СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровой хоровод – основная форма работы с детским фольклорным коллективом

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хороводные песни и игры - это возникшие и выросшие вместе с нашей культурой народные педагогические практики. Классификация игровфх хороводов по типу движения. Примеры.

Просмотр содержимого документа
«Игровой хоровод – основная форма работы с детским фольклорным коллективом»

Учебно-методический материал


В помощь руководителю

фольклорного коллектива



Игровой хоровод – основная форма

работы с детским фольклорным коллективом








Остапцова Татьяна Николаевна

преподаватель ОМФ

МАУ ДО ДМШ им. Р.М. Глиэра





г. Калининград


2023


Самым любимым жанром детей и подростков в традиционной музыкальной культуре является игровой хоровод. Разнообразие движений, включение элементов театрализации очень привлекают ребят. Тут есть место и для фантазии, и для импровизации, что особенно ценится в народном творчестве.

Хороводные песни и игры - это возникшие и выросшие вместе с нашей культурой народные педагогические практики. В традиционных русских семьях пели все, а хоровод был неотъемлемым элементом быта. Хоровое исполнение обрядовых песен и совместное круговое движение родственно заклинанию или заговору. Оно оказывает гипнотическое действие на включенных в это действо исполнителей. Недаром наши предки верили: чтобы пролился на землю дождь или ушла болезнь, нужно было соединить чаяния многих людей. Мы можем увидеть в хороводных играх и древние символы – раскрытие ворот, круговое движение солнца или сеяние урожая и др.

В хороводе одновременно и формируются индивидуальные пространственные представления ребенка, и строятся его социальные отношения со сверстниками. Ребенок понимает, что каждый участник хоровода является частью целого, что без него самого цепочка разорвется. В хороводе также очень важна роль ведущего, который является образцом для подражания. Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия.

Игровые хороводы исполнялись на протяжении всего календарного года. И даже в Великий Пост, когда взрослым запрещалось не только употреблять пищу животного происхождения, но и веселиться, петь песни, плясать, детям и подросткам разрешалось исполнять заклички, водить на улице игровые хороводы. Игровые песни, как правило, просты по композиции. В большинстве из них дается последовательное описание действий, которые выполняют разыгрывающие.


Попробуем классифицировать игровые хороводы по типу движений:

  1. Первым, и самым любимым ребятами является сюжетно-ролевой хоровод.

В этом типе хоровода ярче всего разворачивается фантазия исполнителей главных ролей хоровода (например, «Заинька», «Как у бабушки козел», «Теремок», «Репка», «Летал, летал воробей» и многие другие). Как правило, он разыгрывается в кругу.



  1. Второй тип игровых хороводов – это круговые хороводы (рис.1).

Круговые хороводы самые распространенные в России. И это не случайно. Ведь круг – это символ солнца, законченный круг жизни человека, тесным образом связанный по древним поверьям с миром наших предков. Обычно это простой круг, реже в хороводах используют двойной круг, а иногда (когда участников достаточно много) дети могут построить и тройной круг. Примерами являются хороводы «Ванюша мой», «Как у дяди Трифона», «Заря-заряница» и другие.

Рис. 1

  1. Третий тип игрового хоровода – «стенка на стенку» (рис.2).

Этот тип хоровода берет свое начало от кулачных боев, когда молодые парни выстраивались «стеною» и «деревней» на «деревню» выходили меряться силами. Ярким примером этого типа являются хоровод «Бояре, а мы к вам пришли».






Рис. 2,3



  1. «На четыре стороны».

В хороводах часто используют и более статичные фигуры. Такова фигура «на четыре стороны» (рис.3). Называется она так потому, что все участники встают квадратом и начинают делать одинаковые движения, соответствующие тексту песни (например, «А мы просо сеяли», «А на горе мак»).  Эта хороводная фигура берет свое начало от древних обрядов. Она носит символический характер и означает посев злаков. В хороводе в этой фигуре часто используют и другие движения, которые самым тесным образом связаны с текстом хороводной песни.





  1. Четвертый тип игрового хоровода имитирует процесс плетения, его иногда называют петлеобразным.

Виды движения здесь встречаются самые разнообразные, каждый раз мы как бы наблюдаем за тончайшим переплетением новых узоров. В этом типе хоровода сказывается тесная связь с народным традиционным бытом русской деревни – с прядением, ткачеством, вышивкой. Отсюда и богатство, и разнообразие движений («Капустка», «Ходи в петли», «Чижик», «Заплетися , плетень»).


Рис 4




На рисунке 4 изображены движение «петлёй» и «завивание капустки». На рисунке 5 – «столбы» и «змейка».


Рис.5




Приложения №1,2 содержат нотный материал с текстами, который предлагается использовать на уроках музыки и занятиях с детским фольклорным коллективом.







Список использованной литературы и Интернет-источников:


  1. Громыко М.М. Мир русской деревни - М., 1991.

  2. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1989.

  3. http://www.resobr.ru/materials/48/37781/

  4. http://rusprogram.ru/f54











































Приложение (по экспедиционным материалам д. Стропицы Рыльского района Курской области)


Деревня Стропицы Рыльского района Курской области расположена в среднем течении реки Сейм, на землях, заселенных в глубокой древности, еще в эпоху Киевской Руси. Фольклорная традиция этих мест имеет черты коренной восточнославянской музыкальной культуры.

В деревне Стропицы еще недавно бытовал цикл весенних хороводов-игр — «танкóв», которые водила молодежь на пасхальной неделе. Это круговые хороводы, внутри которых разыгрывался в лицах сюжет песни. Репертуар и музыкальный стиль записанных в Стропицах песен типичен не столько для южнорусских земель, сколько для средней полосы России, и известен по публикациям русского фольклора, начиная с середины XIX века. Пасхальные хороводы заканчивали водить на Красную горку «продольным танкóм», который и по типу хореографического движения, и по музыкальному стилю отличался от круговых «танкóв».

Западные территории Курской области, расположенные в среднем течении реки Сейм (в старину — Семь), называются Курским Посемьем. По комплексу традиционной культуры, включающему в себя развитый цикл календарных обрядов, типам говора и костюма исследователи относят эту территорию к региональной традиции Восточного Полесья, которая является одной из коренных для восточных славян.

В древнерусский период земли Посемья входили в Новгород-Северское княжество, а когда оно распалось — в Курское и Рыльское княжества. Последовавшее затем татаро-монгольское нашествие опустошило Курские и Рыльские земли, хотя полностью славянское население не покинуло этих мест — древние города Путивль и Рыльск продолжали существовать. До XVI века эта территория находилась в подчинении Великого княжества Литовского, а потом в числе 19 других городов Рыльск и его земли были уступлены Литвой Москве. В XVII веке укрепляющееся Московское государство стало активно укреплять свои южные границы и заселять пустующие земли, в результате к коренному населению стали добавляться переселенцы из разных мест. Вторичная колонизация шла различными путями: административным (государство направляло на южные окраины служилых людей для защиты от татарских набегов), вольным (из малоземельного Центра крестьяне переходили на Юг в поисках свободных земель, бежали в пределы Московского государства выходцы «из-за польского рубежа», притесняемые за православие). Немалую роль в освоении края играли и монастыри, которые являлись крупными землевладельцами. В Рыльске самым богатым и древним был Свято-Николаевский монастырь, которому принадлежало около десятка населенных пунктов нынешнего Рыльского района, в том числе Пригородная слободка под Рыльском и деревня Стропицы, расположенная в 3 км от Рыльска вверх по Сейму.

В календарно-обрядовой системе деревни Стропицы важное место занимали весенние хороводы, которые здесь называют «танкáми». Танки водили в строго отведенный период календаря: на Пасхальной неделе, особенно в первые три дня.

Молодые девушки и парни, а также молодожены, состоящие первый год в браке, в самых лучших нарядах собирались в центре села или на лугу, возле реки, и, взявшись за руки, образовывали круг. Под пение песен танок ходил по кругу, а в его середине сюжет песни разыгрывался одним или несколькими участниками. Разыгрывание представляло собой своеобразную пантомиму и требовало от участников настоящего актерского мастерства. Рассказывает Прасковья Гавриловна Велюханова (1913 г.р.): «А мы, бывало, Пасху гуляем… как услышим — девки танки водють: бегим — сломя голову! — к танкам глядеть, что там будет. У меня был брат двоюродный, он был как артист. Он, бывало, так представляет у том у кругу, что все хохочуть, смеются… Как спектакль!».

Основным содержанием таночных песен в Стропицах являются сюжеты о выборе пары, а также о семейных отношениях. Тему брака как основную для танков осознают и сами исполнители: «Выходил какой-нибудь парень у круг и выбирал себе невесту — смотря какую песню поют, а то и два-три парня «женюца»». Одни из таких сюжетов о женитьбе и наборе «семьи» характерен для песни с зачином «Хожу я гуляю», известной во многих регионах России. В Стропицах ее поют с рефреном «Заинька беленький»:

                                           Хожу я, гуляю

                                       Вдоль по хороводу

                                       Заинька беленький!

 

                                       Смотрю-выбираю

                                         Богатого тестя.

                                      Заинька беленький!

                                   (парень ходит по кругу внутри танка)

 

                                       Вот нашел, выбрал

                                          Богатого тестя

                                       Заинька беленький!

                                  (подходит к одному из парней и кланяется, вызывая его в круг)

 

                                  Вот, будь ты мне тестюшка,

                                        А я тебе зять буду,

                                   Твою дочку брать буду.

                                       Заинька беленький!

                                   (ставит «тестя» в середине танкá)

Дальше таким же образом выбирается «тёща», «шурин» и «свояченица». Поющие от лица парня поочередно обращаются к каждому из «родственников».

                      К тёще:

                                  Вот, будь ты мне тёшшунька,

                                           А я тебе зять буду,

                                       Твою дочку брать буду.

                      К шурину:

                                     Вот, будь ты мне шурином,

                                          А я тебе брат буду,

                                     Твою сестру брать буду.

 

                     К свояченице:

                                     Вот будь ты мне своячина,

                                         А я тебе брат буду,

                                     Твою сестру брать буду.

 

Все они стоят в центре круга («И тесть молодой, и тёща молодая» — говорят исполнительницы, подчеркивая несоответствие танкá-игры реальности). «Жених» выбирает себе невесту:

                                 Ой, будь ты мне невестушка,

                                         А я тебе женишок,

                                 Пойдём со мной во кружок.

После того, как «семья» набрана, жених начинает ее разгонять:

                                         Я напился пива,

                                      Даю тестю в рыло.

«Тесть подхватывается и уходит» — комментируют исполнительницы:

                                        Я наелся пирогов,

                                       Беру тёщу за вихор. — «Тёща тоже утикаить»

                                       А ты, шурин-братец,

                                     Седлай коня, ступай с двора. — «Шурин уходит»

                                       А я своей своячине

                                       Подарочек подарю:

                                  Сладкий пряник на меду. — «Достаёть — пряник подарит»

                                       Ой, я весел, весел,

                                        Что один остался,

                                   Со своей ладой милою.

                                          Я свою милýю

                                       Семь раз поцелую. — «И целует. И кланяется всем».

 

В таночной песне «Из-за лесику» разыгрывается спор двух молодцев за девушку. В середине танка ходят два парня, «белый» и «черный»: 

                                Из-за лесику, лесу тёмного,

                               Вот, люли люли, леса тёмного.

                            Там ишли-прошли да два молодца

                             Да два молодца — парни холосты.

                              Они шли-прошли — становилися,

                             Они врозь пошли — разбранилися

                                  За тоё ль беду за великую,

                             За тоё ль девку, девку красную.

                             Выходила к ним красна девушка,

                                Говорила им речь хорошую:

                            «Вот вы молодцы, парни холосты!

                              Вы не ссорьтеся, не бранитеся,

                                 Вы по совести разойдитеся.

                            Как пойдёте вы да у тёмный лес,

                             Вот найдёте вы да клён-дерево,

                             Вот вы вырежьте да два жереба

                           Вот вы выбросьте да в сыру землю.

                                Вот кому жереб-то достанется?

                                 Или белому, бел-кудрявому,

                                Или черному, чернобровому?»

                               Достался жереб парню белому.

(«А черный уже уходит с танка!» — комментируют исполнители)

                                  И он узял её да за рученьку,

                                  И повёл её по всему танку.

                             Всем товарищам низко кланялся:

                            «Хороша ли моя красная девушка?»

(«Фуражку сымáя, всем кланяется»)

Главной целью вождения танкóв был выбор девушки, которая нравится парню — момент признания ее достоинств перед всей группой молодежи. Как отмечают исполнители, «Ну, выбирает, конечно, девку уже видную — не то что… на выбóр!» — «Девку уже выберет себе, какую хочет».

В другой песне, «Верный наш был колодезь», парень выбирает нескольких девушек. В первой части песни парень ходит по кругу:

                                   Верный наш был колодезь,

                                  Верный наш был студёный,

                                     Ой, что стоишь без воды?

                                           Нашего хозяина,

                                          Нашего молодого

                                         Дома не случилося.

                                        Поехал наш хозяин,

                                       Поехал наш молодой

                                     В Москов-город погулять.

                                       Привезёт наш хозяин,

                                      Привезёт наш молодой

                                         Московскую умницу.

                  (на этих словах парень выбирает девушку и кланяется ей)

                                         Московская умница,

                                          Выходи на улицу,

                                         На широкую гулять.

                  (парень берет девушку за руку и выводит на середину танка)

После этого песня начинается сначала, меняются названия городов, в середину круга парень выводит еще нескольких девушек. После этого девушки должны выполнять приказания, пропеваемые участниками хоровода:

                                            Московская умница,

                                              Стели одеялица.

                                                          («она платочек постелет»)

                                             Ростовская умница,

                                            Клади изголовьица.

                                                          («другая рядом платок стелет»)

По многочисленным описаниям этой игровой песни, в конце парень ложился на постеленную из платочков «постель» и звал последнюю «умницу» (она должна быть «из своего села»): «ложись спать со мною». В других вариантах игры последняя «умница» целовала «молодого хозяина». Налицо построение некой иерархии девушек внутри сельского сообщества — та, которую выберут в качестве последней «умницы», будет занимать привилегированное положение. В памяти исполнительниц из села Стропицы остался вариант разыгрывания, при котором в конце песни парень забирал все платочки: «Он пять платочков соскребеть — и пошёл… А они потом за им бегають: «Отдай платок!», а он дразнить их, не отдаёть». Похожие наблюдения о поведении парней в подобном хороводе приводит Н.М. Бачинская, описывая экспедиционный выезд в Калужскую область, где она наблюдала разыгрывание танков на Троицу [См. Библиографияю №2, с. 159]. Видимо, такое поведение отражает некую мужскую стратегию «сбора трофеев» с понравившихся девушек.

Другая часть танкóв посвящена описанию семейных отношений. Особая роль уделяется положению женщины в патриархальной семье. Это песни с сюжетами «А в саду-саду», «Малёшенек у матушки, а я уродился», «Высокий наш был курган». Тема подчиненного положения женщины в замужестве становится центральной и в широко известной песне «Вдоль по морю». В варианте из Стропиц из ее сюжета выпадает образная часть, рисующая «лебедь с лебедятами», на которую нападает «млад сизой орёл» — сюжет сразу переходит к описанию взаимоотношений девицы и молодца:

                                                   Ой, по морю,

                                                   Ой, по морю,

                                          Ой, по морю, морю синему

 

                                        Плывет лебидь с лебедятами

                                      По бережку, по крутом бережку

                                     По бережку красна девица идёть,

                                      А за нею добрый молодец идёть.

                                        Он сдалёка низка кланиется,

                                     А он за версту фуражечку сымал:

                                      «Да какая ж ты непокорливая!

                                     Придёть время — ты покоришься,

                                     Покоришься, щей поклонишься».

Хороводная песня «Вдоль по морю» известна на большой части территории России, но обычно в ней делается упор именно на образную часть, рисующую мир природы и имеющую свадебную символику. Продолжение о взаимоотношениях молодца и девушки часто не допевается или вообще исчезает из памяти носителей традиции. В варианте из Стропиц, наоборот, происходит выпадение символической части сюжета, что связано, видимо, именно со способом вождения танкá — «разыгрыванием» сюжета в лицах. Акцент делается на взаимоотношениях людей, инсценирует в танкé правила поведения между мужчинами и женщинами в традиционном социуме.

Развитие театрализации в исполнении танкóв иногда приводит даже к использованию своеобразного «реквизита». Например, под песню «А в саду-саду», где повествуется о непокорной жене, парень-«муж» ходит в кругу «с хлыстиком». Девушка, изображающая непокорную жену, ходит по кругу и в соответствии с сюжетом кланяется участникам танка — «свёкру», «свекрови» (это должны быть «взрослые» или женатые участники танóчных гуляний):

                                 А в саду-саду, в зеленом саду

                                Вот лёли-лёли, в зеленом саду.

 

                          Там стучит-грючит — муж жану учит,

                               Муж жану учит, шшо харюмую (т.е. угрюмую, упрямую)

                                   Неуклонную, непокорную.

                                Как жана мужу не скорилася,

                               Подошла к свёкру, уклонилася:

                           «Ты, свекор-свекор, родный батюшка!

                                  Отыми меня от своего сына,

                                От своего сына — моего мужа!»

                           Свекор говорит — велит больше бить,

                             Велит слушаться, низко кланяться.

 Далее песня поется сначала, невестка подходит к свекрови:

                            «Ты свекровь, свекровь, моя матушка!

                                     Отыми меня от своего сына,

                                    От своего сына, моего мужа!»

Свекра говорит: «Воля не моя — воля мужнина, еще сынина.»

Песня опять поется сначала, теперь имеет другое продолжение:

                                      Как жена мужу укорилася,

                                   Подошла, низко поклонилася:

                                «Уж ты муж, ты муж, сокрушитель мой!

                                     Сокрушил мою буйну голову,

                                   Буйну голову, девичью красоту.

                                 Ты спокинь грозу — поцелуй жану».

«И тут парень хочеть ие поцеловать, а она как свистнет утикать!» — добавляют исполнители. Это — девичья стратегия поведения в традиционной культуре: девушке важно признание ее достоинств перед обществом, наличие «жениха», но ничего лишнего она позволять в поведении не должна.

Сюжеты танóчных песен не только укрепляли в молодежном сообществе патриархальные устои семейного уклада. Исполняемые в молодежной среде, танóчные песни часто содержали зарисовки свободолюбивого характера женщины, являлись насмешкой над патриархальными нравами. Например, осуждению и осмеянию подвергается в песне обычай отдавать девушек замуж за малолетних мальчиков-«недоростков» (это часто делалось с целью приобретения в семью лишних рабочих рук), о чем поется в песне «Малёшенек у матушки а я уродился»:

                                   Малёшенек у матушки а я уродился,

                                     Вот люли-полюли, а я уродился.

 

                                   Молодёшенек у батюшки я оженился

                                       Как узял я сабе жану молодую.

                                      Молодая жена меня невзлюбила,

                                         Негодяем меня она озывала.

«Вот пойдём же, ты негодный, к тестю, к тёще в гости.»

                                   Случилося негодяю пройти мимо рощи.

                                   Привязала негодяя ко белой берёзе,

(«И выбирають девку у белом платью. К ей привяжуть ево. И тада танок стоит, и он стоит привязанный. Платочком»)

                                     А сама-то пошла пиру пировати.

                                Она девять денёчков в пиру пировала,

                                 На десятый денёчек она стосковала.

                                Не дошедши негодяя, она становилась,

                                 Низёхонько негодяю она уклонилась:

                     «Вот как будешь ты, негодный, ходить со мной в гости,

                          Вот как будешь ты, негодный, поить меня чаем.

                               Хорошо тебе, негодный пиру пировати?»

                                  «Государыня жена, а мне не до пиру!

                             Мне соловушки головушку всию попробили,

                                   Мне комарики ручки увсе искусали,

                                  Мне муравьики ножки увсе источили».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!