СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии в обучении

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сообщении рассмотрены игровые технологии применяемые в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии в обучении»

МУНИЦИПАЛНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Л. ЧЕРЯБКИНА

(МОУ ПАНОВСКАЯ СОШ)















Игровые технологии в обучении













Учитель математик ПКК:

Власова Л.В.















2017г.

В педагогике игра, наряду с трудом и обучением, понимается как вид развивающей деятельности в ситуациях условного воссоздания и усвоения общественного опыта...

Под «игровыми технологиями» в педагогической науке понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком — четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко). Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

  • в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

  • как технология внеклассной работы.

Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:

  • в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;

  • педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность школьников подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве средства игры;

  • успешное достижение педагогической цели связывается с результатом игры.

Эффективность игровых методов обусловлена такими дидактическими свойствами игры, как:

  • Двойственность - сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается воображение, творческое сознание);

  • Неопределенность исхода - возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока - переходит из потенциального состояния в актуальное;

  • Добровольность - способствует росту внутренней организованности;

  • Полифункциональность - воспроизведение особенностей различных видов деятельности и расширение возможностей варьирования условий развития личности.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Классификация игр в учебном процессе:

• по структуре: игры-упражнения, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры.

• по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, репродуктивные, игры-осмысление, поисковые игры, -закрепления, -контрольные.

• по степени самостоятельности: различные типы дидактических игр.

Существуют разные виды уроков с применением игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование дидактической игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися одной параллели.

В отличие от игр вообще Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Наряду с педагогической или дидактической игрой существует понятие обучающая игра. «Обучающая игра» - термин до некоторой степени тавтологичен. Игра и учение - единый умственный процесс, и педагог-профессионал всегда ведет урок в игровой атмосфере. Обучающие игры имеют ряд правил: они не должны содержать слишком много информации (даты, имена, правила, формулы., иначе они перестают быть играми; должны расширить мышление детей, поощрять инициативу; должно быть больше самостоятельности, воображения, творчества.

В каких же моментах обучающая игра не только полезна, но и необходима? Во-первых, для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений между детьми; во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения используются обучающие игры (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.), которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач.

Характеризуя учебные игры, необходимо отметить их особенности:

  • педагог действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон;

  • педагог находится в роли наблюдателя или болельщика;

  • педагог участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта, консультанта.

Оптимальность использования игры может быть определена следующими условиям, если: происходит включение познавательной активности, ситуация успеха в учебной игре является предпосылкой познавательной активности.

Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных деловых и групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.

Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярными являются учебные деловые игры.

Деловая игра– это:

–педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;

–особое отношение к окружающему миру;

–субъективная деятельность участников;

–социально заданный вид деятельности;

–особое содержание усвоения;

–социально-педагогическая «форма организации жизни».

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис.1).

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят:

- учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп).


Этапы

Деятельность участников

Этап подготовки

Разработка сценария (ав-

торы-разработчики)

•разработка сценария (проспекта)

• план деловой игры

• общее описание игры

• содержание инструктажа

• подготовка материального обеспечения


• «разогревающие» игровые эпизоды

• постановка проблемы, целей

• условия, инструктаж

• регламент, правила

• планируемый результат

• распределение ролей

• формирование групп

• консультации

Этап проведения

Групповая работа над заданием (тренеры, координаторы)

Виды работы:

• работа с источниками

• тренинг

• мозговой штурм

• работа с игротехником

• активизация групповых ролей

Межгрупповая дискуссия (координаторы, аналитики)

• выступления групп

• защита результатов

• правила дискуссии

Этап анализа и

обобщения

Работа экспертов

• вывод из игры

• анализ, рефлексия

• оценка и самооценка работы

• выводы и обобщения, итоги игры

• рекомендации



Рис. 1. Технологическая схема деловой игры


Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.

Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.

Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.

Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.

Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.







Литература:


    1. Капитонов А.Н. Организационно-деятельностная игра в школе // Школьные технологии. – 2000. – № 2.

    2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

    3. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками. - М.: ВЛАДОС, 2001.

    4. Литова З.А. Деловые игры в школе // Школьные технологии. – 2000. – № 2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!