СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имена существительные общего рода

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по ФГОС.

схема «Фишбон»

 Суть дидактического приёма

«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу.

Просмотр содержимого документа
«Имена существительные общего рода»

Моге-Хурен Айланмаа Мартысовна

учитель высшей категории

русского и тувинского языков.

Класс:

6 в

Тема:

Имена существительные общего рода.

Тип урока:

урок усвоения новых знаний.

Методы работы:

частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности учащихся:

- Индивидуальная

- Парная

- коллективная.

Цель учителя:


познавательные: познакомить учащихся с понятием “общий род” у существительных;

практические: сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, в тексте, начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода.

развивающие: развивать умения детей самостоятельно получать знания; анализ, сопоставление, внимание;

воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения; положительные черты характера:

Планируемые результаты:

Предметные:


Знать:

- об именах существительных общего рода;

-распределять имена существительные на группы по родам;

-правильно составлять предложения с именами существительными мужского и женского рода;

-распознавать существительные общего рода, соотносить их с определенной группой;

Метапредметные:


-различать род имен существительных и обосновать свое мнение.

Коммуникативные: формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога.

Регулятивные: выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста-описания.

Личностные: интерес к изучению языка; способность к самооценке.

Оборудование: 

компьютер, экран, презентация по теме, карточки

- схема «Фишбон»

Суть дидактического приёма

«Фишбоун» («рыбья кость», «рыбий скелет») – упрощённое название метода японского учёного Каору Исикавы. Эта графическая техника представления информации позволяет образно продемонстрировать ход анализа какого-либо явления через выделение проблемы, выяснение её причин и подтверждающих фактов и формулировку вывода по вопросу.

В процессе составления «рыбьего скелета» ученики:

  • учатся работать в группе или парах;

  • визуализируют причинно-следственные связи;

  • ранжируют различные факторы по их значимости;

  • развивают способность критически мыслить;

  • обучаются давать оценку явлениям действительности.

Ход урока

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

(Психологический настрой на работу).

-Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок.

- Кто сегодня рано встал, поднимите руки. Молодцы!

Как гласит старинная русская пословица «Кто рано встает, тому бог подает», а смысл выражения заключается не во времени, а в трудолюбии, количестве выполненных дел.

Сегодня у нас необычный урок. Во время урока будем употреблять слова, которые выражают черты характера человека. Я желаю вам, ребята, хорошей плодотворной работы на уроке. А также желаю вам и нашим гостям хорошего настроения.1 мин


2. Актуализация знаний. Повторение

- Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

- Что было задано на дом? Есть вопросы по домашней работе?

- Откройте, пожалуйста, тетради и запишите сегодняшнее число.

- Для темы сегодняшнего урока, оставьте место.

- Скажите, ребята, сколько родов имеется в русском языке?

- Действительно, в русском языке, в отличие от английского, тувинского, турецкого, где нет деления по родам, существительные относятся к одному из трех родов.

3. Коллективная работа.

Распределительный диктант (работа в тетради).

Задание: распределите имена существительные по родам.

Салями, книга, пальто, колибри, стол, окно, умница, обжора.


4. Парная работа.

- поменяйтесь тетрадями, цветными карандашами поставьте оценки за работу.

1. Назовите существительные мужского рода. Почему существительное колибри мужского рода?

2. Назовите существительные женского рода. Почему салями женского рода?

3. Назовите существительные среднего рода. Молодцы!


5. Задания для определения новой темы. (слайд)

- Прочитайте. Определите род данных существительных: умница, Саша

- Почему у вас появились трудности в определении рода данных существительных?

- Чтобы, правильно определить, род данных существительных выполним письменную работу (работа у доски)

Карточка №1

Задание:

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Во втором предложении употребите глагол прошедшего времени.

3. Подчеркните грамматическую основу предложения.

4. Объясните постановку тире в предложении.

Саша – больш… умница. Он … пятерку.

- В данном предложении существительное умница кого характеризует. Мальчика или девочку?

Мальчика, а значит существительное умница мужского рода.

- Какие части речи помогли определить род у существительного умница? (прилагательное, местоимение, глагол в прошедшем времени)

Карточка №2 (у доски)

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Во втором предложении употребите глагол прошедшего времени.

2.Подчеркните грамматическую основу предложения.

3. Объясните постановку тире в предложении.

Саша – больш… умница. Она … маме.

- В данном предложении существительное умница кого характеризует?

Девочку, а значит существительное умница женского рода.

- Какие части речи помогли определить род у существительного умница? (прилагательное, глагол прошедшего времени

Исходя из примеров делаем вывод.

- Существительные умница, Саша употребляются в каком роде? (мужском и женском роде)

- Какие части речи помогли определить род у этих существительных?


6. Работа с учебником.

- откройте 145страницу учебника, прочитайте, пожалуйста, правило.

- О каких существительных сегодня будем говорить на уроке?

Запишите тему, где оставили свободное место. Имена существительные общего рода.


7. Объяснение новой темы.

- Сейчас, цветным карандашом напишите вопрос о том, что хотите узнать из этой темы.

Вопрос, который вы поставили, является проблемой нашей темы. (для кругозора детей)

Решаем проблему темы при помощи схемы, которая называется «Фиш боун», это диаграмма в форме рыбьего скелета. Схему придумал японский профессор под именем Ишикава.

Голова рыбы – это проблема нашей темы «Что хочу знать?»

На косточках схемы записываем примеры.

Хвост – выводы, которые мы доказали.

1. Коллективная работа.

- Для следующей работы у доски нужен помощник, он ваши ответы вставляет в схему, распределяя на две группы.

Карточка №1.

Задание: Составить кроссворд. Угадать слово по лексическому значению.

1.Любящий много поспать человек (соня)

2.Человек, который много работает (работяга)

3.Часть речи, которая называет предметы (существительное)

4.Как называем умного человека? (умница)

5.Тот, кто совершает злодеяния (злодей)

6.Обидчивый, чувствительный человек (недотрога)

7.Человек, который много ест (обжора)

8.Малообразованный человек (невежда)

- Какое слово мы получили, ребята? (общий род)

-Какие существительные имеем в схеме? (существительные общего рода)

-Мы можем определить род у существительных общего рода?

-Какие слова или части речи помогают определить род у существительных общего рода?

- Почему существительные общего рода разделили на две группы?

Вывод: Существительные общего рода служат для экспрессивной, т.е эмоциональной характеристики человека. И употребляются преимущественно в разговорном стиле речи



Отрицательные

соня злодей недотрога обжора



Вывод



работяга умница



Положительные

8. Физминутка.

9. Закрепление темы.

1. Работа с карточками по рядам.

1 ряд. Задание: Прочитайте, выполните письменно.

- в отрывках из басен Ивана Крылова найдите существительное общего рода, выписать с определяемым словом и указать их род.

Басня «Камень и червяк»

Как расшумелся! Какой невежа»- про дождик говорит на ниве Камень лежа.

- Кто невежа, кому обращены слова Камня?

Ответ: Какой невежа, это Дождик, а значит существительное в мужском роде.

- Кто такой невежа? Есть слово невежда? Их нельзя путать.

Словарная работа.

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Невежда - малообразованный человек.


2 ряд. Задание:

- Объяснить значение пословицы.

- В пословицах народов мира найдите существительное общего рода, выписать с определяемым словом и указать их род.

Моя тетка-трещотка (слово искл), она узнает весь мир. (азербайджанская посллвица)

Словарная работа.

Трещотка - это русский народный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.

- Почему так говорят, знаете? Смысл выражения заключается, в том, когда кто-то громко, без умолку разговаривает, трещит.

Нож не разбирает, что резал, обжора не замечает что ел (тувинская пословица).

Ответ: Моя тетка-трещотка, а значит существительное женского рода. Обжора ел, а значит существительное мужского рода.


3 ряд. Отгадайте загадку.

- Найти в загадке существительное общего рода, выписать с определяемым словом.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной. (еж)

- Кто недотрога?

Ответ: Недотрога- это сердитый еж , а значит мужского рода.

Словарная работа.

Недотрога - обидчивый, чрезмерно щепетильный человек.

- Какие части речи в примерах помогли вам определить род существительных общего рода? Сделайте вывод.

Вывод: Имена прилагательные, местоимение, глагол в прошедшем времени согласуются с существительным или в мужском или в женском роде.

- Существительные общего рода чаще встречаются в каких жанрах? (баснях, пословицах, загадках).

- С какой целью они употребляются? (Они употребляются для того, чтобы дать точную, ясную характеристику герою).

2. Работа с учебником. Упражнение 277. Сделайте вывод.


10. Рефлексия.

- Что вы узнали о существительных общего рода?

-Почему именно в баснях много существительных общего рода?

Задание. Продолжить правило. Вместо точек вставить правильное слово.

1. Глагол–сказуемое в … времени при таком подлежащем-существительном ставится в … роде, если речь идёт о мужчине, и в … роде, если речь идёт о женщине.

2. Определение–прилагательное с таким существительным согласуется всегда в … роде.


11. Домашнее задание:

- Выучить правило.

- Написать мини-сочинение «Мой друг», используя существительные общего рода.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!