СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ими гордится удмуртская земля

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработку можно использовать при проведении мероприятия, приуроченного ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, а также как классный час. Цель: сформировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины.сформировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины. Имеется сопроводительная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Ими гордится удмуртская земля»

МКОУ «АСОШ им. Т.К. Борисова»








Ими гордится удмуртская земля.

(классный час, приуроченный ко Дню Победы в Великой Отечественной войне)

Методическая разработка может быть использована при проведении классного часа в 7-9 классах.










Составила: Моисеева Антонида

Николаевна,

учитель истории

и обществознания.












с. Нижнее Асаново, Удмуртская Республика

Цель: сформировать уважительное отношение к героям Великой Отечественной войны, прошлому нашей Родины.

Задачи:

- расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- познакомить школьников с героями Великой Отечественной войны из Удмуртской Республики и их подвигами;

- воспитывать у детей патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину;

- развитие у детей памяти, познавательной деятельности.

Форма проведения: комбинированный; лекция с элементами беседы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.

Предварительная подготовка: необходимо ученикам подготовить стихи для чтения наизусть, дать задания подготовить рассказы о героях Удмуртской Республики, а также Алнашского района.
































Ход классного часа:


Ученик 1: День Победы (слайд 2)

День Победы 9 Мая –

Праздник мира в стране и весны.

В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов,

Защитивших родную страну,

Подарившим народам Победу

И вернувшим нам мир и весну!

Н. Томилина

Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Предполагаемые ответы: о войне, о дне победы в Великой отечественной войне, 9 мая, о героях, подвигах.

Учитель: Все верно. Приближается великий праздник - День Победы. 8 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлхорсте был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии, а 9 мая вошел в историю как День Победы в Великой Отечественной войне (слайд 3). Люди всех национальностей встали на защиту своего Отечества, они вместе победили фашизм. Мы должны помнить бои, героев, воинов, павших на полях сражений, подаривших нам светлое будущее.

А с чего же всё началось?...

Ученик 1: 22 июня 1941 года (слайд 4)

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все 4 года….

К. Симонов

Учитель: Утром 22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив договор о ненападении, вероломно напала на Советский Союз, началась Великая Отечественная война. Армия третьего рейха обрушила бомбовые удары по советским аэродромам, железнодорожным путям, военно-морским базам и мирным городам (отрывок из выступления Левитана по радио-слайд 4)

Учитель: Целых 4 года наши прадеды, деды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради нас и нашего будущего.

Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом как на фронте, так и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества, стойкости советских людей, верных своей Родине. (слайды 5-9)

Учитель: Ребята, а как вы понимаете слово – «подвиг»? (прием «мозговой штурм») (слайд 10)

Подвиг - это доблестный, героический поступок, когда человек бескорыстно отдает себя людям, жертвует всем во благо людей, даже собственной жизнью.

Учитель: На защиту Родины в годы Великой Отечественной войны встали все: мужчины, женщины, дети... Одни мужественно сражались в составе дивизий, другие – в партизанских отрядах; кто-то не покладая рук работал в тылу: на военных заводах, на полях, выступал с концертами перед раненными в госпиталях. (слайды 11-14)

Сегодня мы поговорим о солдатах, которые стали истинными примерами мужества, отваги, о героях нашей малой Родины – Удмуртской Республики и их подвигах в годы Великой Отечественной войны.

Ученик 2: Вадим Александрович Сивков (слайд 15)

Вадим Сивков родился в Пермском крае, но школьные годы провел в Ижевске (слайд 16). С начала войны он хотел попасть на фронт, но ему это удалось лишь в начале 1944. Ненадолго…

В ночь с 13 на 14 марта 1944 года, следуя по маршруту полка, танк 19-летнего командира Вадима Сивкова М4А2 «Шерман» ворвался в занятое немцами село Явкино Николаевской области. Маневрируя в одиночку, 19-летний парень смог создать впечатление, что в село ворвалось, по меньшей мере, 10 танков. В итоге он уничтожил более сотни гитлеровцев, разбил 12 бронетранспортеров, 3 орудия, раздавил 50 повозок. К полудню село было очищено от врага. (слайд 17)

Но на следующую ночь фашисты вернулись. При наступлении немцев легендарный танк попал в противотанковый ров. Петр Крестьянинов и Вадим Сивков решили погибнуть, но не сдаваться в плен. Петра, командир танка отправил с письмами в село, но Крестьянинов не успел добежать: его настигла пуля. А Вадим взорвал свой танк, убив при этом множество противников. 4 июня 1944 года Вадиму Сивкову присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.

Учитель: Какой подвиг совершил Сивков? (ответы учащихся)

Ученик 3: Евгений Максимович Кунгурцев (слайд 18)

Ижевчанин Евгений Кунгурцев на момент начала войны учился на летчика в Балашовской военной школе. Несмотря на то, что Евгений сильно рвался на фронт, отправили его туда только в декабре 1942 года.

Кунгурцев летал на разведку и, фотографируя расположение немецких войск, добывал ценнейшие оперативные данные. (слайд 20)

Однажды четверка «Илов», в которую входил Кунгурцев, полетела бомбить гитлеровцев в районе станции Мга, под Ленинградом. Выполнив задание, они собирались возвращаться, как вдруг заметили на путях вражеский эшелон, подготовленный к отправке. Станция была окружена плотным кольцом зенитных батарей и пулеметов, а потому Евгений принял решение прорываться к эшелону на низком бреющем полете, чтобы, застав врага врасплох, выиграть несколько минут для удара. И этот план сработал — уничтожение эшелона на некоторое время вывело из строя важнейшую для фашистов магистраль

К октябрю 1944 года Евгений Кунгурцев совершил 176 боевых вылетов, сбил лично один и в группе 6 самолетов противника.

23 февраля 1945 года за боевые подвиги и проявленные мужество и отвагу ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». (слайд 20)

В марте 1945 года Кунгурцев не вернулся с очередного задания. Выяснилось, что его самолет потерял управление и упал на вражескую территорию. Ижевчанину удалось выжить, он не сдавался на допросах и его решили отправить в лагерь. Оттуда он и бежал вместе несколькими десятками людей, да еще добыв ценные сведения. До своих они добирались 22 дня.

В итоге 19 апреля 1945 года за новые боевые подвиги Евгения Максимовича наградили второй медалью «Золотая Звезда». Ему было 24 года, когда он стал дважды Героем Советского Союза (слайд 21)

Учитель: Кем был Евгений Кунгурцев? В чем его заслуга? (ответы детей)

Ученик 4: Александр Николаевич Сабуров (слайд 22)

Александр Сабуров родился на территории современного Ижевска и до начала войны успел поработать в органах НКВД.

В 1941 году его назначили комиссаром 4-го батальона особого назначения войск НКВД. Батальон занял позиции у города Ирпень. При отступлении из Киева подразделение попало в окружение и было разбито 21 сентября при попытке прорыва у села Харковцы, в живых осталось шесть человек.

19 октября 1941-го Сабуров возглавил партизанский отряд, созданный в селе Подлесное из четырех бойцов и пяти командиров разбитых частей Красной Армии. А уже в декабре в Орловской области он объединил под своим командованием пять партизанских отрядов общей численностью 151 человек.

В октябре 1942 Александр Сабуров стал начальником штаба по руководству партизанским движением Житомирской области. (слайд 23)

Его партизанский отряд стал чуть ли не самым известным из всех. С марта 1942 года до апреля 1944 года командовал партизанским соединением, которое действовало в Сумской, Житомирской, Волынской, Ровенской и других областях Украины, а также Брянской и Орловской областях России и в южных районах Белоруссии. (слайд 24)

В мае 1942 года Александр Николаевич был удостоен звания Героя Советского Союза.

Учитель: Чем известен Александр Сабуров? (ответы детей)

Учитель: Наш Алнашский район тоже богат своими героями. Одним из них был Иван Клевцов.

Ученик 5. Иван Васильевич Клевцов (слайд 25)

Иван Васильевич Клевцов родился 19 января 1923 г. в деревне Ласточкино Алнашского района УАССР в семье крестьянина. В 1938 году в селе Алнаши окончил семилетку и поступил в Сарапульский кооперативный техникум. Там в 1939 году вступил в комсомол, учился в аэроклубе, в 1940 году стал курсантом Балашовской военной авиационной школы пилотов, школу окончил в 1942 году.

С ноября 1942 г. летчик-штурмовик Клевцов на Калининском фронте. Участвовал в боях на Волховском, Западном и 2-м Украинском фронтах. Совершил 186 боевых вылетов, уничтожил 6 самолетов противника, 18 танков, 43 автомашины, много другой техники, а также живой силы врага. Заместитель командира эскадрильи, штурман 2-й эскадрильи 131-го гвардейского штурмового авиаполка 7-й гвардейской штурмовой авиадивизии 5-й воздушной армии Клевцов закончил войну на венгерской земле. (слайд 26)

14 августа 1943 г. во время выполнения боевого задания Клевцов был сбит. Более двух недель по территории, занятой врагом, пробирался к линии фронта. 30 августа в тяжелом состоянии был подобран войсками наступавшей Красной Армии. После излечения вернулся в строй.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 г. за отличное выполнение заданий командования, проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Клевцову Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза. (слайд 27)

Учитель: За какие заслуги Ивану Клевцову присвоили звание Героя Советского Союза? (ответы учащихся)

Учитель: Женщины… Они трудились не только в тылу: женщины были медсёстрами, врачами, санитарками, телефонистками, лётчицами, разведчицами, связистками. Многих солдат спасли от смерти заботливые женские руки, звонкие девичьи песни поднимали боевой дух. Одной из таких хрупких героинь была и наша землячка – Танечка Барамзина. (слайд 28)

Ученик 6: Татьяна Николаевна Барамзина (слайд 29)

Татьяна Барамзина — уроженка Глазова. Когда началась война, Таня просилась на фронт, но ей отказали. Тогда она пошла работать воспитателем в детском саду и учиться на курсы медсестер. В итоге она добилась того, что в 1943 году была зачислена в Центральную женскую снайперскую школу, после окончания которой в апреле 1944 года была направлена в 3-й Белорусский фронт. В боях она уничтожила из снайперской винтовки 16 солдат противника, но вскоре у нее стало падать зрение. (слайд 30) Демобилизоваться Барамзина отказалась и переучилась на телефонистку.

22 и 23 июня 1944 года в боях у деревни Малое Морозово под сильным артиллерийским огнем ей пришлось 14 раз исправлять порванную телефонную связь.

5 июля 1944 года Татьяна Барамзина в составе 3-го стрелкового батальона 252-го стрелкового полка была направлена в тыл противника для захвата узла железной дороги. На марше возле деревни Пекалино батальон столкнулся с превосходящими силами противника. В завязавшемся бою Таня под огнем оказывала помощь раненым. Видя превосходство противника, она приказала раненым отступать в лес, а тем, кто не может — укрыться в блиндаже. Татьяна Барамзина отстреливалась до последнего патрона и уничтожила 20 вражеских солдат. Нацисты захватили блиндаж и расстреляли раненых из противотанкового ружья.

Ученик 7: Отрывок из стихотворения «Таня Барамзина» (слайд 31)

И ты с испугом на глазах

Бежала за германским строем.

В плен заточили без труда

Уже посмертного героя.

Пытали, резали ножом

И рвали Танины одежды,

Но стиснув зубы под замком,

Она убила их надежды.

Последний взгляд, в тревоге фраз,

Последний сердца стук и выдох.

Не отступила ты ни раз.

В твоих подсчётах нет ошибок.

Варьяна Дель

Ученик 6: Татьяну долго пытали: тело изрезали ножом, глаза выкололи, груди вырезали, в живот воткнули штык и добили выстрелом из противотанкового ружья в голову. Опознали ее только по остаткам обмундирования и по волосам.

24 марта 1945 г. ефрейтору Татьяне Николаевне Барамзиной посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель: В чем вы видите подвиг Татьяны Барамзиной? (ответы учащихся)

Учитель: Ребята, о каких героях Великой Отечественной войны вам еще известно? (возможные ответы учащихся: Федор Фалалеев, Нина Ульяненко, Зоя Космодемьянская, Иван Панфилов, Александр Матросов и т.д.)

Учитель: Ребята, о чем мы сегодня говорили? Давайте вспомним имена героев нашей удмуртской земли (ответы учащихся).

Ученик 8: Отрывок из поэмы Роберта Рождественского «Реквием» (сопровождение- видеоролик «Великая Отечественная война/Победа»)

...Помните! Через века, через года, -

помните!

О тех, кто уже не придет никогда, -

помните!

Люди! Покуда сердца стучатся, -

помните!

Какою ценой завоевано счастье, -

пожалуйста, помните!

Во все времена бессмертной земли

помните!

К мерцающим звездам ведя корабли, -

о погибших помните!

Встречайте трепетную весну,

люди земли.

Убейте войну, прокляните войну,

люди земли!

Мечту пронесите через года

и жизнью наполните!..

Но о тех, кто уже не придет никогда, -

заклинаем, - помните!

Роберт Рождественский

Учитель: Прошу всех встать. Почтим память всех погибших минутой молчания.

(минута молчания-слайд 32)

Учитель: 9 мая – это праздник, важный для каждого из нас. (слайд 33). Эту дату никогда не вычеркнут из истории, она останется навечно в календаре и в наших сердцах, и всегда будет напоминать о тех страшных годах и великой победе над фашизмом, победе, которая досталась благодаря доблести, героизму граждан Советского Союза, в том числе и наших земляков. Ребята, берегите в памяти героев, не забывайте тех, кто дал вам возможность жить в мире без войны! Спасибо за внимание!




Ссылки на использованные ресурсы:

1. http://izdania.unatlib.ru/heroes/ (информация о героях);

2. http://rupoem.ru/rozhdestvenskij/vechnaya-slava-geroyam.aspx («Реквием» Р. Рождественский);

3. https://www.youtube.com/watch?v=Tc6IUPo5Gxo (видео «Великая Отечественная война/Победа);

4. Фотографии героев из Википедии.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!