СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Импульс. Закон сохранения импульса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока обобщения и повторения знаний по теме импульс, закон сохранения импульса. Предназначена для учащихся 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Лист ответов и оценок»

Лист самооценки (Ф. И. учащегося) ____________________________

Вид деятельности

Самостоятельная работа

Физический диктант

Решение задач

Общее количество баллов по все работе

Задания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6


1

2

3



Баллы

















Количество баллов








Оценка за урок




















Лист самооценки (Ф. И. учащегося) ____________________________

Вид деятельности

Самостоятельная работа

Физический диктант

Решение задач

Общее количество баллов по все работе

Задания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6


1

2

3



Баллы

















Количество баллов








Оценка за урок






















Домашняя самостоятельная работа (7 )

Вариант 1.
1. Мальчик массой 50 кг бежит и прыгает на движущиеся навстречу сани массой 10 кг. Перед прыжком скорость мальчика равна 1,5 м/с, скорость саней 1 м/с. Чему равна начальная скорость их совместного движения?
1) 0,5 м/с;2) 1,1 м/с; 3) 1,3 м/с; 4) 1,4 м/с.
2. Пластилиновый шарик массой 50 г налетает на покоящийся пластилиновый шарик массой 150 г. После удара шарики движутся вместе со скоростью 1 м/с. Определить скорость движения налетающего шарика.
1) 1 м/с; 2) 2 м/с; 3) 3 м/с; 4) 4 м/с.
3. На покоящееся тело массой 4 кг начала действовать постоянная сила. Каким должен быть импульс этой силы, чтобы скорость тела возросла до 5 м/с?

  1. 0,4 2) 2,5 3) 10 4) 20

Домашняя самостоятельная работа

Вариант 2.
1. Мальчик массой 60 кг догоняет движущиеся в том же направлении сани массой 10 кг и запрыгивает на них. Перед прыжком скорость мальчика равна 2,6 м/с, скорость саней 2 м/с. Чему равна начальная скорость их совместного движения?
1) 0,6 м/с; 2) 2,3 м/с; 3) 2,5 м/с; 4) 4,6 м/с.
3. Вагон массой m, движущийся со скоростью V, сталкивается с неподвижным вагоном массой 2m. Каким суммарным импульсом обладают два вагона после столкновения? Взаимодействие вагонов с другими телами пренебрежимо мало.
1) 0; 2) mv/3; 3) mv/2; 4) mv.

3. На тело действует постоянная сила, равная 0,75 Н. Через какое время изменение импульса тела составит 6 кг м/с?
1) 6с; 2) 2с; 3) 8с; 4) 12с .

Домашняя самостоятельная работа

Вариант3 .
1. Атом водорода массой m, движущийся со скоростью V относительно Земли, сталкивается с таким же атомом, движущимся со скоростью V в противоположном направлении в той же системе отсчета. Каким суммарным импульсом обладают два атома в той же системе отсчета после столкновения? Взаимодействие атомов с другими телами пренебрежимо мало.
1) 0; 2) 2mV; 3) mV/2; 4) mV.
2. Игрок в керлинг скользит с битой по льду со скоростью 4 м/с. В некоторый момент он аккуратно толкает биту в направлении движения. Скорость биты при этом возрастает до 6 м/с. Масса биты 20 кг, а игрока 80 кг. Какова скорость игрока после толчка? Трение коньков о лед не учитывайте.
1) 3,5м/с; 2) 4м/с; 3) 4,5м/с; 4) 6,5м/с.

3. Тело движется по прямой. Под действием постоянной силы 5 Н импульс тела уменьшился от 25 кг м/с до 15 кг м/с. Для этого потребовалось
1) 1 с; 2) 2 с; 3) 3 с; 4) 4 с.

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме импульс»


МБОУ Школа № 170







Методическая разработка урока-повторения


по физике


10 класс



Тема:



Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса

















Учитель физики: Кошелева Т.А.


2019 год






Тема урока: «Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса»

Цель урока:

  • Повторение, обобщение и закрепление знания учащихся;

  • совершенствование навыков решения задач разных типов по данной теме;

  • совершенствование навыков самостоятельной работы и работы в группе.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, СД, раздаточный материал, задачник Г.Н. Степанова.

План проведения

1. Организационный момент.

- Проверка класса на готовность к уроку.

- Объяснение деятельности учащихся на уроке, правила и критерии заполнения листов самооценки.

2. Поверка домашнего задания

-проверка знаний учащихся по теме изопроцессы с. 89 рис. 103 в форме самостоятельной индивидуальной работы на 2 варианта. По задачнику Г.Н. Степанова.

1 вариант 1ряд: 1 ( 1-2) 2 (2-3) 3( 1-2) 1 (3-1) 2 ( 2-3)

2 вариант 2 ряд: 1 (3-1) 2 (1-2) 3 (2-3) 1 (2-3) 2 (2-3)

ОТВЕТЫ: 1 вариант: изохорный; изобарный; изохорный; изотерма; изобарный.

2 вариант: изохорный; изохорный; изобарный; изобарный; изотерма.

- самооценка. За каждое правильно выполненное задание поставить один балл в листы самооценки.

- коррекция знаний.


2.Повторение, обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по данной теме.

Постановка темы и целей урока Слайд 1

Ребята, посмотрите внимательно на это физическое явление и скажите: как будет называться тема нашего занятия?

Поставим цели с помощью слов …

Обобщить (знания)….

Повторить…(алгоритмы )

1) проведение физического диктанта. Упражнение на умение анализировать и на развитие памяти. (работа в парах) Слайды 2-7

  • вписать недостающее слово или выбрать вариант ответа (записать в тетрадь);

  • провести проверку физического диктанта. За каждое правильно выполненное задание поставить один балл;

  • провести коррекцию знаний.

2) Упражнение на развитие мнемических способностей, умения анализировать. «Лови ошибку». За каждое правильно выполненное задание поставить один балл за первую задачу, и по 3 балла за последующие задачи (работа в группах).

  • Раздать карточки с заданиями, найти и исправить ошибки в карточках.

Проверка, анализ и обоснование решений, коррекция знаний. Слайды 7-12

3. Итоги. Слайд 13

Подсчет баллов, выставление оценок.

4. Рефлексия (подчеркните свой уровень усвоения материала) Слайд 17
плакат на доске
1. Я полностью понял материал на закон сохранения импульса и неплохо могу его применять для решения задач.

2. Я понял материал, но могу решать задачи с помощью.

3. Я понял материал частично и с трудом могу решать задачи.

4. Я не могу решать такие задачи.


5. Домашнее задание. Слайд 18

Самостоятельная работа по карточкам на 3 варианта по 3 задания


Домашняя самостоятельная работа

Вариант 1.
1. Мальчик массой 50 кг бежит и прыгает на движущиеся навстречу сани массой 10 кг. Перед прыжком скорость мальчика равна 1,5 м/с, скорость саней 1 м/с. Чему равна начальная скорость их совместного движения?
1) 0,5 м/с;2) 1,1 м/с; 3) 1,3 м/с; 4) 1,4 м/с.
2. Пластилиновый шарик массой 50 г налетает на покоящийся пластилиновый шарик массой 150 г. После удара шарики движутся вместе со скоростью 1 м/с. Определить скорость движения налетающего шарика.
1) 1 м/с; 2) 2 м/с; 3) 3 м/с; 4) 4 м/с.
3. На покоящееся тело массой 4 кг начала действовать постоянная сила. Каким должен быть импульс этой силы, чтобы скорость тела возросла до 5 м/с?

1) 0,4 2) 2,5 3) 10 4) 20

Вариант 2
1. Мальчик массой 60 кг догоняет движущиеся в том же направлении сани массой 10 кг и запрыгивает на них. Перед прыжком скорость мальчика равна 2,6 м/с, скорость саней 2 м/с. Чему равна начальная скорость их совместного движения?
1) 0,6 м/с; 2) 2,3 м/с; 3) 2,5 м/с; 4) 4,6 м/с.
3. Вагон массой m, движущийся со скоростью V, сталкивается с неподвижным вагоном массой 2m. Каким суммарным импульсом обладают два вагона после столкновения? Взаимодействие вагонов с другими телами пренебрежимо мало.
1) 0; 2) mv/3; 3) mv/2; 4) mv.

3. На тело действует постоянная сила, равная 0,75 Н. Через какое время изменение импульса тела составит 6 кг м/с?
1) 6с; 2) 2с; 3) 8с; 4) 12с .

Вариант3 1. Атом водорода массой m, движущийся со скоростью V относительно Земли, сталкивается с таким же атомом, движущимся со скоростью V в противоположном направлении в той же системе отсчета. Каким суммарным импульсом обладают два атома в той же системе отсчета после столкновения? Взаимодействие атомов с другими телами пренебрежимо мало.
1) 0; 2) 2mV; 3) mV/2; 4) mV.
2. Игрок в керлинг скользит с битой по льду со скоростью 4 м/с. В некоторый момент он аккуратно толкает биту в направлении движения. Скорость биты при этом возрастает до 6 м/с. Масса биты 20 кг, а игрока 80 кг. Какова скорость игрока после толчка? Трение коньков о лед не учитывайте.
1) 3,5м/с; 2) 4м/с; 3) 4,5м/с; 4) 6,5м/с.

3. Тело движется по прямой. Под действием постоянной силы 5 Н импульс тела уменьшился от 25 кг м/с до 15 кг м/с. Для этого потребовалось
1) 1 с; 2) 2 с; 3) 3 с; 4) 4 с.


Просмотр содержимого документа
«практикум по решению задач»

1

Дано:

m = 0,1 кг

υ = 5 м/с





. Тележка массой 0,1 кг движется равномерно по столу со скоростью 5 м/с, так как изображено на рисунке. Чему равен её импульс и как направлен вектор импульса?

Решение:

а = mF = 0,1 кг•5 м/с = 0,5 кг·м/с

а -? Ответ: 5 кг·м/с, влево







2. С неподвижной тележки массой 2 кг, производится «выстрел» из баллистического пистолета. Масса «снаряда» 0,1 кг, а скорость его вылета относительно тележки 5 м/с. Чему равна скорость тележки после выстрела? Решение:

m1υ1+ m2υ2= m1u1+ m2u2

В проекции на ось х:

0 = -m1u1 + m2u2

u1 = m2u2/ m1

u1 = 0,1кг•5 м/с/ 2 кг = 0,45 м/с

Ответ: 0,05 м/с.



Дано:

m1 = 2кг

m2 = 0,1 кг

u2 =5 м/с

u2 -?























3. Желтый шар, движется со скоростью 20 м/с и налетает на неподвижный красный шар массой 700 г. После удара желтый шар приобрел скорость 15 м/с, а красный начал двигаться со скоростью 5 м/с. Определите массу желтого шара.

Р

Дано:

m2 = 700 г

υ1 = 20 м/с

u1 = 15 м/с

u2 =5 м/с

m2 -?





ешение: m1υ1+ m2υ2= m1u1+ m2u2

В проекции на ось х:

-m1υ2 + 0 = -m1u1 - m2u2

m1υ1 +m1u1 = m2u2

m11+ u2)= m2u2

m1= m2u2/ υ1+ u1

m1= 700 г•5 м/с/ 20 м/с + 5 м/с =700 г

Ответ: 100 г.



Просмотр содержимого презентации
«impuls»

Физический диктант Физическая величина равная произведению массы тела на его скорость называется ( импульсом тела или импульсом силы )  2. Единицы измерения импульса тела ….

Физический диктант

  • Физическая величина равная произведению массы тела на его скорость называется ( импульсом тела или импульсом силы )

2. Единицы измерения импульса тела ….

Физический диктант

Физический диктант

  • На рисунке показано упругое или неупругое взаимодействие?
Физический диктант 4. Запишите закон сохранения импульса для неупругого столкновения

Физический диктант

4. Запишите закон сохранения импульса для неупругого столкновения

Физический диктант 5. Может или не может , человек, сидящий в лодке, сдвинуться с места, не используя при этом весла? Благодаря чему это возможно?

Физический диктант

5. Может или не может , человек, сидящий в лодке, сдвинуться с места, не используя при этом весла? Благодаря чему это возможно?

Ответы к физическому диктанту Вопросы Ответы баллы 1 Импульс тела 1 балл 2 кг • м/с 1 балл 3 Абсолютно неупругое 1 балл 4  1 балл 5  Нет 1 балл Бросить предмет 1 балл 6 Сумма всех сил, действующих в системе, равна 0 – система замкнута 1 балл

Ответы к физическому диктанту

Вопросы

Ответы баллы

1

Импульс тела 1 балл

2

кг м/с 1 балл

3

Абсолютно неупругое 1 балл

4

1 балл

5

Нет 1 балл

Бросить предмет 1 балл

6

Сумма всех сил, действующих

в системе, равна 0 – система замкнута 1 балл

«Лови ошибку!» № 1  Тележка массой 0,1 кг движется равномерно по столу со скоростью 5 м/с, так как изображено на рисунке. Чему равен её импульс и как направлен вектор импульса? Дано: m = 0,1 кг Ʋ = 5 м/с  а -? Решение: а = mF = 0 ,1 кг•5 м/с = 0,5 кг · м/с Ответ: 5 кг · м/с, влево. 1 балл

«Лови ошибку!»

№ 1

Тележка массой 0,1 кг движется равномерно по столу со скоростью 5 м/с, так как изображено на рисунке. Чему равен её импульс и как направлен вектор импульса?

Дано:

m = 0,1 кг

Ʋ = 5 м/с

а -?

Решение:

а = mF = 0 ,1 кг•5 м/с = 0,5 кг · м/с

Ответ: 5 кг · м/с, влево. 1 балл

Правильное решение задачи № 1    Тележка массой 0,1 кг движется равномерно по столу со скоростью 5 м/с, так как изображено на рисунке. Чему равен её импульс и как направлен вектор импульса?  Решение: p= m Ʋ = 0 ,1 кг•5 м/с = 0,5 кг · м/с      Ответ: 5 кг · м/с, вправо. 1 балл  Дано: m = 0 , 1 кг Ʋ = 5 м/с р -?

Правильное решение задачи № 1

Тележка массой 0,1 кг движется равномерно по столу со скоростью 5 м/с, так как изображено на рисунке. Чему равен её импульс и как направлен вектор импульса?

Решение: p= m Ʋ = 0 ,1 кг•5 м/с = 0,5 кг · м/с

Ответ: 5 кг · м/с, вправо. 1 балл

Дано:

m = 0 , 1 кг

Ʋ = 5 м/с

р -?

«Лови ошибку!»  № 2   С неподвижной тележки массой 2 кг,  производится «выстрел» Из баллистического пистолета. Масса «снаряда» 0,1 кг , а скорость его вылета относительно тележки 5 м/с. Чему равна скорость тележки после выстрела? Дано: m 1 = 2кг m 2 = 0,1 кг u 2 =5 м/с u 2 -? m 1 υ 1 + m 2 υ 2 = m 1 u 1 + m 2 u 2 В проекции на ось х: 0 = - m 1 u 1 + m 2 u 2 u 1 = m 2 u 2 / m 1 u 1 = 0,1кг5 м/с/ 2 кг = 0,45 м/с Ответ: 0,05 м/с

«Лови ошибку!»

2

С неподвижной тележки массой 2 кг, производится «выстрел»

Из баллистического пистолета. Масса «снаряда» 0,1 кг , а скорость его

вылета относительно тележки 5 м/с. Чему равна скорость тележки

после выстрела?

Дано:

m 1 = 2кг

m 2 = 0,1 кг

u 2 =5 м/с

u 2 -?

m 1 υ 1 + m 2 υ 2 = m 1 u 1 + m 2 u 2

В проекции на ось х:

0 = - m 1 u 1 + m 2 u 2

u 1 = m 2 u 2 / m 1

u 1 = 0,1кг5 м/с/ 2 кг = 0,45 м/с

Ответ: 0,05 м/с

Правильное решение задачи № 2    С неподвижной тележки массой 2 кг,  производится «выстрел» Из баллистического пистолета. Масса «снаряда» 0,1 кг , а скорость его вылета относительно тележки 5 м/с. Чему равна скорость тележки после выстрела?  Решение: m 1 υ 1 + m 2 υ 2 = m 1 u 1 + m 2 u 2 1 балл  В проекции на ось х:   0 = m 1 u 1 - m 2 u 2 1 балл  u 1 = m 2 u 2 / m 1  u 1 = 0,1кг5 м/с/ 2 кг = 0,25 м/с 1 балл  Ответ: 0,25 м/с 3 балла Дано: m 1 = 2кг m 2 = 0,1 кг u 2 =5 м/с u 1 -?

Правильное решение задачи № 2

С неподвижной тележки массой 2 кг, производится «выстрел»

Из баллистического пистолета. Масса «снаряда» 0,1 кг , а скорость его

вылета относительно тележки 5 м/с. Чему равна скорость тележки

после выстрела?

Решение: m 1 υ 1 + m 2 υ 2 = m 1 u 1 + m 2 u 2 1 балл

В проекции на ось х:

0 = m 1 u 1 - m 2 u 2 1 балл

u 1 = m 2 u 2 / m 1

u 1 = 0,1кг5 м/с/ 2 кг = 0,25 м/с 1 балл

Ответ: 0,25 м/с 3 балла

Дано:

m 1 = 2кг

m 2 = 0,1 кг

u 2 =5 м/с

u 1 -?

«Лови ошибку!» Х Желтый шар, движется со скоростью 20 м/с и налетает на неподвижный красный шар массой 700 г. После удара желтый шар приобрел скорость 15 м/с, а красный начал двигаться со скоростью 5 м/с. Определите массу желтого шара. Решение: m 1 υ 1 + m 2 υ 2 = m 1 u 1 + m 2 u 2 В проекции на ось х: - m 1 υ 2 + 0  = -m 1 u 1 - m 2 u 2 m 1 υ 1 +m 1 u 1 = m 2 u 2 m 1 (υ 1 + u 2 )= m 2 u 2 Дано: m 2 = 700 г υ 1 = 20 м/с u 1 = 15 м/с u 2 =5 м/с m 2 -?    m 1 = m 2 u 2 / υ 1 + u 1  m 1 = 700 г • 5 м/с/ (20 м/с + 5 м/с) =700 г Ответ: 100 г.

«Лови ошибку!»

Х

Желтый шар, движется со скоростью 20 м/с и налетает на неподвижный красный шар массой 700 г. После удара желтый шар приобрел скорость 15 м/с, а красный начал двигаться со скоростью 5 м/с. Определите массу желтого шара.

Решение: m 1 υ 1 + m 2 υ 2 = m 1 u 1 + m 2 u 2

В проекции на ось х:

- m 1 υ 2 + 0 = -m 1 u 1 - m 2 u 2

m 1 υ 1 +m 1 u 1 = m 2 u 2

m 1 1 + u 2 )= m 2 u 2

Дано:

m 2 = 700 г

υ 1 = 20 м/с

u 1 = 15 м/с

u 2 =5 м/с

m 2 -?

m 1 = m 2 u 2 / υ 1 + u 1

m 1 = 700 г 5 м/с/ (20 м/с + 5 м/с) =700 г

Ответ: 100 г.

Правильное решение задачи № 3 Х Желтый шар, движется со скоростью 20 м/с и налетает на неподвижный красный шар массой 700 г. После удара желтый шар приобрел скорость 15 м/с, а красный начал двигаться со скоростью 5 м/с. Определите массу желтого шара.  Решение: m 1 υ 1 + m 2 υ 2 = m 1 u 1 + m 2 u 2  1 балл  В проекции на ось х:  m 1 υ 1 + 0  = -m 1 u 1 + m 2 u 2  1 балл m 1 (υ 1 + u 1 )= m 2 u 2 m 1 = m 2 u 2 / υ 1 + u 1  m 1 = 100 г. 1 балл  Ответ: 100 г. 3 балл Дано: m 2 = 700 г υ 1 = 20 м/с u 1 = 15 м/с u 2 =5 м/с m 1 -?

Правильное решение задачи № 3

Х

Желтый шар, движется со скоростью 20 м/с и налетает на неподвижный красный шар массой 700 г. После удара желтый шар приобрел скорость 15 м/с, а красный начал двигаться со скоростью 5 м/с. Определите массу желтого шара.

Решение: m 1 υ 1 + m 2 υ 2 = m 1 u 1 + m 2 u 2 1 балл

В проекции на ось х:

m 1 υ 1 + 0 = -m 1 u 1 + m 2 u 2 1 балл

m 1 (υ 1 + u 1 )= m 2 u 2

m 1 = m 2 u 2 / υ 1 + u 1

m 1 = 100 г. 1 балл

Ответ: 100 г. 3 балл

Дано:

m 2 = 700 г

υ 1 = 20 м/с

u 1 = 15 м/с

u 2 =5 м/с

m 1 -?

Максимальное количество баллов -18 баллов Критерии оценки: «5» - 15 – 18 баллов «4» - 11-17 баллов «3» - 8-10 баллов

Максимальное количество баллов -18 баллов

Критерии оценки:

«5» - 15 – 18 баллов

«4» - 11-17 баллов

«3» - 8-10 баллов

1. Я полностью понял материал на закон сохранения импульса и неплохо могу его применять для решения задач.   2. Я понял материал, но могу решать задачи с помощью.   3. Я понял материал частично и с трудом могу решать задачи.   4. Я не могу решать такие задачи.

1. Я полностью понял материал на закон сохранения импульса и неплохо могу его применять для решения задач. 2. Я понял материал, но могу решать задачи с помощью. 3. Я понял материал частично и с трудом могу решать задачи. 4. Я не могу решать такие задачи.

Домашнее задание Самостоятельная работа по карточкам  на 3 варианта по 3 задания.

Домашнее задание

Самостоятельная работа по

карточкам

на 3 варианта по 3 задания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!