Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 9»
Игра – тренинг для родителей: "Давайте знакомиться"
(в рамках реализации школьного социального проекта «Детско – родительский клуб «Растём вместе»)
Составитель: Боднар Татьяна Николаевна,
педагог-психолог
2021 год
Игра - тренинг: "Давайте знакомиться"
Игра –тренинг является первым занятием группы родителей, имеющих детей с ОВЗ по программе психолого-педагогического просвещения родителей «Встреча друзей», школьного социального проекта «Детско-родительский клуб «Растём вместе».
Цель: определение общих задач воспитания и развития, стоящих перед родителями детей с ОВЗ и педагогами в период летнего отдыха семей.
Задачи:
Познакомить родителей друг с другом.
Создать благоприятную атмосферу в группе и сплотить участников.
Установить доброжелательные отношения между участниками игры.
Способствовать обобщению опыта семейного воспитания.
Участники: родители детей с ОВЗ
Ведущий: педагог-психолог
Ход игры –тренинга.
Ведущий. Приветствие. Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы начинаем цикл занятий для Вас в нашей летней гостиной. На протяжении шести занятий и совместных встреч с детьми, родителями и педагогами Вы познакомитесь друг с другом, научитесь конструктивно взаимодействовать со своим ребенком и окружающими, получите положительный опыт общения, откроете новые возможности собственного ресурса.
Педагог-психолог знакомит родителей с планом работы семейного клуба и деятельностью в летнее время.
Для того чтобы было проще общаться друг с другом, вам нужно познакомиться между собой.
Игра «Давайте познакомимся»
Каждый из вас будет называть свое имя, отчество, какой (какая) по характеру, чем любите заниматься.
Участники передают мягкое сердечко и рассказывают о себе.
Упражнение «Слово – ассоциация»
Цель: проведение небольшой разминки, поможет настроиться на совместную работу.
Ведущий предлагает подобрать к слову “мороженое” слово – ассоциацию (например, “жара”). Далее к “жаре” – “море”.
Ведущий начинает игру, произнося слово “семья”, рядом стоящий участник берет сердечко и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.
Рефлексия: Какое чувство вы испытываете?
Упражнение «Сочинение коллективного рассказа»
Цель: установление доброжелательных отношений, чувства коллективизма.
Ведущим предлагает составить коллективный рассказ: «Ребенок в моей жизни» по кругу. Каждый участник должен добавить по 1 слову.
Рефлексия: Сложно ли Вам было подобрать слова? Какие чувства Вы испытывали?
Ведущий. Мы проделали уже большой путь. Пришло время немного отдохнуть.
1. Выходят в круг и жмут друг другу руки те родители, которые:
Любят поспать
Любят сладкое
2. Выходят в круг и прыгают на одной ноге те родители, которые:
3. Выходят в круг и танцуют те родители, которые:
Любят тратить деньги
Любят путешествовать
Принятие правил тренинга.
Ведущий знакомит участников с правилами тренинга.
-Умейте слушать друг друга.
-Говорите, по существу.
-Сохраняйте конфиденциальность.
-Правило “стоп”.
Каждый говорит за себя, от своего имени.
Задание: «Наши общие задачи»
Участникам необходимо ответить на вопрос “На что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и в школе что бы процесс развития вашего ребенка продолжался и в период летнего отдыха ? ”
Родители работают в подгруппах и обсуждают в течение 10 минут. Затем группы по очереди высказываются:
Соблюдение режима дня.
Рациональное и калорийное питание.
Полноценный сон.
Достаточное пребывание на свежем воздухе.
Благоприятная психологическая атмосфера.
Физическая активность. Закаливающие процедуры.
Создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуального, речевого, эмоционального, социального развития с опорой на содержание программы обучения, с учетом психологического возраста.
Эффективные способы наказания и поощрения.
Развитие позитивных межличностных отношений со сверстниками, родителями. Внимательное отношение к проблемам ребенка, его успехам и неудачам.
Использование активных форм проведения досуга.
Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
Участник последовательно зачитывает каждый пункт. В том случае, если у второй группы есть схожий тезис, то он записывается /приклеивается на планшете “Наши общие задачи”.
Заполнение анкеты “Мое представление о хорошем ребенке /педагоге, родителе/”. Ведущий предлагает родителям и педагогам заполнить анкету “Мое представление о хорошем ребенке /педагоге, родителе/”, выбирая по 5 основных значимых качеств ребенка /педагога, родителя/.
Анкеты обрабатываются, по группам вывешиваются данные опроса.
Экспресс-опрос /метод активного обучения/
-Следите ли вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященным вопросам воспитания детей с ОВЗ? Читаете ли вы книги на эту тему?
– если “да”, то хлопните в ладоши;
– если “нет”, то топните ногою.
Единодушны ли вы с супругой/супругом в вопросах воспитания ребенка?
– если “да”, то помашите рукой;
– если “нет”, то дотроньтесь до кончика носа.
Кого Вы считаете ответственным за воспитание особого ребенка?
– если “семью”, то улыбнитесь;
– если “окружение, среда, социум”, то вытяните руку вперед.
Участники по итогам экспресс – опроса делают вывод и озвучивают.
Упражнение “Дирижер”.
Звучит музыка, несколько приглушенная. Можно выбрать классическую пьесу.
Все участника тренинга встают в большой круг.
Ведущий. Представьте себе, что вы – композитор, создавший эту музыку. Дирижируя, вы можете закрыть глаза и услышать мелодию по-новому. Начинайте двигать кистями рук. Отлично. Теперь двигайте и локтями. Позвольте музыке струиться через ваше тело, почувствуйте гордость оттого, что вы сочинили такую удивительную музыку. А теперь откройте глаза и аплодисментами поблагодарите воображаемый оркестр.
В заключение участники по желанию высказываются.
Ведущий. Каждый из вас – дирижер детских душ. Пусть ваш оркестр вызывает у вас лишь чувство гордости.
Упражнение “Спасибо за приятный тренинг”.
Ведущий говорит участникам: “Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить нам дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: “Спасибо за приятный тренинг!”. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: “Спасибо за приятный тренинг!” – таким образом, группа в центре круга постепенно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук”.
Рекомендации педагога-психолога родителям ребенка с ОВЗ
на период летнего отдыха
Уважаемые родители!
В летний период педагогом - психологом не даются домашние задания, однако в целях закрепления полученных навыков, умений, сохранения психического здоровья ребенка, рекомендую:
1. Придерживайтесь режима дня, не забывайте о дневном сне и утренней зарядке, закаливании, почаще гуляйте. Не оставляйте на улице ребенка без присмотра.
2. Обогащайте представления ребенка об окружающем: читайте сказки, стихи, рассматривайте картинки, наблюдайте за окружающей природой, животными, насекомыми, транспортом, играми детей, трудом взрослых и т. д.
3. Тренируйте память разучиванием стихов и песен, соответствующих возрасту ребенка.
5. Рисуйте, лепите, конструируйте с ребенком, собирайте пазлы, выполняйте поделки из природного материала – все это способствует развитию мелкой моторики. Не забывайте выполнять упражнения, рекомендованные раннее по развитию мелкой моторики и зрительно - моторной координации.
Делайте это не навязчиво, в форме игры, когда ребенок здоров и находится в хорошем настроении. Помните, что игра - основной вид деятельности ребенка, в игре расширяется кругозор, развиваются память, внимание, речь, мышление и др.
Очень хорошо, если Вы будите играть с ребенком в эти игры.
Узнай на ощупь.
Для развития тактильных ощущений подойдет простая игра. Кладете в мешочек вещи разных фактур и форм. Пусть ребенок засунет туда руку, ощупает предмет и угадает, что это.
Узнай по запаху.
Завяжите ребенку глаза и предложите ему узнать разные вещи и продукты по запаху.
Игры с водой.
Наливайте в таз воду, добавляете жидкое мыло, ребенок взбивает пену, подбрасывает ее, ловит, перекладывает в ладошках, достает из тазика мелкие игрушки щипцами (кухонные, можно предложить постирать мелкое белье в тазике, переливать воду из одной посуды в другую и т. д.)
Форма и цвет.
Вы выбираете определенный цвет или форму. Задача ребенка – назвать как можно больше предметов этого цвета (формы, которые он видит вокруг, в том числе и за окном).
Учимся обобщать
Вы называете, а лучше показываете ребенку ряд предметов, которые можно назвать одним словом (помидор, огурец, морковь, лук). Ребенок должен обобщить, как они называются (овощи, а также фрукты, транспорт, одежда, мебель).
Слушаем звуки.
Закрываем глаза и слушаем звуки вокруг себя. Потом открываем и предлагаем ребенку воспроизвести все, что он слышал. Танцуйте под музыку с ребенком.
Рисунки на земле.
Дети с удовольствием будут рисовать мелом на земле на заданные темы, либо образцу. Рисуйте незамысловатые предметы - солнышко, заборчик, домик, дерево. Неплохо рисовать геометрические фигуры или создать общий «родительский рисунок».
Подвижные игры.
Положительно влияют на развитие ребенка игры с мячом, катание на велосипеде, бег, прыжки и т. д. Особенно дети любят соревновательные игры с родителями: кто дальше бросит, выше подбросит мяч, кто быстрее добежит до чего - нибудь, кто больше соберет камешков, шишек и т. д. Фантазируйте и придумывайте игры.
Помните, что Вы ближайшие и самые лучшие друзья ребенку на всю жизнь. Не стесняйтесь выражать свою любовь, чаще улыбайтесь и хвалите ребенка - и Вы увидите благотворные результаты.