СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-золотой ключик к повышению финансовой грамотности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность создания игр  продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами трудноразрешимые задачи.

Новизной занятия  является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Просмотр содержимого документа
«Игра-золотой ключик к повышению финансовой грамотности школьников»











Проект по финансовой грамотности

«Игра-золотой ключик к повышению

финансовой грамотности школьников»






Разработчик: Алхимова Дарья

Гриценко Илья

Кривенцов Сергей

Синкевич Валерий

Нороян Елена

Писанкова Полина

Наставник: Шендрик Н. И., учитель

технологии и экономики





Минеральные Воды, 2018 год

Содержание


I. Пояснительная записка.

II. Теоретическая часть.

2.1. Игра как форма обучения.

2.2. Виды игр.

III. Практическая часть.

3.1. Игры-викторины для обучающихся начальной школы.

3.2. Игры для учеников 5-7 классов.

3.3. Квесты для старшеклассников.

3.4. Буклет на память.

IV. Заключение.

V. Источники информации.




  1. Пояснительная записка

Целевая группа: 8-15 лет.

Объект исследования: игра как форма обучения.

Предмет:  финансовая грамотность школьников.

Гипотеза: предупреждение финансовой безграмотности ведет к финансовой свободе.

Цель проекта: повышение финансовой грамотности школьников.

Задачи:

  1. Расширить знания о значении финансовой грамотности.

  2. Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию.

  3. Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере.

  4. Создать положительный образ финансово грамотного человека.

Методы исследования:

- изучение различных источников информации;

- беседа о правилах финансовой безопасности;

- исследование плюсов и минусов накопленного опыта в финансовой сфере;

- собеседование.

Актуальность создания игр продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами трудноразрешимые задачи.

Новизной занятия является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.




II. Теоретическая часть.


2.1. Игра как форма обучения.

Игра – самый любимый вид деятельности школьников. Игра настолько многогранна, она обучает, развивает, социализирует и дает возможность отдыха, при этом одна из первых задач игры - это обучение.

Почти с первых моментов своего возникновения игра выступает как форма обучения, как школа воспроизводства реальных ситуаций на практике с целью их освоения. Дальнейшее изучение игровых форм обучения показало, что с помощью игры решаются почти все педагогические задачи.

Игра во все времена являлась наиболее близким и естественным способом познания окружающей действительности, овладения различными знаниями, умениями и навыками. Организация и применение игры в процессе обучения легло в основу настоящей работы. Повышать финансовую грамотность учащихся через игру намного продуктивнее, чем заучивать правила и слушать лекции.


2.2. Виды игр.

Из всего многообразия игр для своего проекта были выбраны:

  • игра-викторина;

  • имитационно-ролевая игра;

  • квест.

Игра-викторина - это особый вид игры, суть которой заключается в угадывании правильных ответов на вопросы одной или множества тематик и разного уровня сложности. Традиционно викторины делят по тематическим аспектам и проводят в узких кругах для развлечения или соревнований в эрудиции. Ценность викторин с ответами состоит в том, что они расширяют кругозор, помогают выявить уровень знаний, содействуют развитию познавательных интересов и смекалки.

В нашем случае, целесообразно применять этот вид игры для ребят начальной школы, которые только получают новые знания по финансовой грамотности и при помощи вопросов викторины выделяют для себя главные моменты.

Имитационно-ролевая игра – это игра, направленная на активное усвоение новых социальных ролей, самореализацию, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает школьников в новые для него отношения. Имитационно -ролевые игры доступны ребятам, которые имеют определенный багаж знаний и умеют анализировать поступки героев игры.

Квестом называют игру, в рамках которой участникам необходимо выполнить ряд заданий и прийти к определенному результату. Во время игры персонажи оказываются в определенной ситуации и получают задание, которое им предстоит выполнять. Для этого участникам приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать знания, эрудицию и все свои умения. Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу, как взрослым, так и детям, подобные задания заставляют думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит взаимодействовать и общаться с другими участниками. Принимая участие в квестах, школьники открывают в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.

  1. Практическая часть.


3.1. Игра-викторина для обучающихся начальной школы.



Игра-викторина «Финансовый грамотей»

(презентацию смотреть в приложение).

Воспитание финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Ключевой идеей игры-викторины «Финансовый грамотей» является развитие финансовой грамотности младших школьников с помощью анализа сюжетов любимых детских литературных произведений.

Цель:

формирование у школьников навыков анализа личного финансово-экономического поведения на примере поступков, решений и личной финансовой стратегии персонажей литературных произведений.

Задачи:

- развить навык анализа художественных произведений и умение замечать информацию экономического содержания;

- научить вычленять из текста литературного произведения полезную и применимую в современном мире информацию;

- развить познавательный интерес школьников к деталям, скрытым в литературном произведении;

- мотивировать школьников к повышению уровня финансовой грамотности.


3.2. Игра для обучающихся 5-7 классов.


Имитационно-ролевая игра «Семейный бюджет»

Аннотация:

Доказано, что люди, умеющие грамотно планировать свой личный бюджет, более успешны. Решение финансовых задач на уровне семейного бюджета помогает подрастающему поколению связывать теоретические знания с практическими навыками.

Цели:

- изучить структуру семейного бюджета;

- определить возможные ресурсы на основе моделирования проектной деятельности учащихся.

Задачи:

• закрепить у детей навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы;

• разобраться с потребностями предполагаемой семьи, определить виды расходов и доходов;

• разработать стратегии сокращения расходной части бюджета семьи и увеличения его доходной части (на конкретных примерах).

• мотивировать школьников к повышению уровня финансовой грамотности.

Участники: 3 команды по 5-6 человек.

Жюри: эксперт-экономист

Подготовительный этап:

1. Разделить учащихся на 3 семьи: с низким, средним, высоким уровнем дохода.

2. Познакомить темой, проблемой, конечным продуктом проекта.

3. Подготовить эксперта-экономиста.

  1. Распределение игроков по ролям.

  2. Подготовка коллективного анализа.

Туры:

  • Продовольственная корзина.

  • Коммунальные услуги.

  • Здоровье.

  • Образование.

  • Бизнес-проект.

  • Банк.

  • Предпринимательская деятельность.

  • Лотерея.

Задания:

Тур 1. Продовольственная корзина

Задание для семьи с низким уровнем доходов

Выберите 10 основных видов продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 15 предлагаемых:

1) хлеб; 2) сахар; 3) минеральная вода4) масло растительное; 5) кукурузные хлопья; 6) мясо; 7) рыба8) кальмар сушеный; 9) газированные напитки; 10) молоко; 11) яйцо; 12) майонез; 13) картофель; 14) овощи; 15) фрукты.

Если 10 основных продуктов выбраны вами правильно, то на приобретение продовольственной корзины вы потратите 1500 рублей. Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Задание для семьи со средним уровнем доходов

Выберите 13 основных видов продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц из 20 предложенных:

1) хлеб; 2) сахар; 3) минеральная вода;  4) масло;  5) кукурузные хлопья; 6) мясо;
7) рыба; 8) кальмар сушеный; 9) газированные напитки; 10) молоко; 11) яйцо; 
12) майонез;  13) картофель; 14) овощи; 15) фрукты;  16) соль;  17) креветки; 18) кондитерские изделия; 19) чай; 20) сухофрукты.

Если вы верно выберете 15 основных продуктов, то на их приобретение вам предстоит потратить 3000 руб. Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Задание для семьи с высоким уровнем доходов

Выберите 15 основных наименований продуктов для продовольственной корзины вашей семьи из 25 предложенных:

1) хлеб; 2) сахар;  3) минеральная вода; 4) масло;  5) кукурузные хлопья;  7) рыба; 
8) кальмар сушеный;  9) газированные напитки; 10) молоко; 11) яйцо;  12) майонез; 
13) картофель; 14) овощи; 15) сухофрукты; 16) соль;  17) креветки; 18) кондитерские изделия; 19) сельдь иваси; 20) финики сушеные; 21) маринады; 22) сало копченое;23) орешки соленые; 24) конфеты; 25) чипсы.

Если 10 основных продуктов вы выберете правильно, то на приобретение продовольственной корзины потратите 5000 руб. Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Правильный ответ.

Во всех трех случаях в продовольственной корзине должны обязательно присутствовать следующие наименования продуктов:

1) хлеб;  2) сахар; 3) масло;  4) мясо;  5) рыба;  6) молоко;  7) яйцо; 8) картофель;
9) овощи; 10) фрукты.

Тур 2. Коммунальные услуги

Задание для семьи с низким уровнем доходов

Выберите наиболее приемлемый для вашей семьи вариант проживания с учетом размера оплаты коммунальных услуг.

1. Вы имеете личную квартиру, но стоимость коммунальных услуг с каждым месяцем возрастает на 10 % (1000руб. + 100 руб.). 2. Вы арендуете квартиру; коммунальные услуги составляют 800 руб., но нет гарантии, что вас не попросят ее освободить в ближайшие дни. 3. Вы имеете дом в 8км от райцентра с оплатой услуг 200 руб. в месяц: но каждый день вам приходится добираться до райцентра на автобусе (стоимость билета – 10 руб. в одну сторону).

Выбрав свой вариант, ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Задание для семьи со средним уровнем доходов

Ваша семья переехала в город, и у вас возникла проблема с оплатой аренды жилья и коммунальных услуг. Каков будет ваш выбор?

1. Аренда однокомнатной квартиры (без удобств) – 2000 руб. в месяц коммунальные услуги – 1000 руб. в месяц. 2. Аренда двухкомнатной квартиры (на окраине города) – 3000 руб. в месяц + коммунальные услуги – 1500руб. в месяц. 3. Аренда двухкомнатной квартиры (в центре города) – 4000 руб. в месяц + коммунальные услуги – 2000 руб. в месяц.

Обоснуйте ответ. Сделайте запись в расходах.

Задание для семьи с высоким уровнем доходов

Учитывая стоимость коммунальных услуг и условия проживания, выберите жилье для своей семьи из ряда предлагаемых вариантов, исходя из того, что:

1. Оплата коммунальных услуг в коттедже в центре города составляет 12000 руб. в месяц (при этом имеется бассейн, тренажерный зал, сауна, двухэтажный гараж, спутниковое телевидение, теле- и видеосъемка). 2. Стоимость коммунальных услуг в трехкомнатной квартире в панельном доме составляет 3000 руб. в месяц (но дом расположен в опасном районе, где часто совершаются квартирные кражи, подъезды не имеют домофонов, стоянка для автомашин находится далеко). 3. Стоимость коммунальных услуг в загородном доме со всеми условиями составляет 1500 руб. в месяц (но он расположен в экологически неблагоприятном районе). Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Тур 3. Здоровье

Задание для семьи с низким уровнем доходов

Заболела ваша бабушка. Каковы ваши действия?

1. Не будете расходовать денежные средства, считая, что бабушка вылечится самостоятельно без медицинской помощи (но нет гарантии, что наступит полное выздоровление). 2. Положите в обычную больницу с лечением за 2000 руб. (вероятность выздоровления – 70 %).3. Будете самостоятельно лечить бабушку дома недорогими препаратами общей стоимостью 500 руб. (вероятность выздоровления – 50 %)4. Отправите бабушку за границу, но лечение обойдется в 30000 руб. (вероятность выздоровления – 100%).Обоснуйте ответ. Сделайте запись в расходах.

Задание для семьи со средним уровнем доходов

Вашей маме врачи назначили срочное лечение. Что вы предпримете?

1. Не станете тратить деньги, выберете самолечение (но нет гарантии, что она вылечится)2. Положите в обычную больницу, где стоимость лечения составит 2000 руб. (вероятность выздоровления – 70 %).3. Выберете домашнее лечение недорогими препаратами с общей стоимостью 1500 руб. (вероятность выздоровления – 50%).4. Отправите в санаторий, потратив на путевку 25000 руб. (выздоровление гарантированно). Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Задание для семьи с высоким уровнем доходов

Вашему ребенку требуется срочная операция. Каким будет ваше решение?

1. Согласитесь на операцию за границей и заплатите 125000 руб. (гарантия выздоровления – 100%, но вы сможете сделать эту операцию только через 3 месяца)2. Сделаете операцию в России за 60000 руб. (гарантия выздоровления – 90%, операцию вы сможете сделать через два дня). 3. Обратитесь к местной знахарке и потратите на лечение 3000 руб. (гарантия выздоровления – 10%).

Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Тур 4. Образование

Задание для семьи с низким уровнем доходов

Что окажется наиболее важным перед новым учебным годом?

1. Приобретение школьной формы за 800 руб. 2. Покупка школьных принадлежностей за1000 руб. 3. Перевод ребенка в специализированный колледж за 500 руб. в месяц. Обоснуйте ответ. Сделайте запись в расходах.

Задание для семьи со средним уровнем доходов

Что окажется важным перед новым учебным годом?

1. Приобретение формы, учебников на 3000 руб. и отправление ребенка в обычную школу2. Определение ребенка в лицей с индивидуальным обучением (в стоимость обучения входит стоимость формы и обучения) за 6000 руб. 3. Определение ребенка в колледж при университете с возможным бесплатным зачислением в этот ВУЗ за 11200 руб.

Выбор обоснуйте. Сделайте запись в расходах.

Задание для семьи с высоким уровнем доходов

Выберите наиболее приемлемый вариант получения образования вашим ребенком.

1. В обычном российском колледже за 20000 руб. 2. При Московском государственном институте международных отношений (МГИМО) с дальнейшим зачислением в этот ВУЗ за 100000 руб. 3. Обучение в колледже при Оксфордском университете с перспективой дальнейшего поступления в любой ВУЗ мира за 160000 руб.

Тур 5. Банк

Каждая семья по желанию заполняет бланк договора банковского вклада. Банк «МП» под 200% годовых. Ответ обоснуйте. Сделайте запись в расходах. После заполнения бланков договоров банкир расшифровывает аббревиатуру «МП» – «Мыльный Пузырь» который «лопается» вместе с вкладами.


Тур 6. Лотерея

Вы выиграли 100 тыс. рублей в лотерее «Золотой ключ» - распорядитесь этой суммой с учетом интересов всех членов семьи.

Эксперт-экономист премирует семьи.

Подведение итогов. Учащиеся суммируют все данные и определяют тип семейного бюджета. Анализируют полученный результат.

Экспертный лист

Название тура

Семья с низким уровнем дохода

Семья со средним уровнем дохода

Семья с высоким уровнем дохода

1

Продовольственная корзина




2

Коммунальные услуги




3

Здоровье




4

Образование




5

Банк




6

Лотерея





Итог





3.3. Квест для старшеклассников.

Мотивационная квест-игра «Семейное дело»

Пояснительная записка

Целевая группа: 8-11 класс

Продолжительность игры: 45 минут

Цель игры: развитие навыков использования знаний по финансовой грамотности.

Задачи:

  1. Улучшить условия обучения, саморазвития и самореализации участников образовательной деятельности в школе.

  2. Расширить лексический запас по финансовой грамотности.

  3. Развить умения работать в команде.

  4. Создать положительный образ финансово грамотного человека.

  5. Воспитывать уважение к трудовой деятельности.

  6. Мотивировать команду к созданию своего плана развития.


Актуальность занятия продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами трудноразрешимые задачи.

Новизной занятия является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью занятия является то, что оно базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

В результате занятия у обучающихся формируются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты:

1.Приобретение обучающимися компетенций в области финансовой грамотности, развития собственного финансового плана, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды.

2. Эта игра позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений.

Метапредметные результаты

1. Анализировать потребности современного общества и способы их удовлетворения в рамках данных территориальных и временных условий;

2. Развитие аналитических способностей, навыков принятия решений.

3. Владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

4. Сформированность коммуникативных компетенций.

Личностными результатами

1.Сформированность ответственности за свои действия и поступки;

2.Сформированность мировоззрения, соответствующего современным представлениям в сфере финансов;

3. Понимание рискованности занятия бизнесом (понимание возможности как иметь прибыль, так и нести убытки).

Таким образом, занятие способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.

Содержание квест-игры

Этап

Продолжитель-ность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

Организационный этап.

5 минут

Формирование команд. Выдача маршрутных карт. Объяснение правил игры.

1 станция «Бюджет семьи»

7 минут

Рассмотреть семейный бюджет. Определить сальдо. Сделать вывод.

2 станция

«Свое дело»

7 минут

Разработать бизнес-план.

3 станция:

«Кредитование»

7 минут

Решение экономических задач. Командам предлагается решить 9 экономических задач. Если задачи решены правильно, то банк выдает кредит на развитие бизнеса команде.

Итог: получение кредита в банке.

4 станция:

«Страхование»

7 минут

Изучить договор страхования определить наиболее приемлемый.

5 станция:

«Инвестирова-ние»

7 минут

Изучить доходность предприятия. Определить систему инвестирования.

Рефлексия

5 минут

Встреча всех команд. Подведение итогов. Мотивация на становление финансово грамотной личности


Представленный перечень игр не является исчерпывающим, но это наиболее востребованные виды игр, которые могут быть использованы для изучения финансовой грамотности школьников общеобразовательных учреждений.



3.4. Буклет на память (см. приложение).

Для того чтобы ребята унесли с собой частичку финансовых знаний были изготовлены информационные буклеты. Они будут не только напоминать об интересных играх, но и помогут стать финансово грамотными родителей школьников.

 Создание эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, позволяет сформировать у потребителей финансовых услуг достаточный уровень знаний и навыков в области финансов для правильной оценки ситуации на рынке и принятия разумных решений. Выпуск информационной печатная продукция (буклеты, плакаты и брошюры по различным видам финансовых услуг), рассчитан на широкий круг населения и нацелен на повышение финансовой грамотности и информированности граждан в области банковской деятельности, развитие системы финансового образования.

  1. Заключение.


В заключение настоящей работы, хотелось бы отметить, что игра - мощный инструмент (золотой ключик) в обучении и воспитании подрастающего поколения. Форма игры увлекает и заинтересовывает обучающегося настолько, что порой сложно оторваться от процесса обучения. А на примере своих одноклассников, хорошо видно, как легко и с огромной увлеченностью они воспринимают информацию в игровой форме, активно принимают участие, а переживания, полученные ими во время игры, действительно оставляют глубокий след и долгосрочное влияние. В процессе игры они учатся помогать и заботиться друг о друге, что в дальнейшем становится для них привычным и естественным в повседневных условиях.

Грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.



V. Источники информации.

1. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для обучающихся по основным программам профессионального обучения [электронный ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/spo2

2. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 10 - 11 классов [электронный ресурс]. URL: https://fmc.hse.ru/10-11forms

3. Методическое пособие для учителей по реализации образовательной программы «Финансовая грамотность» Баранников К. А., Куприянов Б.В.

4. Савицкая Е. В. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся по основным программам профессионального обучения М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 224 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!