Аксёнова Вера Александровна,
учитель русского языка и литературы,
председатель ШМО
ГБОУ школа "Тутти"
Центрального района
г. Санкт – Петербург
Роль медиа – инноваций в профессиональной деятельности учителя
Аннотация
Повышение качества образования в современных условиях невозможно без широкого применения медиа – технологий в деятельности учителя. Обладая целым рядом профессиональных качеств, современный педагог должен быть абсолютно компетентен в информационно – коммуникативной сфере. Внедрение в сферу образования ФГОС предполагает свободное владение учителем приемов и технологий медиа - культуры и умение учителем проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика с активным привлечением элементов медиа – образования. Таким образом, конкурентоспособность учителя напрямую зависит от уровня владения им современными образовательными технологиями и способностью реализоваться в медиа – пространстве.
Качественное изменение системы образования связывается в современных условиях с внедрением в работу учителя новейших педагогических технологий и, прежде всего, дающих возможность учителю свободно применять в своей педагогической деятельности возможности информационно – коммуникативных ресурсов. Успешность современного педагога тесно связана с ИКТ-компетентностью. В связи с этим задача педагога заключается в том, чтобы актуализировать возможности веб – среды.
ИКТ - компетентность учителя предполагает успешное освоение им современных средств информации и овладение информационными технологиями, а также постоянное повышение профессиональной компетенции по средствам свободной ориентации в медиа – пространстве. Свободное владение навыками работы в сетевом пространстве дает возможность учителю отвечать современным запросам.
Широкое приобщение деятельности учителя к современным информационно – коммуникативным технологиям заключается в освоении им различных возможностей использования интернет – ресурсов в собственной работе, а также формировании эффективной профессиональной веб – среды, способствующей обмену опытом и общению учителей по средствам интернет – ресурсов.
В современных условиях ИКТ – компетентность педагога предполагает владение им следующих умений:
Владение технологиями, ориентированными на формирование эффективной профессиональной деятельности преподавателя
Владение методами эффективной самопрезентации в сетевом образовательном пространстве
Владение технологиями развития образовательного процесса
Знакомство с основами профессиональной сетевой этики и культуры
Современный учитель должен выстраивать стратегию педагогического общения в сетевом педагогическом пространстве и определять для себя актуальные и уникальные возможности того или иного образовательного сайта.
Интернет – ресурсы в значительной степени способствуют развитию информационного пространства образовательного процесса. Ставь неотъемлемой частью современной реалии без медиа – пространства уже сложно представить саму сферу обучения. Учитель открыл новые возможности, чем вывел традиционный урок на качественно новый уровень. Ведь интернет обеспечивает учителю свободный доступ к учебным материалам: методическим разработкам, конспектам, планам, программам, презентациям, сценариям внеклассных мероприятий, диагностическому и наглядному материалу.
И речь идет не только о возможном быстром поиске информации и, соответственно, оперативной презентации информации на уроках, т. к. множество образовательных и профессиональных педагогических сайтов, порталов, сетевых сообществ, образовательных журналов, учительских блогов и т.п. – это наиболее удобный инструмент представления т.н. гуманитарного продукта. Сетевое образовательное пространство – презентационная площадка современного педагога, аккумулирующая его личный педагогический опыт через публикации, портфолио, участие в педагогических конференциях, форумах, веб – семинарах, мастер – классах. Именно в сети интернет учитель может легко получить информацию о мероприятиях, стать участником конкурсов и олимпиад, принять участие в исследовательских проектах. Все это, безусловно, способствует повышению собственного квалификационного уровня учителя и знакомит его с научно – исследовательскими достижениями современной педагогики. Живое сетевое общение, быстрый обмен информацией и мнениями, возможность получить консультацию по волнующим вопросам способствует знакомству с передовыми идеями своих коллег и приобщению учителя к профессиональной корпоративной среде.
В конечном счете применение учителем информационно-коммуникационных технологий позволяет существенно повысить интерес учащихся к учебным предметам, их активность и улучшить качество знаний учеников.
В развитии медио - инноваций в последнее время значительную роль играют интерактивные методы обучения. В условиях пандемии наиболее успешно себя зарекомендовали технологии дистанционного образования. Оказалось, что дистанционное образование легко встраивается в систему современного обучения и является одной из наиболее востребованных в современном образовательном процессе. Прежде всего, дистанционное обучение дает возможность не прерывать учебный процесс, а продолжать его в условиях удаленного режима в виде видеоуроков, конференции и консультаций, например, на платформах Zoom и Skype. Современную действительность уже невозможно представить без интернета, а, следовательно, без телекоммуникационных каналов Mail. Ru, Yandex, Googie, WhatsApp и др., дающих возможность воспользоваться электронной почтой, переслать не только текстовую информацию, но и аудио – и видеоматериалы. Также учитель всегда имеет возможность проконтролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов, например, в системе Российской электронной школы (https://resh. edu.ru). Элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся, например, при работе над учебными проектами, презентациями, созданиями видеороликов, аудиозаписей, например, в программах PowerPoint, ФотоШоуPRO, MovaviVideoEditon и др.
Дистанционное образование психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов.
Таким образом, основными условиями развития ИКТ – составляющей современного образовательного процесса будет беспрепятственная коммуникация и свободный доступ участников интернет – обществе, повышение квалификации учителей школ в области новых информационных и педагогических технологий, поддержку мероприятий, укрепляющих взаимосвязи образовательного интернет – пространства с многочисленными контекстами общества, общественными структурами.
Современный учитель должен активно использовать возможности новых коммуникативно-информационных технологий в образовательном процессе, так как широкое применение медиа – инноваций значительно повышает профессиональную компетентность современного педагога, повышает его конкурентоспособность в условиях новой образовательной системы.
Литература:
Абалуев, Р.Н., Астафьева Н.Г., и др. Интернет-технологии в образовании: Учебно-методическое пособие. Ч.3. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2012.
Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Дидактические модели проведения уроков с применением Интернет-технологий и мультимедиа средств // Открытое и дистанционное образование. – 2004. – № 3
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006