СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры для развития фонематического слуха

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ.

Предлагаю подобрку упражнений  по формированию силы, высоты тембра голоса. То есть это 2 этап формирования фонематический процессов.

При различении степени громкости звука дети знакомятся с гром­ким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко), прислу­шиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствитель­ности). Используются упражнения, направленные на выработку не­вербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

Просмотр содержимого документа
«Игры для развития фонематического слуха»

2 этап формирования фонематический процессов.

При различении степени громкости звука дети знакомятся с гром­ким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко — близко), прислу­шиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствитель­ности). Используются упражнения, направленные на выработку не­вербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.

1.Игра «Угадай, кто позвал» (тембр голоса)

Цель: научить детей различать тембр максимально сокращен­ного звукокомплекса.

Ход:

Педагог предлагает ребенку отвернуться и догадать­ся, кто из детей (если игра происходит в группе) позвал его.

Дети по очереди называют имя водящего. Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.



2.Игра «Высоко — низко».


Цель: познакомить детей с понятиями «высокий»- «низкий» звук, звучит «высоко-низко»

Оборудованиеразличные музыкальные инструменты

Ход:

Дети идут по кругу. Педагог воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на бубне, колокольчике, гармонике). Услышав высокие звуки, дети поднимаются на носочки, услышав низкие звуки — приседают.


3.Игра «Покажи, где звук».

Цель: формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка. активизация пространственного слуха.

Оборудование: музыкальные игрушки.

А)покажи, где звук

Ход:

Посередине становится ребенок, которому завязывают глаза. Он — «водящий». Остальные дети делятся на две команды и становятся спереди и сзади (или справа и слева) от водящего. По знаку воспитателя одна из команд приводит в звучание музыкальные игрушки. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т. е. определяет направление источника звуков.

Б)  «Круг».

Ход:

Дети образуют круг. Одному из детей завязывают глаза и ставят его в центре круга. Остальным вручают различные звучащие игрушки. По знаку воспитателя кто-либо из детей приводит в звучание свою игрушку. Ребенок с завязанными глазами идет по направлению звука и дотрагивается до звучащей игрушки. Затем эти дети меняются местами.


4.Игра «Повтори за мной» (тембр голоса)

Цель: научить детей различать тембр голоса

Оборудование: картинки ситуаций.

Ход:

Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.

А — плачет, кричит девочка

А — показывают горло врачу

А — поет певица

А — качаем малыша

А — девочка укололась иголкой

О — удивилась мама

О — стонет бабушка

О — поет певица

О — потягивается папа

О — кричит охотник в лесу

У — гудит пароход

У — звучит дудочка

У — плачет мальчик



5.Игра «Три медведя». (высота голоса)

Цель: учить различать высоту голоса.

Оборудование: иллюстрация к сказке «Три медведя».

Ход:

Педагог показывает ребенку картинку и предлагает вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Одни и те же реплики:

«Кто сидел на моем стуле?»

«Кто ел из моей чашки?» «Кто спал в моей постели?» «Кто же был в нашем доме?» и т. п. произносятся поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах.

Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, взрослый предлагает ему показать соответствующее изображение на картинке.

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

6.Игра «Кто как говорит» (сила голоса)

Цель: учить различать изменение звукокомплекса по высоте и силе.

Оборудование: картинки животных и их детенышей.

Ход:

Педагог детям предлагает картинки животных, на одной изображен взрослый на другой детеныш. Меняя высоту голоса мы произносим звукоподражание этих животных или даем прослушать аудиозапись голосов.

Инструкция: «Внимательно послушай и угадай, кто так кричит. Покажи нужную картинку»

Кошка (мяукает — низко) — котенок (мяукает — высоко);

курица (кудахчет низко) — цыплята (пищат высоко);

собака (лает — низко) — щенок (лает — высоко);


7. Игра «Близко — далеко».

Цель: учить различать изменение звукокомплекса по расстоянию.

Оборудование: аудиозапись голосов животных взрослых и детенышей.

Ход:

Педагог предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Логопед включает магнитофон и воспроизводит аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором увеличивает или уменьшает громкость звучания. Дети должны ответить предложением, далеко или близко слышится голос (например, мяуканье кошки).

Кот мяукает: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью);

Собака лает: АВ громко (собака во дворе), АВ-АВ тихо (собака убежала на улицу) корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягушка квакает, ворона каркает, овечка блеет и т. п.

в) Ребенку предлагаем 2 картинки с изображением двух котов. Один кот черный-мяукает тихо, другой кот белый-мяукает громко. Прослушав, как мяукают, ребенок показывал соответствующую картинку.


8.Игра «Волк и зайцы». сила

Цель: научить детей различать степень громкости звука.

Оборудование: барабан

Ход

Один ребенок — «волк», остальные — «зайцы»«Волк» прячется и должен появиться, услышав громкие сигналы (например, барабана). Остальные дети («зайцы») выполняют различные действия в зависимости от интенсивности звучания условного сигнала : при тихих звуках — спокойно играют, при усилении громкости — настораживаются (останавливаются, при громких звуках — разбегаются.



9.Игра «Найди мишку».

Цель: научать соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо — далеко, громко-близко).

Оборудование: бубен.

Ход:

Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на интенсивность звукового сигнала (например, бубна).


10. Игра «К кому пришел?»

Цель: развитие голосасилывысоты.

Оборудование: предметные картинки, на которых изображен волк, козлята, волчата, охотник.

Ход:

Вариант 1:

Педагог выставляет перед ребенком 4 картинки, на которых изображен волк, козлята, волчата, охотник. Произносит фразу«Волк пришел»с разной интонацией: с испугом, и радостью, с удивлением. Дети должны определить: кто это сказал - козлята, волчата, или охотник.

Вариант 2

«От кого ушел?» Фраза«Волк ушел», говорится с радостью, с сожалением, с досадой.


11.Игра «Мишка».

Цель: научить определять количество звучаний последовательных однородных сигналов.

Оборудование: плюшевый медвежонок.

Ход:

Воспитатель показывает детям плюшевого медвежонка и говорит: «Мишка пришел к нам в гости и хочет поиграть. Он очень капризный и часто топает ногами. Когда мишка будет топать, посчитайте, сколько раз он топнул. Скажите, сколько раз топнул мишка?»


12.Игра «Веселый мяч»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Оборудование: картинки с изображением мяча разной величины.

Ход:

Наши мячики очень веселые и любят прыгать. Большой мячик прыгает громко, а маленький – тихо. Посмотри на картинки и повтори за ними.

(Большой мячик — громкий хлопок, маленький — тихий)


13.Игра «Пчёлы и мёд»

Цель: развитие темпа и ритма речи.

Оборудование: картинки с изображением пчёл разной величины.

Ход:

Пчёлы — полезные насекомые. Они собирают пыльцу с цветов и делают мёд. Покажи, как жужжат пчёлы.

(Большая пчёлка — жужжать громко, маленькая — тихо)


14. Игра «Коробочки гремят». 

Ребёнку предлагают послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставят на стол в один ряд. Ребёнку предлагают потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просят найти две одинаково звучащие коробочки.

Определение длительности неречевых звуков осуществляется в упражнениях, направленных на различение длительных и корот­ких сигналов с помощью невербальных и вербальных ответов.

15.Игра «Покажи звук».

Оборудование: карточки с короткой и длиной линией.

Детям раздают по две карточки: на одной из них изображена ко­роткая полоска, на другой — длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а дети показывают карточку, соответству­ющую длительности звука.

16.Игра «Нарисуй звук».

Оборудование: музыкальный инструмент

Дети под звучание гармоники рисуют на карточках полоски: длительному звуку соответствует длинная полоса, короткому — ко­роткая. Затем, руководствуясь рисунками, воспроизводят по оче­реди звучания на инструменте.

17.Игра «Один — два».

Оборудование: музыкальный инструмент

Логопед договаривается с двумя детьми о том, что на один сиг­нал (удар палочкой по барабану) встает один ребенок, на два сигна­ла — два ребёнка. После этого дети садятся спиной к логопеду и встают по условленному сигналу.

18.Игра «Сколько звуков?»

Оборудование: аудиозаписи различных звуков (голоса животных, птиц, шумы)

Дети прослушивают аудиозаписи и определяют их число.











7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!