СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индекс счастья как параметр удовлетворенности жизнью в студенческой среде

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты исследования могут быть использованы в учебно-образовательном процессе на этапе профессионально-личностного становления современной молодёжи и позволяют увидеть дефициты и ресурсы студенческой молодёжи в достижении счастья и субъективного качества жизни.

Просмотр содержимого документа
«Индекс счастья как параметр удовлетворенности жизнью в студенческой среде»

ИНДЕКС СЧАСТЬЯ КАК ПАРАМЕТР УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Инешина Людмила Геннадиевна, к.п.н.,

преподаватель русского языка и литературы,

ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум»,

г. Якутск, Вилюйский тракт, 5 км.

В настоящее время одной из актуальных проблем психологии является проблема переживания счастья. Понятие «счастье» имеет множество определений, для его изучения использовались различные эмпирические и теоретические подходы. Большой интерес к изучению счастья возник у ученых именно на студенческой выборке, так как студенческий возраст захватывает целое поколение людей.

Целью нашего исследования стало определение субъективного благополучия студентов техникума.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

  2. Подобрать методики, соответствующие целям исследования;

  3. Провести анализ результатов исследования;

  4. Сделать выводы, полученные в результате эмпирического исследования;

  5. Определить у студентов уровень удовлетворенности жизнедеятельностью.

Базой послужил ГАПОУ «Якутский автодорожный техникум».

Объект исследования – представители молодёжи: студенты ГАПОУ «Якутский автодорожный техникум» в количестве 169 человек в возрасте от 16 до 20 лет.(3 девушки и 166 юношей)

Предмет исследования – студенческое счастье в рамках научного исследования: проблема измерения.

Гипотезы исследования связаны с определением соответствия субъективного и объективированного измерений счастья.

Методы исследования:

теоретические методы - теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме:; 2.экспериментальные методы – анкетирование, количественный анализ результатов экспериментальной работы; описание, обобщение и систематизация полученных данных.

Методики исследования: Авторские методики, «Шкала субъективного счастья» С. Любомирски, методика «Оксфордский опросник счастья», сочинение на тему «Счастье это-….», авторские методики тестирования.

Новизна. Доказано,что студенты (молодежь в возрасте от 16 до 20 лет) являются наиболее счастливыми людьми.

Практическая значимость. Данные исследования могут применяться педагогами, психологами, при работе с обучающимися 14-18 лет для разработки психологических тренингов с целью повышения уровня счастья и психологического благополучия у студентов.

Введение

Много выдающихся людей предлагали свои определения понятию «счастье». Ниже приведены наиболее яркие из них: «Счастье — высочайшее благо» (Аристотель), «Счастье — удовлетворение наших желаний» (И. Кант «Счастье — непременное условие прогресса» (П. Сорокин), «Счастье — показатель того, что человек нашел ответ на проблему человеческого существования, а значит, и единства с миром, и целостности своего Я» (Э. Фромм), «Счастье — основное измерение человеческого опыта, которое включает в себя положительный эмоциональный настрой, удовлетворенность жиз-нью, а также оптимизм и высокая самооценка» (М. Аргайл) т. д. [3, с. 23]. Объективный подход прежде всего подразумевает зависимость счастья человека от внешних факторов, к числу которых можно отнести социальные, экономические, этнические, политические и др. [1–3]. Еще в ХХ в. зарубежными учеными установлены положительные взаимосвязи показателей психологического благополучия с уровнем дохода, семейным статусом, жилищными условиями [3].

Так, по мнению Р. Эммонса, счастье невозможно без осмысленности и цели жизни. Л. Кинг, В. Хута, не исключая уравновешенность эмоциональных переживаний из структуры благополучия, делают акцент на его смысловую наполненность [11; 12].

Д. Майерс считает, что изучению счастья могут способствовать знания о характерных особенностях людей, их ближайшем окружении, условиях и способах работы, предпочтениях в отдыхе и наличии веры [10].

И как справедливо отмечает В. Татаркевич, «разные понятия счастья имеют лишь только то общее, что обозначает что-то положительное, ценное. В остальном же понимании они различаются между собой»1. Представления о счастье нашли своё выражение в различных педагогических концепциях, теориях, системах. Наверное, каждый человек не раз спрашивал себя об этом, потому как любой из нас мечтает быть счастливым.

Международный Индекс счастья (Happy Planet Index)-представляет собой индекс отражающий благосостояние людей и состояние окружающей среды в разных странах.

Формулы подсчета счастья:

𝑆𝑡 =

Σ× 𝑃𝐸𝑛 = 𝑃𝐸𝑛1 × 𝐾стр + 𝑃𝐸𝑛2 × 𝐾стр + (𝑃𝐸𝑛𝑛 × 𝐾стр)

Σ × 𝑁𝐸𝑛 = 𝑁𝐸𝑛1 × 𝐾стр + 𝑁𝐸𝑛2 × 𝐾стр + (𝑁𝐸𝑛𝑛 × 𝐾стр)

Россия оказалась на 80-м месте в рейтинге самых счастливых стран, опустившись на 20 позиций вниз. Об этом свидетельствует Всемирный доклад счастья за 2022 год, подготовленный по заказу ООН.

Всего в списке 146 государств. Составители рейтинга при работе над ним учитывали ВВП страны на душу населения, продолжительность жизни, уровень социальной поддержки, соблюдение гражданских свобод, уровень безработицы, коррупции, а также результаты опросов общественного мнения. Последнюю строчку рейтинга занимает Афганистан.

Самой счастливой страной пятый год подряд становится Финляндия. Также в пятёрке лидеров оказались Дания, Исландия, Швейцария и Нидерланды.

Индекс счастья — это интегральный показатель, который измеряет уровень счастья и благополучия населения в разных странах мира. Он основан на ряде критериев, таких как ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, социальная поддержка, свобода выбора, уровень доверия к правительству и даже зарплата. Это важный инструмент для определения проблемных регионов и разработки мер по их решению. Он позволяет увидеть, в каких областях нужно сосредоточить свои усилия, чтобы улучшить качество жизни населения. Исследования по индексу счастья являются важным шагом на пути к созданию справедливого и равноправного общества.

Чаще всего россиян делают счастливыми семья — 24% от числа чувствующих себя счастливыми, здоровье свое и близких — 21%, общая удовлетворенность жизнью — 20% и хорошая работа — 19%. Дети делают счастливыми еще 16%, а хорошее материальное положение, достаток — 13%. По 8% указали на наличие жилищных условий и отсутствие одиночества, 6% ощущают счастье из-за благополучия в личной жизни. Среди тех, кто ощущает себя несчастливым, 20% указали в качестве причины неудовлетворительное положение дел в стране, а 19% — нехватку материальных средств.

Самый высокий уровень счастья – 7,21 балл по десятибалльной шкале - наблюдается у жителей Северо-Кавказского округа. В тройке лидеров городов - Грозный, Тюмень и Казань. Столица нашей Родины Москва расположилась на 52 месте. Якутск занял 70-е место в Опросе «Индекса счастья».

Подготовка к исследованию, изучение литературы показало, что практически в настоящее время нет достаточно проверенных диагностических методик для измерения индекса счастья. Во многом это связано с неоднозначностью определения сущности данного понятия. Определения счастья, содержащиеся в работах различных авторов, можно сгруппировать в три категории:

  1. Счастье определяется по внешним критериям, т.е. по системе ценностей, принятой в данном обществе, в данной культуре.

  2. Определение счастья сводится к понятию удовлетворенностью жизнью и опирается на собственные критерии индивида. Данное определение подразумевает, что счастье— это гармоничное удовлетворение желаний и стремлений человека. Оно «…связано с удовлетворенностью в различных сферах жизни — в учении, общении, социальных отношениях, труде, а также в культурной, экономической, религиозной, политической областях деятельности человека» [1.с.112].

  3. Субъективное понятие «счастье» тесно связано с житейским пониманием этого определения, как превалирования положительных эмоций и чувств над отрицательными.

В качестве рабочего материала в нашем исследовании было принято определение субъективного благополучия, которое дает один из ведущих современных исследователей проблемы, Р.М. Шамионов.

Учитывая его приведенное определение, можно предположить, что удовлетворенность жизнедеятельностью, служит одним из критериев счастья. Это предположение было взято нами за основу при проведении экспериментальной работы.

Принято считать, что студенты (молодежь в возрасте от 16 до 29 лет) являются наиболее счастливыми людьми.

Мы решили провести сочинение с целью определения роли счастья в современной студенческой среде. Исследование показало, что опрошенные студенты (169 человек), по-разному воспринимают значение счастья.

Итоги исследования: «Счастье- это…»:

Таблица 1.

Фактор

Количество студентов (в %)

Наличие родных и близких

46-44 (в %)

Здоровье

48-41 (в %)

Наличие друзей

26-23(в %)

Хорошее настроение

17-18 (в %)

Любовь

4-5(в %)

Деньги

35-29(в %)

Учёба

2-2(в %)

Понимание

2-2 (в %)

Следовательно, студенты 21 века уже по-другому понимают счастье. Время заставило их взглянуть на это понятие более рационально, возвышенно и целеустремлённо.

Второе исследование – это анкетирование «Ты счастливый человек?»

График 1.

График 2.

График 3.

График 4.

Таким образом, проведя анкетирование и проанализировав результат, мы заключаем:

  • Счастливых студентов больше, чем Несчастливых (79%/21%);

  • девушки считают себя более счастливыми, чем юноши (100%/75%);

  • 18% студентов имеют для счастья все;

  • главное составляющее счастье-здоровье (55%);

  • место проживания для счастья-«дом» (52%);

  • для счастья необходимо - быть нужным, поддержка близких, честность отношений (18%);

  • имеет место феномен «отложенной взрослости» (Счастье - «не знаю», «еда», «музыка»)

  • Для решения поставленных в исследовании задач нами был подобран также комплекс психодиагностических методик:

1. «Оксфордский опросник счастья» (приложение 1)

2. "Шкала субъективного счастья" С. Любомирски (приложение 2)

На первом этапе нашего исследования мы решили выявить уровень счастья в целом по методике «Оксфордский опросник счастья» т.к. он позволяет оценить данный параметр более точно, в нем общая оценка конкретизируется через перечень вопросов, имеющих отношения к разным аспектам переживания счастья.

Результаты представлены на диаграмме.

Рис.1 Результаты уровня субъективной оценки счастья студентов

Анализ результатов показал, что большинство обучающихся (49 %) оценили свой уровень субъективной оценки счастья как средний. На наш взгляд, вполне логично и соответствует возрастным особенностям рассматриваемого контингента – это энергичность, молодость, открытость, обилие перспектив в будущем, отсутствие серьѐзных жизненных испытаний, оптимизм и т. д. Но все же можно отметить, что не все студенты счастливы и не в полной мере удовлетворены своей жизнью.

Вместе с тем, определяется категория молодых людей с низкой оценкой собственной счастливости, а это 36% обучающихся, что, несомненно, вызывает тревогу и требует самого серьѐзного внимания. Можно предположить, что респонденты с такими оценками, более склонны к депрессивным состояниям, они пессимистичны, замкнуты, часто зависимы, плохо переносят стрессовые ситуации. 15 % обучающихся отметили у себя высокий уровень субъективной оценки счастья. Для них характерна адекватная самооценка, оптимизм, общительность, уверенность в себе, устойчивость к стрессам, удовлетворенность собой и жизнью.

Далее для исследования была использована методика "Шкала субъективного счастья" С. Любомирски. Студенты выставляли себе оценки – от единицы до семи – по четырем пунктам. Среднее арифметическое ряда чисел от единицы до семи – четыре, это средний уровень субъективного благополучия.

Рис.3 Сравнительные результаты по методике

«Шкала субъективного счастья» С. Любомирски

Анализ результатов этой методики показал, что большинствостудентов, а именно (63%) показали высокий уровень субъективного благополучия.

Можно предположить, что обучающие с такими показателями жизнерадостны, оптимистичны, уверены в себе. У них возникает меньше комплексов и психологических проблем, они могут легко справиться с жизненными трудностями.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели индекс счастья студентов ЯАДТ,который составил 63 п. Это высокий показатель, особенно в сравнении с индексом по России. Наших студентов можно назвать счастливыми людьми, которые открыты к новой и взрослой жизни.

В ходе исследования установлено, что большинство студентов удовлетворены своей жизнью., высоко оценивают условия жизни и ставят перед собой цели и желания, которые планируют осуществить в будущем. На уровне эмоцианального состояния у них превалируют положительные эмоции над отрицательными. Установлены доминирующие ценностные направленности, реализация которых приносит счастье: на первом месте у студентов стоит социально-центрированная направленность, на втором эгоцентрическая ценностная направленность. Выявлено, что у большиства респондентов умеренно выраженная интенсивность мотивации счастья и ответственности за её достижение. В завершении исследования были выделены две кластерные группы, позволяющие говорить о существовании двух типов студентов с высокими показателями качества жизни, наличием личностных ресурсов, с готовностью брать на себя ответственность за счастье и с дефицитом личностных ресурсов и негативным эмоциональным состоянием и низким субъективным качеством жизни. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-образовательном процессе на этапе профессионально-личностного становления современной молодёжи и позволяют увидеть дефициты и ресурсы студенческой молодёжи в достижении счастья и субъективного качества жизни.

Список литературы

  1. Адлер А. Смысл жизни [Текст]/ А. Адлер // Философские науки. – М.: Наука, 2000. – №1. – с 15.

  2. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд [Текст]/ М. Аргайл. / – СПб.: Питер, 2003 г – c. 83-85, 178, 203.

  3. Бочарова, Е.Е. Соотношение эмоциональных и когнитивных компонентов субъективного благополучия в разных условиях социализации [Текст]/ Е.Е. Бочарова // Проблемы социальной психологии личности: межвузовский сборник научных статей. – Саратов: издательство Саратовского университета. – 2004. №1- с. 129.

  4. Божович Л.И. Особенности самосознания у старших подростков [Текст]/ Л.И. Божович. // Вопросы психологии. – 2001. – №1. – С. 22.

  5. Волынская, Я.Б. Социальные ориентиры жизненных смыслов в юности [Текст]/ Я.Б. Волынская // Обсерватория культуры: журнал "Обозрение". – 2008. – №3. с. 20-27.

  6. Выготский Л.С. Педология подростка [Текст]. Вопросы детской (возрастной психологии) / Л.С. Выготский. / – М., 1984. – с. 326.

  7. Г. В. Ф. Гегель. Философия истории. Философия права // Мир философии. Ч. 2. – М.: Политиздат, 1991., с. 240-244

  8. Гребенщикова Т.А., Джидарьян И.А., Шапиро А.З. Счастье [Текст] / Т.А. Гребенщикова, И.А. Джидарьян, А.З. Шапиро. / Онлайн Энциклопедия "Кругосвет" [Электронный ресур], – Режим доступа - http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/SCHAST E.html.

  9. Динер Э. Субъективное благополучие [Текст]: Три десятилетия прогресса / Э. Диннер // Психологический вестник. – 2000. – с. 278.

  10. Дубровина И.В. Учебник для студентов средних учебных заведений / И.В. Дубровина, Е.В. Данилова, А.М. Прихожан. / Под ред. И.В. Даниловой. – М.; Академия, 2001.

  11. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете [Текст]/ И.А. Джидарьян / – СПб.: Алетейя, 2001. – с. 152.

  12. Жедунова Л. «Основы психологии семьи и семейного консультирования» Издательство: Владос –Пресс, 2004 г. ISBN: 5-305-00113-7.



Приложение А

Обновленный Оксфордский опросник счастья

(OHI, Oxford Happiness Inventory)

Опросник счастья предназначен для измерения уровня счастья в целом. Опросник применялся в большинстве проводившихся в Оксфорде исследований.

Инструкция.

Ниже вы видите группы утверждений, касающихся личного счастья. Прочитайте, пожалуйста, все 4 утверждения в каждой группе и затем определите, какое из них лучше всего описывает ваши ощущения в последнее время, в том числе и сегодня. Обведите в кружок букву (а, б, в или г) напротив выбранного вами утверждения.

Тестовый материал.

1.

  • (а) я не чувствую себя счастливым;

  • (б) я чувствую себя довольно счастливым;

  • (в) я очень счастлив;

  • (г) я невероятно счастлив

2.

  • (а) я смотрю в будущее без особого оптимизма;

  • (б) я смотрю в будущее с оптимизмом;

  • (в) мне кажется, будущее сулит мне много хорошего;

  • (г) я чувствую, что будущее переполнено надеждами и перспективами

3.

  • (а) ничто в моей жизни по-настоящему меня не удовлетворяет;

  • (б) некоторые вещи в жизни меня удовлетворяют;

  • (в) меня удовлетворяет многое в моей жизни;

  • (г) я полностью удовлетворен всем в своей жизни

4.

  • (а) я не ощущаю, что в жизни что-либо реально находится в моей власти;

  • (б) я чувствую, что контролирую свою жизнь, по крайней мере — отчасти;

  • (в) я чувствую, что в основном контролирую свою жизнь;

  • (г) я чувствую, что целиком контролирую все стороны своей жизни

5.

  • (а) я не ощущаю, что жизнь вознаграждает меня по заслугам;

  • (б) я ощущаю, что в жизни мне воздается по заслугам;

  • (в) я ощущаю, что жизнь щедро вознаграждает меня;

  • (г) я ощущаю, что жизнь переполнена подарками

6.

  • (а) я не испытываю никакой удовлетворенности жизнью;

  • (б) я доволен тем, как я живу;

  • (в) я очень доволен тем, как я живу;

  • (г) я в восторге от своей жизни

7.

  • (а) я никогда не могу повлиять на события в нужном мне направлении;

  • (б) иногда я способен повлиять на события в нужном мне направлении;

  • (в) я часто влияю на события в нужном мне направлении;

  • (г) я всегда влияю на события в нужном мне направлении

8.

  • (а) в жизни я просто выживаю;

  • (б) жизнь — хорошая вещь;

  • (в) жизнь — замечательная вещь;

  • (г) я обожаю жизнь

9.

  • (а) у меня потерян всякий интерес к другим людям;

  • (б) другие люди интересны мне отчасти;

  • (в) другие люди меня очень интересуют;

  • (г) меня чрезвычайно интересуют другие люди

10.

  • (а) мне трудно принимать решения;

  • (б) я довольно легко принимаю некоторые решения;

  • (в) мне довольно просто принимать большинство решений;

  • (г) я с легкостью принимаю любые решения

11.

  • (а) мне трудно приступить к какому-либо делу;

  • (б) мне довольно просто что-либо начать;

  • (в) я без труда принимаюсь за какое-либо дело;

  • (г) я способен взяться за любое дело

12.

  • (а) после сна я редко чувствую себя отдохнувшим;

  • (б) иногда я просыпаюсь отдохнувшим;

  • (в) после сна я обычно чувствую себя отдохнувшим;

  • (г) я всегда просыпаюсь отдохнувшим

13.

  • (а) я чувствую себя совершенно без сил;

  • (б) я чувствую себя довольно энергичным;

  • (в) я чувствую себя очень энергичным;

  • (г) я чувствую, что энергия во мне бьет через край

14.

  • (а) я не вижу в окружающих меня вещах особой красоты;

  • (б) я нахожу красоту в некоторых вещах;

  • (в) я нахожу красоту в большинстве вещей;

  • (г) весь мир представляется мне прекрасным

15.

  • (а) я не ощущаю себя сообразительным;

  • (б) я чувствую, что отчасти сметлив;

  • (в) я в значительной степени чувствую в себе живость ума;

  • (г) я ощущаю, что мне присуща совершенная живость ума

16.

  • (а)я не чувствую себя особенно здоровым;

  • (б) я чувствую себя достаточно здоровым;

  • (в) я чувствую себя совершенно здоровым;

  • (г) я чувствую себя здоровым на 100%

17.

  • (а) я не испытываю особо теплых чувств по отношению к другим;

  • (б) я испытываю определенные теплые чувства по отношению к другим;

  • (в) я испытываю очень теплые чувства по отношению к другим;

  • (г) я люблю всех людей

18.

  • (а) у меня практически нет счастливых воспоминаний;

  • (б) у меня есть отдельные счастливые воспоминания;

  • (в) большинство произошедших со мной событий представляются мне счастливыми;

  • (г) все происшедшее кажется мне чрезвычайно счастливым

19.

  • (а) я никогда не бываю в радостном или приподнятом настроении;

  • (б) иногда я испытываю радость и пребываю в приподнятом настроении;

  • (в) я часто испытываю радость и пребываю в приподнятом настроении;

  • (г) я все время радуюсь и пребываю в приподнятом настроении

20.

  • (а) между тем, что я хотел бы сделать, и тем, что сделал, — большая разница;

  • (б) кое-что из желаемого я сделал;

  • (в) я сделал многое из того, что хотел;

  • (г) я сделал все, чего когда-либо желал

21.

  • (а) я не способен хорошо организовать свое время;

  • (б) я организую свое время достаточно хорошо;

  • (в) я очень хорошо организую свое время;

  • (г) мне удается успеть все, что я хочу сделать

22.

  • (а) мне не бывает весело в компании других людей;

  • (б) иногда мне бывает весело с другими людьми;

  • (в) мне часто бывает весело с другими людьми;

  • (г) мне всегда весело в окружении людей

23.

  • (а) я никогда не подбадриваю окружающих;

  • (б) иногда я подбадриваю окружающих;

  • (в) я часто подбадриваю окружающих;

  • (г) я всегда подбадриваю окружающих

24.

    • (а) у меня нет ощущения осмысленности и цели в жизни;

    • (б) у меня есть ощущение смысла и цели в жизни;

    • (в) у меня ясное ощущение смысла и цели в жизни;

    • (г) моя жизнь полна смысла и имеет цель

25.

    • (а) я не ощущаю особой привязанности к другим и сопричастности;

    • (б) иногда я ощущаю привязанность к людям и сопричастность;

    • (в) я часто ощущаю привязанность и сопричастность;

    • (г) я всегда ощущаю привязанность и сопричастность

26.

    • (а) не думаю, что мир — это стоящее место;

    • (б) думаю, что мир — довольно хорошее место;

    • (в) думаю, что мир — это замечательное место;

    • (г) по-моему, мир — это превосходное место

27.

    • (а) я редко смеюсь;

    • (б) я смеюсь довольно часто;

    • (в) я много смеюсь;

    • (г) я очень часто смеюсь

28.

    • (а) я думаю, что выгляжу непривлекательно;

    • (б) я думаю, что выгляжу довольно привлекательно;

    • (в) я думаю, что выгляжу привлекательно;

    • (г) я думаю, что выгляжу очень привлекательно

29.

    • (а) я не нахожу вокруг ничего забавного и интересного;

    • (б) некоторые вещи я нахожу забавными;

    • (в) большинство вещей кажутся мне забавными;

    • (г) мне все кажется забавным и интересным

Обработка результатов.

Необходимо сложить все баллы от 0 до 3, (а — 0 баллов, б — 1 балл, в — 2 балла, г — 3 балла), которые вы себе поставили по каждому утверждению.

Набранное количество баллов нужно разделить на 87 (максимальное число баллов в случае выбора самого утвердительного варианта (варианта г) в каждом пункте из 29) Получившееся число (например, 0,73) нужно умножить на 100, получившийся результат означает, в процентном соотношении от гипотетического максимума, насколько вы счастливы.

Ключ (интерпретация) к Оксфордскому опроснику счастья.

0 — 20 низкий показатель;

21 — 40 пониженный показатель;

41 — 60 средний показатель;

61 — 80 повышенный показатель;

81 — 100 высокий показатель.

Приложение Б

Методика «Шкала субъективного счастья» С. Любомирски

Шкала субъективного счастья (сокр. ШСС, англ. Subjective Happiness Scale, сокр. SHS) - экспресс-тест, измеряющий уровень субъективного благополучия испытуемого. Разработана Lyubomirsky и Lepper в 1999 году, переведена и адаптирована Леонтьевым на русском языке в 2003 году.

Инструкция

Ниже приведены четыре высказывания, с которыми вы можете согласиться или не согласиться. Используя 7-балльную шкалу, поставьте каждому высказыванию подходящий, по вашему мнению, балл. Пожалуйста, будьте честны и откровенны в своих ответах.

  1. В целом, я считаю себя человеком счастливым

Совершенно не согласен

Не согласен

Немного не согласен

Неопределенно (и согласен, и не согласен)

Немного согласен

Согласен

Совершенно согласен

  1. По сравнению с большинством сверстников я считаю себя более счастливым

Совершенно не согласен

Не согласен

Немного не согласен

Неопределенно (и согласен, и не согласен)

Немного согласен

Согласен

Совершенно согласен

  1. Некоторые люди очень счастливы по своей природе. Они радуются жизни независимо от того, что происходит вокруг. Мне также это свойственно.

Совершенно не согласен

Не согласен

Немного не согласен

Неопределенно (и согласен, и не согласен)

Немного согласен

Согласен

Совершенно согласен

  1. Некоторые люди не слишком счастливы. Пусть и не впадая в депрессию, приподнятым настроением они тоже не отличаются. Мне также это свойственно.

Совершенно не согласен

Не согласен

Немного не согласен

Неопределенно (и согласен, и не согласен)

Немного согласен

Согласен

Совершенно согласен

Интерпретация


Вариант ответа

В прямых утверждениях

В обратных утверждениях

Совершенно не согласен

1 балл

7 баллов

Не согласен

2 балла

6 баллов

Немного не согласен

3 балла

5 баллов

Неопределенно (и согласен, и не согласен)

4 балла

4 балла

Немного согласен

5 баллов

3 балла

Согласен

6 баллов

2 балла

Совершенно согласен

7 баллов

1 балл


Пункты №№1, 2 и 3 интерпретируются в прямых значениях, пункт №4 - в обратном. Минимальный возможный балл по шкале - 7, максимальный - 28 баллов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!