СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное и его морфологические признаки. Прописная буква и кавычки в именах собственных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубить понятие о морфологических признаках существительного; формировать навыки грамотного написания собственных имен существительных, опознавая их в тексте; воспитывать у учащихся языковое чутье при их нахождении, опираясь на материал русского фольклора и развивая межпредметные связи.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное и его морфологические признаки. Прописная буква и кавычки в именах собственных.»

Тема. Имя существительное и его морфологические признаки. Прописная буква и кавычки в именах собственных.

Цели: углубить понятие о морфологических признаках существительного; формировать навыки грамотного написания собственных имен существительных, опознавая их в тексте; воспитывать у учащихся языковое чутье при их нахождении, опираясь на материал русского фольклора и развивая межпредметные связи.

Оборудование: иллюстрации старшеклассников к стихотворению А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Имя существительное — хлеб языка.

Л. Успенский

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию

1. Чтение диалогов, их оценивание

2. Устная проверка орфограмм

II. Актуализация опорных знаний

Словарный диктант

Задание

Обозначить изученные орфограммы.

Снегурочка, фольклор, устный, чудесный, свирель, береза, заморозки, местный, крестный, загадка, известный, воскресный, свадьба, обряд, праздник, богатырь, странствовать, коллективный, посиделки, прощанье, страшилка.

— Какое слово из диктанта может объединить все слова? (Фольклор)

— Какая это часть речи?

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

1. Слово учителя

— Обратите внимание на эпиграф урока. Наша задача — доказать справедливость данного высказывания.

2. Задание

Прослушайте стихотворение, назовите часть речи, чаще всего используемую в стихотворении.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица. (А. Фет)

3. Слово учителя

— С какой целью здесь использованы существительные? (Обозначить штрихами картину при некоторой недоговоренности, чтобы читатели сами ее дорисовали.)

— Рассмотрите иллюстрации старшеклассников к этому стихотворению и найдите наиболее созвучные со стихами. Удалось ли им передать «картинность» стихотворения?

— Возьмите одно любое существительное из текста, расскажите, используя его, все, что вы знаете о существительном.

4. Обобщающая схема по теме урока

(частичная характеристика существительного)

Существительное

Одушевленное(кто?)

Неодушевленное(что?)

Нарицательное(ученица)

Собственное (Светлана)

5. «Наш друг — учебник»

Знакомство с правилом написания большой буквы и кавычек в именах существительных. Работа с учебником .

V. Закрепление материала

1. Выборочный диктант

БАЙКА О ЩУКЕ ЗУБАСТОЙ (Русская народная сказка)

В ночь на Иванов день родилась щука в реке Шексне очень зубастая. Лещи, окуни, ерши — все собрались глазеть на нее и дивовались такому чуду. И стала она расти не по дням, а по часам. И стала щука зубастая в Шексне похаживать да лещей и окуней полавливать. Только косточки хрустят на зубах щуки зубастой. Собралась мелкая рыбица, и стали все думу думать.

На совет пришел и Ерш Ершович и сказал:

— Вот послушайте, что я буду баять. Не житье нам в Шексне, переберемся жить лучше в мелкие речки Сизму да Славенку.

С тех пор в Шексне совсем мало стало мелкой рыбицы. Много наделала щука хлопот в Шексне, но потом и сама несдобровала, попалась на крючок.Рыбарь сварил уху, хлебал да хвалил: такая была жирная!

2. Проверка выполнения задания

3. Слово учителя

— Чему учит эта байка? Какую пословицу можно подобрать к ней?

(Не рой другому яму, сам в нее попадешь.)

— Запишите предложение: «Байка о щуке зубастой» напечатана в сборнике Александра Николаевича Афанасьева «Народные русские сказки».

— Объясните написание собственных имен.

VI. Домашнее задание

1. Выучить орфограмму по учебнику.

2. Повторить следующие 5 орфограмм из курса 5-го класса (разделительные ъ и ь, раздельное написание предлогов с другими словами, употребление ь для обозначения мягкости согласных, гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з(с), буквы з и с на конце приставок).

3. Упражнение 76.

VII. «На закуску»

— Назовите все правила написания большой буквы, которые здесь использованы, дополните их.

БОЛЬШАЯ БУКВА

Буква обычная

Выросла вдруг,

Выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтеньем

На букву подруги.

Но почему?

За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится в слове не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква

У строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя,

Фамилия

Пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали

Громко и гордо

Имя твоё,

Имя улицы,

Города.

Буква большая — совсем не пустяк,

В букве большой — уважения знак.(Е. Измайлов)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!