СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное как часть речи.(Фрагмент электронного учебника).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация построена в формате электронного учебника, содержит гиперссылки. Включает в себя материал по темам "Разряды имен прилагательных", "Степени сравнения имен прилагательных" Данная разработка может использоваться как при изучении нового материала, так и на уроках обобщения изученного. Кроме того, в представленной разработке содержится тест, который можно использовать на уроках текущего контроля.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное как часть речи.(Фрагмент электронного учебника).»

Фрагмент электронного учебника по русскому языку для 6 класса Раздел «Имя прилагательное как часть речи» Выполнила: Афанасьева Ирина Сергеевна.

Фрагмент электронного учебника по русскому языку для 6 класса

Раздел «Имя прилагательное как часть речи»

Выполнила:

Афанасьева

Ирина Сергеевна.

 Содержание  1.Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи  2.Морфологические признаки имени прилагательного  3.Разряды имён прилагательных  4.Непостоянные морфологические признаки имён прилагательных  5.Степени сравнения имён прилагательных  6.Полные и краткие имена прилагательные  7.Склонение имён прилагательных  8.Правописание безударных окончаний имён прилагательных

Содержание

1.Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи

2.Морфологические признаки имени прилагательного

3.Разряды имён прилагательных

4.Непостоянные морфологические признаки имён прилагательных

5.Степени сравнения имён прилагательных

6.Полные и краткие имена прилагательные

7.Склонение имён прилагательных

8.Правописание безударных окончаний имён прилагательных

   Разряды имён прилагательных по значению  Содержание    Теория Задания и упражнения Зрительный диктант Тренировочный тест

Разряды имён прилагательных по значению Содержание

Теория

Задания и упражнения

Зрительный диктант

Тренировочный тест

  Упражнения  Упражнение 1.  Определите разряды прилагательных.  Проверка учителем осуществляется устно по цепочке.  1. Теплый, большой, умный, степной, веселый. 2.Заячий, школьный , дедушкин, волчий, мамина.  3. Спокойный, стеклянный, молодежный, деревянный.  4. Красивый, добрый, овечий, яркий.  5. Украинский, весенний, пассажирский, отцовский.  6. Кирпичный, знаменитый, задумчивый, сердечный. Упражнения

Упражнения

Упражнение 1.  Определите разряды прилагательных.

Проверка учителем осуществляется устно по цепочке.

1. Теплый, большой, умный, степной, веселый. 2.Заячий, школьный , дедушкин, волчий, мамина.

3. Спокойный, стеклянный, молодежный, деревянный.

4. Красивый, добрый, овечий, яркий.

5. Украинский, весенний, пассажирский, отцовский.

6. Кирпичный, знаменитый, задумчивый, сердечный.

Упражнения

  Упражнение 2 . Образуйте от данных словосочетаний прилагательные. Назовите их разряд.  Образец. Степь без конца и без края – бескрайняя степь.  Проверка учителем осуществляется устно по цепочке.  Телефонная связь между городами, деталь из железа, дом за городом, программа для компьютера, приборы для лаборатории, предмет в форме круга, вода для питья, элементы из пластмассы, банка из стекла, шары разного цвета, пробка из резины, лента для изоляции, стержень из металла .

Упражнение 2 . Образуйте от данных словосочетаний прилагательные. Назовите их разряд.

Образец. Степь без конца и без края – бескрайняя степь.

Проверка учителем осуществляется устно по цепочке.

Телефонная связь между городами, деталь из железа, дом за городом, программа для компьютера, приборы для лаборатории, предмет в форме круга, вода для питья, элементы из пластмассы, банка из стекла, шары разного цвета, пробка из резины, лента для изоляции, стержень из металла .

 Упражнение 3 . Образуйте предложенных слов притяжательные прилагательные, если это возможно.   Проверка учителем осуществляется устно по цепочке.  Огородник, извозчик, старушка, плотник, перевозчик, мальчишка, охотник, река, лесник, индюк, помещик, кошка, сапожник, лягушка, кукушка, грибник, тряпки, глубина, капитан, боярышник, голубика, окно, белка.

Упражнение 3 . Образуйте предложенных слов притяжательные прилагательные, если это возможно.

Проверка учителем осуществляется устно по цепочке.

Огородник, извозчик, старушка, плотник, перевозчик, мальчишка, охотник, река, лесник, индюк, помещик, кошка, сапожник, лягушка, кукушка, грибник, тряпки, глубина, капитан, боярышник, голубика, окно, белка.

 Упражнение 4 . Распределительное списывание.  Выпишите из словосочетаний прилагательные, распределите их по столбцам по порядку: качественные, относительные, притяжательные прилагательные.    Лисий взгляд, лисья шуба, деревянный карниз, каменный предмет, лисий нос, великолепный характер, мучные изделия, утиный клюв, вчерашняя газета, медвежья берлога, волчий аппетит, грустный взгляд, опасное состязание, гусиная лапа, медвежья услуга, золотое кольцо, прекрасный вечер, ненастная погода, мамин шарф, чистое небо, заячий хвост, любимый герой, талантливый художник, зимнее утро, свежий хлеб, шёлковые занавески, отцовы брюки, волчий клык, снежные заносы, кошачий глаз, бабушкины руки.  

Упражнение 4 . Распределительное списывание.

Выпишите из словосочетаний прилагательные, распределите их по столбцам по порядку: качественные, относительные, притяжательные прилагательные.

Лисий взгляд, лисья шуба, деревянный карниз, каменный предмет, лисий нос, великолепный характер, мучные изделия, утиный клюв, вчерашняя газета, медвежья берлога, волчий аппетит, грустный взгляд, опасное состязание, гусиная лапа, медвежья услуга, золотое кольцо, прекрасный вечер, ненастная погода, мамин шарф, чистое небо, заячий хвост, любимый герой, талантливый художник, зимнее утро, свежий хлеб, шёлковые занавески, отцовы брюки, волчий клык, снежные заносы, кошачий глаз, бабушкины руки.

 

Проверяем! Качественные Относительные Великолепный характер Притяжательные Шёлковые занавески Грустный взгляд Медвежья берлога Деревянный карниз Опасное состязание Прекрасный вечер Гусиная лапа Каменный предмет Чистое небо Вчерашняя газета Заячий хвост Лисья шуба Любимый герой Утиный клюв Лисий нос Снежные заносы Талантливый художник Мамин шарф Зимнее утро Свежий хлеб Лисий взгляд Отцовы брюки Мучные изделия Волчий клык Ненастная погода Волчий аппетит Кошачий глаз Золотое кольцо Бабушкины руки

Проверяем!

Качественные

Относительные

Великолепный характер

Притяжательные

Шёлковые занавески

Грустный взгляд

Медвежья берлога

Деревянный карниз

Опасное состязание

Прекрасный вечер

Гусиная лапа

Каменный предмет

Чистое небо

Вчерашняя газета

Заячий хвост

Лисья шуба

Любимый герой

Утиный клюв

Лисий нос

Снежные заносы

Талантливый художник

Мамин шарф

Зимнее утро

Свежий хлеб

Лисий взгляд

Отцовы брюки

Мучные изделия

Волчий клык

Ненастная погода

Волчий аппетит

Кошачий глаз

Золотое кольцо

Бабушкины руки

 Зрительный диктант  Внимательно прочитайте текст, запомните его.  По дороге зимней, скучной  Тройка борзая бежит,  Колокольчик однозвучный  Утомительно гремит.

Зрительный диктант

Внимательно прочитайте текст, запомните его.

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.

   Запишите текст по памяти!

Запишите текст по памяти!

 Проверяем!  По дороге зимней, скучной  Тройка борзая бежит,  Колокольчик однозвучный  Утомительно гремит.

Проверяем!

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.

 Оцени свою работу!  Нет ошибок - «5»  Одна- две ошибки- «4»  Более двух ошибок «3»

Оцени свою работу!

Нет ошибок - «5»

Одна- две ошибки- «4»

Более двух ошибок «3»

Задание: найдите в записанном тексте прилагательные, определите их разряд.  (Выполняется устно)

Задание: найдите в записанном тексте прилагательные, определите их разряд. (Выполняется устно)

 Тренировочный тест  Ответьте на вопросы. Результаты фиксируйте в тетради. Правильный вариант ответа только один.

Тренировочный тест

Ответьте на вопросы. Результаты фиксируйте в тетради. Правильный вариант ответа только один.

 1. Выберите ряд словосочетаний, в котором все прилагательные качественные:  а) лисья нора, лисья шуба, лисий характер  б)волчий аппетит, волчья хватка, волчий взгляд  в) медвежья спячка, медвежья берлога, медвежья услуга  г) утиная охота, утиное рагу, утиный клюв

1. Выберите ряд словосочетаний, в котором все прилагательные качественные:

а) лисья нора, лисья шуба, лисий характер

б)волчий аппетит, волчья хватка, волчий взгляд

в) медвежья спячка, медвежья берлога, медвежья услуга

г) утиная охота, утиное рагу, утиный клюв

 2.  Выберите ряд словосочетаний, в котором все прилагательные относительные:  а)пятилетняя дочь, двухэтажный дом, речной вокзал  б) жаркое лето, апельсиновый сок, пассажирский поезд  в) строгий учитель, зелёный свет, ухоженный вид  г) оленьи рога, воронье гнездо, овощной салат

2. Выберите ряд словосочетаний, в котором все прилагательные относительные:

а)пятилетняя дочь, двухэтажный дом, речной вокзал

б) жаркое лето, апельсиновый сок, пассажирский поезд

в) строгий учитель, зелёный свет, ухоженный вид

г) оленьи рога, воронье гнездо, овощной салат

 3.Выберите ряд словосочетаний, в котором все прилагательные притяжательные:  а)беличье дупло, беличий воротник, беличьи запасы  б) звериная шкура, зверское обличье, звериный нрав  в) заячьи уши, дедушкин портфель, отцов ремень  г) свинский поступок, свиная котлета, гусиное перо

3.Выберите ряд словосочетаний, в котором все прилагательные притяжательные:

а)беличье дупло, беличий воротник, беличьи запасы

б) звериная шкура, зверское обличье, звериный нрав

в) заячьи уши, дедушкин портфель, отцов ремень

г) свинский поступок, свиная котлета, гусиное перо

  4 . Найдите предложение в котором выделенное прилагательное является качественным:  а) Приехал доктор и вырвал больной зуб.  б)  На горизонте лениво догорала холодная осенняя заря.  в) В этот утренний час площадь была пуста.  г) «А рыбьи головы почём?»,-спросила маменька.

4 . Найдите предложение в котором выделенное прилагательное является качественным:

а) Приехал доктор и вырвал больной зуб.

б) На горизонте лениво догорала холодная осенняя заря.

в) В этот утренний час площадь была пуста.

г) «А рыбьи головы почём?»,-спросила маменька.

 5.  Найдите предложение в котором выделенное прилагательное является относительным:  а) Ванька добежал до первого ящика и сунул драгоценное письмо в щель.  б) Направо от землемера тянулась тёмная замёрзшая равнина.  в) Люблю я сидеть у камина, закутавшись в мамину шаль.  г) Ванька Жуков, девятилетний мальчик, в ночь под Рождество не ложился спать.

5. Найдите предложение в котором выделенное прилагательное является относительным:

а) Ванька добежал до первого ящика и сунул драгоценное письмо в щель.

б) Направо от землемера тянулась тёмная замёрзшая равнина.

в) Люблю я сидеть у камина, закутавшись в мамину шаль.

г) Ванька Жуков, девятилетний мальчик, в ночь под Рождество не ложился спать.

 6. Найдите предложение в котором выделенное прилагательное является притяжательным:   а) На кроватях сидят люди в больничных халатах.  б) Настроение у него было мрачное , как всегда по утрам.  в) За обедом подали куриный суп.  г) Из кустов выглядывала любопытная лисья мордочка.

6. Найдите предложение в котором выделенное прилагательное является притяжательным:

а) На кроватях сидят люди в больничных халатах.

б) Настроение у него было мрачное , как всегда по утрам.

в) За обедом подали куриный суп.

г) Из кустов выглядывала любопытная лисья мордочка.

 7 . Выберите прилагательное, которое может выступать и в роли качественного и в роли притяжательного ( в зависимости от контекста):  а) мясной  б) медвежий  в) молодой  г) продуктовый

7 . Выберите прилагательное, которое может выступать и в роли качественного и в роли притяжательного ( в зависимости от контекста):

а) мясной

б) медвежий

в) молодой

г) продуктовый

 8. Выберите прилагательное, которое может выступать и в роли относительного и в роли притяжательного ( в зависимости от контекста) :  а) вермишелевый  б) овощной  в) кроличий  г) кислый

8. Выберите прилагательное, которое может выступать и в роли относительного и в роли притяжательного ( в зависимости от контекста) :

а) вермишелевый

б) овощной

в) кроличий

г) кислый

 9.  Найдите предложение, в котором все прилагательные качественные:  а ) На улице шёл пушистый, лёгкий февральский снег.  б) Прошлое лето было дождливым, холодным, ненастным.  в) Степан смотрел на нас долгим, тяжёлым, волчьим взглядом.  г) Громкий, настойчивый стук в дверь нарушил тишину ночи.

9. Найдите предложение, в котором все прилагательные качественные:

а ) На улице шёл пушистый, лёгкий февральский снег.

б) Прошлое лето было дождливым, холодным, ненастным.

в) Степан смотрел на нас долгим, тяжёлым, волчьим взглядом.

г) Громкий, настойчивый стук в дверь нарушил тишину ночи.

 10. Найдите предложение, в котором все прилагательные относительные:  а) Молодой, высокий, деревенский парнишка вышел мне навстречу.  б) Тряпичные куклы и деревянные солдатики были разбросаны по всей комнате.  в) Горничная тут же принесла овсяный кисель, свежую выпечку, спелые фрукты.  г) Рыбная ловля будет особенно удачной в тихую, пасмурную погоду.

10. Найдите предложение, в котором все прилагательные относительные:

а) Молодой, высокий, деревенский парнишка вышел мне навстречу.

б) Тряпичные куклы и деревянные солдатики были разбросаны по всей комнате.

в) Горничная тут же принесла овсяный кисель, свежую выпечку, спелые фрукты.

г) Рыбная ловля будет особенно удачной в тихую, пасмурную погоду.

 Проверь себя !  1) б  2) а  3) в  4) а  5) г  6) г  7) б  8) в  9) в  10) б

Проверь себя !

1) б

2) а

3) в

4) а

5) г

6) г

7) б

8) в

9) в

10) б

 Оцени свою работу!  Нет ошибок - «5»  Одна- две ошибки- «4»  Более двух ошибок «3»

Оцени свою работу!

Нет ошибок - «5»

Одна- две ошибки- «4»

Более двух ошибок «3»

Степени сравнения  имён прилагательных  Содержание  Теория  Упражнения  «Немой диктант»

Степени сравнения имён прилагательных Содержание

Теория

Упражнения

«Немой диктант»

 Упражнения  Упражнение 1. Запишите прилагательные и формы их превосходной степени. Исправьте ошибки в образовании простой превосходной степени, если они есть. Строгий – строгайший Добрый – добрейший Тихий – тишайший Храбрый – храбрейший Глубокий – глубокайший Богатый – богачейший Скучный – скучнейший Редкий - редкейший Верблюжий – верблюжайший Вечерний- вечерейший Зимний- зимнейший

Упражнения

Упражнение 1. Запишите прилагательные и формы их превосходной степени. Исправьте ошибки в образовании простой превосходной степени, если они есть.

  • Строгий – строгайший
  • Добрый – добрейший
  • Тихий – тишайший
  • Храбрый – храбрейший
  • Глубокий – глубокайший
  • Богатый – богачейший
  • Скучный – скучнейший
  • Редкий - редкейший
  • Верблюжий – верблюжайший
  • Вечерний- вечерейший
  • Зимний- зимнейший

 Проверяем! Строгий – строжайший Добрый – добрейший Тихий – тишайший Храбрый – храбрейший Глубокий – глубочайший Богатый – богатейший Скучный – скучнейший Редкий - редчайший Верблюжий – не образует превосходной степени. Вечерний- не образует превосходной степени. Зимний- не образует превосходной степени.

Проверяем!

  • Строгий – строжайший
  • Добрый – добрейший
  • Тихий – тишайший
  • Храбрый – храбрейший
  • Глубокий – глубочайший
  • Богатый – богатейший
  • Скучный – скучнейший
  • Редкий - редчайший
  • Верблюжий – не образует превосходной степени.
  • Вечерний- не образует превосходной степени.
  • Зимний- не образует превосходной степени.
 Оцени свою работу!  Нет ошибок - «5»  Одна- две ошибки- «4»  Более двух ошибок «3»

Оцени свою работу!

Нет ошибок - «5»

Одна- две ошибки- «4»

Более двух ошибок «3»

 Упражнение 2 . Образуйте простую сравнительную степень прилагательных, запишите её в тетрадь.  Слабый, твердый, прелестный, завистливый, дорогой, резкий, сухо,  жаркий, жесткий, молодой, богатый, крутой, простой, высокий, чистый, широкий, дешёвый, яркий, громкий, тонкий, густой, строгий, частый, легкий, полезный, быстрый, нужный, короткий.

Упражнение 2 . Образуйте простую сравнительную степень прилагательных, запишите её в тетрадь.

Слабый, твердый, прелестный, завистливый, дорогой, резкий, сухо,  жаркий, жесткий, молодой, богатый, крутой, простой, высокий, чистый, широкий, дешёвый, яркий, громкий, тонкий, густой, строгий, частый, легкий, полезный, быстрый, нужный, короткий.

 Проверяем!  Слабее, твёрже, прелестнее, завистливее, дороже, резче, суше, жарче, жёстче, моложе, богаче, круче, проще, выше, чище, шире,  дешевле, ярче, громче, тоньше, гуще, чаще, легче, полезнее, тише, быстрее, нужнее, короче.

Проверяем!

Слабее, твёрже, прелестнее, завистливее, дороже, резче, суше, жарче, жёстче, моложе, богаче, круче, проще, выше, чище, шире,  дешевле, ярче, громче, тоньше, гуще, чаще, легче, полезнее, тише, быстрее, нужнее, короче.

 Оцени свою работу!  Нет ошибок - «5»  Одна- две ошибки- «4»  Более двух ошибок «3»

Оцени свою работу!

Нет ошибок - «5»

Одна- две ошибки- «4»

Более двух ошибок «3»

  Упражнение 3. Составьте словосочетания с предложенными прилагательными. Образуйте от этих прилагательных положительную степень.  Проверка осуществляется учителем устно по цепочке.  Злейший, ближайший, интереснейший, кратчайший, широчайший, сильнее, чудеснейший, великолепнейший, мельчайший, тончайший, холоднейший, тяжелейший, ближайший, глубочайший, тишайший, простейший, сладчайший, красивейший, сильнейший, редчайший, добрейший, мягчайший, беднейший, легчайший.

Упражнение 3. Составьте словосочетания с предложенными прилагательными. Образуйте от этих прилагательных положительную степень.

Проверка осуществляется учителем устно по цепочке.

Злейший, ближайший, интереснейший, кратчайший, широчайший, сильнее, чудеснейший, великолепнейший, мельчайший, тончайший, холоднейший, тяжелейший, ближайший, глубочайший, тишайший, простейший, сладчайший, красивейший, сильнейший, редчайший, добрейший, мягчайший, беднейший, легчайший.

 «Немой диктант»  Образуйте от предмета, изображённого на картинке прилагательное, запишите его в столбик, и образуйте от него сравнительную и (или) превосходную степень в простой и составной форме, если это возможно. Образец :  Широкий, шире, более (менее) широкий, широчайший, самый широкий Деревянный

«Немой диктант»

Образуйте от предмета, изображённого на картинке прилагательное, запишите его в столбик, и образуйте от него сравнительную и (или) превосходную степень в простой и составной форме, если это возможно.

Образец :

  • Широкий, шире, более (менее) широкий, широчайший, самый широкий
  • Деревянный
 Проверь себя!  Высокий: выше, более (менее) высокий, высочайший, самый высокий.  Грустный: грустнее, более (менее) грустный, самый грустный.  Заячий Осенний Сильный: сильнее, более(менее) сильный, сильнейший, самый сильный  Волчий Весёлый: веселее, более (менее) весёлый, самый весёлый

Проверь себя!

  • Высокий: выше, более (менее) высокий, высочайший, самый высокий.
  • Грустный: грустнее, более (менее) грустный, самый грустный.
  • Заячий
  • Осенний
  • Сильный: сильнее, более(менее) сильный, сильнейший, самый сильный
  • Волчий
  • Весёлый: веселее, более (менее) весёлый, самый весёлый
 Оцени свою работу!  Нет ошибок - «5»  Одна- две ошибки- «4»  Более двух ошибок «3»

Оцени свою работу!

Нет ошибок - «5»

Одна- две ошибки- «4»

Более двух ошибок «3»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!