СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Иконопись как язык христианства

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована для работы на уроках литературы, музыки и мхк.

Просмотр содержимого документа
«Иконопись как язык христианства»

Иконопись как язык христианства

Иконопись как язык христианства

Иконопись – изображение ликов святых – занимает определенную нишу в истории живописи. Это очень сложное, глубокое искусство, зарождение которого связано с возникновением христианства.  Иконы  – многогранное произведение искусства, они являются не только духовными символами, но и свидетельством о том, насколько глубокой может быть живопись. В каждом таком произведении заложен психологический и духовный смысл, выраженный посредством изображения.

Иконопись – изображение ликов святых – занимает определенную нишу в истории живописи. Это очень сложное, глубокое искусство, зарождение которого связано с возникновением христианства. Иконы  – многогранное произведение искусства, они являются не только духовными символами, но и свидетельством о том, насколько глубокой может быть живопись. В каждом таком произведении заложен психологический и духовный смысл, выраженный посредством изображения.

Значение цвета в иконе Икону принято называть «окном в горний мир», именно поэтому в ней нет и не может быть ничего случайного – каждый предмет, жест изображённого святого и цветовой оттенок несут глубокий символизм. Несмотря на то, что строгих рамок в использовании цветов не существует, всё же за столетия сложились определенные каноны, в пределах которых обычно укладывается цветовая гамма. В иконописи существует цветовая иерархия. Здесь приняты определённые цвета, каждый из которых несёт сакральный смысл. Наделяя образ цветом, художник вводит в него «софийную мудрость», раскрывая глубину содержания. Господствующим цветом в иконописи признан золотой  как символ Божьего присутствия, символа благодати, поэтому его применяют для создания фона и для изображения нимбов над головами святых. Этот цвет можно увидеть также на одеждах Спасителя, Богоматери и святых, крыльях ангелов. Его используют для ассистов – штрихов, изображающих золотые лучи – нетварный Божественный свет. Нередко золото заменяют на жёлтую или охристо-жёлтую краски, несущие тот же смысл.

Значение цвета в иконе

Икону принято называть «окном в горний мир», именно поэтому в ней нет и не может быть ничего случайного – каждый предмет, жест изображённого святого и цветовой оттенок несут глубокий символизм. Несмотря на то, что строгих рамок в использовании цветов не существует, всё же за столетия сложились определенные каноны, в пределах которых обычно укладывается цветовая гамма.

В иконописи существует цветовая иерархия. Здесь приняты определённые цвета, каждый из которых несёт сакральный смысл. Наделяя образ цветом, художник вводит в него «софийную мудрость», раскрывая глубину содержания.

Господствующим цветом в иконописи признан золотой  как символ Божьего присутствия, символа благодати, поэтому его применяют для создания фона и для изображения нимбов над головами святых.

Этот цвет можно увидеть также на одеждах Спасителя, Богоматери и святых, крыльях ангелов. Его используют для ассистов – штрихов, изображающих золотые лучи – нетварный Божественный свет. Нередко золото заменяют на жёлтую или охристо-жёлтую краски, несущие тот же смысл.

Второй по иерархии – белый цвет. К нему обращаются, чтобы подчеркнуть незапятнанность, простоту и святость иконописного персонажа. Так изображают праведников – добрых и честных людей, а также чистые души, перешедшие в Вечность. Например, на иконе «Успения Богородицы» Её Божественный Сын принимает в руки ребёнка, завёрнутого в белые пелены – душу Пречистой Девы.
  • Второй по иерархии – белый цвет. К нему обращаются, чтобы подчеркнуть незапятнанность, простоту и святость иконописного персонажа. Так изображают праведников – добрых и честных людей, а также чистые души, перешедшие в Вечность. Например, на иконе «Успения Богородицы» Её Божественный Сын принимает в руки ребёнка, завёрнутого в белые пелены – душу Пречистой Девы.
Синь означает безбрежность Неба, стремление к Богу, а также мудрость, откровение и сокровенность. Именно поэтому голубым и синим окрашивают одежды Спасителя и апостолов. Однако в первую очередь это Богородичные оттенки. Фоны храмовых росписей, посвящённые Богоматери, всегда содержат голубой цвет, как и Её одеяния.
  • Синь означает безбрежность Неба, стремление к Богу, а также мудрость, откровение и сокровенность. Именно поэтому голубым и синим окрашивают одежды Спасителя и апостолов. Однако в первую очередь это Богородичные оттенки. Фоны храмовых росписей, посвящённые Богоматери, всегда содержат голубой цвет, как и Её одеяния.
Зелень – цвет жизни, вечного обновления. Он присутствует на иконах в изображениях деревьев, виноградных листьев, травы, в противовес коричневому, напоминающему о бренности и тленности всего земного. Коричневым окрашены голые холмы, бесплодные земли. Вместе с тем этот цвет – символ отречения от мира и смирения. Поэтому одежда отшельников, затворников и странников имеет коричневые оттенки.
  • Зелень – цвет жизни, вечного обновления. Он присутствует на иконах в изображениях деревьев, виноградных листьев, травы, в противовес коричневому, напоминающему о бренности и тленности всего земного.
  • Коричневым окрашены голые холмы, бесплодные земли. Вместе с тем этот цвет – символ отречения от мира и смирения. Поэтому одежда отшельников, затворников и странников имеет коричневые оттенки.
Загадочный чёрный присутствует в иконе довольно редко. К нему прибегают для изображения могилы, пещеры. В сущности, чёрный – это отсутствие всякого света, поэтому он символизирует также Космос, глубину Вселенной. Черные одежды монахов обозначают отказ от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
  • Загадочный чёрный присутствует в иконе довольно редко. К нему прибегают для изображения могилы, пещеры. В сущности, чёрный – это отсутствие всякого света, поэтому он символизирует также Космос, глубину Вселенной. Черные одежды монахов обозначают отказ от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Обратная перспектива в иконописи Есть много понятий о том, что иконы полагаются на то, что называется «обратная перспектива», которая теоретически открывает пространство иконы так, что «зритель является частью иконы» или «Бог в иконе смотрит на зрителя», или «икона смотрит на зрителя, а не зритель смотрит на икону». Проще говоря, естественная, линейная перспектива означает, что если мы смотрим на прямую дорогу, рассматривая обе стороны дороги как линии, то чем дальше от нас эта дорога становится, тем ближе линии будут друг к другу, пока, наконец, на горизонте они не встретятся, образуя очень удлиненную «V» с широкой стороной к нам и узкой — от нас. Мы можем представить себе такую дорогу, нарисованную на плоской доске. Обратная перспектива как раз наоборот. В ней, если бы мы посмотрели на эту дорогу, снова нарисованную на плоской доске, ее стороны расширялись бы от нас.

Обратная перспектива в иконописи

  • Есть много понятий о том, что иконы полагаются на то, что называется «обратная перспектива», которая теоретически открывает пространство иконы так, что «зритель является частью иконы» или «Бог в иконе смотрит на зрителя», или «икона смотрит на зрителя, а не зритель смотрит на икону».
  • Проще говоря, естественная, линейная перспектива означает, что если мы смотрим на прямую дорогу, рассматривая обе стороны дороги как линии, то чем дальше от нас эта дорога становится, тем ближе линии будут друг к другу, пока, наконец, на горизонте они не встретятся, образуя очень удлиненную «V» с широкой стороной к нам и узкой — от нас. Мы можем представить себе такую дорогу, нарисованную на плоской доске.
  • Обратная перспектива как раз наоборот. В ней, если бы мы посмотрели на эту дорогу, снова нарисованную на плоской доске, ее стороны расширялись бы от нас.
Мы часто находим, особенно в иконах до 17-го века, что плоские поверхности, такие как столы, подножки и крыши «наклонены» к зрителю — задняя сторона поднята выше, чем передняя, а иногда задняя сторона будет шире, чем передняя, вопреки нормальной перспективе. Прием этот имеет глубоко символический смысл. Стоя перед иконой человек понимает, что линии горизонта нет и пространство бесконечно. Изображение в глубине не становиться меньше, предметы как будто открываются взору со всех сторон, а линии сходятся к стоящему перед иконой, то есть к той точке, с которой символически открывается путь в вечность. Так создается в иконе “обратная перспектива”.
  • Мы часто находим, особенно в иконах до 17-го века, что плоские поверхности, такие как столы, подножки и крыши «наклонены» к зрителю — задняя сторона поднята выше, чем передняя, а иногда задняя сторона будет шире, чем передняя, вопреки нормальной перспективе.
  • Прием этот имеет глубоко символический смысл. Стоя перед иконой человек понимает, что линии горизонта нет и пространство бесконечно. Изображение в глубине не становиться меньше, предметы как будто открываются взору со всех сторон, а линии сходятся к стоящему перед иконой, то есть к той точке, с которой символически открывается путь в вечность. Так создается в иконе “обратная перспектива”.
Символизм в иконе С помощью специальных символов художники-иконописцы вкладывали особый смысл в произведения. Такие символы были близки и понятны простым людям. Например: Голубица, держащая во рту ветвь - символ мира и Божией милости Гора олицетворяет духовно-нравственное восхождение человека. 

Символизм в иконе

С помощью специальных символов художники-иконописцы вкладывали особый смысл в произведения. Такие символы были близки и понятны простым людям. Например:

Голубица, держащая во рту ветвь - символ мира и Божией милости

Гора олицетворяет духовно-нравственное восхождение человека. 

Дуб символизирует дерево жизни Книга, с которой изображаются святые, это Евангелие – Книга Жизни. 

Дуб символизирует дерево жизни

Книга, с которой изображаются святые, это Евангелие – Книга Жизни. 

Копье в руках святого означает победу над темными силами.  Лестница - символ духовного восхождения и устремления к Богу.

Копье в руках святого означает победу над темными силами. 

Лестница - символ духовного восхождения и устремления к Богу.

Указующий перст десницы, нисходящей с неба - Божественный промысел. Пещера, изображаемая черными красками, часто символизирует преисподнюю.

Указующий перст десницы, нисходящей с неба - Божественный промысел.

Пещера, изображаемая черными красками, часто символизирует преисподнюю.

Складки Складки в одеянии – очень важная деталь. Именно по характеру расположения складок можно понять, к какому веку относится та или иная икона. В VIII – XIV веках складки изображались мелкими и частыми. Это указывает на духовные переживания и отсутствие духовного спокойствия у православных того времени. А начиная с XV – XVI веков, складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Они символизируют духовную силу и стремление к укреплению веры.

Складки

Складки в одеянии – очень важная деталь. Именно по характеру расположения складок можно понять, к какому веку относится та или иная икона.

В VIII – XIV веках складки изображались мелкими и частыми. Это указывает на духовные переживания и отсутствие духовного спокойствия у православных того времени.

А начиная с XV – XVI веков, складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Они символизируют духовную силу и стремление к укреплению веры.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!