Игра “Путешествие в страну Фразеологию”
Цели:
- Стимулировать интерес к изучению русского языка;
- Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;
- Воспитывать уважение к русскому языку.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Это лингвистическая страна Фразеология. Здесь вам понадобятся ваши знания и «весёлое лукавство ума», как поёт в своей песенке В.С.Высоцкий…
Много прекрасного в странной стране:
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вот будет пропасть – и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело..
Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!
в этом-то всё и дело.
1. Разминка (хоровые ответы).
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк)
И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, … (кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).
2. Конкурс-разминка “Знаешь ли ты…?”
Угадай слово по шутливой характеристике:
1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)
2) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)
3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)
4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)
5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)
6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)
Объясни значение фразеологизмов.
1) Водой не разольёшь (неразлучные друзья).
2) Как в воду опущенный (грустный человек).
3) Толочь воду в ступе (бесполезная работа).
4) Седьмая вода на киселе (дальний родственник).
5) Набрал в рот воды (молчаливый человек).
6) Как в воду глядел (предсказал, угадал).
7) Как две капли воды (очень похожи).
8) Прошли огонь и воду (всё испытали).
9)Воды не замутит (тихий человек)
10) Носить воду решетом (бессмысленная работа)
Что означает …
Кожа да кости (худой)
Дырявая память (плохая)
На всех парусах (быстро)
Перемывать косточки (сплетничать)
Хоть кровь из носу (обязательно)
Сбить с толку (запутать)
Кот наплакал (мало)
Комар носа не подточит (идеально)
Клевать носом (дремать)
Пускать пыль в глаза (обманывать)
Как снег на голову (неожиданно)
Человек с головой (умный)
Набить оскомину (надоесть)
Задать стрекача (удрать)
3. Восстановите фразеологизмы.
Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.
Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.
Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
- Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идёт речь не о жидкости, а о времени.
Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. (После 5 примеров команды меняются ролями).
*гладить по голове,
кормить завтраками,
вырвать с корнем,
поставить в тупик,
ходить на цыпочках
* протянуть руку,
прокладывать дорогу,
выйти из строя,
сесть в лужу,
намылить шею
Конкурс капитанов
Оказался молодцом, За домом едва
Смог осилить ношу - Пожелтела трава
Не ударил в грязь лицом .Два брата рубили дрова
И не сел в калошу Один это делал спустя рукава
Другой – засучив рукава
Задание требует не только знания фразеологизмов, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.
Карточка: сесть в галошу, водить за нос дело в шляпе, льёт как из ведра, намылить шею, лить крокодиловы слёзы, реветь в три ручья, связать руки.
4. Найдите русский аналог иностранной пословице.
Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец. (Тише едешь - дальше будешь)
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)
В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода)
Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)
Жена и муж - словно палочки для еды: всегда парой. (Муж и жена - одна сатана)
Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (У семи нянек дитя без глаза)
Нечего ругать кошку, когда сыр съеден. (После драки кулаками не машут)
5. Шуточные вопросы.
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)
Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели? (Фразеологизмы со словом “гнуть”)
В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Как дважды два)
6. Перевертыши.
Каждое слово замените антонимом и получите известную фразу.
Во дворе мух ловили (По улицам слона водили)
Искусство проигрывать (Наука побеждать)
С грохочущего мелководья ангелы убегают (В тихом омуте черти водятся)
7. Фразеологизмы-синонимы.
Кот наплакал (с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчелся).
Во всю прыть (со всех ног, во весь дух, сломя голову, на всех парусах).
Видимо-невидимо (тьма-тьмущая, пруд пруди, как собак нерезаных, конца краю нет).
Гонять лодыря (бить баклуши, собак гонять,
8. Игра “Кто быстрее?”
Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.
Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).
Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).
Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).
Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).
Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)
9. Фразеологическая викторина по творчеству И.А. Крылова.
Определите, из какой басни крылатые слова
И в сердце льстец всегда отыщет уголок («Ворона и Лисица»)
От радости в зобу дыханье спёрло («Ворона и Лисица»)
А ларчик просто открывался («Ларчик»)
За дерзость такову я голову с тебя сорву («Волк и Ягнёнок»)
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и ягнёнок»)
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела («Стрекоза и Муравей»)
10. Кто больше?
Назовите фразеологизмы со словами:
НОС (водить за нос, клевать носом, зарубить на носу, задирать нос и др.)
ГЛАЗ (мозолить глаза, хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи др.)
ЯЗЫК (язык проглотил, тянуть за язык, прикусить язык, найти общий язык)
НОГА (сбиться с ног, встать на ноги, унести ноги)
ЗУБ (ни в зуб ногой, зубы заговаривать, зуб на зуб не попадает, положить зубы на полку)
11. Сказочные фразеологизмы (закончите хором).
Поди туда - не знаю куда ... (принеси то, не знаю что).
Скоро сказка сказывается (... да не скоро дело делается).
Это всё присказка (... сказка будет впереди).
Подведение итогов.