Методическая разработка по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» игра «Заповеди мира (основные этические принципы взаимоотношений)»
Направление: лучшая методическая разработка
по предмету "Основы духовно-нравственной культуры народов России"
Войтенко Наталья Сергеевна
учитель истории и обществознания
номер регистрации: 32218.2.3.2002
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Левокумского муниципального округа
Ставропольского края
Николо-Александровское, Левокумского района
Георгиевская епархия
тел.:9633817156, e-mail: vojtenko79@inbox.ru
2022 год
Игра «Заповеди мира (основные этические принципы взаимоотношений)»
Цели: - знакомство учащихся с религиозным многообразием и их общими этическими принципами; осознание единства этических принципов в многообразии религий и народов; анализ связей заповедей с повседневностью.
-воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности;
-воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
-способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Оборудование: Карточки с заданиями
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, метод контроля.
Формы: индивидуальная, групповая (командная), фронтальная
Основные понятия: Заповеди, совесть
Принцип обучения:
-принцип научности обучения и связи его с практикой;
-принцип систематичности и последовательности в обучении;
-принцип оптимального сочетания словесных, практических, поисковых, информационных методов и приемов обучения;
-принцип стимулирования положительного отношения школьников к учению, формированию у них познавательных интересов.
Форма: игра
Ожидаемый результат:
Учащиеся научатся работать с текстом; высказывать собственное мнение, применять полученные ранее знания; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы
Ход мероприятия:
I Вступительное слово учителя
«Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома —
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками —
Ложкой больше зачерпнёшь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье —
Трудно будет вынимать».
(Г.Остер «Вредные советы»)
Беседа:
-Вы узнали стихотворение и его автора? Чему учат строки?
- Почему советы называются вредными?
- Что помогает вам в жизни поступать так, чтобы не обидеть другого человека?
- Какие правила поведения в обществе вам известны?
Предположительные ответы детей – советы названы вредными, потому что советуют неправильно поступать в конкретной ситуации. Нужно действовать так, чтобы не обидеть другого человека своим поведением. Такому поведению учат особые правила – этикет, мораль, законы, христианские заповеди.
II Основная часть
-Дорогие ребята! Я вижу ваши внимательные глаза, добрые и умные, значит, мы готовы работать. Давайте улыбнемся друг другу, и с хорошим настроением начнем нашу игру «Заповеди мира».
-Предлагаю разделиться на 2 команды с помощью игры "Пазлы". Учащимся нужно раздать по 1 пазлу. Ребята должны собрать изображение, путём сопоставления и сбора картинок. Одна собранная картина - одна команда (Приложение 1)
-Для многих поколений главным учителем этики и морали была религия. Любая религия, основополагающая философия и этическая система призывают своих последователей к толерантности и взаимному уважению. Используемые при этом слова могут быть различны, однако суть их всегда одна и та же, что подтверждается этическими принципами десяти мировых религий, которые мы с вами обсудим.
-Самые мудрые люди мира всегда вели нас к пониманию и милосердию. Прочитайте высказывания и попробуйте объяснить их своими словами (Приложение 2)
- Заповеди – нравственные предписания, которые помогают сделать нравственный выбор, учат человека правильно жить, почитать Бога и относиться к людям. У народов разных конфессий и вероисповеданий существуют одинаковые духовные ценности, что позволяет людям лучше понять друг друга, не зависимо от их религий. Поведение человека зависит от его духовного состояния – совести, исходит из почитания и любви к Богу. Следующие задания выполняем на скорость. Кто быстрее? (Приложения 3 и 4)
III Физминутка
-Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы опускаете руки вниз. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.
-Обратимся к текстам художественных произведений. Вам необходимо прочитать текст и определить о какой заповеди идёт речь в тексте. (Приложение 5)
-Мы знаем, что нашу страну населяют многие народы, исповедующие различные религии.
Детям предлагается познакомиться с текстами (Приложение 6) и соотнести заповеди других конфессий с заповедями христианства.
IV Подведение итогов урока.
-Что нового мы узнали на уроке?
Перед вами лежат чистые листочки, напишите на них пожелания себе.
- А, теперь передайте свой листок рядом сидящему соседу, ведь то, что вы желаете другим, обязательно вернётся к вам. Да не оскудеет рука дающего!
V Домашнее задание
1. Записать пословицы и поговорки, касающиеся заповедей. (Например: «На лжи далеко не уйдешь»; «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»).
Приложение 1
Мечеть в г. Баку
Храм Александра Невского
Приложение 2
Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе, и верностью своему слову». |
Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы от других». |
Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». |
Индуизм: «Не делай другому того, от чего больно тебе». |
Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого». |
Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе». |
Иудаизм: «Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе». |
Сикхизм: «Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны». |
Даосизм: «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей». |
Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что нехорошо для нее самой» |
Приложение 3
ЗАДАНИЕ: «Соотнеси заповедь и пословицу» |
Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает | Почитай отца твоего и матерь твою |
Раз солгал, а навек лгуном стал | Не лги |
Сколько вору не воровать, а кнута не миновать | Не убивай |
Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит | Не укради |
Сгубить легко, да душе каково? | Не завидуй |
Где любовь да совет, там и горя нет | Не прелюбодействуй |
Приложение 4
ЗАДАНИЕ: «Прочитай пословицу и определи, какую заповедь она отражает. Запиши заповедь» |
«Насилие и убийство - яд для души.» | |
«Без спроса взял, да не сказал - так украл.» | |
«Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.» | |
«Кто не врет, тот спокойно живет. | |
«Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.» | |
«Злой плачет от зависти, а добрый от радости» | |
Приложение 5
1 группа - СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Заповедь:
2 группа - МУЖИК И ОГУРЦЫ
Пошел раз мужик к огороднику огурцы воровать. Подполз он к огурцам и думает: «Вот дай унесу мешок огурцов, продам: на эти деньги курочку куплю. Нанесет мне курица яиц, выведет много цыплят. Выкормлю я цыплят, продам, куплю свинку; напоросит мне свинка поросят. Продам поросят, куплю кобылку; ожеребит мне кобылка жеребят. Выкормлю жеребят, продам; куплю дом и заведу огород. Заведу огород, насажу огурцов, воровать не дам, караул буду крепкий держать. Найму караульщиков, посажу на огурцы, а сам так-то пойду сторонкой да крикну: «Эй вы, караульте крепче!» Мужик так задумался, что и забыл совсем, что он на чужом огороде, и закричал во всю глотку. Караульщики услыхали, выскочили, избили мужика.
Заповедь:
Приложение 6
1. Источники о Духовных Заповедях
(для работы первой группы) 14 заповедей Будды
1. Самый большой враг в жизни человека – это он сам.
2. Самая большая глупость в жизни человека – это ложь.
3. Самое большое поражение в жизни человека – надменность.
4. Самая большая печаль в жизни человека – зависть.
5. Самая большая ошибка в жизни человека – потерять самого себя.
6. Самая большая вина – неблагодарность.
7. Самое большое достойное сожаление – умаление своего достоинства.
8. Самое большое достойное восхищение в жизни человека – подняться после падения.
9. Самая большая утрата в жизни человека – потеря надежды.
10. Самое большое достояние в жизни человека – здоровье и разум.
11. Самый большой долг в жизни человека – искренние чувства.
12. Самый большой дар в жизни человека – великодушие.
13. Самый большой недостаток в жизни человека – непонимание.
14. Самое большое утешение в жизни человека – добрые дела.
2. Хадисы (слова и высказывания Пророка Мухаммеда), записанные в Сулле (для работы второй группы).
1. Навещайте больных. Желайте выздоровления им, а они будут молиться за вас.
2. Даже улыбка и доброе слово являются благотворительным пожертвованием.
3. Избегайте подозрительности, ибо именно она является величайшей ложью. Не будьте любопытны по отношению друг к другу и не подглядывайте друг за другом.
4. Знай, что нет победы без терпения, находки – без потери.