РАЗВИТИЕ РЕЧИ
(34 ч.; 1 ч. в неделю)
Пояснительная записка
Программа по развитию речи составлена на основе авторской программы: «Программа обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталость» (подготовительный, 1 – 10 классы) Новоселова Н.А., Шлыкова А.А. – Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2004 г., в соответствии с методологическими основаниями, изложенными в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, системно-деятельностным подходом, базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области № 09-д от 23.03.2006г. и учебным планом общего образования детей с умственной отсталостью Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Дар», утвержденному приказом директора образовательного учреждения № ___ от ______________ 2012 г.
Цели курса:
Создание условий для обогащения пассивного словаря.
Задачи курса:
-создание необходимого фундамента для речевого развития посредством совершенствования психических процессов;
-развитие звукоподражательных способностей;
-расширение и уточнение представлений окружающего мира;
Базовые ценности:
Патриотизм будет реализовываться через тему «Стихи о папе.
Социальная солидарность будет реализовываться через тему «Экскурсия в огород».
Гражданственность будет реализовываться через темы: «Школа», «Классная комната», «Учебные вещи».
Семья будет реализовываться через темы: «Одежда», «Обувь», «Игрушки».
Труд и творчество будет реализовываться через тему «Посадка лука».
Природа будет реализовываться через темы: «Осень. Дождь, пасмурно», «Зима», «Весна», «Огород», «Сад», «Домашние животные», «Птицы».
Обоснование программы:
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей учащегося, а так же осуществления тесной преемственности между уроками чтения, письма, предметно-практической деятельности.
Программа состоит из практических занятий.
Формы и методы, работы:
по способам подачи речевого материала:
-репродуктивный (выполнение системы упражнений);
по источнику знаний:
-практические (упражнения тренировочные, коррекционные);
-игры дидактические;
-наглядные (иллюстративные, натуральные);
-словесные (слово, рассказ учителя);
Содержание программы предусматривает активизацию возможных для ребенка каналов коммуникации:
-рецептивного (понимание);
-организующего (выявление связей и отношений между предметами и словами);
Требования к результату:
Личностный результат:
-сформированность отношения к себе как ученику;
-понимание понятий «Птицы», «Животные»,
-выполнение трудовых дел с помощью взрослого.
Метапредметный результат:
-умение эмоционально проявлять себя в процессе речевых игр и коррекционных упражнений;
Предметный результат:
-умение различать окружающие предметы,
-умение наблюдать состояние погоды (осадки);
-умение невербально отвечать на вопросы учителя;
-умение слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
Предметная составляющая
| Отлично «5» | Хорошо «4» | Удовлетвори-тельно «3» | Неудовлетвори-тельно «2» |
П О Н И М А Е Т | Обращённую речь понимает, инструкцию частично выполняет. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию понимает, выполняет с помощью учителя. | Эмоционально откликается на обращенную речь, инструкцию не понимает. | Обращённую речь и инструкцию не понимает. |
Таблично-графическая схема рабочей программы по Развитию речи.
Раздел | Цель раздела | Задачи раздела | Ожидаемый результат |
Овощи, ягоды. Деревья. Цветы. Наблюдение за погодой. Птицы. Насекомые. Животные (дикие и домашние) | Расширение и уточнение словарного запаса. Формирование умения понимать значение слов. Расширение и уточнение словарного запаса. Создание ситуации, стимулирующей звукоподражания ребенка. | Развитие внимания. Развитие мышления. Развитие памяти. Проведение кратких бесед о пользе птиц и животных. | Эмоционально откликаться на рассказ взрослого. Совместно с учителем выполнять действия, связанные с обследованием предметов. Эмоционально откликаться на рассказ взрослого. Совместно с учителем выполнять действия, связанные с обследованием животных-игрушек. |
Развитие речи (8 ч.) I четверть
Тема | Содержание |
1.Экскурсия на улицу «Осень: прохладные дни». | Рассматривание деревьев, огорода. Какие листья на деревьях? Игра «Найдем овощ». |
2.Овощи: свекла. | Рассматривание свеклы. Упражнение «Погладим, понюхаем». Игра «Почистим овощ». |
3.Овощи: капуста. | Внесение овощей: свеклы и капусты. Какая капуста. Рассматривание коробочек круглой и овальной формы Упражнение «Что куда положить?» Игра «Разложи по цвету. |
4.Употребление овощей в пищу. | Рассматривание овощей. Упражнение «Сырые, вареные». Игра «Сложи в кастрюлю». |
5.Арбуз. | Рассматривание арбуза. Упражнение «Погладим, понюхаем, попробуем на вкус». Игра «Что внутри?» |
6.Осень: похолодание, холодный дождь. | Внесение иллюстрации «Идет дождь». Упражнение «Постучим пальчиками» Игра с водой. |
7.Сбор ягод и грибов. | Рассматривание иллюстраций и муляжей грибов и ягод. Чтение стихов. Игра «Чудесный мешочек». |
8.Деревья: сосна. | Рассматривание иллюстрации «Сосна». Игра «Где сосна за окном?» Упражнение «Потрогаем, понюхаем». |
Развитие речи (8 ч.) II четверть
Тема | Содержание |
1. Деревья: тополь. | Рассматривание иллюстрации «Тополь». Упражнение «Потрогаем, понюхаем». Игра «Где тополь за окном?» |
2.Части дерева: корень, ствол. | Рассматривание иллюстраций. Складывание пазл. Схематичное рисование частей дерева. |
3.Ветви, листья дерева. | Рассматривание фотографий деревьев, листьев. Называние цвета листьев. |
4. Листопад. | Рассматривание иллюстраций. Печатание штампиком листьев. Звукоподражание ш-ш-ш. |
5.Дикие животные: еж. | «Кто бежит там по дорожке? Топ-топ-топ – топочут ножки. Пых-пых-пых, - сопит, пыхтит, а на нас и не глядит. Ежик, ежик, отдохни. Вместе с нами посиди». |
6.Зима (морозы, метели). | Рассматривание иллюстрации. Деревья в снегу, на крышах снег. Таяние снега и льда в тепле. Словарная работа: холодный, мокрый. На улице холодно. |
7.Дикие животные: белка. | Внесение игрушки, рассматривание иллюстраций. Чтение рассказа о белке. |
8. Сравнение диких животных по внешним признакам. | Что есть у животных? Называние частей тела, цвета шерсти. Чем отличаются? Хвосты, рога, копыта. |
Развитие речи (10 ч.) III четверть
Тема | Содержание |
1.Посадка лука. | Будем сегодня сажать лук. Если лук поливать у него начнут расти корни и перо – листики. Рассматривание иллюстраций. |
2.Комнатные растения: герань. | Рассматривание комнатного цветка. Называние цвета листьев, цветов. Какой запах? |
3.Домашние животные: корова. | Чтение стихотворения про корову. Пение песенки. Чтение рассказа. |
4.Домашние животные: лошадь. | Чтение стихотворения: Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. |
5.Сравнение коровы и лошади по внешним признакам. | Рассматривание иллюстраций. Называние частей тела. Чем походи и чем отличаются. |
6.Сравнение диких животных с домашними. | Внесение иллюстраций. Где живут дикие, где домашние животные? Чем питаются. |
7.Весна: таяние снега и льда. | Рассматривание иллюстраций «Весна». Пришла весна на улице потеплело. Люди не надевают валенки и варежки. Солнце светит ярко и греет. С крыш капает вода – тает снег, много сосулек. |
8.Первые весенние цветы. | Внесение цветов мать-и-мачехи. Называние цвета листьев и цветов. Понюхай. Это мать-и-мачеха. |
9.Птицы: грач. | Рассматривание иллюстрации. Короткий рассказ о граче. Описание птицы. |
10.Зеленые листья на деревьях. | Рассматривание веточки дерева. Описание формы и цвета листьев. |
Развитие речи (8 ч.) IV четверть
Тема | Содержание |
1.Птицы: ворона. | Просмотр мультфильма. Слушание песенки про ворону. Рассматривание иллюстрации вороны. |
2.Птицы: воробей. | Чтение рассказа про воробья. Рассматривание иллюстрации. |
3.Насекомые: муха. | Чтение сказки «Муха Цокотуха». Рассматривание иллюстрации. |
4. Бабочки. Экскурсия на природу. | Наступает лето. Появляются бабочки. Рассматривание иллюстраций бабочек. Наблюдение за бабочками на улице. |
5.Цветы: одуванчик. | Внесение одуванчиков. Называние цвета, счет цветков. Понюхаем. |
6.Цветение трав. | Рассматривание травы, цвета травы. Какие домашние животные едят траву? |
7.Цветы: ромашка. | Рассматривание иллюстраций, открыток с ромашками. Называние цвета лепестков и серединки цветка. Счет лепестков. |
8.Скоро лето: солнечные, жаркие дни. | Рассматривание иллюстрации «Лето». Короткий рассказ о признаках лета. Обследование муляжей грибов, ягод. |