Просмотр содержимого документа
«Импровизация в музыке»
Импровизация в музыке
Окружающий нас мир огромен и разнообразен. Способность ребенка удивляться всему в этом мире, его эмоциональность дают нам, педагогам, возможность развивать в детях творческое вдохновение при создании художественных образов.
Все дети имеют способности к творчеству. Они с удовольствием рисуют, фантазируют…Рисование для них не просто забава, а радостный, вдохновенный труд. И чтобы не иссякло в человеке знакомое каждому ребенку ощущение счастья творчества, необходимо с детства развивать эту способность фантазировать , импровизировать, открывать и познавать окружающий мир. Эти качества пригодятся в любой деятельности
Что такое импровизация? Что она подразумевает? – Это состояние абсолютной свободы творчества, развитие фантазии, необычайное воображение, энергетический взрыв эмоций
Где может быть применена импровизация? – В музыке, танцах, изобразительной деятельности, театре
Своими корнями импровизация восходит к народному творчеству. С древнейших времен у различных народов существовали особые категории певцов – импровизаторов: русские сказители Баяны, украинские кобзари…
В профессиональном искусстве наибольшее развитие получили поэтические и музыкальные импровизации. Поэтические импровизации обычно составляют на заданную тему. Блестящий поэт – импровизатор – А. Мицкевич, среди русских поэтов -
П. Вяземский, В. Брюсов.
Музыкальная импровизация в профессиональном художественном творчестве сформировалась под влиянием народного импровизирования и впитала его черты. Ранние ее формы связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Названия некоторых музыкальных жанров указывают на их частичную связь с импровизацией, например: «Фантазия», «Экспромт», «Прелюдия», «Импровизация». В современной музыкальной практике импровизация не имеет существенного значения (за исключением джазовой музыки).
На уроках музыки можно прослушать музыку на определенную тему и дать возможность детям изобразить ассоциативную импровизацию: «Времена года», «Морской пейзаж» и др. Тем самым, учащиеся имеют возможность изобразить предметы не так, как правильно, а «как душа требует».
Очень важно показать детям богатство средств выражения (мелодия, ритм, темп, динамика…) своих эмоций, дать им возможность своими руками создать маленький шедевр.
Только человек с высокой внутренней культурой, с развитым эстетическим вкусом способен активно преобразовывать окружающий мир.
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться» (Демокрит)