СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры со звуками и словами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если педагоги устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса.

Чаще всего, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа педагогической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения.

Постановка звука – это кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, а автоматизация звуков – тесное сотрудничество логопеда, ребенка и педагога. Параллельно автоматизации звуков вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью.

Сегодня я предложу вам игровые задания и упражнения, игры, направленные на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью. Могут выполняться не только в условиях группы, но и на прогулке.

Но перед тем, как начать работу по автоматизации звуков вы должны запомнить некоторые правила:

 

  • Систематичность: Занятия должны быть систематическими, т.к. так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения;

 

  • Время: старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 15-20 минут;

 

  • Поддержка: ребёнок нуждается в похвале, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты - «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;

 

  • Задания: инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова. Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать.

 

В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!

 

Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности:

  • от проговаривания звука в слогах,
  • затем в словах
  • в предложениях
  • и в самостоятельной речи

 

Автоматизация звука в слогах

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов.

  1. «Кнопочки»

Ребёнок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбку, цветок и т.д.). Сколько кнопочек – столько повторов

  1. Песочные часы

Ребёнок проговаривает речевой материал на закрепляемый звук, пока течёт песок в часах (1 или 3 минуты).

3.“Раз – шажок, два – шажок…”

  • Ребёнок указательным и средним пальцами шагает по нарисованным кружочкам, цветочкам, листочкам, проговаривая отрывисто нужный звук. (Можно использовать пальчиковый тренажёр «Твистер»).
  • Пальчики шагают по отверстиям по выложенным дорожкам из мелких камней, ракушек и т.п.
  • На пальчики надевают штампики. Ребёнок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук.

 

4.«Лабиринт»

 

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребёнок проводит пальчиком, проговаривая слоговые ряды. «Поднимись на горку»: поднимаемся на горку вверх – громко, чётко произносим слог, спускаемся вниз – тихо, шёпотом, чётко артикулируя звуки.

 

5.«Пальчики здороваются»

Ребёнок поочередно соединяет пальчики обеих рук, начиная с мизинцев, произнося при этом нужный звук или слог. Затем можно начать с больших пальцев и произносить другой слог. Или поочередно прикасаться большим пальцем к указательному, среднему, безымянному, мизинцу одной руки, произнося звук или слог.

 

Автоматизация звука в слове

  1. «Улиточка»

Ребёнок проговаривает изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки. Следить за чётким, правильным произношением звука. Например, закрепление звука [Р]: чётко называть картинки, спрятавшиеся в домике улитки. Какой звук часто встречается в названии этих картинок?

Игры с мячом на автоматизацию звука в слове:

 

  1. Игра «Волшебная палочка»

Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый звук в этих словах на автоматизируемый. Например, на звук Ш: тапки-шапки, жаль-шаль, губы-шубы, майка-шайка, мыло-шило, фланг-шланг, мах-шах.

 

 

 

 

  1.  «Назови ласково».

Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - …, угол - …, и др.

 

  1. «Звуковой домик»

Предлагается ряд картинок на заданный звук (звук стоит в начале, в середине, в конце слова). Ребенку необходимо положить картинку в нужное окошко, проговаривая слова со сложным звуком. Позиция звука в слове графически обозначена.

Например, звук «Л»: луна (звук стоит в начале слова-первое окошко), колос (середина слова- второе окошко), осёл (конец слова- третье окошко),

  1. «Слово – шаг»

Когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

  1. «Звуковая дорожка»

Пройти (проехать) по дорожке, на которой находится автоматизированный звук. (Повторяются слова по картинкам).

 

Автоматизация звука в предложении

  1. «Исправь предложения» 

Ребенку предлагается ряд предложений со смысловой ошибкой. Необходимо исправить ошибки, проговаривая предложения с трудным звуком.

  1. «Составь предложения по картинкам» 

Предлагается картинка. Ребенку нужно придумать простое предложение с трудным звуком.

  1. «Исправь ошибки художника» 

Предлагается картинки с графически изображенными ошибками» Ребенок проговаривает каждую ошибку с заданным трудным звуком. Ошибки в картинках идут по сериям (на свистящие, шипящие, соноры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Игры со звуками и словами»

СЛОВАРИК:

Слуховое внимание – умение определять на слух звучание и его направление.

Фонема– звук, умение различать каждый звук в слове.

Фонематический слух – способность различать и узнавать фонемы в словах (д, о, м), понимать

смысл слов.

Фонематическое восприятие – умственные действия по различению фонем и установление звуковой структуры слова: кит

к` - мяг., согл. звук,

и – глас. звук,

т – твёр., согл. звук;

первый звук – к`, второй – и, третий – т.


Дети 5-7 лет могут:

1. Определять короткие и длинные слова (сравнивать слова по количеству звуков).

2. Делить слова по слогам.

3. Определять место звука в слове (начало, середина, конец).

4. Придумывать слова на заданный звук, слог.

5. Выделять звуки из слова, то есть определять наличие звука в слове (есть такой звук в слове или нет).

6.Анализировать звуковой состав слова.

7. Давать характеристику звуков:

– гласный звук, обозначаем красной фишкой;

– твёрдый звук, согласный, обозначаем синей фишкой;

– мягкий звук, согласный, обозначаем зелёной фишкой.

8.Составлять и анализировать предложения: Карандаш упал под стол. В предложении 4 слова.

Первое слово – карандаш;

Второе слово – упал;

Третье слово – под (короткое слово);

Четвёртое слово – стол.

9. Владеть понятием «звук», «слог», «слово», «предложение».


Что даёт в развитии фонематического слуха и восприятия у ребёнка дошкольного возраста:


* Помогает ребёнка подготовительной к школе группе подготовит «базу» к непосредственно –образовательной деятельности «Подготовка детей к обучению грамоте».


* Воспитывается особая чуткость к звучанию слова и в школе дети будут практически избавлены от наиболее распространённых ошибок первоклассников:

– Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик»,

«удюг» вместо «утюг»).

– Замены мягких согласных соответствующими твёрдыми и наоборот («ден» вместо «день», «клюмба» вместо «клумба»).

– Замена свистящих звуков [С],[З],[Ц] шипящими [Ш],[Ж],[Щ],[Ч] («сапка» вместо «шапка», «сапля» вместо «цапля»).

– Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных [Р],[Р`],[Л],[Л`],[Й] («глачи» вместо «грачи», «гойка» вместо «горка»).


* Недостаточно сформирована грамматическая сторона речи (неправильное написание суффиксов, приставок, слитное написание падежных инструкций, словообразование).


* Дети не застревают на этапе слогового чтения, быстро и без особых усилий переходят к сложному чтения целыми словами.

Игры на развитие фонематического слуха

и восприятия


Цель: Развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.

Если услышите заданный звук, поднимите руку (хлопните в ладоши). Например, звук [Р]:

л, р, в, р, з; ла, за, ра, мо, ры; стол, рука, лютик.


Игра «Назови картинки».

Цель: Учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинке.

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук [Ш]. Например, картинки (можно игрушки): мышь, машина, банка, шапка, банан и т. д.


Игра «Придумай слово».

Цель: Учить подбирать слова на заданный звук, слог.

Придумай слово, имя мальчика (девочки) и т.д. на заданный звук [С], слог МА и т.д.


Игра «Назови первый звук в слове».

Цель: Учить выделять первый звук в слове.

Назови предметы на картинках и выдели только первый звук в слове. Например: кот – [К], иголка – [И].

Игра «Назови последний звук в слове».

Цель: Учить выделять последний звук в слове.

Назови предметы, изображённые на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом – [М], слон – [н].


Игра «Прохлопай слово».

Цель: Учить делить слова на слоги.

Прохлопай слово и назови количество слогов в слове

(можно потом с усложнением – назови каждый слог в слове). Например,: собака – 3 слога.

Правило: сколько гласных звуков столько и слогов.

Игра «Найди пару».

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.

Ребёнку предлагаются парные картинки: коза – коса, мишка – мышка, мак – рак, дом – дым, миска – мишка, люк – лук, галка – галька и т.д. Раздаются картинки, по очереди называют свою картинку, выигрывает тот, кто назовёт пару той или иной картинке.


Игра «Найди слово».

Цель: Научить находить слова с заданным звуком при прослушивании стихотворного текста.

Взрослый предлагается прослушать стихотворение, (либо короткий рассказ), где есть слова со звуком [С]. Ребёнку нужно назвать слова со звуком [С].

Игра «Разложить картинки».

Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.

Ребёнку предлагается разложить картинки (игрушки) на звуки [С] – [Ш], [З] – [З`].


Игра «Добавлялки».

Цель: Учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук [Ш]…уба (шуба), …апка (шапка), …ар (шар) и т. д.


Игра «Определи место звука в слове».

Цель: Развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Определить, где «живёт» заданный звук в слове: в начале, в середине, в конце слова. Например: звук [Ш] в словах: мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).


Игра «Кому подойдёт квартира?».

Цель: Научить определять количество звуков в слове.

У детей – картинки различных животных. Взрослый показывает домик

Детям нужно подобрать к этой схеме слово (животное), затем – назвать каждый звук отдельно.


Игра «Цепочка слов».

Цель: Учить выделять в словах первый и последний звук в словах.

Взрослый называет слово, ребёнок выделяет последний звук в слове и придумывает новое слово на этот звук. Например,: сыр – рыба – арбуз – зонт и т.д.


Игра «Отгадай слово».

Цель: Учить составлять слова по первым звукам предметов, изображённых на картинках.

Угадайте по первым звукам, изображённых на картинках предметов слово. Например, лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).


Игра «Назови слово».

Цель: Учить называть слова с определённым количеством слогов.

Ребёнку предлагается назвать слова с 1 слогом (например, сок, дом, дым), с 2 слогами (мама, каша), с 3 (молоко, булочка).


Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.




МАДОУ МО г.Краснодар "Центр - детский сад №118" 



ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

СО ЗВУКАМИ

И СЛОВАМИ









Составила:

учитель-логопед Савкина Н.Г.

г. Краснодар



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!