обычный кленовый лист.
Спираль-это одна из тайн мироздания — здания мира. Ведь, как предполагают ученые, Вселенная движется по спирали, молекула ДНК - молекула жизни всех биологических организмов - имеет форму спирали. Сегодня архитекторы понимают значение спирали и главное ее достоинство - возможность организовать пространство с максимальной свободой. Первые опыты в строительстве спиралевидных объектов уходят далеко в древность, к легендарной Вавилонской башне. В двух архитектурных шедеврах, созданных крупнейшими мастерами XX века, используется идея организации пространства спирали. Первый - здание музея Гуггенхейма в Нью-Йорке архитектора Ф.Л. Райта, построенное в 1943 г. Здесь раковина превратилась в музей, в котором картины и скульптуры расположены в плавно поднимающемся пространстве. Другой шедевр создан архитектором Ле Корбюзье в 1950-1954 годах. Это капелла в Роншане, во Франции.С недавнего времени бионическую архитектуру можно увидеть и в России. В 2003 году в Санкт-Петербурге по проектам архитектора Бориса Левинзона были построен «Дом Дельфин» и оформлен холл известной клиники «Меди-Эстетик».
Заключение
Я исследовала историю появления бионического стиля в архитектуре,рассмотрела способы реализации знаний о живой природе в архитектурной деятельности, нашла в литературе связи между живой природой и деятельностью человека.
Сооружения, выполненные в бионическом стиле, совершенно удивительные и неповторимые, а вдохновляет архитекторов живая природа. Именно окружающая природа подсказывает архитекторам и дизайнерам оригинальные идеи при создании наиболее комфортной для человека среды обитания.
Мне нравятся архитектурные формы с использованием природы.
Они необычны. Считаю, что современная архитектура и архитектурная бионика по-новому организуют города и создают баланс между природой и городом.
В нашем городе построены сооружения, в архитектуре которых использованы природные формы. Это здания торгово-развлекательных центров «Слон», «7-я ПАРК», "Восток», рынка «Титаник».
В результате исследований я создала макет здания по данной теме. Думаю, что мою работу можно использовать на уроках искусства для повышения интереса учащихся к данному архитектурному стилю
Использованная литература
1.«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2005»
2.«Искусство» 5-9 классы. Я - архитектор. Моделирование пространства. Макет. Экспериментальное учебное пособие. Селиванов Н.Л., Селиванова Т.В.. Изд. «Открытый мир» Москва 1997
3.http://umniku.ru/arhitektura/bionika-v-arhitekture/
Приложение 1
Оперный театр в СиднееПлавательный комплекс в Пекине
Национальный оперный театр в Пекине Дом «Дельфин» в Санкт-Петербурге
Барселона (Испания). Собор СаградаМузей Гуггенхайма Нью-Йорк (США)
Фамилиа(арх. А.Гауди)арх.Ф.Л. Райт
Париж (Франция). Эйфелева башняКапелла в Роншане (Франция)
(арх. Г. Эйфель) Арх. Ле Корбюзье
Приложение 2
Примеры использования природных форм в архитектуре (макеты)
Модели архитектурных оболочек.
Неосуществленный проект русского архитектора К.Мельникова. Памятник – маяк Х. Колумбу в Санто-Доминго. 1929. Макет.
12