СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иммануил Кант: проблема познания мира

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе рассматривается центральная проблема философии И.Канта - проблема познания, проблемы этики (категория долга, категорический императив). Доклад дополнен развернутым планом.

Просмотр содержимого документа
«Иммануил Кант: проблема познания мира»

Иммануил Кант: проблема познания мира

Иммануил Кант (1724—1804) считается одним из величайших умов человечества и основоположником нeмецкой классической философии.

Г. Гейне писал о Канте: “Изобразить историю жизни Иммануила Канта трудно. Ибо не было у него ни жизни, ни истории. Он жил механически размеренной, почти абстрактной жизнью холостяка в тихой отдаленной улочке Кенигсберга, старинного города на северо-восточной границе Германии. Не думаю, чтобы большие часы на тамошнем соборе бесстрастнее и равномернее исполняли свое внешнее ежедневное дело, чем их земляк Иммануил Кант. Вставание, утренний чай, писание, чтение лекций, обед, гуляние — все совершалось в определенный час, и соседи знали совершеноо точно, что на часах — половина четвертого, когда Иммануил Кант в своем сером сюртуке, с камышовой тросточкой в руке выходил из дому и направлялся к маленькой липовой аллее, которая в память о нем до сих пор называется Аллеей Философа. Восемь раз проходил он ее ежедневно взад и вперед во всякое время года, и, когда было пасмурно или сырые тучи предвещали дождь, появлялся его слуга, старый Лампе, с тревожной заботливостью следуя за ним, с длинным зонтиком подмышкой, как символ провидения”.

Выпускник, а потом и профессор Кёнигсбергского университета, Кант практически не выезжал из Кёнигсберга. Интересно, что большую часть своей жизни Кант был формально русским подданным, так как принес присягу на верность императрице Елизавете Петровне во время Семилетней войны, когда в 1758 г. Кёнигсберг был занят русскими войсками и находился в составе Российской империи до 1761 г. Кант "всеподданнейше просил" императрицу назначить его профессором университета, называя себя "наивернейшим рабом её императорского величества". Однако следует отметить, что существуют доводы все же не считать Канта нашим соотечественником, так как такая присяга не означала принятия подданства, а лишь обещание не злоумышлять против новой власти. Не означала такая присяга и отказ от прежнего подданства. К тому же императрица Екатерина Великая позднее провозгласила Канта почетным иностранным членом Российской Академии наук.

Кант был не только великим философом, но и глубоким, проницательным ученым. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас.

Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом естественнонаучные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские вопросы.

Но Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Кант считал, что вместо привычных методов познания нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы.


В работе "Критика чистого разума" Кант отстаивает идеи агностицизма, то есть невозможности познания окружающей действительности. Но Кант, в отличие от других философов, предположил, что причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной деятельности - человеческий разум. Он не всесилен. Наш ум может познавать предметы потому, что все познаваемое в них создается тем же умом по присущим ему правилам или законам; другими словами, познание возможно потому, что мы познаем не вещи сами по себе, а их явление в нашем сознании, обусловленное не чем-нибудь внешним, а формами и категориями нашей собственной умственной деятельности.

Мир познается умом, лишь поскольку он создается им же; строго говоря, ум познает только свои собственные акты.

Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности. Он выделяет 3 понятия, характеризующие знание:

  1. Апостериорное знание - то, которое человек получает в результате опыта. Такое знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из апостериорного знания, необходимо проверять на практике, и не всегда это утверждение истинное.

  2. Априорное знание - доопытное, то есть такое, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства (например, "все тела протяженны", "все тела имеют массу", "жизнь протекает во времени").

  3. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах.

В результате воздействия “вещей в себе” на органы чувств возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть связь, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает законы природе. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей — “вещи в себе”: абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

Загадочным или немыслимым факт познания кажется лишь при том ложном предположении, что познающий субъект должен переходить в какую-то внешнюю сферу реальности или что вещи должны каким-то образом проникать в сферу субъекта; но на самом деле познаваемая реальность есть лишь продукт самодеятельности нашего ума в его собственной сфере, а потому нет никакой надобности в невозможном переходе от субъекта к внешним вещам и от них к субъекту: поскольку предполагаемые вещи вне нас, мы о них ровно ничего не знаем и знать не можем, а все то, что мы познаем, находится при нас самих, есть явление нашего сознания, произведение нашего ума. Одним словом, акт субъекта может быть действительным познанием, поскольку и познаваемое есть акт того же субъекта. Этот свой взгляд Кант называет трансцендентальным или критическим идеализмом, отличая его от догматического, типическим представителем которого был Беркли. Различие состоит в том, что критический идеализм признает предметы нашего мира произведениями субъекта не со стороны их возможного существования в себе самих, а только со стороны их действительной познаваемости, тогда как догматический (или субъективный) идеализм утверждает, что вещи внешнего мира и не существуют иначе как в нашем знании.

Давайте выстроим отношения между философскими направлениями:

  1. Объективный идеализм утверждает существование независимой от воли и сознания субъекта реальности.

  2. Субъективный идеализм отрицает существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Мир есть совокупность ощущений, переживаний и действий субъекта.

  3. Критический идеализм Канта имеет сходство и с объективным, и с субъективным идеализмом, одновременно опровергая их. Кантовская "вещь в себе" и априорное знание, безусловно, относятся к объективному, а феномены (явления) и апостериорное знание принадлежат субъективному.


   Космологическая идея, то есть идея мира как завершенного целого, когда эта завершенность принимается за данный факт или предмет познания, запутывает разум во внутренние противоречия, выражающиеся в следующих четырех антиномиях: 

1. Антиномия "Ограниченность пространства": мир имеет начало (границу) во времени и в пространстве; противоположение: мир во времени и пространстве бесконечен. 

2. Антиномия "Простое и сложное": все в мире состоит из простого (неделимого); противоположение: нет ничего простого, а все сложно. 

3. Антиномия "Свобода и причинность": в мире существуют свободные причины; противоположение: нет никакой свободы, а все есть природа (т. е. необходимость).

4. Антиномия "Наличие Бога": в ряду мировых причин есть некое необходимое существо; противоположение: в этом ряду нет ничего необходимого, а все случайно. Во всех четырех случаях положение и противоположение могут быть доказаны одинаково ясными и неопровержимыми доказательствами. Первые две антиномии Кант называет математическими, так как они занимаются составлением и делением однородного. Тезы и антитезы здесь не могут быть одинаково истинными, так как дело идет об одном и том же однородном предмете (мир как данный в пространстве), о котором нельзя утверждать два прямо противоречащих друг другу суждения; следовательно, эти тезы и антитезы одинаково ложны. 

В этом первом, математическом классе антиномий (1-я и 2-я) ложность предположения состояла в том, что противоречащее себе (именно явление как вещь сама по себе) представлялось соединимым в одном понятии. Что же касается второго, динамического класса антиномий (3-я и 4-я), то тут ложность предположения состоит, наоборот, в том, что на самом деле соединимое представляется противоречащим, следовательно, тогда как в первом случае оба противоположные утверждения ложны, здесь, напротив, утверждения, противопоставленные друг другу только по недоразумению, могут быть оба истинны. Дело в том, что математическая связь необходимо предполагает однородность соединяемого (в понятии величины), динамическая же нисколько этого не требует. Когда речь идет о величине протяженного, то все части должны быть однородны между собою и с целым; напротив, в связи причины и действия хотя и может встречаться однородность, но в этом нет необходимости, ибо этого не требует понятие причинности, где посредством одного полагается нечто другое, совершенно от него отличное.

   Что касается до 4-й антиномии, то следует только различать причину в явлении от причины явлений, насколько она может быть мыслима как вещь сама по себе, и тогда оба положения (т. е. и утверждение и отрицание безусловной причины мира) могут быть равно допущены; ибо противоречие их основывается исключительно на недоразумении, по которому то, что имеет значение только в порядке явлений, распространяется на вещи сами по себе и вообще эти два понятия смешиваются в одном.

Таким образом, по Канту, разумом можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий, и разум заходит в тупик, что является доказательством наличия границ познавательных возможностей разума.

Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания - не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятии и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек использует в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения. Но будучи великим конструктором, воображение не всемогуще. Логический каркас категорий, по Канту, априорен. Трансцендентальная философия - это , по Канту, не теория врожденных идей, поскольку в таком случае они были бы лишены познавательной силы. Человек приступающий к познанию, уже обладает сложившимися до него познавательными формами. Кант различает априорное (доопытное, существующее изначально) и апостериорное (на основе опыта) происхождении понятий и категорий. Оба эти источника позволяют воображению и мышлению осуществлять постижение сущего.

В философии Канта трансцендентальный (перешегивающий, выходящий за пределы) - это априорные познавательные формы, организующие эмпирическое познание. Нужно отличать трансцендентальное от трансцендентного, означающего предмет, запредельный по отношению к миру явлений и недоступный теоретическому познанию. Трансцендентное - это как бы "ночная сторона", темная для нас бездна бытия. Интересно, что сам Кант иногда использовал эти термины один вместо другого - в смысле запредельного вообще.

Канта критикуют за то, что он отказывается признать адекватность нашего знания вещам. Согласно Канту, мы познаем только явления - мир вещей самих по себе нам не доступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.

Однако представляется, что между "вещами в себе" и их феноменами нет такой уж огромной пропасти. Так или иначе сущность “вещи в себе” является в феномене. Наши знания относительны. Кант, вероятно, имел в виду, что в жизни человека есть такие тайны, где наука бессильна. И с этим нельзя не согласиться. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано. С другой стороны, человек есть “вещь в себе”, а значит, бессильны всякие внешние импульсы и обстоятельства, даже диктующий свою волю нравственный долг. Отсюда Кант делает вывод: свобода есть и ее нет. Это кажется верным. Такое противоречие Кант именует антиномией свободы. Вообще, главный труд Канта "Критика чистого разума" и возник из потребности решить эту проблему.

Таким образом, я соглашаюсь с мнением, что Кант есть не великий решатель, а великий вопрошатель. Главная его заслуга, как и всех крупнейших философов, не в том, что но дал ответы на поставленные вопросы, а в том, что он поставил необходимые вопросы перед человеком. И я задаюсь вопросами: ""Познаваем ли человек человеком, то есть доступно ли познание "вещи в себе" другой "вещи в себе" без посредства феноменов? В какой мере соответствуют явления сути вещей? Если человек свободен только в мире "вещей в себе", то применима ли эта свобода к миру феноменов? Что нужно именовать реальностью - явленный мир или мир "вещей в себе"?"

Кант разработал учение о категориях - предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести всё сущее. Нет таких вещей или явлений мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.

Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятий. Пространство и время идеальны, а не реальны, т.е. не особая, самостоятельная реальность. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, по Канту, суть “чисто логические” формы, характеризующие только “чистoe мышление”, а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори.

Кант выделяет 12 категорий и делит их на 4 класса. При этом система категорий имеет и свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов являются противоположными характеристиками свойства класса, а третьи представляют собой их синтез. Итак, 12 категорий Канта суть следующие:

  1. Количество - единство, множество, цельность.

  2. Качество - реальность, отрицание, ограничение.

  3. Отношение - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность), причина и следствие, взаимодействие.

  4. Модальность - возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.

Иными словами, всё в мире обладает количеством, качеством, отношением и модальностью. С помощью категорий рассудок осуществляет свою деятельность: располагает хаос первоначальных ощущений "по полочкам разума", благодаря чему становится возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

По Канту, чистый разум (человеческое сознание) также имеет свою структуру:

  1. Чувственность - первый уровень сознания. Ее формами являются пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

  2. Рассудок - второй уровень сознания. Формами рассудка являются категории, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений.

  3. Разум - третий - высший уровень сознания. Формы разума - высшие идеи (идея Бога, идея души, идея сущности мира). По Канту, философия - это наука о высших идеях.


В работе "Критика практического разума" Кант излагает теорию этики, поднимает вопросы нравственности. Нравственность Кант называет практическим разумом. Это разум перерастающий в волю.

Кант делит поступки людей на моральные и легальные. Моральный поступок - это поступок, совершенный вопреки естественной склонности, то есть направленный против самого себя (например, вы отдаете последние деньги нищему; военный предлагает террористам себя в заложники вместо женщин и детей). Легальным называется поступок, совершая который вы ожидаете некую награду, выгоду - что-либо взамен. Совершать моральные поступки - это и есть жить по-человечески.

Из рассуждений о моральных и легальных поступках Кант выводит категорию долга. По Канту, только выполняя долг, человек становится свободным. Человек исполняет долг, идя против себя самого, против природы. Он становится выше природы, потому что выше ее законов - законы свободы, свободная воля человека. Думается, что главным отличием человека от животного следует считать способность сознательно подавлять в себе инстинкт самосохранения, исходя из чувства долга и ответственности.

Кант формулирует моральный закон, который имеет высший и безусловный характер. Он называет его категорическим императивом. Императив - это правило, которое содержит "объективное принуждение к поступку". Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям.

Существуют гипотетические императивы (относительные или условные). Они говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

Принципы морали восходят к одному верховному принципу  категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, требование честности). Категорический императив гласит:

"Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству".

Существование человека "имеет в себе самом высшую цель…"; "… только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством", - писал Кант. Долг, по Канту, есть необходимость действия из уважения к нравственному закону.

"Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас". Нравственный закон делает человека свободным. Выполняя его, человек становится выше законов Вселенной.

Кант считал, что несмотря ни на что человек должен стремиться к максимуму человечности, жить так, как если бы он был свободен, даже если на самом деле ограничен в своих действиях и желаниях. Кант полагал, что совершенно не важно верит человек в Бога или не верит. Люди должны жить так, как если бы Бог существовал. Как говорит один из героев Достоевского, "если Бога нет, то какой я после этого штабс-капитан?"

Таким образом, нравственное у Канта неотделимо от религиозного, божественного. Согласно Канту, отрицание существования Бога - полнейший абсурд. "Космологическое доказательство (Бог как первопричина) столь же старо, как и человеческий разум. Оно так естественно, так убедительно и до такой степени способно расширять круг размышлений вместе с развитием наших воззрений, что оно должно будет существовать до тех пор, пока в мире останется хоть одно разумное существо, склонное принять участие в этом благородном рассмотрении, дабы познать Бога из его творений".







































И.Кант (1724-1804): проблема познания мира

(доклад)

План:

I. Жизнеописание (кратко).

1. Образ жизни (цитата из Г.Гейне).

2. Проблема российского подданства.

3. Вклад И. Канта в науку.


II. "Критика чистого разума" - гносеология И. Канта (исследование возможностей человеческого разума).

1. Вопросы познаваемости мира как отправная точка всей философии.

2. Агностицизм Канта (разум как проблема).

3. Классификация знания:

а) Апостериорное знание.

б) Априорное знание.

в) "Вещь в себе" (ноумены и феномены).

4. Нравственный смысл ограниченности человеческого познания.

5. Трансцендентальный, или критический идеализм И.Канта.

а) Суть понятия.

б) Отличительные черты (в сравнении с объективным идеализмом и субъективным идеализмом).

6. Антиномии как доказательство наличия границ познавательных возможностей человека.

а) Антиномии - противоречия разума.

б) Математический класс антиномий:

1) антиномия "Ограниченность пространства";

2) антиномия "Простое и сложное";

в) Динамический класс антиномий:

3) антиномия "Свобода и причинность";

4) антиномия "Наличие Бога".

7. Коперниканский переворот в философии.

а) Воображение и мышление.

б) Понятия "транцендентный" и "трансцендентальный".

8. Связь между "вещами в себе" и их феноменами: существует ли она?

а) Антиномия свободы.

б) Вопросы к Канту и после Канта.

9. Учение о категориях.

а) Общая характеристика категорий.

б) Категории Канта (внутренняя структура):

1) Количество:

- единство;

- множество;

- целостность;

2) Качество:

- реальность;

- отрицание;

- ограничение;

3) Отношение:

- присущность и самостоятельность;

- причина и следствие;

- взаимодействие;

4) Модальность:

- возможность и невозможность;

- существование и несуществование;

- необходимость и случайность.

10. Структура "чистого разума":

а) Чувственность (формы: пространство и время).

б) Рассудок (формы: категории).

в) Разум (формы: высшие идеи).


III. "Критика практического разума" - теория этики И. Канта.

1. Нравственность как практический разум.

2. Поступки моральные и легальные.

3. Долг и свобода (главное отличие человека от животного).

4. Моральный закон.

а) Гипотетические императивы.

б) Категорический императив Канта

(моральный, или нравственный закон) (цитата из И.Канта).

в) Цитата из И.Канта о звездном небе и нравственном законе.

5. Максимум человечности как цель, или предназначение человека:

жить так, как если бы Бог был.

6. Неотделимость нравственного от религиозного у Канта.

а) Космологическое доказательство.

б) Познание Бога через Его творения (цитата из И.Канта).


IV. Вывод о связи познания, идеи Бога, нравственности и религии.

































10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!