СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имущественные права

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Имущественные права

Вид учебного занятия: урок изучения нового материала

Цель занятия: познакомиться видами и способами приобретения имущественных прав.

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию научных представлений о гражданском законодательстве РФ, реализующем имущественные права.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах, развитие у обучающихся интеллектуальных, оценочных, коммуникативных умений.

Воспитывающая: формирование бережного отношения к имуществу, воспитание уважительного отношения к праву. Воспитание ответственности, честности через знакомство с правовым институтом интеллектуальной собственности.

Методы: проблемного обучения, работа с текстом, работа с нормативно-правовым актом. 

Просмотр содержимого документа
«Имущественные права»

План учебного занятия № 48

Тема: Имущественные права

Вид учебного занятия: урок изучения нового материала

Цель занятия: познакомиться видами и способами приобретения имущественных прав.

Задачи:

Образовательная: способствовать формированию научных представлений о гражданском законодательстве РФ, реализующем имущественные права.

Развивающая: способствовать развитию умения анализировать актуальную информацию о социальных объектах, развитие у обучающихся интеллектуальных, оценочных, коммуникативных умений.

Воспитывающая: формирование бережного отношения к имуществу, воспитание уважительного отношения к праву. Воспитание ответственности, честности через знакомство с правовым институтом интеллектуальной собственности.

Методы: проблемного обучения, работа с текстом, работа с нормативно-правовым актом.

Межпредметные связи:

История.

Обеспечение занятия:

Схема «Виды имущественных прав», учебник и практикум «Обществознание» под редакцией Важенина, раздаточный материал.

Требования к знаниям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: субъекты гражданского права, их правоспособность и дееспособность.

Обучающиеся должны уметь: раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации (текст, таблица, схема).

Содержательный аспект занятия:


Организационный момент – приветствие, проверка посещаемости и готовности обучающихся к занятию. Сообщение темы.


Мотивация:

Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, книги и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи.

Ребята, хорошо жить в таком городе? А вам хотелось бы жить там? Почему?


Целеполагание: познакомиться видами и способами приобретения имущественных прав.


Актуализация: (устный опрос):

  • Сформулируйте определение понятиям «Правоспособность», «Дееспособность», «Физическое лицо», «Юридическое лицо»;

  • Перечислите субъектов гражданского права.


Изучение нового материала:

План изучения нового материала:

1. Имущественные права.
2. Право на интеллектуальную собственность.


1. Имущественные права.

Все задания прописаны в рабочем листе обучающегося (приложение 1).

Задание для обучающихся (Работа с текстом учебника стр. 417-427). 20 минут. Выполните задания практикума стр. 186-187 (№ 4,5) – 15 минут.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос (задания № 9-27 стр. 184-186) - 10 минут.

Знакомятся с текстом, выполняют задания письменно.

2. Право на интеллектуальную собственность

Задание для обучающихся (Работа микрогрупп с текстом ГК РФ приложения 2-5). 15 минут

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: устный опрос – 15 минут.

Решение заданий в микрогруппах (приложение 2-5) и защита своих заданий.

Подведение итогов.

  1. Выставление оценок.

  2. Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

  3. Домашнее задание: Гл 6 п. 6.8. Внеаудиторная работа: «Право на интеллектуальную собственность» (1) – конспект.


Преподаватель И.В. Атаманчук






Приложение 1

Рабочий лист

Тема: Имущественные права

План занятия:

  1. Имущественные права.

  2. Право на интеллектуальную собственность.



Задание № 1 (Работа с текстом учебника стр. 417-427). 20 минут. Выполните задания практикума стр. 186-187 (№ 4,5) – 15 минут.

Задание № 2 Работа микрогрупп с текстом ГК РФ приложения 2-5). 15 минут. Защита своих работ устно.



Подведение итогов.


Рефлексия: Закончите фразу «Сегодня на занятии я…»

Домашнее задание: Гл 6 п. 6.8. Внеаудиторная работа: «Право на интеллектуальную собственность» (1) – конспект.






Приложение 2

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Автором произведения науки, литературы и искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Вопросы:

  1. Что такое авторское право?

  2. Кто признается автором произведения?

  3. Распространяется ли авторское право на неопубликованное произведение?

Объектами авторских прав являются:

  • Литературные произведения;

  • Драматические и музыкально-драматические произведения;

  • Музыкальные произведения с текстом или без текста;

  • Аудиовизуальные произведения;

  • Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

  • Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

  • Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

  • Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы;

  • Другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Задание:

Постарайтесь объединить в три пункта весь перечень объектов.

Задача Год назад было найдено неизвестное ранее и никогда не исполнявшееся произведение Моцарта (18 век).

Вопросы:

  1. Является ли это произведение объектом авторского права? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какие формальности нужно соблюсти, чтобы получить возможность исполнять это произведение?



Приложение 3

Не являются объектами авторских прав:

  • Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций;

  • Государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований;

  • Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

  • Сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач и т.д.)

Задание:

Перечислите кратко (так, чтобы каждый пункт занял не больше одной строчки) объекты на которые не распространяется авторское право.

Право на обнародование и использование произведения.

Автору принадлежит право на обнародование своего произведения. Произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах и т.д.).

Исключительное право использовать произведение принадлежит автору или иному правообладателю.

Исключительное право на произведение переходит по наследству.

Задание:

Перечислите лиц, имеющих право обнародовать произведение.

Задача

Современный гимн России был написан С. Михалковым и впервые исполнен в 2001г. С. Михалков умер в 2009 году.

Вопросы:

  1. Является ли это произведение объектом авторского права? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какие формальности нужно соблюсти, чтобы получить возможность исполнять это произведение?



Приложение 4

В России для защиты авторских прав была создана Общественная некоммерческая организация «Российское авторское общество», которая дает разрешение на использование произведений и следит за тем, чтобы авторам выплачивалось вознаграждение.

Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается:

  • Воспроизведение произведения, то есть изготовление одного или более экземпляров;

  • Распространение произведения путем продажи или иного отчуждения;

  • Публичный показ произведения;

  • Публичное исполнение произведения;

  • Доведение произведения до всеобщего сведения.

Вопросы:

  1. Какая организация в России защищает права авторов?

  2. Что считается использованием произведения?

Свободное использование произведения.

Допускается без согласия автора и без выплаты вознаграждения в случае:

  • Цитирования в научных и информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования;

  • Использования в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью.

Вопрос:

В каких случаях можно свободно использовать произведение?



Задача

Писатель А..И Солженицын (1918-2008гг)

Самое известное произведение «Архипелаг Гулаг» впервые опубликовано в Париже в декабре 1973 года.

Вопросы:

  1. Является ли это произведение объектом авторского права? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какие формальности нужно соблюсти, чтобы получить возможность использовать это произведение?



Приложение 5

Срок действия исключительного права на произведение.

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, после смерти.

Исключительное право на произведение, обнародованное после смерти автора, действует в течение семидесяти лет после обнародования произведения, при условии, что произведение было обнародовано в течение семидесяти лет после смерти автора.

Если автор произведения был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права (70 лет) исчисляется с года следующего за годом реабилитации.

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, увеличивается на 4 года.

По истечении срока действия исключительного права произведение переходит в общественное достояние.

Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

Вопросы:

  1. Сколько лет действует авторское право?

  2. Сохраняется ли авторское право на произведение, обнародованное после смерти автора? Если да, то на какой срок?

  3. Как считается срок действия авторского права, если автор был репрессирован и в дальнейшем реабилитирован?

Задача Писатель С. Михалков опубликовал своего знаменитого «Дядю Степу» в издательстве «Детская литература» в 1936 году. Умер Михалков в 2009 году.

Вопросы:

  1. Является ли это произведение объектом авторского права? Обоснуйте свой ответ.

  2. Какие формальности нужно соблюсти, чтобы получить возможность использовать это произведение?

  1. Решение «задачи-бонуса» (вариативная часть – для желающих набрать дополнительные баллы).









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!