Игровая программа «Праздник национальных игр»,
посвящённый Дню толерантности - 16 ноября.
Цель: познакомить детей с понятием «толерантность», играми народов, проживающих в России.
Задачи:
обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов;
объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины многонациональности России. Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей;
формирование культуры межличностного взаимодействия детей в группе;
формирование интереса и уважения к другим национальным культурам; воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих в России;
воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности.
Игровая программа «Праздник национальных игр»,
посвящённый Дню толерантности - 16 ноября.
Звучат детские песни (дети собираются в зале)
Короткие фанфары
Песня «Россия»
1.Ведущий: Добрый день, дорогие друзья!
2.Ведущий: Здравствуйте!
1.Ведущий: Давайте поприветствуем друг друга как это делают представители разных народов:
2.Бари ор — по-армянски
1.Исенмэхез — по-башкирски
2.Салем бе! — по-казахски
1.Салам лийже! — по-марийски
2.Байрай! — по-осетински
1.Еттык! — по-чукотски
2.Дорообо! — по-якутски
1.Привет! – по – русски
- И, наконец, поприветствуем всех, радушно махая рукой, как это делают во всем мире.
2.- Ребята, а для чего люди здороваются? А для того, чтобы пожелать друг другу здоровья, а значит, благополучия, радости и счастья.
1.Ведущий: 16 ноября - Международный день толерантности (терпимости). А вы слышали такое понятие как «толерантность, что оно означает»
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
2.Ведущий: День толерантности посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Его цель заключается в том, чтобы снизить по всей планете случаи проявления насилия и экстремизма, понять, что мы все одна большая семья.
1. Ведущий: «На нашей планете огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди. Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными. Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать. Нужно с добром к людям в дом приходить, Дружбу, любовь в своем сердце хранить.
2.Ведущий: У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Но одной из главных традиций для детей всех народов – это ИГРА. Ведь играть любят абсолютно все. Поэтому мы предлагаем вам поиграть в игры народов нашей страны.
В народных играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Тем самым мы будем учиться быть толерантными и проявлять уважение к другим народам.
1.Ведущий: Итак, мы отправляемся к народу – ТАТАРЫ
Звучит национальная татарская музыка
(проводится татарская игра)
ИГРА " Тюбетейка"
Дети становятся в круг под музыку водящий одевает тюбетейку на голову соседу, когда музыка прекратится, тот игрок у которого будет на голове тюбетейка, выбывает из игры.
2. Ведущий: Здорово, мы поиграли с вами в игру татарского народа. Игр много у татар, очень много, но мы с вами остановились на более распространённой игре. Вы готовы отправляться дальше?
ДА!
Звучит национальная музыка народов севера
1. Ведущий: Следующая игра «Игра народов севера»
«Рыбалка»
Ход игры: 2 команды ( по 5 человек ). На противоположном конце зала на веревочке подвешены рыбки (бутафорские, по сигналу нужно добежать сорвать рыбку, вернуться к команде и положить в ведро. Выигрывает та команда, в чьем ведре рыбы будет больше. Время игры 1 минута.
2.Ведущий: Отлично, мы побывали у народов севера. Отправляемся дальше.
Звучит национальная кавказская музыка
1.Ведущий:
Много игр на празднике нашем
В играх рот не разевай,
Кавказскую смелость и ловкость проявляй!
ИГРА «Подними платок»
Группа девочек располагается по кругу, в центре 4-5 стульчиков на которых лежат платки. Звучит одна из Лезгинок народностей Дагестана, дети бегут по кругу, с окончанием музыки берут платок и надевают на голову: кто быстрее! По тому же принципу играют мальчики, на голову они надевают папаху.
2.Ведущий: Не стоит останавливаться. Отправляемся дальше.
Звучит национальная башкирская музыка
1.Ведущий: «Башкирская народная игра»
«Жмурки» (в кругах) (башкирская народная игра)
Эту игру можно проводить на улице или в помещении. Необходимо до начала игры заготовить небольшие кружочки, на которые в дальнейшем будут становиться игроки. Рекомендуем вырезать такие кружочки из плотного картона такого размера, чтобы на них можно было устойчиво стоять двумя ногами. Однако можно просто очертить круги мелом на асфальте или палочкой на земле. Главное, чтобы они были хорошо заметны, и количество таких кругов несколько превышало количество игроков.
В центре площадки «раскручивают» водящего с завязанными глазами, чтобы он потерял ориентацию и не знал, в какую сторону он идет. По команде взрослого водящий идет наугад, а другие игроки перебегают из кружка в кружок до тех пор, пока водящий не подойдет вплотную к одному из них. Тогда все «замирают», а водящий должен в полной тишине попытаться на ощупь найти, где спрятался игрок. Ребенок, которого ловят, может приседать, наклоняться в сторону, но ни при каких обстоятельствах не сходить с круга. Если он не смог удержать равновесия и заступил за круг, он считается проигравшим.
Если водящий сумел найти игрока, стоящего на круге, то он должен еще определить на ощупь, кого он поймал. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим.
Правила:
1. Все дети могут опять перебегать с кружка на кружок, шуметь, хлопать в ладоши, только до того момента, пока водящий не подошел вплотную к игроку «в кружке».
2. Ребенок, который попытался убежать или просто не удержал равновесие (сдвинулся с места), когда «водящий» вплотную подошел к его кружку, сам становится водящим.
2.Ведущий: Поехали дальше.
Звучит марийская национальная музыка
1.Ведущий: «Игра народов коми»
(марийская народная игра)
Ход игры: на площадке чертят две линии на расстоянии 3- 4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.
Главное правило: перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.
2.Ведущий: Поехали дальше.
Звучит русская народная музыка
1.Ведущий: «Русские народные игры»
«Ручеек»
Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара, взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ручеек»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее. Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.
«У дядюшки Трифона»
Играющие становятся в круг. Один из игроков получает бубен, который передают по кругу под музыку при этом приговаривают слова:
У дядюшки Трифона семеро детей,
Семеро детей, и все сыновья.
Они не спят, не едят,
Друг на друга глядят
И все делают вот так.
На ком музыка остановится, тот выходит в середину, и под русскую народную музыку исполняет движения, а остальные повторяют.
В завершении нашего праздника, ребята посмотрите на своих друзей.
1.Ведущий: Что общего у них? (голова, руки, ноги....) Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.) Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим.
2.Ведущий:
На территории России
Живут народы разные с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один – кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А родина Россия ,
У нас у всех одна!
1.Ведущий: Мне очень хочется, чтобы вы были толерантны не только в день толерантности, не только когда мы об этом говорим, а всегда помнили об этом. Ведь мы, дети разных национальностей, но мы должны находить общий язык, общие интересы, дружелюбно относиться друг к другу. Помнить о том, что все мы разные, но мы равные!
2..Ведущий: До новых встреч, друзья! До свидания!
Музыка