СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые технологии на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

игровые технологии

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии на уроках музыки»

Игровые технологии на уроках музыки

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра даёт возможность не превращать любое дело в суровую необходимость, придавать своим педагогическим целям увлекательный характер. Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и закономерности и т.д. - всё то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Применение игровых технологий повышает качество усвоения знаний, позволяет активизировать процесс обучения, ввести эмоциональную приподнятость деятельности на уроке, способствует выполнению важных психологических и методических задач: развитие интереса, увлечённости и любви ребёнка к музыкальному искусству; формирование умения размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание; формирование умения применять знания, полученные на уроках, к музыке, звучащей вокруг. Через игру у детей воспитывается художественный вкус.

Цель применения игровой технологии: активизация познавательной и творческой активности обучающихся и повышение мотивации обучения.

В структуру игровой технологии, как образовательной деятельности, входят целеполагание, планирование, реализация цели и анализ результатов.

В структуру игровой технологии входят следующие компоненты:

- сюжет игры (содержание)

- роли, взятые участниками игры;

- игровые действия как средство реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между участниками игры.

Ведущим методом игровых технологий является игровой метод, который может быть использован в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы, раздела учебного предмета; как элемент технологии или технологии внеклассной работы

Условия реализации игрового метода:

- педагогическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- в качестве мотивации вводится элемент соревнования, который переводит педагогическую задачу в игровую;

- воспитательно-образовательная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;

- успешное достижение педагогической цели связывается с игровым результатом.

Г.К.Селевко, разделяет игры по следующим критериям:

1. По характеру педагогического процесса:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические;

2. По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, игры-драматизации;

3. По игровой среде: игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО.

Игровая деятельность на уроках музыки активизирует творческие способности обучающихся, развивает воображение, интонационно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость, позволяя глубже почувствовать музыку.

Игровая деятельность включает в себя пластическое интонирование, вокальную импровизацию, инструментальное музицирование и драматизацию.

Драматизация – это разыгрывание сюжета песни. Поиск выразительных движений, обдумывание сюжетных ходов происходит во время разучивания песни. Учитель может незаметно помочь, подсказать верные ходы, но инсценировка – задача самих детей.

Вокальная импровизация проявляется в самостоятельном сочинении мелодий обучающимися и с помощью учителя. (Например, музыкальное приветствие, которое может исполняться в разных темпах, ритмах, с изменением динамики, лада и т.д.; сочинение мелодий на заданные тексты – колыбельных, попевок ит.д.). Это активизирует внимание обучающихся в целом и на интонации в отдельности. Вокальная импровизация часто связана с пластическим интонированием. Дети движениями показывают то, что исполняют.

Инструментальное музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных музыкальных инструментах. Исходя из характера музыки, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а учитель должен обратить внимание на соответствие между произведением и его сопровождением. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и форму произведения, но и через игру учатся передавать его.

Пластическое интонирование - это любое движение человеческого тела, связанное с музыкой и выражающее её образ. Это один из видов игровой деятельности обучающихся на уроках музыки. Иногда оно возникает спонтанно (от переизбытка чувств), но иногда надо побуждать учащихся не только внимательно слушать музыку, но и уметь выразить её через музыкально-ритмические движения.

Музыкально-дидактические игры, которые используются на уроках музыки, направлены как на освоение явлений музыкального искусства, так и на развитие музыкальных способностей обучающихся. Музыкально- дидактические игры объединяют в себе все формы музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, движения под музыку, являясь эффективным средством контроля умения школьников самостоятельно действовать, выполнять музыкальные задания, качественно исполнять музыкальный материал, способствуют развитию контроля над собственным исполнением.

Например, музыкально-дидактическая игра «Догадайся, кто поёт» направлена на умение различать по тембру голоса одноклассников и «голоса» музыкальных инструментов. Игра «Высокие и низкие звуки» направлена на эмоциональное восприятие высоких и низких звуков, усвоения регистров. Игра «Долгие и короткие звуки» - на восприятие долгих и коротких звуков, развитие чувства ритма. Игра «Тише - громче» направлена на развитие умения различать динамику.

Широко используются на уроках музыки ролевые игры («Играем в дирижёра», «Играем в композитора», «Играем в учителя»); проблемно-моделирующие (сочинение песни по кругу; узнавание песни по ритму, составление цепочки своих ассоциативных признаков, которые являются отличительными для данного композитора); игры-драматизации («Как у наших у ворот», «Почему медведь зимой спит», «Весёлый музыкант» и т.д.);

познавательные игры («Музыкальный эрудит», «Музыкальная мозаика», «Музыкальная викторина»).

Использование игровой деятельности на уроках музыки способствует развитию у школьников познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий; способствует развитию интереса к музыке, формирует способности творчески о ней размышлять и прививает им навыки выразительного исполнения.

Игра – это первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни, накопленных знаниях. Игровая деятельность является полезным средством воспитания детей и подростков. Игра – один из способов воспитания, обучения, а значит и развития личности ребёнка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!