СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра-путешествие "В страну фразеологизмов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра-путешествие "В страну фразеологизмов"»

Игра “Путешествие в страну Фразеологию”

Цели:

- Стимулировать интерес к изучению русского языка;

- Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;

- Воспитывать уважение к русскому языку.



Мы с вами отправляемся в путешествие по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Это лингвистическая страна Фразеология. Здесь вам понадобятся ваши знания и «весёлое лукавство ума», как поёт в своей песенке В.С.Высоцкий…

Много прекрасного в странной стране:
Можно запутаться и заблудиться,
Даже мурашки бегут по спине,
Если представить, что может случиться.
Вот будет пропасть – и нужен прыжок.
Струсишь ли сразу, прыгнешь ли смело..
Э-э-э! А-а-а! Так-то, дружок!
в этом-то всё и дело.

1. Разминка (хоровые ответы).

Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят
Водой … (не разольёшь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и … (поперёк)

И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги).

Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь …(медвежью услугу).

Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, … (кто по дрова)

Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши … (вянут).





2. Конкурс-разминка “Знаешь ли ты…?”

Угадай слово по шутливой характеристике:

1) Не цветы, а вянут; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди. (Уши)

2) Её толкут, носят решетом, в неё прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода)

3) Он в голове у несерьёзного человека, его советуют искать в поле, когда кто – нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это… (ветер)

4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в своё дело; им клюют; его задирают; на нём ставят зарубки; его натягивают, стремясь кого – нибудь одурачить. Что это? (Нос)

5) Его проглатывают, за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык)

6) Его иногда приходится держать, не занимая руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)



Объясни значение фразеологизмов.

1) Водой не разольёшь (неразлучные друзья).

2) Как в воду опущенный (грустный человек).

3) Толочь воду в ступе (бесполезная работа).

4) Седьмая вода на киселе (дальний родственник).

5) Набрал в рот воды (молчаливый человек).

6) Как в воду глядел (предсказал, угадал).

7) Как две капли воды (очень похожи).

8) Прошли огонь и воду (всё испытали).

9)Воды не замутит (тихий человек)

10) Носить воду решетом (бессмысленная работа)

Что означает …

  • Кожа да кости (худой)

  • Дырявая память (плохая)

  • На всех парусах (быстро)

  • Перемывать косточки (сплетничать)

  • Хоть кровь из носу (обязательно)

  • Сбить с толку (запутать)

  • Кот наплакал (мало)

  • Комар носа не подточит (идеально)

  • Клевать носом (дремать)

  • Пускать пыль в глаза (обманывать)

  • Как снег на голову (неожиданно)

  • Человек с головой (умный)

  • Набить оскомину (надоесть)

  • Задать стрекача (удрать)



3. Восстановите фразеологизмы.

  • Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

  • Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека.

  • Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

  • Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.

  • Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.

  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

- Обратите внимание, ребята, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем: «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: «С тех пор утекло много воды». Каждый знает, что здесь идёт речь не о жидкости, а о времени.

Сейчас я буду называть сочетания слов. Одна команда придумывает предложение так, чтобы это сочетание было употреблено в прямом смысле. Вторая – составляет предложение с этим же сочетанием, но так, чтобы оно выступало в роли фразеологизма. (После 5 примеров команды меняются ролями).

*гладить по голове,
кормить завтраками,
вырвать с корнем,
поставить в тупик,
ходить на цыпочках

* протянуть руку,
прокладывать дорогу,
выйти из строя,
сесть в лужу,
намылить шею



Конкурс капитанов

    1. Задание: найти устойчивые обороты в стихотворных отрывках (тексты на карточках). Объяснить их значение.

Оказался молодцом, За домом едва
Смог осилить ношу - Пожелтела трава
Не ударил в грязь лицом .Два брата рубили дрова
И не сел в калошу Один это делал спустя рукава
Другой – засучив рукава

    1. Задание требует не только знания фразеологизмов, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив карточку, на которой записан фразеологический оборот, попробуйте передать его значение с помощью предметов, жестов. А команда должна назвать его.

Карточка: сесть в галошу, водить за нос дело в шляпе, льёт как из ведра, намылить шею, лить крокодиловы слёзы, реветь в три ручья, связать руки.

4. Найдите русский аналог иностранной пословице.

  • Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребец. (Тише едешь - дальше будешь)

  • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведёт)

  • В каждом стаде есть своя черная овца. (В семье не без урода)

  • Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра. (Лучше синица в руке, чем журавль в небе)

  • Жена и муж - словно палочки для еды: всегда парой. (Муж и жена - одна сатана)

  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает. (У семи нянек дитя без глаза)

  • Нечего ругать кошку, когда сыр съеден. (После драки кулаками не машут)

5. Шуточные вопросы.

  • Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

  • Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели? (Фразеологизмы со словом “гнуть”)

  • В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Как дважды два)

6. Перевертыши.

Каждое слово замените антонимом и получите известную фразу.

  • Во дворе мух ловили (По улицам слона водили)

  • Искусство проигрывать (Наука побеждать)

  • С грохочущего мелководья ангелы убегают (В тихом омуте черти водятся)

7. Фразеологизмы-синонимы.

  • Кот наплакал (с гулькин нос, капля в море, раз-два и обчелся).

  • Во всю прыть (со всех ног, во весь дух, сломя голову, на всех парусах).

  • Видимо-невидимо (тьма-тьмущая, пруд пруди, как собак нерезаных, конца краю нет).

  • Гонять лодыря (бить баклуши, собак гонять,

8. Игра “Кто быстрее?”

Подберите фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

Встать (с левой ноги, поперек горла, в тупик, поперёк дороги).

Выйти (сухим из воды, из терпения, в люди, из себя).

Держать (в ежовых рукавицах, себя в руках, порох сухим, ухо востро).

Дать (слово, голову на отсечение, по шапке, жару, задний ход).

Взять (себя в руки, быка за рога, за горло, в оборот)

9. Фразеологическая викторина по творчеству И.А. Крылова.

Определите, из какой басни крылатые слова

    1. И в сердце льстец всегда отыщет уголок («Ворона и Лисица»)

    2. От радости в зобу дыханье спёрло («Ворона и Лисица»)

    3. А ларчик просто открывался («Ларчик»)

    4. За дерзость такову я голову с тебя сорву («Волк и Ягнёнок»)

    5. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать («Волк и ягнёнок»)

    6. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела («Стрекоза и Муравей»)

10. Кто больше?

Назовите фразеологизмы со словами:

НОС (водить за нос, клевать носом, зарубить на носу, задирать нос и др.)

ГЛАЗ (мозолить глаза, хлопать глазами, с глазу на глаз, хоть глаз выколи др.)

ЯЗЫК (язык проглотил, тянуть за язык, прикусить язык, найти общий язык)

НОГА (сбиться с ног, встать на ноги, унести ноги)

ЗУБ (ни в зуб ногой, зубы заговаривать, зуб на зуб не попадает, положить зубы на полку)



11. Сказочные фразеологизмы (закончите хором).

Поди туда - не знаю куда ... (принеси то, не знаю что).

Скоро сказка сказывается (... да не скоро дело делается).

Это всё присказка (... сказка будет впереди).



Подведение итогов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!