Методическая разработка
игры «Счастливый случай»
Обобщение темы: «Земноводные и пресмыкающиеся»
Задачи занятия:
1. Обобщение знаний по темам «Класс земноводных», «Класс пресмыкающихся».
2. Формирование навыков работать с дополнительной литературы.
3. Развитие самостоятельности мышления, умения работать в группе, обобщать, делать выводы.
4. Активизация эмоциональной сферы личности учащихся.
Оборудование: секундомер, бочонок с пронумерованными фишками, ребусы, кроссворды; на доске таблица, в которой отражаются результаты каждого гейма.
Класс делится на две команды: «Земноводные» и «Пресмыкающиеся».
Ход урока
Представление команд и их девизы
Гейм 1.
«Дальше, дальше...»
За одну минуту команда должна дать как можно больше правильных ответов.
Вопросы команде «Земноводные»
Личинка лягушки. (Головастик.}
В какой части сердца земноводных смешанная кровь? (Желудочек.)
Предки земноводных. (Кистеперые рыбы.)
Органы дыхания земноводных. (Легкие и кожа.)
Расширенная часть прямой кишки земноводных. (Клоака.)
Особые мешки лягушки, усиливающие звуки. (Резонаторы.)
Животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды. (Холоднокровные.)
Что означает слово «амфибии»? (Ведущие двойной образ жизни.)
Какое позвоночное животное первым побывало в космосе? (Озерная лягушка.)
10. Что позволяет квакшам лазать по деревьям? (Присоски.)
11. Хвостатое земноводное, напоминающее ящерицу. (Тритон.)
12. Ядовитые железы змей – это преобразованные ? ( Слюнные железы.)
Вопросы команде «Пресмыкающиеся»
1. Что означает слово «динозавры»? (Ужасные ящеры.)
2. Процесс восстановления утраченной части тела. (Регенерация.)
3. Самая крупная змея. (Анаконда.)
4. Подвижное сочленение конечностей. (Сустав.)
5. Предки пресмыкающихся.(Стегоцефалы.)
6. Сколько кругов кровообращения у пресмыкающихся? (Два.)
7. Органы дыхания пресмыкающихся. (Легкие.)
8. Наружная часть органа слуха пресмыкающихся. (Барабанная перепонка.)
9. Каких ящериц принимают за змей? (Веретеница, желтопузик,)
10. Самая долгоживущая рептилия. (Сейшельская черепаха.)
11. Ядовитая змея с капюшоном. (Кобра.)
12. Что такое «крокодиловы слезы»? (Это выделение избытка солей.)
Гейм 2.
«Заморочки из бочки»
Члены команды по очереди достают из бочонка фишки с номерами, учитель называет соответствующий номеру вопрос.
1.Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Змеи при линьке сбрасывают кожу целиком — «чулком».)
2. Какие особенности строения тела есть у земноводных и отсутствуют у рыб? (Легкие, второй круг кровообращения, трехкамерное сердце, суставные конечности, веки, среднее ухо.)
3.Как называются змеепитомники? (Серпентарии.)
4. Каким образом гремучие змеи обнаруживают свою жертву? (С помощью расположенного на голове органа, воспринимающего тепловые лучи.)
5. В каком произведении известного русского писателя упоминаются опыты на лягушках (И.С. Тургенев. «Отцы и дети».)
Гейм 3.
«Темная лошадка»
Учащиеся должны вспомнить название рассказа, связанное с пресмыкающимся, и назвать автора рассказа — А. П. Чехов. «Хамелеон». На доске — портрет писателя и изображение хамелеона. Учитель задает командам вопросы.
Глаза какого животного могут смотреть в разные стороны, независимо друг от друга? (Хамелеона.)
У какой ящерицы необычно длинный язык, длиннее ее тела? (У хамелеона.)
Каким образом хамелеон меняет окраску? (Клетки с пигментом в его коже могут изменять свою форму и размеры.)
Для чего в Испании хамелеонов держат дома? (Сажают на жердочку около приманки для
мух, чтобы они их ловили.)
Где установлены памятники лягушкам? (В Сорбонне, в Токийском университете, Бостоне.)
Подведение итогов игры
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Воронова Г.А., Школьные олимпиады. Пособие дляучителя./ Г.А. Воронова. М.Айрис- пресс, 2010
Григорьев, Д.В. Степанов. П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. / Д.В. Григорьев, П.В Степанов. М.: Просвещение, 2010.
Голиков В.И. Фауна Кубани. Учебное пособие. / В.И.Голиков, Краснодар. Традиция. 2007г.
Криштопа А.Н., Емтыль М.Х. Систематический указатель животных Типа хордовые (chordata) Краснодарского края и Республики Адыгея. Справочные материалы. / А.Н. Криштопа ,М.Х. Емтыль. Краснодар, 2005.
В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко., Учебник биологии для 7 класса/ Константинов В.М., М., Вентана - Граф 2018.
Пономарева И.Н. и др. Программы по биологии для общеобразовательных учреждений./ И.Н. Пономарева и др. - М. Вентана - Граф, 2012 .
Теремов А., Рохлов В. Викторина «Знаете ли вы?// Журнал «Биология в школе» № 24, стр. 10, 2007 .