ТЕМА «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе».
ЗАДАЧИ: 1.Обучающая-отличать имена прилагательные от других частей речи, находить их в тексте.
2.Развивающая-формирование умения использовать в речи имена прилагательные. Развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение.
3.Воспитывающая-формирование самостоятельности, умение сотрудничать.
4. Способствовать сохранению здоровья детей.
ОРГМОМЕНТ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА УРОК.
Здравствуйте. Я снова рада видеть вас на уроке здоровыми и с хорошим настроением. Говорить друг другу «Здравствуйте» - значит желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь кивком головы.
ЗАПИСЬ ДАТЫ. (строчку пропускаем для записи темы урока позже)
ПОВТОРЕНИЕ.
Работа с пословицами. КТО ДОЛГО ЖУЁТ, ТОТ ДОЛГО ЖИВЁТ.
ЗДОРОВЬЕ РАЗУМ ДАРИТ.
Как вы понимаете смысл данных пословиц?
Найдите простое предложение, сложное.
Записать первое предложение и разобрать по членам предложения.
Составить схему.
2. Разбор слов по составу.
УХО - ПОДУШКА - ЗАУШНИЦА – ЗАУШНАЯ (область)
Дать лексическое значение слова ЗАУШНИЦА
(Так в народе называют воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни - «свинка». Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать. А также постоянно укреплять его здоровье».
НА ДОСКЕ ЗАПИСАНО.
Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка. (модель простого предложения)
Прочитайте про себя. Теперь вслух. Подумайте, является ли это предложением?
--Назовите все части речи в данном предложении.
--Какой частью речи является слово, если его так можно назвать, ГЛОКАЯ?
--Докажите.
--А теперь подумайте и скажите, над какой темой мы сегодня будем работать?
ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА.
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ в переводе с греческого обозначает ЭПИТЕТ
Само слово ЭПИТЕТ – ОБРАЗНОЕ СРАВНЕНИЕ
РАБОТА В ПАРАХ.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ В ПАРАХ
1.Проговорите друг другу определения следующих правил и приведите примеры.
Имя прилагательное—это…
Имя прилагательное изменяется по …
Имя прилагательное бывает … рода
Чтобы определить падеж у прилагательного, нужно …
Имя прилагательное имеет … и форму
Имя прилагательное в полной форме отвечает на вопрос … ,а в краткой форме на вопрос …
Имя прилагательное в предложении бывает …
ПРОВЕРКА 1-2 учеников.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ. № 2
1.Прочитай 1-ый текст, затем 2-ой.
2.Сравни тексты по выразительности.
3.Ответь на вопросы:
-Какой текст больше понравился? Почему?
-За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить?
-Какую роль играют прилагательные в тексте?
-Как понимаешь выражения: «свежими снегами» и «радостные краски»?
4.Выпиши 3 словосочетания и разбери их.
5.Подбери синоним к слову «огромный» (запиши в тетрадь)
6.Разбери по составу слова: «золотистый, солнечный» (запиши в тетрадь).
7. Сделайте вывод о роли прилагательных в речи. Для чего они используются?
(делают речь более эмоциональной, живописной, без них речь была бы бледна, невыразительна).
8. Выписать из текста имена прилагательные.
9. Найти среди прилагательных эпитеты и подчеркнуть их.
Утро. Лес. Какое великолепие и спокойствие! Над снегами, завалившими чащи елей, - небо. Такие краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в тени. В колеях следа тень. А на вершинах сосен, на их венцах, уже играет свет.
Утро. Зимний лес. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет.
РЕЛАКСАЦИЯ.
ЗВУЧИТ музыка. Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный осенний лес. Полюбуемся красками золотой осени, поздороваемся с хозяевами леса и пожелаем им тепла и красоты. Остановимся. А так ли тихо в осеннем лесу? Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в осеннем лесу! Вдохните ГЛУБОКО этот горьковатый аромат! Медленно выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения. И… открываем глаза.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
Написать мини-сочинение «Звуки осени».
ФИЗМИНУТКА. (Упражнения для глаз и кистей рук)
СИНОНИМО-СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Посмотрите на улицу. Кругом бело. Красиво, природа величава, торжественна. Спросите любого человека: какова трава? Ночь? Снег? Он ответит: зелёная, чёрная, белый. А всегда ли снег белый? Нет. Каким он ещё бывает? (тёмно-голубой, синий, серебристый. На закате даже красный.( Его можно потрогать? Какой он? (пушистый, холодный, колючий, жгучий).
Когда научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво относиться к подбору эпитетов, т.е. прилагательных (что, впрочем, одно и то же, как утверждают древние греки), тогда наша речь станет ярче и красивее.
А вот для того, чтобы передать оттенки красного цвета, можно использовать более 15 прилагательных.
Продолжение урока – домашнее задание:
«3» учебник стр. 106 упр.269.
«4» подобрать к слову КРАСНЫЙ 15прилагательных.
«5» составить небольшой рассказ-описание дерева, уголка природы, зимнего дня, используя имена прилагательные-эпитеты.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
Чему учились на уроке?
Каким словом называем прилагательные, используемые для описания?
Какова роль прилагательных в речи?
ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МБОУ ООШ № 4
БУГАЕВА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА
П. Горячегорск
2018
6