СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индийские касты

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Индийские касты»

Цели урока:

  1. дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах
  2. формирование интереса к изучению исторического материала, воспитания толерантного отношения к представителям других народов гражданской позиции;
  3. формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Индийские касты»

_____Дата___________ 5 класс


Тема урока: «Индийские касты»


Цели урока:

  1. дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах

  2. формирование интереса к изучению исторического материала, воспитания толерантного отношения к представителям других народов гражданской позиции;

  3. формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.


Планируемые результаты:

  • предметные: умение формулировать тему и определять проблему; формирование умения работать с исторической информацией (осуществлять поиск, систематизировать и представлять результат), усвоение новых понятий;

  • метапредметные: развитие речи учащихся, умение работать с различной информацией, формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы;

  • личностные: формирование интереса к истории, способствовать развитию любознательности, умение выражать свою позицию.

Тип урока: изучение нового материала.


Основные понятия: касты, «неприкасамые» буддизм.


Оборудование:

  • учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение;

  • компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, портал «Российская электронная школа»

  • раздаточный материал.



ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний в форме фронтального опроса.

Блиц – опрос.

Слайд 1.

А) В какой удивительной стране  мы побывали на прошлом уроке?

Б) Где находится эта страна?  ( Показать на карте).

В) Какие моря омывают Индию? (Показать на карте).

Г) Сколько главных рек протекает по территории Индии?  (Показать на карте).

Д) Почему эта страна называется Индия, а не Гандия?

Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются?  (Показать на карте).

Ж) Выберите священное животное Индии? (Работа с интерактивной доской «Российская электронная школа» Урок 19 Упражнения и задачи. Задание № 7 )

http://resh.edu.ru/subject/lesson/593/training/#139989

З) В каких богов верили древние индийцы?

Л) Как называется древняя религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э.?(Индуизм).

III. Формулировка темы, постановка проблемы

- Итак, в какую страну мы с вами совершили путешествие на предыдущем уроке? Верно, Древнюю Индию, удивительная и загадочная эта страна, но мы с вами еще не все загадки разгадали, не на все вопросы ответили.

Слайд 2. «Социальная пирамида египетского общества»

- Как вы думаете, что изображено на данном слайде?

(Ответ: группы населения Древнего Египта)

- На какие группы делилось население Древнего Египта?

(Ответы: фараон, жрецы, вельможи, писцы, воины, рабы)

- Вспомните, было ли одинаковым положение этих групп в обществе?

(Конечно, нет, существовало неравенство)

- Опираясь на данную информацию, сформулируйте тему нашего урока, не забудьте, что мы с вами продолжаем изучать Древнюю Индию.

Слайд 3-4.

(Дети предлагают варианты «Группы населения в Древней Индии»)

- Итак, тема урока «Индийские касты». Запишите в тетрадь.

IV.Целеполагание.

- На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?

( Что такое касты? Какие касты были в Индии? Какие у них были права и обязанности? )

V. Открытие нового знания.

- Итак, что же такое каста? Найдите определение этого понятия на странице 100 вашего учебника. Запишите его в тетрадь.

Слайд 5.

  • Касты – это группа людей, которая обладает определёнными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Учитель: (Миф о происхождении каст)

Главный богБрахма. Из частей его тела и произошли касты

Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецовбрахманов. Они носили белую одежду.

Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителейкшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.

Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцеввайшьев. Они носили желтую одежду.

А из пыльных ступней ног бога появились слугишудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда у них была черного цвета.

Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.

Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.

А можно ли было заключать браки между представителями разных каст?

И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.

Задание № 1

Работа в рабочих листах, в которых вы  должны отметить, к какой части тела бога Брахмы принадлежала каждая каста. (Приложение 1)

Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманы.

Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатрии.

Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьи.

А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры.

Но существовала группа индийского общества, которая не входила ни в одну из каст – парии – «неприкасаемые», созданные не из тела Брахмы, а из грязи под его ногами.

Слайд 6.

- В чем же отличия между индийскими кастами?

Это мы выясним работая в группах.

Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы, используя текст учебника на стр.101- 104.

Заполняем таблицы (Приложение 2)

Слайд 7.

Касты

Цвет

Основные

занятия

Особенности жизни

Жрецы (брахманы)

I группа


пункт 2,3 стр 101 -102

Слайд 8



Войны

(кшатрии)

II группа

пункт 4 стр.103-104

Слайд 9



Земледельцы

(вайшью)

IIIгруппа

пункт 4 стр.103-104

Слайд 10



Слуги

(шудры)

IVгруппа

пункт 4 стр.103-104

Слайд 11



Неприкасаемые

V группа


пункт 5 стр.104

Слайд 12-13



  • Беседа

Слайд 14

По ходу заполнения нашей таблицы мы узнали что:

  • Индийское общество было разделено на …

  • Высшей кастой были …

  • Их цвет был …

  • Кшатрии были войны и …

  • Обязанностью кшатрии было …

  • Вайшья имели землю и платили …

  • Самая низшая каста …

  • Людей, занимавшихся самой грязной работой, называли …

Физминутка. («Весёлая Индия»)

VI. Применение полученных знаний

Решение познавательных задач.

1. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать

воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?

2. Что будет, если дочь брахмана и сын шудры полюбят друг друга и захотят создать семью?

3. Сохраняется ли в современной Индии подобное деление людей?

4. Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?

(их создал Бог, значит так должно быть вечно)

Слайд 16

Буддизм

- И все- таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не

придавали большого значения кастовым различиям.

В VII веке до нашей эры у индийского царя родился сын. Его называли Сиддхартха Гаутама. Отец всячески оберегал наследника, ограждая его от всех невзгод. Юноша вырос, считая, что мир прекрасен и добр. Но однажды, возвращаясь с охоты, Сиддхартха увидел нищего. Это шокировало принца. В другой раз он увидел калеку, в третий - похоронную процессию. Мир принца рухнул. Он узнал, что существует страдание, боль, смерть.
 
Принц бежал из дома и отправился странствовать. Он взял себе другое имя - Шакьямуни (отшельник из рода Шакья). Шакьямуни сел под деревом Бо и поклялся не вставать с места, пока не поймет причину вселенской несправедливости. На отшельника снизошло озарение, и он стал буддой - “просвещенным”. Само слово “будда” не имя собственное, более того будд за мировую историю было много, но в этой теме буддой мы будем называть Будду Сиддхартху Гаутаму.
 
И так Будда познал четыре благородные истины.
1 весь мир - страдание
2 причина страданий - жажда жизни
3 есть путь освобождения от страданий
4 освобождение от страданий - освобождение от жажды жизни


Они не входи в противоречие с верой в реинкарнацию, но наоборот, придавали ей смысл.

 Проще всего следовать заповедям буддизма было монахам - отшельникам. Они странствовали по стране, питаясь подаянием. Кроме внутренней работы они всеми силами старались не причинять вреда ничему живому. Поэтому буддистские монахи питались только растительной пищей, то есть были вегетарианцами.

Запись:

Будда-основатель религии буддизма, учил, что главное - личные

достоинства человека, а не его происхождение.

VII. Первичное закрепление знаний.

Слайд 17

Вставьте пропущенные слова в текст.

http://resh.edu.ru/tests/139981

Работа с интерактивной доской «Российская электронная школа» Урок 19 Проверочные задания. Задание № 2)

VIII.Запись домашнего задания.

Слайд 18

§21, индивидуальное сообщение об открытиях Древней Индии.

IX. Итог урока. Рефлексия

Игра «да» или «нет»

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)
2. Из ступней бога вышла каста воинов.  (Нет)
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. (Да)
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет)
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)

– Как оцените свою работу?

Рефлексия деятельности «Я сегодня на уроке работал…»

Слайд 19

(Приложение 3)

С помощью смайликов оцените свою работу на уроке

  • Отлично

  • Хорошо

  • Плохо

































Рабочий лист урока


Приложение № 1. Заполнить схему «Касты в Индии».



Приложение № 2. Заполнить таблицу. Касты Древней Индии. Работа по группам.


Касты

Цвет

Основные

занятия

Особенности жизни

Жрецы (брахманы)

I группа


пункт 2,3 стр 101 -102



Войны

(кшатрии)

II группа

пункт 4 стр.103-104



Земледельцы

(вайшью)

IIIгруппа

пункт 4 стр.103-104



Слуги

(шудры)

IVгруппа

пункт 4 стр.103-104



Неприкасаемые

V группа


пункт 5 стр.104




Приложение № 3. Оцени свою работу на уроке

Плохо Хорошо Отлично


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!