СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная образовательная программа "Психологизм русской литературы 19 века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.

Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших художественных вершин. Имена Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского – это имена крупнейших, гениальных писателей-психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе.

Как правило, с этими и другими шедеврами русской психологической прозы человек впервые знакомится подростком, когда жизненный опыт и возрастные особенности восприятия еще не позволяют ему в полной мере постичь глубокий психологический смысл, заключенный в шедеврах русской классики. Старшекласснику здесь во многом может и должен помочь учитель-словесник.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная образовательная программа "Психологизм русской литературы 19 века"»

Индивидуальная образовательная программа

«Психологизм русской литературы 19 века»

Пояснительная записка

         Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как этого не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. В психологизме один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.

Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших художественных вершин. Имена Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского – это имена крупнейших, гениальных писателей-психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе.

Как правило, с этими и другими шедеврами русской психологической прозы человек впервые знакомится подростком, когда жизненный опыт и возрастные особенности восприятия еще не позволяют ему в полной мере постичь глубокий психологический смысл, заключенный в шедеврах русской классики. Старшекласснику здесь во многом может и должен помочь учитель-словесник.

В широком смысле под психологизмом подразумевается всеобщее свойство искусства, заключающееся в воспроизведении человеческой жизни, в изображении человеческих характеров. Отражая и художественно осваивая социальную, общественную характерность жизни людей, искусство и, в частности, литература создают не только общественные, но прежде всего психологические типы. В искусстве социальное как бы превращается в психологическое, воплощается в нем, получает через него свое выражение. Искусство познает социальные явления через явления психологические.

В этом отношении данная программа актуальна.

Цель данного курса – помочь учащимся, имеющим высокую мотивацию к изучению литературы овладеть приемами анализа литературных произведений с целью выявления авторской позиции.

           Задачи курса:

- формировать представление о произведении как художественной целостности, где содержание и форма сосуществуют в диалектическом единстве;

- формировать умение видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения, используемых авторами с целью раскрытия внутреннего мира человека;

- формировать умение выделять этическую, социально-историческую и нравственно-философскую проблематику произведения;

- формировать умение самостоятельно анализировать произведение;

- формировать умение выполнять различные творческие работы, строить устные монологические высказывания.


В содержании программы отражены общие сведения о психологизме как свойстве художественной литературы, здесь рассматриваются вопросы психологического мастерства писателя, места психологизма в литературном произведении, его особой содержательной роли; кратко освещаются основные этапы развития психологизма в русской литературе 19 и 20 веков, большинство занятий курса посвящены анализу своеобразия психологического стиля в произведениях крупнейших мастеров психологизма – Лермонтова, Тургенева, Чернышевского, Толстого, Достоевского, Чехова.

              Программа предусматривает организацию деятельности учителя и ученика следующим образом:

1 часть – теоретический блок. Целесообразно повышение роли лекции, активизация самостоятельной поисковой деятельности.

2 часть программы предусматривает организацию практических занятий, под непосредственным руководством учителя, на которых обучающиеся рассматривают особенности использования психологизма в произведениях русской классической литературы.

 

 

Учебно-тематический план

 

Тема

Количество часов

Виды деятельности

 

Часть 1.Теоретический блок

7

 

1

Понятие о психологизме. Основные формы психологического изображения.

2

Составление планов, тезисов по лекции учителя, работа с текстом

2

Роль психологизма в литературе.

1

Беседа, работа с текстом

3

Приёмы и способы психологического изображения

1

Составление планов, тезисов по лекции учителя

4

История развития психологизма в литературе

3

Составление тезисов по лекции учителя, работа со статьёй

 5

Часть 2

27

 

6

А.С. Пушкин. Лирика, «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии». Особенности психологизма Пушкина-поэта и Пушкина-писателя.

4

Работа с текстом, просмотр и анализ кинофрагментов, написание творческих работ

7

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Особенности лермонтовского психологизма.

4

Самостоятельная работа с текстом, поисковая работа, подготовка сообщения

8

И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Особенности психологизма Тургенева. Принцип «тайного» психологизма.

4

Самостоятельная работа с текстом, поисковая работа

9

Л. Н. Толстой «Война и мир».идейно-нравственные поиски героев романа и принцип психологизма.

5

Работа с текстом, самостоятельная работа с дополнительной литературой

10

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Своеобразие психологического стиля Достоевского. Средства психологизма.

5

Работа с текстом, самостоятельная работа с дополнительной литературой

11

А. П. Чехов. Рассказы и повести. Особенности психологизма писателя.

4

Самостоятельная работа с текстом, поисковая работа

12

Итоговое занятие

1

Выступления обучающихся с самостоятельно подготовленными рефератами по произведениям 19 века

 13

Итого

34 час.

 

 


Содержание программы


Часть1. Теоретический блок

  1. Понятие о психологизме. Психологический способ художественного освоения реальности. Основные способы психологического изображения.

  2. Роль психологизма в литературе. Связь идейно-нравственной проблематикипроизведения литературыс психологизмом как художественной формой. Психологический стиль писателя.

  3. Приёмы и способы психологического изображения (художественная деталь, пейзаж, внешние проявления переживаний, психологический портрет, повествовательно-композиционные формы, изображающие внутренний мир, подтекст, умолчание и т.д.)

  4. История развития психологизма в литературе.

 

Часть2. Психологизм русской классики

А.С. Пушкин Лирика,  «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии»

Творчество А.С. Пушкина как предтеча русского психологизма. Внешняя и внутренняя правду факта. Внутренняя достоверность изображения человеческого чувства. Проявление психологизма в теме назначения поэта и поэзии и любовной лирики, в романе «Евгений Онегин» (психологические портреты, пейзажи, комментарии автора к событиям и явлениям, описанным в произведении). Особенности психологизма в «Повестях Белкина», ростки «тайного» психологизма И.С. Тургенева в прозе А.С. Пушкина. Психологический анализ типов «скупого», «дон жуана», «завистника» в «Маленьктх трагедиях»

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Лермонтов и духовная жизнь России 30-х годов 19века. Особенности лермонтовского психологизма (аналитический психологизм, психологический самоанализ, внутренний монолог). Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе 19 века.

 

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

Тургенев и предреформенная Россия. Философская и нравственная проблематика романа. Особенности психологизма Тургенева: изображение тайной внутренней жизни, эмоциональных переживаний. Воссоздание душевного состояния героев. Роль рассказчика. Роль пейзажа, портрета, художественной детали. Принцип «тайного» психологизма.

 

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Нравственное совершенствование как основа философского учения Толстого. Идейно-нравственные поиски героев и принцип психологизма. «Диалектика души» Система форм и приёмов изображениявнутреннего мира героев (психологический анализ от лица автора-повествователя, внутренний монолог, «поток сознания», сон, передача впечатлений героев от внешнего мира ит.д.)организация художественного времени при психологическом анализе.

 

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Философская проблематика романа. Своеобразие психического тиля Достоевского: развитие философской идеи через непрерывную смену душевных состояний; изображение душевной жизни веё крайних проявлениях; изображение душевной жизни в полярной противоположности её состояния («две бездны разом»); неисчерпаемость и загадочность душевных глубин; невозможность объяснения и истолкования внутреннего мира до конца. Средства психологизма Достоевского (эпитеты «чувства», градация, предметный мир, цвет, запах). Символика чисел. Сны и видения в романе. Монолог и диалог. Роль динамического сюжета. Портретные детали в произведении. Умолчание.

 

А. П. Чехов. Рассказы и повести.

Новаторство Чехова-художника.обыкновенный человек – новый герой Чехова. Особенности психологизма писателя: исследование «обыденного « сознания, психологический подтект, умолчание, воссоздание доминанты внутренней жизни героя. Формы психологического изображения: внутренний монолог, несобственно-прямая речь, авторское психологическое сообщение, психологическая деталь –сообщение. Художественная деталь, пейзаж в прозе Чехова. Темпоритм чеховской фразы как средство создания у читателя определённого психического настроя.

 

 

Литература

Программы:

  1. Вялкова Г. М. Сборник программ элективных курсов. Литература 10-11 классы.  –Волгоград, 2006

  2. Колошко Р. В. Психологизм в русской литературе 19 века. Программа элективного курса для учащихся 10 класса

  3. Русская литература в оценках, суждениях, спорах. –М., 1998

  4. Сугай Л. А.Хрестоматия по литературной критике. М., 1998

  5. Лебедев Ю. В. Русская литература 19 века. М., 1999

  6. Лебедев Ю. В. Литература (часть 1).М., 2007

  7. Лебедев Ю. В. Литература (часть 2).М., 2007

  8. Чертов В. Ф. Тесты, вопросы, задания по курсу русской литературы 19 века.М., 2001

  9. Тексты художественных произведений.

 

 

Интернет-ресурсы:

А. Б. Есин. Психологизм русской классической литературы. Учебное пособие. 3-еиздание – М., 2013 г.

http://modernlib.ru/books/a_b_esin/psihologizm_russkoy_klassicheskoy_literaturi/read

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

http://litera.edu.ru

Русская виртуальная библиотека

http://www.rvb.ru

Виртуальный музей литературных героев

http://www.likt590.ru/project/museum/

Академик Дмитрий Сергевич Лихачёв

http://likhachev.ifond.net.ru

Общая информация

http://www.goncharov.spb.ru

http://www.dostoevskiy.net/ru

http://www.tolstoy.ru

http:/www/lermontov/org/ru

http://www.tyrgenev.org.ru

http://www.antonchehov.org.ru


http://www.kazedu.kz/referat/40990

http://www.ronl.ru/referaty/literatura-literaturnye-proizvedeniya/411364/

http://intellect-video.com/2611/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!