«Угадай словечко!»
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5 – 7 классов.
Цель: развитие познавательного интереса к предмету на уроках и во внеурочной деятельности
Задачи:
-воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
-расширять кругозор учащихся;
- развивать их творческие способности, смекалку, сообразительность.
Учащиеся делятся на 2 команды , за каждый правильный ответ -1 балл.
( время на решение заданий определяет учитель).
1.Разминка.
-Хитрый вопрос – шутка:
Как правильно сказать:
-У рыб нет зуб,
-У рыбов нет зубов,
- У рыбей нет зубей?
(у рыб есть зубы)
2.Палиндромы (слова, которые читаются как вперёд, так и назад).
(отгадай загадку):
Жили- были дед и бабка.
Деда звали на три буквы
_ _ _ Тит
Бабку звали на 4 буквы
_ _ _ _ Анна
Фамилия их была на 7 букв
_ _ _ _ _ _ _ Анисина
Построили они себе жилище на 5 букв
_ _ _ _ _ шалаш
Посадили себе овощную культуру на 3 буквы
_ _ _ боб
Купили оружие от воров на 5 букв
_ _ _ _ _ наган
Собрали урожай на 3 буквы
_ _ _ шиш
3. Сколько слов вы сумеете прочитать по ходу часовой стрелки и против неё?
К
О О
С Л
Е
4.Каковы смысловые различия между существительными? Объясните.
Китаянка – китайка
Кореянка – корейка
Индианка – индейка
Швейцарец – швейцар.
5. Что означают слова?
блок курган вена находка даль лист шахты.
Какой новый смысл они приобретут, если написать их с большой буквы?
6.Практическая работа:
Разгадать ребусы, записать слова и определить склонение имён существительных.
100янка, по2л, 3буна, 1очество,сес3ца,3ко, 40а,3о,ме100,100рона, те100, 7я.
7.Задачи – шутки.
- Чем заканчивается день и ночь?
-Что станет с собакой, когда ей исполнится три года?
-Чем заканчивается лето и начинается осень?
-Что находится в начале книги?
-На каком дереве сидит ворона во время дождя?
-Что находится между горой и лугом?
8.Установите, где прилагательные употреблены в прямом смысле, а где в переносном?
Тёплая одежда - ТЁПЛАЯ ВСТРЕЧА
ЯСНАЯ ПОГОДА - ЯСНАЯ УЛЫБКА
ПУСТОЙ КАРМАН - ПУСТОЙ РАЗГОВОР
ГОРЯЧАЯ ПИЩА - ГОРЯЧАЯ ГОЛОВУШКА
ГРЯЗНОЕ ВЕДРО - ГРЯЗНОЕ ДЕЛО.
9.Объ ясните смысл предложения:
Заказ доставлен Ивановым.
10.Буквы заблудились.
Задание:
Переставить в словах буквы , чтобы получились новые слова.
Глава
Гора
Города
Гусли
Дома
Дог
11. В классе проходил КВН. Детям раздали листочки со словами и сказали нарисовать то, что написано.
Рисунки получились разные.
ГВОЗДИКИ - СТРЕЛКИ.
Почему , объясните.
12. «Слово в слове». Написать слова – отгадки.
. «Коты»
Этот кот из шёлка сшит. КО – Т - .
Этот КОТ к Луне спешит. КО _ _ _ _ _ _ Т.
Этот КОТ из –под земли. К - ОТ.
Этот КОТ пламенем пылает, хвост сжигает. К О _ Т _ _.
Этот КОТ часть руки. _ _ КОТ _.
Этот КОТ на арене цирка зрителей смешит. _К_О_ _Т.
Этот КОТ щекочет, человек хохочет. _ _КОТ_ _.
Этот КОТ восхищает всех. К_ _ _ОТ_.
Этот КОТ залез в пакет с письмом и печатью. КО_ _ _ _Т.
Ответ: кофта, космонавт, крот, костёр, локоть, акробат, щекотка, красота, конверт.
Подведение итогов.