СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное как часть речи с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное как часть речи с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами)»


Конспект урока но русскому языку № 1

Тема: Имя существительное как часть речи

Цель: Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи, формировать умения обосновывать выбор падежных окончаний существительных, определять синтаксическую роль существительных в предложении. Научить работать с цифровыми образовательными ресурсами.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные-, знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль существительных; уметь находить существительные в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование: «Русский язык. Практика. 5 класс» под ред. Купаловой; «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» под ред. Бабайцевой; Презентация MS PowerPoint, Пакет ЦОР в программе «1С. Образование», Сайт «Коллекция цифровых образовательных ресурсов».

Ход урока.

1. Орг. момент

2. Постановка проблемы и задач урока.

Сегодняшнее занятие начнём с загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока: «Давно живу я в мире этом, даю названия предметам». Загадка выводится на слайд.

– О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?

– Правильно, речь идёт об имени существительном.

– Посмотрим на следующий слайд.

Имя существительное - хлеб языка. (Л.В. Успенский)

Как вы понимаете это высказывание? Докажите, что оно верное!

– Запишем тему урока: Имя существительное как часть речи (тема урока выводится на слайд).

– Ребята, с данной частью речи вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

– Наш урок пройдет сегодня в необычной форме. Я хочу предложить вам выполнять задания в интересной программе. А в какой, узнаем дальше.

3. Работа по теме урока.

Лингвисты называют имя существительное самой существенной частью речи. Действительно, в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

– Предлагаю посмотреть видеовопрос (включаем запись на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).

– Перед вами мальчик Максим. Он задаст вопрос, что же такое имя существительное? Можно ли отнести такие слова, как «решение», «желтизна» к данной части речи?

– Чтобы правильно ответить на этот вопрос, предлагаю провести небольшое исследование. Давайте проанализируем определения имени существительного.

– На мультимедийную доску проектируется определение имени существительного в различных источниках (для этого используется программа «1С. Образование»).

Источники: «Русский язык. Теория. 5-9 классы» под ред. Бабайцсвой (Коллекция ЦОР по русскому языку к учебнику В.В. Бабайцсвой); «Толковый словарь» С.И. Ожегова; 2-3 интернет-источника.

– Опираясь на определения, напишите ответ для Максима, являются ли эти слова существительными.

Задание 1. Среди слов найдите имена существительные. (Задание выполнено в режиме Интерактивной доски)

Рыба, окно, красный, дождь, сахар, читать, бег, играть, светло, храбрость, холодно, желтизна, детвора, молоко. (Слова написаны разным цветом - подсказка для нового понятия).

Итак, все выбранные вами слова - имена существительные. Почему? Можно ли данные существительные объединить в какие-либо группы? Цвет - подсказка.

– А теперь отправимся с вами в магазин, но это необычный магазин. А онлайн (Запуск при помощи программы «1С. Образование»).

Перед учащимися анимационный магазин с различными продуктами.

Задание 2. Давайте посмотрим, какие продукты находятся в этом магазине. Что в них особенного?

1. Молоко, сахар, чай (употребляются только в ед. ч.).

2. Консервы, макароны (употребляются только во мн. ч.).

– Пополните каждый из списков.

Задание 3. У доски 3 человека, остальные работают в тетради. Учитель диктует существительные в единственном числе. Необходимо поставить их во множественное. Обозначить окончания.

Звено; книга; жеребенок; профессор; край; крыло; окно; поле; лисенок; медвежонок; мастер.

Задание 4. Подберите к словам противоположные по смыслу существительные, определите род. С любым из существительных составьте предложение.

Друг-

ночь-

радость-

холод-

утро-

– Как называются противоположные по значению слова?

– Что мы знаем о роде существительных?

Задание 5. (Устно) Посмотрите на доску. Вам будет высвечиваться нарицательные существительные. К ним подберите имена собственные. (Работа с презентацией)

Город; река; деревня; озеро; журнал; собака; поэт; сказочник; книга; имя; фамилия; газета; мультфильм; фильм; песня.

– Какие существительные относятся к нарицательным, собственным? Как они пишутся?

4. Физкультминутка.

На экран выводится видео. Мультяшный герой выполняет зарядку вместе с детьми. На разминку отводится минута.

  1. Работа по учебнику.

Выполняем задание из учебника «Русский язык. Практика. 5 класс» под ред. Купаловой.

Упражнение 67.

Чтобы выполнить данное задание, что необходимо знать? (Падеж и склонение). Вспомним, что же это такое. Посмотрим на экран, перед вами анимированная таблица (с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» – ЦОР: «Морфология и орфография в таблицах»). Попробуйте рассказать сначала о склонении, затем про падеж. Используйте таблицу.

  1. Итоги урока.

Ребята, что нового мы узнали? Так что же такое имя существительное? Какова его роль в нашей жизни?

  1. Рефлексия.

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом.

Домашнее задание.

Теория: § 4 (читать, выучить правила);

Практика: упр.66

Конспект урока по русскому языку № 2.

Тема: Предложение. Грамматическая основа предложения.

Цель: Систематизировать ранее изученного о предложении, углубить знания о грамматической основе предложения. Формировать умение работать с цифровыми образовательными ресурсам.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: знать, что такое предложение; уметь определять грамматическую основу предложения, выделять словосочетания из предложения.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: «Русский язык. Практика. 5 класс» под ред. Купаловой; «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» под ред. Бабайцевой; Презентация MS PowerPoint, Пакет ЦОР в программе «1С. Образование», Сайт «Коллекция цифровых образовательных ресурсов».

Ход урока.

1.Орг. момент

2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

– Наш сегодняшний урок мне хочется начать с «Осенней песни» Петра Ильича Чайковского. Прослушайте фрагмент и ответьте на вопрос: какие мысли и чувства вызвала у вас музыка?

– Ребята, а как вы думаете, почему музыка навеяла чувства грусти, печали?

– Предлагаю вам совершить прогулку по осеннему парку: полюбуемся красотой родной природы, ее богатством и щедростью, а также повторим те сведения о русском языке, с которыми вы познакомились в начальной школе, продолжим работу над понятием предложение и его грамматической основой.

3. Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите на доску. Сегодня у нас в гостях домовенок Кузя. Отгадаем загадки (используется презентация PowerPoint с анимацией).

Загадки:

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль.)

Он знаток в краю родном и зовется... (Агроном).

Не живая, а идет, неподвижна - а ведет. (Дорога.)

Под Новый Год пришел он в дом.

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он все

И, наконец, совсем исчез. (Календарь.)

В желтом морс корабль плывет.

Он идет, волну сечет.

Из трубы зерно течет. (Комбайн.)

Состояние природы в определенном месте в определенное время: температура воздуха, осадки, облачность, ветер. (Погода.)

  1. Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Пшеница.)

– Выберите любое из слов и составьте с ним предложение. Что нужно сделать для того, чтобы составить предложение? (Связать слова по смыслу.)

– Прочитаем несколько предложений.

– Ребята, какие предложения получились у вас по цели высказывания? (Повествовательные.)

– А какие они по интонации? (Невосклицательные.)

– А вот какое предложение придумал наш домовой Кузька:

Падают с ветки золотые монетки.

– Кузьма сочинил для вас осеннюю загадку. Попробуйте ее разгадать. (Осенние листья.)

– Правильно, ребята. Это листья.

– Домовенок предлагает вам сделать разбор этого предложения.

Схема разбора предложения представлена на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - ЦОР «Русский язык. Практика», 5 класс, под ред. Купаловой А.Ю. набор электронных образовательных ресурсов для учебника «Русский язык. Практика», 5 класс, А.Ю. Купалова).

– Ребята, вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке русского языка? Тема нашего урока сегодня - «Предложение. Грамматическая основа предложения».

Назовите, какие члены предложения мы знаем. Как называются предложения, состоящие из одной грамматической основы?

А как называются те, в которых, кроме подлежащего и сказуемого, есть еще и второстепенные члены предложения?

Давайте поиграем немного с нашим гостем Кузей.

Задание 1. Домовенок будет читать предложения, а вы должны записывать только их основу - подлежащее и сказуемое.

  • Осень заглянула в сады.

  • Поспевают осенние яблоки.

  • Ветки деревьев так и клонятся от спелых плодов.

  • В ясный день садоводы собирают урожай.

  • В саду слышатся звонкие голоса школьников.

  • На подстилке из соломы ворохом лежат краснобокие яблоки.

  • Скоро город получит много свежих фруктов.

Используется ЦОР, разработанный в программе «1С. Образование».

– Давайте проверим, все ли были внимательны в игре? (Учащиеся читают по очереди, на экране появляются основы предложений.)

Итак, мы вспомнили, что в каждом предложении обязательно есть грамматическая основа – подлежащее и сказуемое.

3.Физкультминутка.

Физкультминутка проводится с гостем урока - домовснком Кузей. Видео открыто в приложении Windows Media (Создано в Movie Maker). На разминку отводится 1 минута.

4.Работа с мультимедийной доской Smart.

– Вспомните, что такое подлежащее?

– Что самое главное надо знать о подлежащем?

Способы выражения подлежащего (На доску выводится таблица. можно дорисовывать и дописывать примеры).

1.

Сонный туман на

Существитсльн

лугах серебрится.

ое


в Им. п.

Ничто так не

2.

передает чистоты

Местоимение

человеческих помыслов.

в Им. п.

как улыбка.

3.

Жить - Родине

Инфинитив.

служить.

4.

Две капли брызнули

Цельное

в стекло.

словосочетание.


5.

Смелый к победе

Прилагательное

стремится.

в Им. п.

Светлое завтра в

6.

наших руках, друзья!

Наречие.

Пять - моя любимая цифра

  1. Числительное.

  2. Междометие.

  3. Фразеологический оборот



Тихое ах выдало их присутствие.

У этого мастера были золотые руки.


Какие способы выражения сказуемого вы знаете? Расскажите о них, пользуясь материалом презентации.

Задание 2. Заполнить кластер. Выведен на доску. Работа устно. Один ученик вписывает ответы у доски.

6. Творческая работа.

Задание 3. Составьте свой рассказ об осени по данному началу.

«Дни становятся короче, и все реже проглядывает солнце. Деревья все в разноцветных одеждах. Золотые, багряные, бордовые листья медленно опадают и шуршат под ногами, словно мягкий ковер.

Перелетные птицы готовятся в дальнюю дорогу».

Итоги урока.

Сегодня мы хорошо поработали. Давайте назовем ключевые слова нашего сегодняшнего урока.

  • Слова в предложении должны быть связаны между собой по смыслу.

  • Предложения по цели высказывания бывают: повествовательные, побудительные, вопросительные.

  • Предложения по интонации бывают: восклицательные и невосклицательные.

  • В каждом предложении обязательно есть грамматическая основа - подлежащее и сказуемое.

Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Домашнее задание.

Теория: §14. 15. 16

Практика: пройти тест за компьютерами в программе «Школьный наставник».

Конспект урока по русскому языку №3

Тема: Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Цель: Актуализировать и восстановить знания о способах пунктуационного оформления предложений с прямой речью, повторить пунктограммы по теме: «Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Формировать умение работать с цифровыми образовательными ресурсами.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: уметь определять границы прямой речи и слов автора.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: «Русский язык. Практика. 5 класс» под рсд. Купаловой; «Русский язык. Теория. 5 – 9 классы» под рсд. Бабайцевой; Презентация MS PowerPoint, Пакет ЦОР в программе «1С. Образование», Сайт «Коллекция цифровых образовательных ресурсов».

Ход урока.

  1. Орг. Момент

  2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Ребята, посмотрите на экран, перед вами высвечиваются задания, если вы правильно отвечаете на вопрос, то в разных местах на несколько секунд появляется буква. Если вы ошибаетесь, буква не высвечивается. В момент высвечивания каждой буквы - зафиксируйте ее в тетради.

  1. Найти «лишнее» слово

ночь, ночной, ночлег, ночевка П

  1. Найти все существительные

Вода перестала течь.

В лодке открылась течь. Р

  1. Найти слово без приставки.

пожелтеть, поилка, поливалка, поломка Я

  1. Сколько звуков и букв в слове?

съедобен М

  1. Раскрыть скобки:

(в)долг А

(с)вернула

  1. Вставить безударную гласную:

рано пос_дел

пос_дел за партой Я

  1. Вставить, если нужно мягкий знак:

Ночной

Купатся Р

  1. Подобрать антонимы:

скупой - (щедрый)

глубокий - (мелкий) Е

  1. Расставить знаки препинания.

Лисичка-сестричка бегает по полям ищет мышиные норы. Ч

  1. Найти главные члены предложения.

В сказках животные часто разговаривают человеческими голосами. Ь

  • Молодцы! Теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

  • Итак, тема сегодняшнего урока - «Прямая речь»

  • Кто знаком с этим понятием?

  1. Актуализация знаний.

Работа в «1С. Образование». Сначала включается обучающее видео «Что такое прямая речь?». На экране появляется мультяшный герой. Он рассказывает учащимся о том, что такое прямая речь. Затем учитель вместе с учениками рассматривает схему «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» (использование сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - ЦОР: «Синтаксис и пунктуация»). После знакомства с материалом идет беседа по вопросам.

Беседа по вопросам:

  1. Что такое прямая речь?

  2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

  3. Где может стоять в предложении прямая речь?

  4. Какие специальные знаки существуют для записи прямой речи?

  5. Как пишется прямая речь?

  6. От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?

  7. Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит перед словами автора? После слов автора ?

  8. Где должны располагаться вопросительный и восклицательный знаки внутри кавычек или за кавычками?

  9. Что такое диалог?

  10. Как оформляется диалог на письме?

4. Физкультминутка.

Буратино потянулся. Руки в сторону развел.

Раз – нагнулся. Ключик, видно, не нашел.

Два – нагнулся. Чтобы ключик нам достать.

Три – нагнулся. НУЖНО на носочки встать

5. Диалог из пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Слушание.

– Сколько будет шестью шесть, ваше величество?

– Одиннадцать.

– Совершенно верно, ваше величество. А сколько будет восемью восемь?

– Три.

– Правильно, ваше величество. А сколько будет...

– Сколько да сколько! Какой вы любопытный. Лучше сами расскажите мне что-нибудь интересное.

6. Работа с ЦОР (Тренажер Виртуальная школа «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 5 класс).

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните прямую речь одной чертой, а слова автора — двумя.

  1. Степа сч_тал себя мастером по разв_дению костров. Ребята вы неправильно др_ва л_жите говорил он. Так долго не разг_рится. А ты неправильно говоришь возразила Настя.

А как надо сказать уд_вился Степа.

  1. Все это верно согласился строитель

  2. А как вы думаете обратился председатель к залу

  3. Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец

Задание 2. Дополните предложения прямой речью.

  1. Мальчик весело крикнул: «_________________________».

  2. «__________________________________________ – ,» – сказал учитель.

7. Творческая работа.

Задание 1. Составьте 3 4 предложения на тему «Зима и птицы». Используйте прямую речь.

Задание 2. Составьте и запишите предложения по схемам.

1. «П!» – а. 2.А: «П?»

Итоги урока.

Закончи фразу:

  • Сегодня на уроке я...

  • Меня удивило...

  • В следующий раз мне хотелось бы...

Рефлексия.

Выберите один из ответов:

Я работал(а) очень хорошо, был(а) активен(а) и знал(а) ответы почти на все вопросы.

Я работал(а) хорошо, но допускал(а) негрубые ошибки.

Я работал(а) удовлетворительно, мне не всё было понятно.

Я работал(а) плохо, так как не понял(а) тему, и мне было неинтересно.

- Ребята, кто сегодня поставил себе «5», «4», «3»?

Домашнее задание.

Теория: § 27, 28, с. 105 (пунктограмма «Знаки препинания при прямой речи», пособие «Русский язык. Практика»),

Практика: упр. 343








13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!