ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧЕНИКА 5 КЛАССА
С ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ
ПО ПРЕДМЕТУ:
РУССКИЙ ЯЗЫК
(34 ч.; 1 ч. в неделю)
Пояснительная записка
Программа по предмету составлена на основе авторской программы: «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость» (подготовительный, 1 – 10 классы) Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004., в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» № 29/2065-П от 10.04.2002 г. и учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения, утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от __________________ 2014 г.
Цели курса:
Развитие движений пальцев и кистей рук.
Задачи курса:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие речевого слуха;
- освоение жестовых игр;
- обеспечение условий для практического общения.
Базовые ценности:
Семья будет реализовываться через темы: «Папина буква».
Труд и творчество будет реализовываться через темы: «Важная буква».
Природа будет реализовываться через темы: «Урок-игра «Жуки».
Обоснование программы:
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащегося, а так же осуществления тесной преемственности между уроками русского языка и чтения. Простейшие объяснения способствуют коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьника.
Буква изучается в определенной последовательности: соотнесение с предметом, восприятие общей ее формы.
Слияние звуков в слоги является недоступным видом интеллектуальной деятельности для этого ребенка, поэтому он пассивно слушает, как учителем проговариваются прямые и обратные слоги.
В программе предусмотрены практические и теоретические занятия.
Формы и методы работы:
по способам подачи речевого материала:
- репродуктивный (выполнение системы упражнений);
по источнику знаний:
- практические (упражнения тренировочные, коррекционные);
- игры дидактические и жестовые;
- наглядные (иллюстративные, натуральные);
- словесные (слово, рассказ учителя);
Содержание программы предусматривает активизацию всех каналов коммуникации умственно отсталого ребенка:
- рецептивного (понимание);
- организующего (выявление связей и отношений между предметами и словами);
Требования к результату:
Личностный результат:
-сформированность отношения к себе как ученику;
-выполнение коррекционных упражнений с помощью взрослого.
Метапредметный результат:
-умение эмоционально проявлять себя в процессе жестовых игр и коррекционных упражнений;
Предметный результат:
-умение узнавать окружающие предметы,
-умение слушать короткую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
-умение выдавать ответные звуковые и эмоциональные реакции.
Предметная составляющая
| Отлично «5» | Хорошо «4» | Удовлетвори-тельно «3» | Неудовлетвори-тельно «2» |
П О Н И М А Е Т | Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает. | Обращённую речь и инструкцию не понимает. |
Таблично-графическая схема рабочей программы по русскому языку.
Раздел | Цель раздела | Задачи раздела | Ожидаемый результат |
Развитие тактильного и зрительного восприятия. Усвоение рукописного начертания букв алфавита | Развитие мелкой моторики. Написание букв с помощью учителя. | Освоение жестовых игр. Развитие внимания. | Эмоционально откликаться на совместные действия с учителем. Уметь удерживать кусок мела в руке. |
Русский язык (8 ч.) I четверть
Тема | Содержание |
1.Написание буквы «А». | Работа с сухими бассейнами. Упражнения с массажными кольцами, шариками, валиками. Письмо рука в руке. |
2. Письмо буквы «Б» мелом. | Рисуночное письмо. Работа с контурными рисунками. Работа с мелом. |
3. Обводка буквы «В». | Игры на распознавание мягкого-твердого, теплого-холодного. Обводим картонную букву. |
4.Выкладывание буквы «Г» из палочек. | Работа с разрезной картинкой из двух частей: посмотри, как я сложу. Рассматривание палочек, складывание буквы. |
Написание буквы «Д». | Совместная деятельность: рисование мелом прямых линий. Называние цвета, линии – прямая, волнистая, точки. Написание буквы «Д». |
Рисование прямых линий. | Рисование мелками разного цвета на листе бумаги с помощью учителя (рука в руке). |
Письмо по трафарету буквы «Е». | Работа мелом: заштрихуем квадраты, круги. Называние цвета мелков. Работа с трафаретом. |
Игра «Буква ёжика». | Совместная деятельность: рисование кругов, прямых и волнистых линий. Совместная деятельность. |
Русский язык (8 ч.) II четверть
Тема | Содержание |
1.Складывание буквы «П» из палочек. | Упражнение «Геометрические фигуры». Работа с палочками. |
2. Письмо по трафарету: буква «Т». | Раскрасим буквы мелом. Эта буква большая, раскрасим синим мелом, эта маленькая – красным. |
3. Складывание буквы «Т» из палочек. | Упражнение «Геометрические фигуры». Работа с палочками. |
4.Написание буквы «И» мелом. | Работа восковыми мелками. Жестовые игры. |
5.Складывание буквы «И» из палочек. | Упражнение «Геометрические фигуры». Работа с палочками. |
6.Письмо буквы «З» с помощью трафарета. | Раскрасим букву карандашом. Чтение сказки про зайца. |
7.Игра «Зайкина буква». | Чтение стихотворения про зайца. Ритмические упражнения. |
8.Игра «Папина буква». | Раскрасим букву мелом. Эта буква большая, раскрасим синим мелом, эта маленькая – красным. |
Русский язык (10 ч.) III четверть
Тема | Содержание |
1.Письмо по трафарету буквы «В». | Показ и называние буквы «В». Письмо по трафарету с использованием мела, пальчиковых красок. |
2.Игра «Важная буква». | Для работы берется не обычный школьный карандаш, а толстый, для изобразительной деятельности, карандаш. «Держи карандаш, будем писать букву «В». |
3.Усвоение рукописного написания буквы «Ж». | Написание буквы «Ж» крупно мелом (прием рука в руке). Называние буквы. «Послушай, кукла назовет, теперь жук скажет «Ж». |
4.Урок-игра «Жуки». | Показ и называние знакомых букв: В, Ж. Обводка букв, вырезанных из бархатной бумаги. Написание букв мелом. |
5.Складывание буквы «Г» из палочек. | Эта буква «Г», напишем вместе букву мелом на бумаге. Работа с палочками. |
6.Письмо по трафарету буквы «Г». | Посмотри, какую букву я вырезала из картона. Буква «Г». Обведем по трафарету вместе, получится еще одна буква «Г» и еще раз. Много букв получилось. Эта «Г» и эта «Г». |
7.Письмо по трафарету буквы «Б». | Это буква «Б». Напишем ее вместе, послушай, я назову букву. Напишем по трафарету. |
8.Написание буквы «Д». | Из бумаги вырезается буква «Д». Привлекается внимание ребенка к букве, медленно перемещается буква в сторону, затем держится неподвижно, чтобы ребенок мог сосредоточить взгляд на букве. |
9.Письмо по обводке буквы «Е». | Показ и называние буквы «Е». Письмо по обводке с использованием пальчиковых красок. |
10.Игра «Колючая буква». | Написание буквы «ё» мелом, пальчиковыми красками. Обводка буквы из наждачной бумаги. |
Русский язык (8 ч.) IV четверть
Тема | Содержание |
1.Письмо буквы «Ц» по трафарету | Показ и называние буквы. Письмо по трафарету с использованием пальчиковых красок и мела. |
2.Складывание буквы «Ц» из палочек. | Где буква «Ц»? Будем складывать такую же из палочек. Теперь напишем букву мелом. Вспомним буквы: «е» и «ё». Обведем буквы, вырезанные из бархатной бумаги. Напишем буквы мелом. |
3.Письмо по трафарету буквы «Ю». | Это буква «Ю». Напишем ее вместе, послушай, я назову букву. Напишем по трафарету. |
4.Написание буквы «Ч». | Посмотри, какую букву я вырезала из картона. Раскрасим букву красками. |
5.Складывание буквы «Щ» из палочек. | Это буква «Щ». Напишем ее вместе, послушай, я назову букву. Работа с палочками. |
6.Письмо по трафарету буквы «Ф». | Показ и называние буквы «Ф». Письмо по трафарету с использованием пальчиковых красок. |
7.Написание буквы «Э». | Написание буквы «Э» мелом, пальчиковыми красками. Вырезание букву из наждачной бумаги. |
8.Написание знакомых букв. | Обведем знакомые буквы, вырезанные из бархатной и наждачной бумаги, назовем. |