СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра по химии "Химия и здоровье"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра по химии "Химия и здоровье"»

ИГРА «ХИМИЯ и ЗДОРОВЬЕ»


Цель: Обобщить знания курса «Химия, здоровье и медицина». Игра проводится по теме «Химия и здоровье», что обусловлено стремлением помочь школьникам удовлетворить жажду знаний о себе

Задачи:

образовательные: закрепить, расширить и проконтролировать знания учащихся, полученные в ходе изучения курса по выбору;

развивающие: развивать логическое мышление быстрой и правильной формулировкой ответов на поставленные вопросы, быстрым переключением с одной темы на другую, с одного вида деятельности на другой;

воспитательные: пробудить интерес к химии и медицине, ориентировать школьников на дальнейшее изучение этих дисциплин;

культурологические: способствовать повышению культуры охраны собственного здоровья;

социальные: дать возможность учащимся проявить себя и увидеть результаты своего труда.


В игре участвуют две команды, которым по очереди задают вопросы. На обдумывание вопроса дается 1 мин. За каждый правильный ответ начисляется 1 очко. Побеждает команда, первой набравшая большее количество очков.

Зал оформлен к игре плакатами:

«О сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг».


«Что наша жизнь? Игра...»

Ход игры.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашу игру: зрителей, жюри, и, конечно же, команды. Цель нашей игры - расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри.

При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами. Итак, начнем!

Ведущий: 

Наука, из которой выросла химия – алхимия. Алхимики верили в магическую силу философского камня, который по их убеждению, способен превращать различные неблагородные металлы в золото. Они также занимались поисками эликсира долголетия и проводили различные опыты.

Давайте проведем один. Вы не раз слышали, что дыма без огня не бывает. А я могу доказать, что это не так. Дым бывает и без огня!!!



Опыт "Дым без огня"

В один стаканчик наливаем на донышко раствор аммиака, а в другой – соляной кислоты, стаканчики поднести друг к другу, пойдет “белый дым”.

Ведущий- начнем с легких заданий

1. Добавьте буквы в начале или в конце слова так, чтоб получилось название химического элемента, имеющего отношение к изучаемому курсу «Химия и медицина»: ром, желе, маг, полон, три, род, инк, мышь, герман, крем, бар, трон.

Ответ: бром, хром, железо, магний, полоний, натрий, родий, цинк, мышьяк, германий, кремний, барий, стронций.

2.Переставьте буквы, и вы получите название химического элемента, изученного вами на одном из занятий курса: тазо, саре, дьме, орребес езелож, сликодор, мникрей, сорфоф, елнес.

Ответ: азот, сера, медь, серебро, железо, кислород, кремний, фосфор, селен. Жюри оценивает правильный ответ 1 балл


«Ребусы»

Ведущий: Прежде чем отправиться дальше послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать известный русский режиссер К.С. Станиславский. Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил ни капли. “Ты слышал крики, выстрелы?” - спросил его магараджа. – “Ты видел, как тебя пугали?”. “Нет, повелитель, я смотрел на молоко”. Не слышать и не видеть ничего постороннего, вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь проверим, насколько внимательны вы. Каждая команда получает ребусы. В течение двух минут вам необходимо их решить. За временем будет следить один из членов жюри. За правильно выполненное задание жюри даст 2 балла

«Простое - сложное»

Ведущий: Каждая команда получает карточки. В них нужно в первой колонке подчеркнуть синим маркером простые вещества, во второй колонке красным маркером – сложные вещества. За правильно выполненное задание жюри дает 3 балла Время работы - 3 минуты.

«Разгадай кроссворд» он на экране

Задание «Викторина» жюри оценивает за каждый правильный ответ 1балл.

1. На Руси всегда любили и умели пить чай:

Смеркалось; на столе, блистая, шипел вечерний самовар, Китайский чайник нагревая; Под ним клубился легкий пар. Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам темною струею Уже душистый чай бежал.

Какой чай и почему более полезен для здоровья: черный или зеленый? (Зеленый, так как для его приготовления не применяют ферментативную и термическую обработку, при которой теряются полезные свойства чая.).

 

2. Иностранных слов много не только среди химических терминов:

Винюсь пред вами, Что уж и так мой бедный слог пестреть гораздо б меньше мог иноплеменными словами.

Назовите химический термин, обозначающий в переводе с латинского «сильный, здоровый». (Валентность.)

3. Полна народу зала, Музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята; Кругом и шум и теснота.

Если у танцующих в таких условиях людей измерить рН крови, то ее среда окажется не близкой к нейтральной, а слабокислотной. Почему? (В крови увеличивается концентрация углекислого газа. Равновесие реакции между углекислым газом и водой сдвигается вправо, в сторону образования гидрокарбонатиона и иона водорода.)

4. Ах, ножки, ножки! Где вы ныне?! Где мнете вешние цветы? Взлелеяны в восточной неге, На северном, печальном снеге Вы не оставили следов. Любили мягких вы ковров Роскошное прикосновенье.

Какое покрытие для пола более благоприятно для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему? (На ковровом покрытии скапливается много пыли, линолеум может выделять вредные для здоровья вещества. Крашеные полы наиболее безобидны.)

5. Известно, что в состав меда входят витамины, ферменты, аминокислоты, но больше всего в нем глюкозы и фруктозы. Во времена, когда специальные обеззараживающие средства еще не применялись, для перевязки ран использовали мед. Почему мед обладает дезинфицирующими свойствами? (В результате ферментативной реакции из глюкозы образуется пероксид водорода.)

6. Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принимать жиры, растительные масла, яйца? (Углеводороды растворяются в жирах и надолго задерживаются в организме.)

7. В какой воде более токсичны ионы тяжелых металлов - в мягкой или жесткой и почему? (В мягкой. В жесткой воде образуются нерастворимые карбонаты, сульфаты, хлориды. При попадании в организм они легче из него выводятся.)

8. Всем известно, что молочнокислые продукты полезны для здоровья. Какой процесс используют для получения кефира? (Химический процесс - брожение.)

9. Всем известен и другой молочный продукт - сливки. Какой процесс используют для получения сливок? (Физические процессы: отстаивание, сепарацию.)

10. Разные вещества применяют по-разному. Назовите вещество, которое может и спасти человека в случае сердечного заболевания, и мгновенно уничтожить множество людей. Почему оно так действует? (Нитроглицерин. Его действие зависит от концентрации.)

11. Во время ритуальных обрядов в Древнем Египте поклоняющиеся богу вдыхали летучую соль - белое вещество, которое позднее в Европе стали использовать для того, чтобы вывести человека из состояния обморока. Назовите это вещество. В честь какого древнеегипетского бога оно названо? (Хлорид аммония, в честь бога Амон-Ра.)

12. Многие алхимики были либо врачами, либо аптекарями. Один из них - Парацельс считал главной целью не получение «философского камня», а приготовление лекарств. Парацельса считают основателем иатрохимии. Что в переводе с греческого означает часть слова  иатро-?(Врач.)

13. Современные рекомендации по правильному питанию не отличаются от высказанных более 4 тыс. лет назад в Библии и более 2,5 тыс. лет назад - Гиппократом. Один из таких советов гласит: «Не следует жарить пищу; готовьте пищу на пару, варите, запекайте ее». Почему? (При жарке образуются конденсированные ароматические углеводороды - канцерогенные вещества.)

14. Немецкий химик Иоганн Рудольф Глаубер, служивший лекарем при королевском дворе, разрабатывал и совершенствовал способы получения различных веществ. Он установил, что одно открытое им вещество обладает сильным слабительным действием, назвал его удивительной солью и считал эликсиром жизни. Назовите это вещество и минерал, его содержащий. (Глауберова соль, мирабилит.)

15. Известно, что бром и йод ядовиты. Почему же невропатолог может посоветовать принимать бром, а эндокринолог заявить, что вам не хватает йода? (Ядовиты простые вещества. Лекарства содержат соединения этих элементов.)

16. Калий содержится внутри клетки. а натрий - в межклеточном пространстве поэтому после приема соленой пищи хочется пить. Объясните данный факт (Ионы натрия гидратируются легче, чем ионы калия, и после приёма солёной пищи вода из клеток поступает в межклеточное пространство. Клетки уменьшаются в объёме, рефлекторно возникает чувство жажды).

17. Некоторое вещество,  содержащееся в древесном дыме, позволяет получать копченую рыбу и колбасу. а раствор этого вещества используется для консервирования биологических препаратов. Какое это вещество? (Формальдегид.)

18. Некоторые из пищевых добавок содержат пищевые волокна. Объясните с точки зрения химии, почему пища, содержащая пищевые волокна, создаёт  ощущение сытости, хотя является низкокалорийной. (Благодаря множеству гидроксогрупп целлюлоза связывает воду, набухает и увеличивается в объеме.)

19. Стоматологи рекомендуют после еды жевать «Орбит» с ксилитом и карбамидом. для чего в жевательную резинку добавляют эти вещества? (Ксилит - для создания сладкого вкуса, карбамид - для нейтрализации ионов водорода. Среда во рту должна быть слабощелочной.)

20. В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему? (Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах, а соли свинца токсичны


Химическая пауза

Ведущий: Вот вам развлеченье: кто даст руку на отсеченье? Жалко руку на отсеченье, тогда нужен больной для леченья (приглашается зритель). Обращается к помощнику: ты будешь ассистентом. Оперируем без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Помогите ассистент, дайте йод. Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от разреза ни следа.

Опыт "Много крови без ран"

Желающему из зала протирают руку ваткой, смоченной раствором FeCL3 (можно сказать, что это иод), затем берут тупой нож, опускают, будто бы для дезинфекции, в раствор роданида калия KCNS или аммония NH3CNS и проводят по руке, обработанной хлоридом железа(III). В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется “кровяная” полоса (образуется родановое железо). Создается впечатление, что руку порезали и появилась кровь. Затем, тампоном ваты, смоченном в растворе фтористого натрия NaF, проводят по “порезу”. “Рана” мгновенно исчезает. Фтористый натрий обесцвечивает родановое железо.

«Что исчезло?»

Ведущий: На столе разложена химическая посуда и лабораторное оборудование. Игроку предлагается в течение 5 секунд запоминать лежащие перед ним предметы и отвернуться. Ведущий быстро меняет предметы местами, убирая при этом один из них. Игрок поворачивается вновь к столу и отгадывает, что с него исчезло. Я приглашаю по одному участнику из каждой команды. Такое задание проводится для каждого игрока от каждой команды. За правильно выполненное задание жюри выдаёт командам вагоны: за полностью правильно выполненное задание – 2 балла, а если с ошибкой 1 балл


«Агент 007»

Ведущий: Вызываются по одному участнику от каждой команды. Им выдаются карточки. За 1 минуту участник команды должен подсчитать, сколько раз повторно записаны знаки тех химических элементов, которые указаны в задании. Побеждает тот участник, который правильно и быстрее остальных справился с заданием. За правильно выполненное задание жюри дает 2 балла


Химическая пауза.

Я слышу и - и я забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю.

Конфуций

Ведущий: А я покажу пока свое волшебство. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем наше фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя).

Вот на этот чистый лист посмотри внимательно

Веселее улыбнись – это обязательно.

Этот снимок проявить мы сумеем запросто:

Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.



Опыт "Образ нерукотворный"

На листе ватмана заранее делается рисунок – рожица – спиртовым раствором фенолфталеина. В пульверизаторе находится концентрированный раствор карбоната натрияNa2CO3, при смачивании которым листа бумаги появляется малиновый рисунок, изображающий рожицу.


Задание «Заморочки из бочки»

Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами. Ведущий зачитывает соответствующий вопрос. После короткого (30 с) обсуждения команда дает ответ. Правильный ответ- 2 балла.

1.Какое твердое водородное соединение и в огне не горит и в воде не тонет? (Вода, лед)

2.Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (Лакмусовую, кислотой)

3.Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (Бородин)

4.Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (Философский)

5.Что называют «черным золотом»? (Нефть)

6.Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (Много соли)

7.Согласно народным преданиям, в I столетии н.э считали, сто металлов существует столько же, сколько и планет, поэтому каждому присваивали имя какой-нибудь планеты: Марс – Fe (железо), Сатурн – Pb (свинец), Юпитер – Sn (олово), Меркурий – Hg (ртуть). Какие металлы соответствовали Солнцу и Луне? (Золото и серебро)

8.Какой галоген добывают из морских водорослей? (Йод)

9.В трех сосудах даны газы: O2, Н2, СO2. Как обнаружить где какой газ? (Горящей лучиной)

10. Какое отношение имеет русский поэт Блок к Менделееву? (Зять)

Задание «Ученые – химики»

Каждая команда отвечает на вопросы ведущего по очереди, если команда не знает правильного ответа либо отвечает неправильно, то право ответа передается команде сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1 .“Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то его имя и тогда осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии”. О ком это сказано?

2.Творец классической теории химического строения органических соединений.

3 Кто сформулировал закон сохранения массы.

4 Кто автор этого закона: “В равных объемах различных газов при одинаковой температуре и давлении находится одинаковое число молекул”.

5.Кто создал главный закон в неорганической химии?

6.Какой английский ученый открыл газ водород?

7.Какой ученый предложил современную модель строения атома в 1911 г.

8 . Какой французский ученый предложил название азота, заложил основы анализа органических соединений, первым сжег алмаз?

9 . Русский химик – автор оперы “Князь Игорь” и “Богатырской симфонии”.

10.Английский ученый, приготовивший на стол лишайника. Так был открыт кислотно-щелочной индикатор – лакмус. Имя ученого.

11.Создатель университета в г. Москве на Воробьевых горах.

Ответы на вопросы.

1.Николай Николаевич Зинин

2.Александр Михайлович Бутлеров

3.Михаил Васильевич Ломоносов

4.Амедео Авогадро

5.Дмитрий Иванович Менделеев

6.Генри Кавендиш

7.Э. Резерфорд

8.Ант. Лавуазье

9.Александр Парфириевич Бородин

10.Роберт Бойль

11.М.В. Ломоносов



Жюри подводит итоги. Вручает дипломы.

Подготовить оформление – транспарант с названием игры, плакаты и лозунги: «Наркомания – шаг в пропасть», «Пить – здоровью вредить», «Медик без довольного познания химии совершенен, быть не может» (М.В. Ломоносов).




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!