МБОУ Школа № 170
Методическая разработка урока-повторения
по физике
10 класс
Тема:
Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса
Учитель физики: Кошелева Т.А.
2019 год
Тема урока: «Практикум по решению задач на применение закона сохранения импульса»
Цель урока:
Повторение, обобщение и закрепление знания учащихся;
совершенствование навыков решения задач разных типов по данной теме;
совершенствование навыков самостоятельной работы и работы в группе.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, СД, раздаточный материал, задачник Г.Н. Степанова.
План проведения
1. Организационный момент.
- Проверка класса на готовность к уроку.
- Объяснение деятельности учащихся на уроке, правила и критерии заполнения листов самооценки.
2. Поверка домашнего задания
-проверка знаний учащихся по теме изопроцессы с. 89 рис. 103 в форме самостоятельной индивидуальной работы на 2 варианта. По задачнику Г.Н. Степанова.
1 вариант 1ряд: 1 ( 1-2) 2 (2-3) 3( 1-2) 1 (3-1) 2 ( 2-3)
2 вариант 2 ряд: 1 (3-1) 2 (1-2) 3 (2-3) 1 (2-3) 2 (2-3)
ОТВЕТЫ: 1 вариант: изохорный; изобарный; изохорный; изотерма; изобарный.
2 вариант: изохорный; изохорный; изобарный; изобарный; изотерма.
- самооценка. За каждое правильно выполненное задание поставить один балл в листы самооценки.
- коррекция знаний.
2.Повторение, обобщение и закрепление знаний, умений и навыков по данной теме.
Постановка темы и целей урока Слайд 1
Ребята, посмотрите внимательно на это физическое явление и скажите: как будет называться тема нашего занятия?
Поставим цели с помощью слов …
Обобщить (знания)….
Повторить…(алгоритмы )
1) проведение физического диктанта. Упражнение на умение анализировать и на развитие памяти. (работа в парах) Слайды 2-7
вписать недостающее слово или выбрать вариант ответа (записать в тетрадь);
провести проверку физического диктанта. За каждое правильно выполненное задание поставить один балл;
провести коррекцию знаний.
2) Упражнение на развитие мнемических способностей, умения анализировать. «Лови ошибку». За каждое правильно выполненное задание поставить один балл за первую задачу, и по 3 балла за последующие задачи (работа в группах).
Раздать карточки с заданиями, найти и исправить ошибки в карточках.
Проверка, анализ и обоснование решений, коррекция знаний. Слайды 7-12
3. Итоги. Слайд 13
Подсчет баллов, выставление оценок.
4. Рефлексия (подчеркните свой уровень усвоения материала) Слайд 17
плакат на доске
1. Я полностью понял материал на закон сохранения импульса и неплохо могу его применять для решения задач.
2. Я понял материал, но могу решать задачи с помощью.
3. Я понял материал частично и с трудом могу решать задачи.
4. Я не могу решать такие задачи.
5. Домашнее задание. Слайд 18
Самостоятельная работа по карточкам на 3 варианта по 3 задания
Домашняя самостоятельная работа
Вариант 1.
1. Мальчик массой 50 кг бежит и прыгает на движущиеся навстречу сани массой 10 кг. Перед прыжком скорость мальчика равна 1,5 м/с, скорость саней 1 м/с. Чему равна начальная скорость их совместного движения?
1) 0,5 м/с;2) 1,1 м/с; 3) 1,3 м/с; 4) 1,4 м/с.
2. Пластилиновый шарик массой 50 г налетает на покоящийся пластилиновый шарик массой 150 г. После удара шарики движутся вместе со скоростью 1 м/с. Определить скорость движения налетающего шарика.
1) 1 м/с; 2) 2 м/с; 3) 3 м/с; 4) 4 м/с.
3. На покоящееся тело массой 4 кг начала действовать постоянная сила. Каким должен быть импульс этой силы, чтобы скорость тела возросла до 5 м/с?
1) 0,4 2) 2,5 3) 10 4) 20
Вариант 2
1. Мальчик массой 60 кг догоняет движущиеся в том же направлении сани массой 10 кг и запрыгивает на них. Перед прыжком скорость мальчика равна 2,6 м/с, скорость саней 2 м/с. Чему равна начальная скорость их совместного движения?
1) 0,6 м/с; 2) 2,3 м/с; 3) 2,5 м/с; 4) 4,6 м/с.
3. Вагон массой m, движущийся со скоростью V, сталкивается с неподвижным вагоном массой 2m. Каким суммарным импульсом обладают два вагона после столкновения? Взаимодействие вагонов с другими телами пренебрежимо мало.
1) 0; 2) mv/3; 3) mv/2; 4) mv.
3. На тело действует постоянная сила, равная 0,75 Н. Через какое время изменение импульса тела составит 6 кг м/с?
1) 6с; 2) 2с; 3) 8с; 4) 12с .
Вариант3 1. Атом водорода массой m, движущийся со скоростью V относительно Земли, сталкивается с таким же атомом, движущимся со скоростью V в противоположном направлении в той же системе отсчета. Каким суммарным импульсом обладают два атома в той же системе отсчета после столкновения? Взаимодействие атомов с другими телами пренебрежимо мало.
1) 0; 2) 2mV; 3) mV/2; 4) mV.
2. Игрок в керлинг скользит с битой по льду со скоростью 4 м/с. В некоторый момент он аккуратно толкает биту в направлении движения. Скорость биты при этом возрастает до 6 м/с. Масса биты 20 кг, а игрока 80 кг. Какова скорость игрока после толчка? Трение коньков о лед не учитывайте.
1) 3,5м/с; 2) 4м/с; 3) 4,5м/с; 4) 6,5м/с.
3. Тело движется по прямой. Под действием постоянной силы 5 Н импульс тела уменьшился от 25 кг м/с до 15 кг м/с. Для этого потребовалось
1) 1 с; 2) 2 с; 3) 3 с; 4) 4 с.