№_____Дата___________ 5 класс
Тема урока: «Индийские касты»
Цели урока:
дать представление о структуре индийского общества и его основных кастах
формирование интереса к изучению исторического материала, воспитания толерантного отношения к представителям других народов гражданской позиции;
формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
предметные: умение формулировать тему и определять проблему; формирование умения работать с исторической информацией (осуществлять поиск, систематизировать и представлять результат), усвоение новых понятий;
метапредметные: развитие речи учащихся, умение работать с различной информацией, формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы;
личностные: формирование интереса к истории, способствовать развитию любознательности, умение выражать свою позицию.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: касты, «неприкасамые» буддизм.
Оборудование:
учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. –Просвещение;
компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, портал «Российская электронная школа»
раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний в форме фронтального опроса.
Блиц – опрос.
Слайд 1.
А) В какой удивительной стране мы побывали на прошлом уроке?
Б) Где находится эта страна? ( Показать на карте).
В) Какие моря омывают Индию? (Показать на карте).
Г) Сколько главных рек протекает по территории Индии? (Показать на карте).
Д) Почему эта страна называется Индия, а не Гандия?
Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются? (Показать на карте).
Ж) Выберите священное животное Индии? (Работа с интерактивной доской «Российская электронная школа» Урок 19 Упражнения и задачи. Задание № 7 )
http://resh.edu.ru/subject/lesson/593/training/#139989
З) В каких богов верили древние индийцы?
Л) Как называется древняя религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э.?(Индуизм).
III. Формулировка темы, постановка проблемы
- Итак, в какую страну мы с вами совершили путешествие на предыдущем уроке? Верно, Древнюю Индию, удивительная и загадочная эта страна, но мы с вами еще не все загадки разгадали, не на все вопросы ответили.
Слайд 2. «Социальная пирамида египетского общества»
- Как вы думаете, что изображено на данном слайде?
(Ответ: группы населения Древнего Египта)
- На какие группы делилось население Древнего Египта?
(Ответы: фараон, жрецы, вельможи, писцы, воины, рабы)
- Вспомните, было ли одинаковым положение этих групп в обществе?
(Конечно, нет, существовало неравенство)
- Опираясь на данную информацию, сформулируйте тему нашего урока, не забудьте, что мы с вами продолжаем изучать Древнюю Индию.
Слайд 3-4.
(Дети предлагают варианты «Группы населения в Древней Индии»)
- Итак, тема урока «Индийские касты». Запишите в тетрадь.
IV.Целеполагание.
- На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?
( Что такое касты? Какие касты были в Индии? Какие у них были права и обязанности? )
V. Открытие нового знания.
- Итак, что же такое каста? Найдите определение этого понятия на странице 100 вашего учебника. Запишите его в тетрадь.
Слайд 5.
Учитель: (Миф о происхождении каст)
Главный бог – Брахма. Из частей его тела и произошли касты
Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду.
Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.
Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду.
А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда у них была черного цвета.
Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.
Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.
А можно ли было заключать браки между представителями разных каст?
И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.
Задание № 1
Работа в рабочих листах, в которых вы должны отметить, к какой части тела бога Брахмы принадлежала каждая каста. (Приложение 1)
Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманы.
Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатрии.
Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьи.
А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры.
Но существовала группа индийского общества, которая не входила ни в одну из каст – парии – «неприкасаемые», созданные не из тела Брахмы, а из грязи под его ногами.
Слайд 6.
- В чем же отличия между индийскими кастами?
Это мы выясним работая в группах.
Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы, используя текст учебника на стр.101- 104.
Заполняем таблицы (Приложение 2)
Слайд 7.
Касты | Цвет | Основные занятия | Особенности жизни |
Жрецы (брахманы) I группа пункт 2,3 стр 101 -102 | Слайд 8 | | |
Войны (кшатрии) II группа пункт 4 стр.103-104 | Слайд 9 | | |
Земледельцы (вайшью) IIIгруппа пункт 4 стр.103-104 | Слайд 10 | | |
Слуги (шудры) IVгруппа пункт 4 стр.103-104 | Слайд 11 | | |
Неприкасаемые V группа пункт 5 стр.104 | Слайд 12-13 | | |
Слайд 14
По ходу заполнения нашей таблицы мы узнали что:
Индийское общество было разделено на …
Высшей кастой были …
Их цвет был …
Кшатрии были войны и …
Обязанностью кшатрии было …
Вайшья имели землю и платили …
Самая низшая каста …
Людей, занимавшихся самой грязной работой, называли …
Физминутка. («Весёлая Индия»)
VI. Применение полученных знаний
Решение познавательных задач.
1. В семье земледельца растут крепкие и сильные сыновья. Они хотят стать
воинами. Но отец их говорит, что это невозможно. Почему?
2. Что будет, если дочь брахмана и сын шудры полюбят друг друга и захотят создать семью?
3. Сохраняется ли в современной Индии подобное деление людей?
4. Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?
- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное?
(их создал Бог, значит так должно быть вечно)
Слайд 16
Буддизм
- И все- таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не
придавали большого значения кастовым различиям.
В VII веке до нашей эры у индийского царя родился сын. Его называли Сиддхартха Гаутама. Отец всячески оберегал наследника, ограждая его от всех невзгод. Юноша вырос, считая, что мир прекрасен и добр. Но однажды, возвращаясь с охоты, Сиддхартха увидел нищего. Это шокировало принца. В другой раз он увидел калеку, в третий - похоронную процессию. Мир принца рухнул. Он узнал, что существует страдание, боль, смерть.
Принц бежал из дома и отправился странствовать. Он взял себе другое имя - Шакьямуни (отшельник из рода Шакья). Шакьямуни сел под деревом Бо и поклялся не вставать с места, пока не поймет причину вселенской несправедливости. На отшельника снизошло озарение, и он стал буддой - “просвещенным”. Само слово “будда” не имя собственное, более того будд за мировую историю было много, но в этой теме буддой мы будем называть Будду Сиддхартху Гаутаму.
И так Будда познал четыре благородные истины.
1 весь мир - страдание
2 причина страданий - жажда жизни
3 есть путь освобождения от страданий
4 освобождение от страданий - освобождение от жажды жизни
Они не входи в противоречие с верой в реинкарнацию, но наоборот, придавали ей смысл.
Проще всего следовать заповедям буддизма было монахам - отшельникам. Они странствовали по стране, питаясь подаянием. Кроме внутренней работы они всеми силами старались не причинять вреда ничему живому. Поэтому буддистские монахи питались только растительной пищей, то есть были вегетарианцами.
Запись:
Будда-основатель религии буддизма, учил, что главное - личные
достоинства человека, а не его происхождение.
VII. Первичное закрепление знаний.
Слайд 17
Вставьте пропущенные слова в текст.
http://resh.edu.ru/tests/139981
Работа с интерактивной доской «Российская электронная школа» Урок 19 Проверочные задания. Задание № 2)
VIII.Запись домашнего задания.
Слайд 18
§21, индивидуальное сообщение об открытиях Древней Индии.
IX. Итог урока. Рефлексия
Игра «да» или «нет»
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)
2. Из ступней бога вышла каста воинов. (Нет)
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. (Да)
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет)
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)
– Как оцените свою работу?
Рефлексия деятельности «Я сегодня на уроке работал…»
Слайд 19
(Приложение 3)
С помощью смайликов оцените свою работу на уроке
Рабочий лист урока
Приложение № 1. Заполнить схему «Касты в Индии».
Приложение № 2. Заполнить таблицу. Касты Древней Индии. Работа по группам.
Касты | Цвет | Основные занятия | Особенности жизни |
Жрецы (брахманы) I группа пункт 2,3 стр 101 -102 | | | |
Войны (кшатрии) II группа пункт 4 стр.103-104 | | | |
Земледельцы (вайшью) IIIгруппа пункт 4 стр.103-104 | | | |
Слуги (шудры) IVгруппа пункт 4 стр.103-104 | | | |
Неприкасаемые V группа пункт 5 стр.104 | | | |
Приложение № 3. Оцени свою работу на уроке
Плохо Хорошо Отлично