Конспект урока но русскому языку № 1
Тема: Имя существительное как часть речи
Цель: Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных, определять синтаксическую роль существительных в предложении. Научить работать с цифровыми образовательными ресурсами.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные-, знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных; уметь находить существительные в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование: «Русский язык. Практика. 5 класс» под ред. Купаловой; «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» под ред. Бабайцевой; Презентация MS PowerPoint, Пакет ЦОР в программе «1С. Образование», Сайт «Коллекция цифровых образовательных ресурсов».
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Постановка проблемы и задач урока.
Сегодняшнее занятие начнём с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». Загадка выводится на слайд.
– О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?
– Правильно, речь идёт об имени существительном.
– Посмотрим на следующий слайд.
Имя существительное - хлеб языка. (Л.В. Успенский)
– Как вы понимаете это высказывание? Докажите, что оно верное!
– Запишем тему урока: Имя существительное как часть речи (тема урока выводится на слайд).
– Ребята, с данной частью речи вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
– Наш урок пройдет сегодня в необычной форме. Я хочу предложить вам выполнять задания в интересной программе. А в какой, узнаем дальше.
3. Работа по теме урока.
Лингвисты называют имя существительное самой существенной частью речи. Действительно, в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.
– Предлагаю посмотреть видеовопрос (включаем запись на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
– Перед вами мальчик Максим. Он задаст вопрос, что же такое имя существительное? Можно ли отнести такие слова, как «решение», «желтизна» к данной части речи?
– Чтобы правильно ответить на этот вопрос, предлагаю провести небольшое исследование. Давайте проанализируем определения имени существительного.
– На мультимедийную доску проектируется определение имени существительного в различных источниках (для этого используется программа «1С. Образование»).
Источники: «Русский язык. Теория. 5-9 классы» под ред. Бабайцсвой (Коллекция ЦОР по русскому языку к учебнику В.В. Бабайцсвой); «Толковый словарь» С.И. Ожегова; 2-3 интернет-источника.
– Опираясь на определения, напишите ответ для Максима, являются ли эти слова существительными.
Задание 1. Среди слов найдите имена существительные. (Задание выполнено в режиме Интерактивной доски)
Рыба, окно, красный, дождь, сахар, читать, бег, играть, светло, храбрость, холодно, желтизна, детвора, молоко. (Слова написаны разным цветом - подсказка для нового понятия).
Итак, все выбранные вами слова - имена существительные. Почему? Можно ли данные существительные объединить в какие-либо группы? Цвет - подсказка.
– А теперь отправимся с вами в магазин, но это необычный магазин. А онлайн (Запуск при помощи программы «1С. Образование»).
Перед учащимися анимационный магазин с различными продуктами.
Задание 2. Давайте посмотрим, какие продукты находятся в этом магазине. Что в них особенного?
1. Молоко, сахар, чай (употребляются только в ед. ч.).
2. Консервы, макароны (употребляются только во мн. ч.).
– Пополните каждый из списков.
Задание 3. У доски 3 человека, остальные работают в тетради. Учитель диктует существительные в единственном числе. Необходимо поставить их во множественное. Обозначить окончания.
Звено; книга; жеребенок; профессор; край; крыло; окно; поле; лисенок; медвежонок; мастер.
Задание 4. Подберите к словам противоположные по смыслу существительные, определите род. С любым из существительных составьте предложение.
Друг-
ночь-
радость-
холод-
утро-
– Как называются противоположные по значению слова?
– Что мы знаем о роде существительных?
Задание 5. (Устно) Посмотрите на доску. Вам будет высвечиваться нарицательные существительные. К ним подберите имена собственные. (Работа с презентацией)
Город; река; деревня; озеро; журнал; собака; поэт; сказочник; книга; имя; фамилия; газета; мультфильм; фильм; песня.
– Какие существительные относятся к нарицательным, собственным? Как они пишутся?
4. Физкультминутка.
На экран выводится видео. Мультяшный герой выполняет зарядку вместе с детьми. На разминку отводится минута.
Работа по учебнику.
Выполняем задание из учебника «Русский язык. Практика. 5 класс» под ред. Купаловой.
Упражнение 67.
Чтобы выполнить данное задание, что необходимо знать? (Падеж и склонение). Вспомним, что же это такое. Посмотрим на экран, перед вами анимированная таблица (с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – ЦОР: «Морфология и орфография в таблицах»). Попробуйте рассказать сначала о склонении, затем про падеж. Используйте таблицу.
Итоги урока.
Ребята, что нового мы узнали? Так что же такое имя существительное? Какова его роль в нашей жизни?
Рефлексия.
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.
Домашнее задание.
Теория: § 4 (читать, выучить правила);
Практика: упр.66
Конспект урока по русскому языку № 2.
Тема: Предложение. Грамматическая основа предложения.
Цель: Систематизировать ранее изученного о предложении, углубить знания о грамматической основе предложения. Формировать умение работать с цифровыми образовательными ресурсам.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: знать, что такое предложение; уметь определять грамматическую основу предложения, выделять словосочетания из предложения.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: «Русский язык. Практика. 5 класс» под ред. Купаловой; «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» под ред. Бабайцевой; Презентация MS PowerPoint, Пакет ЦОР в программе «1С. Образование», Сайт «Коллекция цифровых образовательных ресурсов».
Ход урока.
1.Орг. момент
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
– Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни» Петра Ильича Чайковского. Прослушайте фрагмент и ответьте на вопрос: какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?
– Ребята, а как вы думаете, почему музыка навеяла чувства грусти, печали?
– Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку: полюбуемся красотой родной природы, ее богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе, продолжим работу над понятием предложение и его грамматической основой.
3. Актуализация знаний.
Ребята, посмотрите на доску. Сегодня у нас в гостях домовенок Кузя. Отгадаем загадки (используется презентация PowerPoint с анимацией).
Загадки:
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль.)
Он знаток в краю родном и зовется... (Агроном).
Не живая, а идет, неподвижна - а ведет. (Дорога.)
Под Новый Год пришел он в дом.
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он все
И, наконец, совсем исчез. (Календарь.)
В желтом морс корабль плывет.
Он идет, волну сечет.
Из трубы зерно течет. (Комбайн.)
Состояние природы в определенном месте в определенное время: температура воздуха, осадки, облачность, ветер. (Погода.)
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Пшеница.)
– Выберите любое из слов и составьте с ним предложение. Что нужно сделать для того, чтобы составить предложение? (Связать слова по смыслу.)
– Прочитаем несколько предложений.
– Ребята, какие предложения получились у вас по цели высказывания? (Повествовательные.)
– А какие они по интонации? (Невосклицательные.)
– А вот какое предложение придумал наш домовой Кузька:
Падают с ветки золотые монетки.
– Кузьма сочинил для вас осеннюю загадку. Попробуйте ее разгадать. (Осенние листья.)
– Правильно, ребята. Это листья.
– Домовенок предлагает вам сделать разбор этого предложения.
Схема разбора предложения представлена на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - ЦОР «Русский язык. Практика», 5 класс, под ред. Купаловой А.Ю. набор электронных образовательных ресурсов для учебника «Русский язык. Практика», 5 класс, А.Ю. Купалова).
– Ребята, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке русского языка? Тема нашего урока сегодня - «Предложение. Грамматическая основа предложения».
Назовите, какие члены предложения мы знаем. Как называются предложения, состоящие из одной грамматической основы?
А как называются те, в которых, кроме подлежащего и сказуемого, есть еще и второстепенные члены предложения?
Давайте поиграем немного с нашим гостем Кузей.
Задание 1. Домовенок будет читать предложения, а вы должны записывать только их основу - подлежащее и сказуемое.
Осень заглянула в сады.
Поспевают осенние яблоки.
Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов.
В ясный день садоводы собирают урожай.
В саду слышатся звонкие голоса школьников.
На подстилке из соломы ворохом лежат краснобокие яблоки.
Скоро город получит много свежих фруктов.
Используется ЦОР, разработанный в программе «1С. Образование».
– Давайте проверим, все ли были внимательны в игре? (Учащиеся читают по очереди, на экране появляются основы предложений.)
Итак, мы вспомнили, что в каждом предложении обязательно есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое.
3.Физкультминутка.
Физкультминутка проводится с гостем урока - домовснком Кузей. Видео открыто в приложении Windows Media (Создано в Movie Maker). На разминку отводится 1 минута.
4.Работа с мультимедийной доской Smart.
– Вспомните, что такое подлежащее?
– Что самое главное надо знать о подлежащем?
Способы выражения подлежащего (На доску выводится таблица. можно дорисовывать и дописывать примеры).
1. | Сонный туман на |
Существитсльн | лугах серебрится. |
ое | |
в Им. п. | Ничто так не |
2. | передает чистоты |
Местоимение | человеческих помыслов. |
в Им. п. | как улыбка. |
3. | Жить - Родине |
Инфинитив. | служить. |
4. | Две капли брызнули |
Цельное | в стекло. |
словосочетание. | |
5. | Смелый к победе |
Прилагательное | стремится. |
в Им. п. | Светлое завтра в |
6. | наших руках, друзья! |
Наречие. | Пять - моя любимая цифра |
Числительное. Междометие. Фразеологический оборот | Тихое ах выдало их присутствие. У этого мастера были золотые руки. |
Какие способы выражения сказуемого вы знаете? Расскажите о них, пользуясь материалом презентации.
Задание 2. Заполнить кластер. Выведен на доску. Работа устно. Один ученик вписывает ответы у доски.
6. Творческая работа.
Задание 3. Составьте свой рассказ об осени по данному началу.
«Дни становятся короче, и все реже проглядывает солнце. Деревья все в разноцветных одеждах. Золотые, багряные, бордовые листья медленно опадают и шуршат под ногами, словно мягкий ковер.
Перелетные птицы готовятся в дальнюю дорогу».
Итоги урока.
Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовем ключевые слова нашего сегодняшнего урока.
Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.
Предложения по цели высказывания бывают: повествовательные, побудительные, вопросительные.
Предложения по интонации бывают: восклицательные и невосклицательные.
В каждом предложении обязательно есть грамматическая основа - подлежащее и сказуемое.
Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
Домашнее задание.
Теория: §14. 15. 16
Практика: пройти тест за компьютерами в программе «Школьный наставник».
Конспект урока по русскому языку №3
Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Цель: Актуализировать и восстановить знания о способах пунктуационного оформления предложений с прямой речью, повторить пунктограммы по теме: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Формировать умение работать с цифровыми образовательными ресурсами.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: уметь определять границы прямой речи и слов автора.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: «Русский язык. Практика. 5 класс» под рсд. Купаловой; «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» под рсд. Бабайцевой; Презентация MS PowerPoint, Пакет ЦОР в программе «1С. Образование», Сайт «Коллекция цифровых образовательных ресурсов».
Ход урока.
Орг. Момент
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Ребята, посмотрите на экран, перед вами высвечиваются задания, если вы правильно отвечаете на вопрос, то в разных местах на несколько секунд появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не высвечивается. В момент высвечивания каждой буквы - зафиксируйте ее в тетради.
Найти «лишнее» слово
ночь, ночной, ночлег, ночевка П
Найти все существительные
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь. Р
Найти слово без приставки.
пожелтеть, поилка, поливалка, поломка Я
Сколько звуков и букв в слове?
съедобен М
Раскрыть скобки:
(в)долг А
(с)вернула
Вставить безударную гласную:
рано пос_дел
пос_дел за партой Я
Вставить, если нужно мягкий знак:
Ночной
Купатся Р
Подобрать антонимы:
скупой - (щедрый)
глубокий - (мелкий) Е
Расставить знаки препинания.
Лисичка-сестричка бегает по полям ищет мышиные норы. Ч
Найти главные члены предложения.
В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. Ь
Молодцы! Теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Итак, тема сегодняшнего урока - «Прямая речь»
Кто знаком с этим понятием?
Актуализация знаний.
Работа в «1С. Образование». Сначала включается обучающее видео «Что такое прямая речь?». На экране появляется мультяшный герой. Он рассказывает учащимся о том, что такое прямая речь. Затем учитель вместе с учениками рассматривает схему «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» (использование сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - ЦОР: «Синтаксис и пунктуация»). После знакомства с материалом идет беседа по вопросам.
Беседа по вопросам:
Что такое прямая речь?
Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
Где может стоять в предложении прямая речь?
Какие специальные знаки существуют для записи прямой речи?
Как пишется прямая речь?
От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?
Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит перед словами автора? После слов автора ?
Где должны располагаться вопросительный и восклицательный знаки внутри кавычек или за кавычками?
Что такое диалог?
Как оформляется диалог на письме?
4. Физкультминутка.
Буратино потянулся. Руки в сторону развел.
Раз – нагнулся. Ключик, видно, не нашел.
Два – нагнулся. Чтобы ключик нам достать.
Три – нагнулся. НУЖНО на носочки встать
5. Диалог из пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Слушание.
– Сколько будет шестью шесть, ваше величество?
– Одиннадцать.
– Совершенно верно, ваше величество. А сколько будет восемью восемь?
– Три.
– Правильно, ваше величество. А сколько будет...
– Сколько да сколько! Какой вы любопытный. Лучше сами расскажите мне что-нибудь интересное.
6. Работа с ЦОР (Тренажер Виртуальная школа «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 5 класс).
Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните прямую речь одной чертой, а слова автора — двумя.
Степа сч_тал себя мастером по разв_дению костров. Ребята вы неправильно др_ва л_жите говорил он. Так долго не разг_рится. А ты неправильно говоришь возразила Настя.
А как надо сказать уд_вился Степа.
Все это верно согласился строитель
А как вы думаете обратился председатель к залу
Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец
Задание 2. Дополните предложения прямой речью.
Мальчик весело крикнул: «_________________________».
«__________________________________________ – ,» – сказал учитель.
7. Творческая работа.
Задание 1. Составьте 3 – 4 предложения на тему «Зима и птицы». Используйте прямую речь.
Задание 2. Составьте и запишите предложения по схемам.
1. «П!» – а. 2.А: «П?»
Итоги урока.
Закончи фразу:
Рефлексия.
Выберите один из ответов:
Я работал(а) очень хорошо, был(а) активен(а) и знал(а) ответы почти на все вопросы.
Я работал(а) хорошо, но допускал(а) негрубые ошибки.
Я работал(а) удовлетворительно, мне не всё было понятно.
Я работал(а) плохо, так как не понял(а) тему, и мне было неинтересно.
- Ребята, кто сегодня поставил себе «5», «4», «3»?
Домашнее задание.
Теория: § 27, 28, с. 105 (пунктограмма «Знаки препинания при прямой речи», пособие «Русский язык. Практика»),
Практика: упр. 343
13