МУНИЦИПАЛНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Л. ЧЕРЯБКИНА
(МОУ ПАНОВСКАЯ СОШ)
Игровые технологии в обучении
Учитель математик ПКК:
Власова Л.В.
2017г.
В педагогике игра, наряду с трудом и обучением, понимается как вид развивающей деятельности в ситуациях условного воссоздания и усвоения общественного опыта...
Под «игровыми технологиями» в педагогической науке понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком — четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью (Г.К.Селевко). Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Использование игры как средства обучения и воспитания известно с древности. Широкое применение находит игра в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. Для характеристики игры как развивающей педагогической технологии необходимо установить основные отличительные признаки игры как метода и приема в педагогическом процессе. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Реализация игровых приемов происходит по таким направлениям:
в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;
педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность школьников подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве средства игры;
успешное достижение педагогической цели связывается с результатом игры.
Эффективность игровых методов обусловлена такими дидактическими свойствами игры, как:
Двойственность - сочетание условности и реальности в игровой ситуации (подключается воображение, творческое сознание);
Неопределенность исхода - возможность для игрока влиять на ситуацию, т.е. актуализируются возможности игрока - переходит из потенциального состояния в актуальное;
Добровольность - способствует росту внутренней организованности;
Полифункциональность - воспроизведение особенностей различных видов деятельности и расширение возможностей варьирования условий развития личности.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Классификация игр в учебном процессе:
• по структуре: игры-упражнения, игры-состязания (конкурсы), ролевые игры.
• по характеру познавательной деятельности: игры-восприятия, репродуктивные, игры-осмысление, поисковые игры, -закрепления, -контрольные.
• по степени самостоятельности: различные типы дидактических игр.
Существуют разные виды уроков с применением игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок — соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование дидактической игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися одной параллели.
В отличие от игр вообще Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Наряду с педагогической или дидактической игрой существует понятие обучающая игра. «Обучающая игра» - термин до некоторой степени тавтологичен. Игра и учение - единый умственный процесс, и педагог-профессионал всегда ведет урок в игровой атмосфере. Обучающие игры имеют ряд правил: они не должны содержать слишком много информации (даты, имена, правила, формулы., иначе они перестают быть играми; должны расширить мышление детей, поощрять инициативу; должно быть больше самостоятельности, воображения, творчества.
В каких же моментах обучающая игра не только полезна, но и необходима? Во-первых, для активизации и формирования коммуникативных отношений, особенно в начале учебного года в установлении отношений «педагог-дети» и отношений между детьми; во-вторых, для преодоления порога познания, когда встречаются трудные темы, для их лучшего усвоения используются обучающие игры (парадоксы, головоломки, игры на аналогию и т.д.), которые позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения задач.
Характеризуя учебные игры, необходимо отметить их особенности:
педагог действует совместно с детьми в роли одной из играющих сторон;
педагог находится в роли наблюдателя или болельщика;
педагог участвует в игре в роли ведущего, арбитра, эксперта, консультанта.
Оптимальность использования игры может быть определена следующими условиям, если: происходит включение познавательной активности, ситуация успеха в учебной игре является предпосылкой познавательной активности.
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных деловых и групповых игр.
Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, ориентация на речевую деятельность, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу.
Из внутришкольных игровых технологий наиболее популярными являются учебные деловые игры.
Деловая игра– это:
–педагогический метод моделирования различных управленческих и производственных ситуаций, имеющих целью обучение отдельных личностей и их групп принятию решения;
–особое отношение к окружающему миру;
–субъективная деятельность участников;
–социально заданный вид деятельности;
–особое содержание усвоения;
–социально-педагогическая «форма организации жизни».
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов (рис.1).
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят:
- учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц (групп).
Этапы | Деятельность участников |
Этап подготовки | Разработка сценария (ав- торы-разработчики) | •разработка сценария (проспекта) • план деловой игры • общее описание игры • содержание инструктажа • подготовка материального обеспечения |
| • «разогревающие» игровые эпизоды • постановка проблемы, целей • условия, инструктаж • регламент, правила • планируемый результат • распределение ролей • формирование групп • консультации |
Этап проведения | Групповая работа над заданием (тренеры, координаторы) | Виды работы: • работа с источниками • тренинг • мозговой штурм • работа с игротехником • активизация групповых ролей |
Межгрупповая дискуссия (координаторы, аналитики) | • выступления групп • защита результатов • правила дискуссии |
Этап анализа и обобщения | Работа экспертов | • вывод из игры • анализ, рефлексия • оценка и самооценка работы • выводы и обобщения, итоги игры • рекомендации |
Рис. 1. Технологическая схема деловой игры
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы групповых ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик.
Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор.
Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор.
Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор, рефлексирующий, программист.
Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый, отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального мира, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Литература:
Капитонов А.Н. Организационно-деятельностная игра в школе // Школьные технологии. – 2000. – № 2.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.
Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками. - М.: ВЛАДОС, 2001.
Литова З.А. Деловые игры в школе // Школьные технологии. – 2000. – № 2.