СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"ИКТ на уроках физической культуры и в неурочное время"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочу поделиться своим опытом по теме «Использование ИКТ на уроках физической культуры и в неурочное время».

«Наибольшее  значение имеет не  то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования»

Буду вам признательна за активное участие. В ходе проведения данного мастер – класса будут представлены только фрагменты, отражающие применение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в процессе урока и не только. Я постараемся построить работу так, чтобы вы получили практические советы и подсказки, как эффективно применять ИКТ   

Просмотр содержимого документа
«"ИКТ на уроках физической культуры и в неурочное время"»

Слайд 1 Сегодня мы собрались с вами на семинар, чтобы поделиться своим опытом по теме «Использование ИКТ на уроках физической культуры и в неурочное время».

«Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования»

Буду вам признательна за активное участие. В ходе проведения данного мастер – класса будут представлены только фрагменты, отражающие применение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в процессе урока и не только. Я постараемся построить работу так, чтобы вы получили практические советы и подсказки, как эффективно применять ИКТ

Слайд 2 Цель мастер- класса: Повышение эффективности обучения через использование ИКТ в учебном процессе и в неурочное время.

Слайд 3 Задачи сегодняшнего мастер- класса:

1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению ИКТ в работе учителей физической культуры школы № 100».

2. Познакомить с особенностями, назначением и местом на занятии ИКТ, а так же возможные варианты применения на уроке.

3. Показать практическую значимость ИКТ для организации работы.

4. Вызвать желание применять ИКТ в работе с учащимися на уроках.

Слайд 4 Прогнозируемый результат мастер – класса:

- Расширение знаний о возможностях использования ИКТ.

- Получение учителями представления о разнообразии и возможностях применения на уроках существующих средств ИКТ и оборудования.

- Активизация внедрения в учебный процесс преподавателя современных цифровых учебных продуктов, современных программных средств.

ХОД мастер-класса:

Слайд 5 Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность.

Бернард Шоу

Слайд 6 Естественно, всегда возникает вопрос  «Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры?» И разве это совместимо? Ведь урок физической культуры – это в первую очередь развитие двигательной активности ребят, их выносливости и во многом формирование физического здоровья подрастающего поколения.

Возможно ли эффективное применение ИКТ?

Сегодня, в рамках введения ФГОС каждый учитель на себе уже в полной мере ощущает необходимость изменять свою привычную деятельность на деятельность, которая будет развивать не только ученика, но и самого учителя, как в рамках предмета, так и за его границами.

Слайд 7. Одним из приоритетных направлений работы учителей физической культуры нашей школы является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. Теперь для меня совершенно очевидно, что без ИКТ, конечно, можно обойтись, но нежелательно.

Слайд 8  Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, делают его интереснее, и, как следствие, повышается уровень обученности учащихся. С помощью ИКТ можно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

Слайд 9 Исходя из своего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры, внеклассных занятий, занятий дополнительного образования необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Использование Интернет ресурсов, включение в процесс обучения аудио, и видео средств, позволяет реализовать не только принцип наглядности, но и значительно повышает интерес к учёбе. Музыка на уроке физической культуры является необходимым элементом в развитии у учащихся чувства ритма и пластики. Использование компьютера позволяет выстраивать музыкальные композиции в нужной для данного урока последовательности, планировать хронометраж их проигрывания. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Приложение 1 (видео - урок)

Слайд 10  Информационные коммуникационные технологии могут использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН, применяться на уроках всех типов, а также в комбинированном уроке на всех его этапах и во внеурочное время.

Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках

Тип урока

Варианты использования ИКТ на различных этапах урока

Урок усвоения новых знаний

Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты). Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами

Урок усвоения навыков и умений -

Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты). Допуск к работе: тестовый контроль. Практическая работа: в среде MS Excel

Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа

Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, творческие задания, сбор информации

Урок усвоения новых знаний – виртуальная экскурсия

Виртуальное путешествие по странам, где проводились олимпийские игры и т.д. Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии

Урок обобщения, систематизации

Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).

Урок контроля и коррекции

Тестовые программы, электронные дидактические материалы.


Слайд 11  С 2000 года проводим тесты спортивно - оздоровительной программы «Президентские состязания». Как мы знаем, цель этой программы: выявление общего уровня физической подготовленности у каждого учащегося, повышение уровня здоровья через привлечение школьников к регулярным занятиям физическими упражнениями. Предлагается проведение тестов в начале и в конце учебного года, что даёт возможность мониторинга, замера и получения анализа результатов. Это позволяет каждому учащемуся и, что не менее важно, родителям проследить рост уровня физической кондиции. В школе 783 ученика. Оперативность обработки мы решили при помощи компьютера с использованием электронной таблицы Excel. Применение компьютера позволяет обработать результаты одного класса примерно за 5 минут. И ученики о результатах тестирования узнают уже в конце урока.

Приложение 2(тест – 1 класс; и т д.).

Участники мастер- класса заполняют тесты - смотрят, как можно быстро с помощью подобных тестов выполнять данную работу.

Слайд 12   Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам можно назвать создание мультимедийных презентаций, которые позволяют эффективно решить эту проблему. Электронная презентация – это логически связанная последовательность слайдов, объединённая одной тематикой и общими принципами оформления.

Целью презентации может быть:

актуализация знаний;

сопровождение объяснения учителем нового материала;

первичное закрепление знаний;

обобщение и систематизация знаний.

Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы. Наличие визуального ряда информации позволяет закрепить ее в памяти. (Приложение 3 - Презентация по древним олимпийским играм.)

Цель: Познакомить обучающихся с историей древних Олимпийских игр.- данный ресурс учащиеся, временно освобожденные от уроков физ- ры самостоятельно изучают на уроках. Потом я их опрашиваю, и они имеют возможность получить оценку.

Также в своей работе мы применяем электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся. ЭОР в обучении можно использовать по трем основным направлениям: в условиях классно-урочной системы (при подготовке учителя к уроку; непосредственно на уроке; при организации самостоятельной работы учащихся); при реализации современных педагогических технологий (обучение на основе игровых методов; метода проектов;); при использовании новых форм неурочных учебных занятий.

(Приложение 4- тест «Тактика игры в нападении») С учителями мы работаем с тестом - все вместе.

Материал «Тактика игры в баскетбол» нами используется в старших классах на уроках в середине изучения темы баскетбол. Среднестатистические ученики не являются профессионалами в этом виде спорта и допускают в ходе учебно-тренировочной игры множество ошибок. Варианты тактических заданий подбирались так, чтобы выявить наиболее часто встречающиеся ошибки в процессе игры и, по возможности, исправить их.

Обычно, материал подавался на двух уроках подряд, сначала в виде теста, а на следующем уроке производился разбор ошибок. После первого же урока у учеников появлялось понимание, что баскетбол это не просто бегание по залу с мячом, а серьезная игра, где работают не только ноги и руки, но и голова тоже. Нередко после прохождения материала приходилось слышать такие высказывания: «Я и не знал, что баскетбол это целая наука!»

Задания можно использовать как в виде контрольного, тестового материала, так и в качестве обучающего материала.

В первом случае перелистывание слайдов производится при помощи стрелок на клавиатуре или кликом мыши в произвольном месте слайда. Тогда на экран выводятся только сами вопросы и в конце правильные варианты ответов.

Во втором случае – следует нажимать на изображение мяча справа снизу слайда. Тогда будут выводиться ответы сразу с объяснением игрового момента, почему следует выбирать тот или иной номер ответа. Как вариант, можно работать в режиме теста, а в случае ошибки или неясности нажимать на мяч и включать объяснение игровой ситуации.

РЕКОМЕНДАЦИЯ. При использовании презентации в качестве обучения не торопитесь нажимать на мяч, выдержите 5-10 секунд, чтобы анимация полностью проигралась.

  Целесообразно применение на занятиях учебных видеофильмов

Такой иллюстративный материал учащиеся хорошо запоминают, анализируют, он позволяет отразить истинную картину действия.

Фрагменты фильмов можно использовать как для изучения теории в компьютерном классе, так и непосредственно в спортивном зале, проецируя изображение на большой экран. В основной школе закладываются основы техники  двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, прием волейбольного мяча, низкий старт в лёгкой атлетике и т.д.), формирование физических способностей, которые востребованы на всём протяжении обучения в школе. Главное на этом этапе – овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий. Для формирования правильных движений, особенно на начальном этапе обучения, учителю необходимо создать у ученика максимально полное представление о разучиваемой технике. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий по всем программам, учитель физической культуры должен быть очень хорошо подготовлен профессионально и выполнить показ техники физических упражнений лично. В ходе показа он также должен делать устные комментарии, фиксировать внимание учеников на ключевых элементах техники, объяснять биомеханические закономерности движений. Внимание обучаемых часто не успевает фиксироваться на быстрых элементах техники и, как правило, рассеивается из-за необходимости удерживать в поле зрения сразу несколько объектов наблюдения. Выпускник порой испытывает трудности в теории и методике обучения, стажист – возраст, болезни, а тут есть возможность показать то, что учитель не в состоянии уже показать.

Слайд 13 Просмотр школьниками техники двигательных действий спортсменов, создает базу для теоретических знаний, способствует развитию логического, образного мышления. В процессе обучения, показывая видеофрагмент, учитель получает возможность показывать исполнение техники двигательных действий в хорошем качестве для всего класса. Учитель использует наглядный эталон, обращая внимание на детали техники. При этом значительно сокращается время, которое тратит учитель на объяснение. В результате увеличивается моторная плотность урока, т. е. возрастает объем двигательной нагрузки на уроке. А это является основным признаком повышения его оздоровительного эффекта. Распоряжения учителя, направленные на корректировку движений, в случае возникновения ошибок, можно сопровождать наглядным пояснением, что позволит ученику выработать правильные мышечные ощущения и создать у себя оптимальный двигательный стереотип. Учитель, избавившись от необходимости выступать в качестве демонстратора свое основное внимание переключает на контроль качества исполнения приема техники. Так облегчается организация индивидуальной работы. В то время как учащиеся класса выполняют задание, учитель имеет возможность уделить отдельное внимание тому у кого движение не удается. Применение компьютерной наглядности позволяет учителю постоянно указывать на ключевые элементы техники и комментировать ученику, в каком из них он допускает ошибку. Если школьник понимает свои ошибки ему понятно к чему следует стремиться и за что он получает конкретную оценку. Сопоставляю эталонное исполнение с тем, что демонстрируют школьники, учитель может быстро выявить спортивную одаренность в конкретном виде спорта. Применение ИКТ на уроке физкультуры придаёт новизну и повышенный интерес учащихся, так как молодёжь увлекается новыми технологиями и вообще лучше показать видео, чем объяснять на пальцах.

Приложение 5 (Презентация - нападающий удар; ролик - Передача сверху - волейбол) - для ознакомления

Слайд 14   Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования.

Тесты могут использоваться на любом этапе обучения. Использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры, при подготовке к олимпиаде по предмету «физическая культура» позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Процесс тестирования с помощью компьютерной программы тестов, подготовленный нами, довольно прост для обучающихся и не требует специальных знаний. Компьютерные тексты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос дается 4 варианта ответа. Время, выделяемое на тест зависит от сложности вопросов и их количества и ограничивается 10 – 15 минутами. По окончании работы открывается окно результатов. В этом окне отображается оценка по пятибалльной системе. Выигрывает от этого не только учитель, такая компьютерная программа полезна, прежде всего, ученикам. Компьютер всегда непредвзят, это независимый эксперт. В компьютеризованном виде возможен вариант самообучения, идущий в 2 – 4 раза быстрее, чем при традиционном коллективном разборе результатов тестирования.
Приложение 6 (тесты по разделу легкая атлетика)

Учителя проходят тестирование

Слайд 15 работа с документами

Слайд 16 Игры представляют собой тестовые задания с переносом выбранных объектов или названий. Они позволяют закреплять полученные знания. Их можно использовать при фронтальной работе с группой, вызывая отдельных учащихся, наиболее эффективны при индивидуальной работе на персональных компьютерах.

Тест «Знаток физической культуры» (приложение 7)- выполняют все (вместе)

(приложение 8)- выполняют все вместе- делятся на команды и играют

Слайд 17 итоги

Слайд 18 Синквейн

На завершающем этапе нашего с вами сотрудничества прошу оценить нашу с вами работу с помощью приема критического мышления синквейн. Для этого обратите внимание на проектор. Данный прием подразумевает некое пятистишье

Синквейн — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога

  • Первая строка — одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. ( или местоимение), объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два прилагательных, выражающих главную мысль. (или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — три глагола или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — заключение одно слово -резюме в форме существительного (ассоциация с первым словом). характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна на тему форумов:

Форум (существительное, выражающее главную тему)

Шумный, интересный (два прилагательных, выражающих главную мысль)

Развлекает, развивает, веселит (три глагола, описывающие действия в рамках темы)

Хорошее место для знакомств (фраза, несущая определенный смысл)

Общение (заключение в форме существительного)

информационно-коммуникационные технологии

интеллектуальные, современные.

Изучают, внедряют, развивают,

компетенции современного учителя на работе

Прогресс!!!!!

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что использование информационных технологий на уроках физической культуры позволяет реализовать сразу несколько функций: мотивационную, информационно-обучающую и контролирующую.

Я хочу поблагодарить, участников мастер - класса и пожелать

творческих успехов в освоении цифровых образовательных ресурсов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!