СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Игровые технологии на уроках истории и обществознания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал по применению игровой технологии на уроках ситории и обществознания на разных этапах урокаю

Просмотр содержимого документа
«"Игровые технологии на уроках истории и обществознания"»

Мастер – класс  «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания »         Учитель истории и обществознания МБОУ Заларинская СОШ № 2 Исецких С. А.

Мастер – класс «Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания »

Учитель истории и обществознания

МБОУ Заларинская СОШ № 2

Исецких С. А.

    Игра - путь детей  к познанию мира,  в котором они  живут и который  призваны  изменить.  А.М Горький

Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. А.М Горький

Цель : создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся. Задачи:  1. Раскрыть особенность педагогических игр.  2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий.  3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Цель : создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся.

Задачи:

1. Раскрыть особенность педагогических игр.

2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий.

3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Научно-методическая проблема : «Игровые технологии на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

Научно-методическая проблема : «Игровые технологии на уроках истории и обществознания как средство активизации познавательной деятельности учащихся».

Новизна опыта : использование игровых технологий в процессе обучения истории и обществознания позволяет обеспечить повышение мотивации у учащихся, повысить их самооценку.

Новизна опыта : использование игровых технологий в процессе обучения истории и обществознания позволяет обеспечить повышение мотивации у учащихся, повысить их самооценку.

Применение игровых технологий позволяет более успешно решать следующие задачи: 1) Дидактическую . Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат. 2) Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения. 3) Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности.

Применение игровых технологий позволяет более успешно решать следующие задачи:

1) Дидактическую . Расширяет кругозор, активизирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению учебного материала, позволяет быстро проверить результат.

2) Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умению сопоставлять, находить аналоги, принимать оптимальное решение. Активизируется развитие мотивационной направленности учебной деятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.

3) Воспитательную. Формируются нравственные, эстетические позиции, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма. Развиваются навыки коммуникативности, толерантности.

Классификация по структурным элементам урока: игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний; обучающие игры; релаксационные игры-паузы.

Классификация по структурным элементам урока:

  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обучающие игры;
  • релаксационные игры-паузы.
ТРИЗ - педагогика ТРИЗ - Т еория Р ешения О зобретательских З адач - новая отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и других.. 

ТРИЗ - педагогика

ТРИЗ - Т еория Р ешения О зобретательских З адач - новая отечественная технология творчества, известная в настоящее время во многих странах: США, Швеции, Франции, Японии, Корее, Израиле, Вьетнаме, Испании, Финляндии, Канаде и других.. 

ТРИЗ начала создаваться  в пятидесятых годах  ученым, инженером, изобретателем,  организатором и  преподавателем  Генрихом  Сауловичем  Альтшуллером

ТРИЗ начала создаваться в пятидесятых годах ученым, инженером, изобретателем, организатором и преподавателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером

Основными целями ТРИЗ-образования является:    развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формирование качеств творческой личности.

Основными целями ТРИЗ-образования является:

  • развитие творческих способностей;
  • активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
  • формирование качеств творческой личности.
В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:   Учебные : самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино. Социально-личностные : видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.

В процессе работы по ТРИЗ-технологии формируются следующие компетенции:

  • Учебные : самостоятельно решать учебные проблемы, использовать отдельные части знания и связывать их воедино.
  • Социально-личностные : видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение, справляться с неопределенностью и сложностью.
Коммуникативные : выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике. Сотрудничество : принимать решения, сотрудничать и работать в команде. Личностно-адаптивные : использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации .
  • Коммуникативные : выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, защищать свою точку зрения, выступать на публике.
  • Сотрудничество : принимать решения, сотрудничать и работать в команде.
  • Личностно-адаптивные : использовать новую информацию, придумывать новые нестандартные решения, проявлять гибкость, быть подготовленным к самообразованию и самореализации .
игра «Да-нет-ка» Одной из простых игр является игра «Да-нет-ка», с которой я начинаю многие уроки. Начинаю урок в 5-м классе: «Я задумала животное, на которое охотились древние люди». Смысл игры в том, чтобы не отгадать сразу, а задать как можно больше вопросов, причем, таких, чтобы учитель мог ответить «да», «нет”»или «и да, и нет».

игра «Да-нет-ка»

  • Одной из простых игр является игра «Да-нет-ка», с которой я начинаю многие уроки. Начинаю урок в 5-м классе: «Я задумала животное, на которое охотились древние люди». Смысл игры в том, чтобы не отгадать сразу, а задать как можно больше вопросов, причем, таких, чтобы учитель мог ответить «да», «нет”»или «и да, и нет».
« Лови ошибку! ». Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.

« Лови ошибку! ».

Ученикам раздаются тексты с ошибками, которые они ищут группой. Задание такого вида эффективно при первичном повторении и закреплении нового материала, его систематизации и обобщении и при проверке знаний.

«Обсуждаем домашнее задание». «Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?»

«Обсуждаем домашнее задание».

«Каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен?»

«Ложная альтернатива»   Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным

«Ложная альтернатива»

Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы «или-или», совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным

«Отсроченная отгадка» Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами.

«Отсроченная отгадка»

Формирует:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;
  • умение определять противоречие;
  • умение находить решение имеющимися ресурсами.
Триз – загадки Для развития интереса к изучению истории прибегаю к составлению учащимися ТРИЗ-загадок, отгадками которых являются разные понятия, события, исторические деятели.

Триз – загадки

Для развития интереса к изучению истории прибегаю к составлению учащимися ТРИЗ-загадок, отгадками которых являются разные понятия, события, исторические деятели.

«Фантастическая добавка» Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

«Фантастическая добавка»

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока. Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду.

«Светофор»   Это один из приемов устного опроса.«Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона (или кружок), с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей  готовности к ответу.

«Светофор»

Это один из приемов устного опроса.«Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона (или кружок), с одной стороны красная, с другой зеленая. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной

к учителю,

сигнализируя

о своей

готовности к ответу.

Тетрадь защиты   Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. Перед каждым уроком всегда в одном и том же месте, лежит «Тетрадь защиты», куда каждый ученик без объяснения может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато я всегда держу ситуацию под контролем.

Тетрадь защиты

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным. Перед каждым уроком всегда в одном и том же месте, лежит «Тетрадь защиты», куда каждый ученик без объяснения может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато я всегда держу ситуацию под контролем.

Игры для проверки знаний  «Переводчик».  «Реставрация»

Игры для проверки знаний «Переводчик». «Реставрация»

Игры для изучения нового материала   « Три предложения»  «Древо познания» «Чистая доска»

Игры для изучения нового материала

« Три предложения»

«Древо познания»

«Чистая доска»

Игры для закрепления Текст с историческими ошибками.  «Слово по вертикали»  КУВУР __________________*   В *  Ответ: Урук          АШАГАЛ ________________*    А *                     Лагаш       РЭВУДЭ _______________ *   В *                   Эруду       ИРИАМ _________________*   И *                    Мари        ШРУШАЛ _______________ *   Л  *                     Ашшур     ИНЕЯВИНО _____________ *   О  *                     Ниневия  НУР ___________________ *   Н *                     Ур            

Игры для закрепления

Текст с историческими ошибками.

«Слово по вертикали»

КУВУР __________________*   В *  Ответ: Урук         

АШАГАЛ ________________*    А *                     Лагаш      

РЭВУДЭ _______________ *   В *                   Эруду      

ИРИАМ _________________*   И *                    Мари       

ШРУШАЛ _______________ *   Л  *                     Ашшур    

ИНЕЯВИНО _____________ *   О  *                     Ниневия 

НУР ___________________ *   Н *                     Ур            

Прогнозируемые результаты   Положительная динамика в отношении к истории и обществознания отслеживается по следующим показателям: 1. Мотивированность учащихся на познавательную деятельность. 2. Готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию.  3. Удовлетворенность учащихся результатами своей деятельности.

Прогнозируемые результаты

Положительная динамика в отношении к истории и обществознания отслеживается по следующим показателям:

1. Мотивированность учащихся на познавательную деятельность.

2. Готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию.

3. Удовлетворенность учащихся результатами своей деятельности.

В целях определения результативности педагогической деятельности были использованы следующие диагностические методики: 1. Анкета «Ведущий мотив твоей учебной деятельности по истории» (автор – Д.Левитес) 2. Модифицированная методика анализа отношения школьников к учению (автор – Л. Балабкина) 3. Анкета «Любишь ли ты историю?»

В целях определения результативности педагогической деятельности были использованы следующие диагностические методики:

1. Анкета «Ведущий мотив твоей учебной деятельности по истории» (автор – Д.Левитес)

2. Модифицированная методика анализа отношения школьников к учению (автор – Л. Балабкина)

3. Анкета «Любишь ли ты историю?»

Анализ анкеты, проведенной в 6 классах (опрошено 33 человека), показал, что ведущими мотивами учебной деятельности по истории школьники считают: интерес к предмету, желание узнать больше – 21 человек; желание расширить свой кругозор, повысить общекультурный уровень – 25 человек; только 8 человек опрошенных в качестве мотива учебной деятельности по истории назвали опасение получить плохую отметку и связанные с этим неприятные последствия.

Анализ анкеты, проведенной в 6 классах (опрошено 33 человека), показал, что ведущими мотивами учебной деятельности по истории школьники считают:

  • интерес к предмету, желание узнать больше – 21 человек;
  • желание расширить свой кругозор, повысить общекультурный уровень – 25 человек;
  • только 8 человек опрошенных в качестве мотива учебной деятельности по истории назвали опасение получить плохую отметку и связанные с этим неприятные последствия.
На вопросы анкеты «Любишь ли ты историю?»  21 человек ответил положительно. В частности, на вопрос о рейтинге истории среди школьных предметов 17 учеников поставили историю на 1 или 2 место. На вопрос «Что особенно привлекает тебя в предмете история?» 9 человек отметили интерес к личности учителя, умение учителя организовать интересную деятельность на уроке, 12 - содержание предмета На вопрос «Хотели бы вы что-то изменить на уроках истории?» положительный ответ дали 2 человека.

На вопросы анкеты «Любишь ли ты историю?»

21 человек ответил положительно. В частности, на вопрос о рейтинге истории среди школьных предметов 17 учеников поставили историю на 1 или 2 место. На вопрос «Что особенно привлекает тебя в предмете история?» 9 человек отметили интерес к личности учителя, умение учителя организовать интересную деятельность на уроке, 12 - содержание предмета

На вопрос «Хотели бы вы что-то изменить на уроках истории?» положительный ответ дали 2 человека.

Подводим итоги…   В целом, подводя некоторый итог использования игры на уроках истории, можно выделить положительные и отрицательные моменты: Отрицательные: игра для преподавателя – большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному; эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует; преподаватель играет многоплановую роль.

Подводим итоги…

В целом, подводя некоторый итог использования игры на уроках истории, можно выделить положительные и отрицательные моменты:

Отрицательные:

  • игра для преподавателя – большая нагрузка, подготовка к игровому уроку требует гораздо больше времени, чем к традиционному;
  • эмоциональное состояние преподавателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует;
  • преподаватель играет многоплановую роль.
Положительные: повышается интерес к истории; заметно повышается успеваемость по предмету; ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения учащегося; изменяется микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание

Положительные:

  • повышается интерес к истории;
  • заметно повышается успеваемость по предмету;
  • ответы становятся более глубокими, продуманными, практически всегда высказывается личная точка зрения учащегося;
  • изменяется микроклимат на уроке, появляется взаимопонимание
Заключение   Считаю, применение инновационных технологий и методов развивающего обучения, описанных в этой работе, ориентируют учителя на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, нацеливают на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников .

Заключение

Считаю, применение инновационных технологий и методов развивающего обучения, описанных в этой работе, ориентируют учителя на эффективное решение образовательно-воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов, нацеливают на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников .

То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно…  Л.С. Выготский

То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно… Л.С. Выготский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!