СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Живая природа. Наши верные друзья (собаки),"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие расчитано на воспитанеи ответственности за тех, кого мы приручаем.

Просмотр содержимого документа
«Игра "Живая природа. Наши верные друзья (собаки),"»

МБОУ «Красноясыльская СОШ»








Технологическая карта

внеурочного занятия на тему:

«Живая природа. Наши верные друзья»

(7 класс)





Выполнила:

учитель биологии

высшей квалификационной категории

Умпелева

Марина Валерьевна





ТЕМА внеурочного занятия: Живая природа. Наши верные друзья.


Класс: 7


Предмет: межпредметные связи (биология, география, история, ОБЖ)


Краткое описание занятия: Данное внеурочное мероприятие – можно провести как один из видов занятий, направленных на расщширение общего кругозора обучающихся с 5 по 9 класс. Для проведения внеурочного мероприятия подобранные задания направлены на интенсивное познавательное развитие учащихся, реализацию их творческого потенциала. Разнообразие материала к данному внеурочному занятию, можно подобрать, как используя ресурсы интернета, разнообразные энциклопедические издания, так и методическую литературу. Вместе с тем концепцию внеурочного занятия можно использовать, работая и по другим УМК в различных классах.


Цель: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора в области собаководства.


Задачи:

  • формирование умения применения знаний в нестандартных условиях;

  • реализация связей между науками;

  • повышение интереса к предметам через игровую деятельность;

  • развивать умения работать в группе, создавать коллективный продукт;

  • формирование и развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

  • воспитание чувства взаимоуважения и взаимопонимания;

  • воспитание любви к Родине через любовь к братьям нашим меньшим.


Форма учебной работы: внеклассная; интеллектуальная игра.


Оборудование. Презентация PowerPoint , компьютер, карточки - задания.


Педагогические технологии: игровые технологии, коммуникативное обучение, ИКТ.









ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Этап «Организационно-мотивационный»

Организационная, инструктирующая.

Приветствует ребят, задаёт эмоциональный настрой, знакомит с правилами игры.

Организует выбор координатора. Проводит жеребьевку по порядку выступления команд.

Получают информацию

Осознание структурного и логического построения игры, критериев оценки, возможностей личного участия.

Выбирают координатора команды.

Структурирование ролевых взаимоотношений.

Знакомятся с правилами игры, порядком действий. Выбирают координатора.

Умение слушать в соответствии

с целевой

установкой.

Принимать и сохранять учебную

цель и задачу.

Этап «Игра»

Организационно-направляющая. Регулирует порядок вступления в игру команд. Следит за накоплением баллов каждой команды. направляет, если нужно, на более точное формулирование ответов на поисковые вопросы.

Оценивает, вместе с ребятами, степень раскрытия ответов на поисковые вопросы, самостоятельную деятельность учащихся в группах. Выясняют возникшие затруднения.

Включаются в самостоятельную деятельность, ищут способы решения учебной задачи. Осуществляют выбор наиболее эффективных способов выполнения задания.

Систематизирует полученную информацию. Осуществляют осознанное построение речевого высказывания.

Применение знаний по предметам в новых условиях. Развитие умения пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей.

Взаимодействуют с учителем, ребятами внутри своей группы и между группами, с капитаном команды. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование уважительного отношения к партнерам.

Развитие умения слушать собеседника, строить понятные собеседнику высказывания.

Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Определяют функции участников, способы взаимодействия Соотносят свои действия с правилами игры, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Оценивают правильность выполнения учебной задачи.

Формирование умения работать в общей концепции игры, подчинения правилам, установкам. Осознание особенностей командной работы и своей роли в ней; Формирование умения оценивать промежуточные результаты и вносить изменения, принимать

и сохранять учебную

цель и задачу.

Заключительная часть (итог, оценивание, рефлексия).

Подводит итог – баллы, победители, награждение. Проводит рефлексию. Просит назвать самые интересные вопросы, почему они показались интересными.

Оценивают игру. Выделяют наиболее понравившиеся вопросы.

Систематизация полученной информации, осмысление, формулировка достигнутых результатов

Взаимодействуют с учителем и другими ребятами в процессе обобщающей беседы по материалу занятия во фронтальном режиме.

Формулирование собственного мнения и позиции, координирование её с позициями партнёров.

Понимают причины успеха или неуспеха.

Оценивают результаты достигнутого на занятии.

Формирование способности осознавать трудности и причины успеха или неуспеха и пути их преодолении.

Осознание качества и уровня усвоения знаний и способности их применения












КОНСПЕКТ ИГРЫ

  • Добрый день, ребята!

В день, наверно, раз по десять, раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году, в переулке и в саду,
На вокзале, во дворе, на мосту, на пустыре,
На бульваре, на проспекте вам встречались звери эти.
Может, даже вы видали на ошейниках медали?
А скажите, вам известны их отвага, ум и честность?

Вот об этом-то сейчас и пойдёт у нас рассказ.

  • О ком же будет наш сегодняшний разговор? (О собаках)

  • Поднимите руки, у кого есть собака? (Слайд 1)

  • Собаки... Сколько их, какие они разные и одновременно одинаковые! (Слайд 2)

  • Сегодня мы поближе познакомимся с нашими верными и преданными четвероногими друзьями в ходе игры «Живая природа. Наши верные друзья» . Желаю удачи в игре. Прежде необходимо разбиться на три группы.


1. Деление класса на группы

Вырезать контуры собак, разрезать попалам и ребятам необходимо собрать половинки.


2. Каждая команда занимает своё место. Выбирают координатора действий и дают название команде.


3. Игра началась! Каждая команда получает ряд заданий, на которые участники должны ответить. Выполненное задание передают жюри, которые оценивают работу и заносят баллы в оценочный лист. Ребята выполняют задание за определённый отрезок времени. Правильные ответы на задание будут представлены на слайдах.


ЗАДАНИЯ:

1. Страница 1 «Историческая». (Слайд 3)

(Слайд 4) На раскопках стоянок неандертальского человека, жившего примерно 30 – 70 тысяч лет назад находили кости, строением напоминавшие собачьи. В давние времена первобытному человеку потребовался друг, сторож и охотник.

Учёные долго спорили, но потом пришли к единому мнению, что предком собаки был именно волк, а не шакал. Человеку понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл дикие привычки и стал настоящим другом человека.

Генетики установили, что впервые волки были одомашнены человеком в Южной Азии. Так от прирученного волка произошла домашняя собака.

ВНИМАНИЕ вопрос: (Слайд 5) Перед вами картосхема с центрами происхождения культурных растений и домашних животных. Назовите номер центра и его название, где впервые появились домашние собаки.

  • Ответ: №1 Южноазиатский тропический (2 балла)


2. Станция 2 «Профессиональная» (Слайд 6)

(Слайд 7) В давние времена первобытному человеку потребовался друг, сторож, охотник, пастух. В войске Александра Македонского был отряд таких собак. Собак брали в свои боевые походы русские князья Святослав и Олег. У Петра 1 была собака связная. А собаки минёры и санитары во время Великой Отечественной войны? Сколько подвигов совершили четвероногие герои!

У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки фашистов бросались в атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что "тигры", "пантеры" боялись собак.

ВНИМАНИЕ вопрос: Назовите сегодняшние профессии собак.

(Слайд 8) Ответ: Спасатели Пожарные Поводыри Пастухи Почтальоны Минёры Сапёры Служебные Розыскные Охотничьи Сторожевые Ездовые Актёры Испытатели Няньки Цирковые артисты (по 1 баллу за правильный ответ)



3. Станция 3 «От благодарного человечества…» (Слайд 9)

Как вы уже поняли, собаки приносят большую пользу человечеству, совершают подвиги, сами погибая. И чтобы увековечить память о них, люди в разных точках планеты ставят им памятниками. Только в России их насчитывается 10. Я не буду рассказывать обо всех, но Памятник собаке в г. Тольятти.

(Слайд 10) В 2003 году, в этом городе был открыт памятник немецкой овчарке «Костику» или «Верный» как прозвали его горожане, который впоследствии стал символом верности в городе Тольятти. Семь лет ждал пёс своих хозяев, не сходя с места, которые, к сожалению, разбились в автомобильной катастрофе неподалёку в 1995 году. 7 долгих лет «Верный» заглядывал в проезжающие мимо машины, надеясь, что хозяева вернутся. Горожане приметили пса и всячески подкармливали, построили будку, и даже хотели его забрать домой, но пёс был непреклонен. В 2002 году пса нашли мертвым в лесу, не дождался… бедолага. Открытие памятника состоялось 1июня 2003 года на день города, автор проекта Олег Клюев, памятник отлит из бронзы. И в посмертном образе, скульптору удалось запечатлеть во взгляде пса безграничную преданность и надежду на счастливую встречу.

ВНИМАНИЕ вопрос: (Слайд 10) Перед вами фотографии памятников, установленных в России. В каком городе и за какие заслуги люди запечатлели собак в бронзе?

(Слайд 11) Ответ: 1. г. Москва Памятник первой собаке, побывавшей в космосе.

2. г. Москва Памятник фронтовой собаке

3. г. Санкт – Петербург Памятник безымянным собакам, над которыми проводились

медицинские опыты во благо человечества.

(6 баллов)


4. Станция 4 «Породы собак» (Слайд 12)

(Слайд 13) Сегодня в мире насчитывается около 400 пород собак. В Европе обычно различают десять групп, утвержденных Международной кинологической федерацией :

1) Пастушьи породы
2) Сторожевые, розыскные и служебные породы
3) Терьеры
4) Таксы
5) Охотничьи (по крупному зверю)
6) Охотничьи (по мелкому зверю)
7) Подружейные (за исключением английских пород)
8) Подружейные собаки (английские породы)
9) Борзые
10) Комнатно-декоративные.

ВНИМАНИЕ вопрос: (Слайд 14) Перед вами фотографии представителей различных пород собак. Укажите название породы.

(Слайд 15) Ответ:

  1. Лайка

  2. Такса

  3. Бультерьер

  4. Бульдог

  5. Доберман

  6. В-Е.овчарка

  7. Болонка

  8. Сибирская хаска

  9. Далматинец

  10. Аляскинский маламут

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)


5. Станция 5 «От жизни собачьей…» (Слайд 16)

(Слайд 17) Есть хорошая поговорка: «Мы в ответе за тех, кого приручаем». Когда приезжаешь в город, можно часто увидеть ещё не опаршивевшую собаку, даже с ошейником, которая мечется между людьми на рынках, на вокзалах. В её глазах страх и паника: «Я потерялась!» Проходит время, а хозяина нет. Собака учится жить на улице и в ней начинают просыпаться волчьи инстинкты. И вот уже стаи бродячих собак. Их отлавливают и помещают в приюты, они гибнут под колёсами автомобилей, их убивают догхантеры… А всего – то, однажды человек, наигравшись живой игрушкой, предал животное, которое его боготворило. Грустно, но это наша действительность. Каждый может оказаться рядом с такой одичавшей стаей. А как себя правильно вести, чтобы звери не напали.

ВНИМАНИЕ вопрос: Укажите правила поведения при встрече со стаей одичавших собак.

(Слайд 18) Ответ:

  1. Не трогай и не гладь чужих собак.

  2. Не дразни собаку, в том числе едой.

  3. Не подходи к незнакомой собаке.

  4. Не подходи к стаям бродячих собак.

  5. Не разнимай дерущихся собак.

  6. Не трогай спящую собаку.

  7. Не трогай щенков.

  8. Не пугайся и не кричи, если к тебе бежит собака.

  9. Не позволяй собаке кусать тебя за руки.

  10. Не смотри в глаза нападающей собаке.

  11. Не убегай. Остановись. Собака чаще нападает на движущегося человека.

( по 1 баллу за каждый правильный ответ)


Закончилась игра. Мне думается, что сегодня вы не только показали свои знания, но и получили много интересной и полезной информации. Это поможет вам ответить на вопрос: «Нужна ли мне собака и способен ли я нести за неё ответственность?» А пока, пусть у наших собак появиться свой дом (рефлексия).


Список использованных источников:

1. Тарутин О. А. Верные лапы. // 6 августа (http://www.barius.ru/biblioteka/book/494)

2. Сайт Свободная пресса. 6 августа (http://svpressa.ru/post/article/81930/)

3. Сайт Популярная механика. 6 августа (http://www.popmech.ru/history/8490-sobakonavty-legendarnye-sobaki-kosmonavty/#full)

4. Статья Первыми были они // 6 августа (http://www.vilavi.ru/prot/110409/110409.shtml)

5. Статья Памятники собакам // Сайт zoopicture. 6 августа (http://www.zoopicture.ru/pamyatniki-sobakam/)

6. Статья Памятники собакам // Сайт discovery Живая Планета. 6 августа (http://animalworld.com.ua/news/Pamjatniki-sobakam)

7. Запрягаев В. Великая лайка. // Сайт Прогулки по Москве. 6 августа (http://liveinmsk.ru/places/a-746.html)

8. Чеманков Д. Стихи о породах собак для детей. // 6 августа https://www.stihi.ru/2010/11/21/7199


















ОЦЕНОЧНАЯ АРТА


Станции

1 команда

2 команда

3 команда

1

Историческая






2

Профессиональная






3

От благодарного человечества…






4

Породы собак






5

От жизни собачьей…






ИТОГО






























Название команды _______________________

Станция 1 Историческая (2 балла)

















Название команды _______________________

Станция 1 Историческая (2 балла)
















Название команды _______________________

Станция 1 Историческая (2 балла)













Название команды _______________________

Станция 2 Профессиональная (16 баллов)


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16














Название команды _______________________

Станция 3 От благодарного человечества (6 баллов)


1


2


3










Название команды _______________________

Станция 3 От благодарного человечества (6 баллов)


1


2


3












Название команды _______________________

Станция 3 От благодарного человечества (6 баллов)


1


2


3







Название команды _______________________

Станция 4 Породы собак (10 баллов)


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10



Название команды _______________________

Станция 4 Породы собак (10 баллов)


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10




Название команды _______________________

Станция 5 От жизни собачьей (11 баллов)


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11




Название команды _______________________

Станция 5 От жизни собачьей (11 баллов)


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


Название команды _______________________

Станция 5 От жизни собачьей (11 баллов)


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11




Название команды _______________________

Станция 4 Породы собак (10 баллов)


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


ОТВЕТЫ

Станция 1 Историческая (максимум 2 балла)

1 балл №1

1 балл Южноазиатский тропический



Станция 2 Профессиональная (максимум 16 баллов) за каждый правильный ответ 1 балл

  1. Спасатели

  2. Пожарные

  3. Поводыри

  4. Пастухи

  5. Почтальоны

  6. Минёры

  7. Сапёры

  8. Служебные

  9. Розыскные

  10. Охотничьи

  11. Сторожевые

  12. Ездовые

  13. Актёры

  14. Испытатели

  15. Няньки

  16. Цирковые артисты




Станция 3 От благодарного человечества (максимум 6 баллов)

2 балла 1. г. Москва (1 балл) Памятник первой собаке, побывавшей в космосе (1 балл)

2 балла 2. г. Москва (1 балл) Памятник фронтовой собаке (1 балл)

2 балла 3. г. Санкт – Петербург (1 балл) Памятник безымянным собакам, над которыми

проводились медицинские опыты во благо человечества (1 балл)




Станция 4 Породы собак (максимум 10 баллов)

  1. Лайка

  2. Такса

  3. Бультерьер

  4. Бульдог

  5. Доберман

  6. Восточно – европейская овчарка

  7. Болонка

  8. Сибирская хаска

  9. Далматинец

  10. Аляскинский маламут




Станция 5 От жизни собачьей (максимум 11 баллов)


  1. Не трогай и не гладь чужих собак.

  2. Не дразни собаку, в том числе едой.

  3. Не подходи к незнакомой собаке.

  4. Не подходи к стаям бродячих собак.

  5. Не разнимай дерущихся собак.

  6. Не трогай спящую собаку.

  7. Не трогай щенков.

  8. Не пугайся и не кричи, если к тебе бежит собака.

  9. Не позволяй собаке кусать тебя за руки.

  10. Не смотри в глаза нападающей собаке.

  11. Не убегай. Остановись. Собака чаще нападает на движущегося человека.


МАКСИМУМ: 45 баллов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!