СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное. Общее значение, морфологические признаки. Качественные, притяжательные, относительные прилагательные.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Углубить и расширить знания об имени прилагательном как части речи и его синтаксической роли в предложении; формировать навыки различения качественных, относительных и притяжательных прилагательных по их лексическим и грамматическим признакам; прививать интерес к различным видам деятельности на уроке .

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное. Общее значение, морфологические признаки. Качественные, притяжательные, относительные прилагательные.»

Тема. Имя прилагательное. Общее значение, морфологические признаки. Качественные, притяжательные, относительные прилагательные.

Цели: углубить и расширить знания об имени прилагательном как части речи и его синтаксической роли в предложении; формировать навыки различения качественных, относительных и притяжательных прилагательных по их лексическим и грамматическим признакам; прививать интерес к различным видам деятельности на уроке при их чередовании.

Ход урока

I. Опрос по домашнему заданию

II. Актуализация опорных знаний

Синтаксическая пятиминутка

Задание

1. Записать, запомнить написание слова Мещора (есть вариант Мещера).

2. Объяснить знаки препинания.

Мещора — остаток лесного океана. Мещорские леса величественны, как соборы.

3. Найти прилагательные, доказать, что это, действительно, они.

4. Определить, какую роль в предложении прилагательные выполняют.

5. Ответить на вопрос: для чего они употреблены в речи?

III. Постановка целей и задач урока

IV. Объяснение нового материала

1. Задание

Прослушайте два варианта текста. Определите разницу. Выскажите свое мнение о том, какой из них лучше и почему.(Учитель читает сначала текст без прилагательных, потом — с ними.)

ВОДА

До чего же сложная эта стихия — вода! Сама беззащитность, самая, кажется, податливая и безвольная из всех стихий. Вечно она на службе: ее гонит ветер и собирает в мутные валы; гонит земля с горных круч сверху по своим склонам; солнечный жар поднимает на страшную высоту. Там, сбившись стадом в неповоротливую тяжкую массу, она рушится вниз, дрожит, рассыпается. Капризная и щедрая, грязная и серебристо-кристальная, беспомощная и сильная, способная целые материки сдвинуть с места, — вот какова вода, вот сколько у нее ликов! (По Ю. Лощицу)

2. Работа со схемой-таблицей опережающего характера

Задание

Начертить таблицу в тетрадь. (См. табл. на с. 112)

Рекомендации для учителя

Обучать работе с таблицей целесообразно от противного, начиная с притяжательных: если прилагательное отвечает на вопрос (чей?), то это — притяжательное. Если нет, то надо проверить, есть ли два или более признаков качественных прилагательных. Если нет, то это — относительное прилагательное, если есть, то это — качественное.



V. Физкультминутка для пальцев

Задание

Перечислите все части речи, загибая при этом пальцы.

VI. Закрепление материала

1. Работа с текстом

Прослушайте рассказ о Косте Ошибкине и ответьте на вопрос в конце текста.

ИЗ ПРИКЛЮЧЕНИЙ ОШИБКИНА

— Лена, мне приснился сегодня страшный сон, — рассказывал както испуганный Костя. — Мне приснилось, что один разряд прилагательных исчез, обидевшись на меня за то, что я его не нашел в упражнении. Снилось мне, что на столе лежал красивый ножик. Я спросил: «Чей это нож?» «Не мой», — ответил мальчик. «И не мой», — ответил другой. «Это его», — сказала девочка, показав на балкон, но там я никого не увидел. «Так чей же это нож?» — спросил я еще раз, но никто мне толково не смог объяснить. Я решил обратиться к существительным, чтобы они назвали владельца ножа, но они были обижены на орфографические ошибки, которые я допускал в словах, и отказались мне помочь. Потом я увидел различных зверей и отдельно лежащие их хвосты. Звери требовали разобраться, где чей хвост. Я уж было открыл рот, но не смог сказать, где чей, хотя знал это. Я очень испугался. Когда я проснулся, то вспомнил, что ножик был папин, хвосты: лисий, собачий и заячий. Вот только никак не могу вспомнить, какой это разряд прилагательных и на какой вопрос он отвечает…

2. Распределительный диктант

Задание

Распределите словосочетания в три колонки, пользуясь таблицей.

Глубокий пруд, лисий хвост, деревянный стол, стальная крыша, тонкий нос, чистая рубашонка, зимний день, горячий чай, спокойный дождь, мертвая царевна, мамина подруга.

VII. Итог урока

VIII. Домашнее задание

Теория по учебнику. Повторить орфограмму и, ы после ц.

Выполнить упражнение 165.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!