Игровой практикум для детей и родителей
«Игры со звуками и буквами»
Задачи:
- Показать родителям необходимость для ребенка иметь чувственный опыт игр со звуками для успешного овладения грамотой, для подготовки к чтению в школе.
- Научить родителей навыкам звукового анализа и синтеза.
- Помочь родителям сформировать у детей интерес к языку и его законам, к чтению.
Ход:
Игры со звуками и буквами – главный способ введения ребенка в мир грамоты и чтения. Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Начинать обучение грамоте с букв также опасно, как давать ребенку в руки любой предмет, с которым он не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред.
Если ребенок приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то и знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса. Вот сегодня мы поиграем в звуковые игры, игры с буквами, чтобы радостно и легко играть в них дома со своими детьми.
Вся наша речь строится из звуков. Что можно делать со звуками? (Звуки можно слышать и произносить). На какие 2 группы делятся звуки? Почему одни звуки называются «гласными», а другими «согласными»? Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие). Умение различать звуки на слух поможет ребенку в дальнейшем освоить буквы.
Игра «Кто как говорит?»
Если правильно назовете, кто, как говорит, появится картинка на экране.
- как жужжит жук? (жжжж)
- Как шипит змея? (Ш-ш-ш!)
- Как гудит поезд? (У-у-у!)
- как звенит комар? (ззз)
Игра «Главный звук»
Я буду читать стишки, а вы догадайтесь, какой звук встречается чаще, какой главный.
- Жужжит. Над жимолостью. Жук. Тяжелый. На жуке. Кожух. (Е. Благинина)
- Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил, как долотом (С.Я. Маршак)
- На гитаре гусь играл, громко, громко гоготал (И.Гурина)
Вед.:«Хорошо использовать тексты стихотворных азбук, например, Е.Л. Благининой "Нау-чусь-ка я читать" или С.Я. Маршака "Азбука в стихах и картинках" и т.д.».
КАКОЙ ЗВУК СЛЫШИМ?
Взрослый произносит слова, а ребенок определяет, какой гласный звук встречается в каждом слове.
первая группа:" Мак, Рак, Лак".
вторая группа:" Балка, Палка, Скалка".
взрослый:" Какой Звук Слышим?"
все вместе:" Звук"А",Звук"А", Звук"А".
первая группа:" Пир, Мир, Тир".
вторая группа:" Вилка, Пилка, Милка".
взрослый:" Какой Звук Слышим?"
все вместе:" Звук" И", Звук"И", Звук"И".
В продолжении игры ребенок придумывает цепочку слов с общим звуком.
Игра «Недостающий звук»
Отгадайте, какое слово я произнесла. Какой недостающий звук.
- ом (дом, ком, сом, лом, ром, том)
- ар (шар, жар)
- сло (слон, слог)
Игра «Разведчики»
Предложите всем членам семьи отправиться на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
Игра «Кто больше?»
Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.
Очень важно научить ребенка выделять все звуки в словах и фиксировать их с помощью фишек. Посмотрите как.
Игра «Дом звуков» (по 6 домиков с 3, 4, 5 комнатами)
- В городе Букв построены вот такие интересные дома. Рассмотрите их. Что необычного в них? (1 дом – 3 комнаты, 2 дом – 4 комнаты, 3 дом – 5 комнат). В 1 доме – живут слова, состоящие из 3 звуков, во 2 доме – из 4 звуков, в 3 доме – из 5 звуков.
Игра «Жучок-буквоед»
- В городе Букв появился Жучок-буквоед. Жучок-буквоед прополз по листочкам, на которых были написаны буквы и стер их. Узнай и назови эти буквы.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным. Вы можете учить с ребенком буквы на прогулке, в дороге, в гостях.
- Загадывайте ребенку загадки, составляйте их вместе. Пусть ребенок рассуждает вслух.
- Беседуйте о прочитанных книгах, выясняйте, как ребенок понял их содержание.
-Регулярно читайте ребенку вслух считалки, стихи с часто повторяющимися фразами, книжки с картинками, сказки, интересные рассказы.
- Записывайте истории, которые будет диктовать ребенок.
- Читайте чаще газеты, книги при ребенке.
- Посещайте вместе с ребенком библиотеку.
- Большое внимание уделяйте развитию фонематического слуха. Учите ребенка узнавать звуки, определять позицию звука в слове.
- При изучении букв, называйте ребенку ЗВУК, который буква обозначает, а не саму букву, «обрезайте хвостики». Например: учите букву «М», называем ее не ЭМ, а [М]. Если ребенок выучит название букв: ЭМ, ЭН, ЭС, ПЭ…, он может столкнуться с трудностями при слиянии букв в слог, что затруднит формирование навыка чтения.
- Для детей, начинающих читать подходят книги из серий «Читаем вслух вместе», «По слогам читаю сам», «Читаю, как бы сам». Короткие тексты, состоящие из простых предложений. Много ярких картинок. Книги с наклейками, книги-раскраски.
- Играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребенком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию и написанию слов. И самое важное – совместные игры со звуками и буквами станут важным шагом психического развития вашего ребенка. Удачи Вам.