СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра на волшебной свирели.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по дополнительному образованию.

Просмотр содержимого документа
«Игра на волшебной свирели.»

Отдел образования опеки и попечительства Администрации

Золотухинского района Курской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Золотухинская средняя общеобразовательная школа»

Золотухинского района Курской области



Принята решением педагогического Утверждена

совета от «31» августа 2023 года Директор МБОУ «Золотухинская

Протокол №1 средняя общеобразовательная школа»

____________ Панькова Е.С.

Приказ №321

от «01» сентября 2023 года







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Игра на волшебной свирели»

Возраст детей 10-14 лет

Срок реализации 1 год













Педагог дополнительного образования

Гладких Елена Леонидовна









Золотухино 2023 год

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Направленность программы.
  3. Актуальность программы.
  4. Отличительные особенности программы.
  5. Педагогическая целесообразность.
  6. Объём и срок реализации программы.
  7. Формы и режим занятий.
  8. Адресат программы.
  9. Режим занятий.

  10. Количество учащихся.

  11. Алгоритм построения учебного занятия.

  12. Методы и приемы, используемые на занятиях.

  13. Цель программы.

  14. Задачи.

  15. Ожидаемые результаты.

  16. Формы контроля. Виды контроля.

  17. Формы отслеживания результативности.

  18. Тематическое планирование.

  19. Календарно-тематическое планирование.

  20. Условия реализации программы.




Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Игра на волшебной свирели» разработана на основе:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта основного

общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и

науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;

Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р «Концепция

развития дополнительного образования детей»;

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к

условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к

устройству, содержанию и организации режима работы образовательных

организаций дополнительного образования детей».

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;

Приказ Министерства образования и науки от 29.08.2013г. №1008г. «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области.

Направленность программы

В современном обществе особенно остро стоит проблема духовности,

которая требует скорейшего решения. Одним из вариантов такого решения

является духовное развитие человека в самом начале его жизненного пути - в

детстве, и среди других видов искусств музыка занимает особое место, так

как особенно сильно воздействует на внутренний мир человека.

Высшая цель музыкального образования заключается в передаче

положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в

музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии и на этой

основе положительных черт и свойств личности школьника.

Основное средство достижения этой цели – систематические встречи

учащихся с музыкой, знакомство с её высокими образцами художественного

творчества.

Наиболее эффективным методом передачи духовного опыта поколений

музыкального искусства - это игра на музыкальном инструменте- свирель.

Приобщение учащихся к музыкальному искусству через обучение игры на

свирели способствует активному развитию музыкальных способностей,

повышению интереса к музыке, пробуждению в учениках стремления к

духовному росту, оздоровлению детского организма.

Искусство игры на свирели представляет собой одну из составных частей

музыкальной культуры. Обучение игре на свирели вносит немалый вклад в

решение задач культурного и художественного воспитания детей,

способствует общему подъёму музыкальной культуры, развивает у ребят

чувство коллективизма. И главное, здесь – звуки, которыми можно играть,

складывать и умножать их, воспроизводить их и осознавать!

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Веселая свирель» имеет художественную направленность и призвана

решить проблему возрождения у детей интереса к русской национальной

культуре, приобщения детей к исполнительской и творческой деятельности.

Уровень освоения: стартовый (ознакомительный).

Актуальность программы

Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью:

занимаясь в ансамбле, дети приобретают опыт совместной творческой

работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (школа,

конкурсы, фестивали).

Программа является модифицированной, в основе которой лежит

методика игры на свирели педагога – музыканта Эдельвены Яковлевны

Смеловой, которая строится на следующих принципах:

- Оздоровление

- Общение

- Познание

Программа так же базируется на оздоровительном компоненте: развитию

мелкой моторики и координации слуха с применением дыхательной

гимнастики, разработанной Н. Смеловой. Сочетание комфортного

физического и психического развития даёт возможность лучше

адаптироваться в окружающем мире. Концертные выступления позволяют

приобрести навыки общения с большой аудиторией, что также способствует

улучшению адаптации детей в коллективе.

Программа построена в соответствии с примерными требованиями к

программам дополнительного образования обучающихся, Письмо

Министерства образования и науки Российской Федерации от11 декабря 2006

года №06-1844 и опыта работы автора.

Программа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка в музыкальном

направлении, не претендуя на дальнейшую профессиональную

направленность. Это даёт расширение представлений о взаимодействии

различных видов деятельности в перспективе.

Следует особо подчеркнуть приоритет воспитывающего фактора, особенно в

условиях начальной школы, когда формируется не только основа

предметных знаний, но, что самое главное, умение применять их в

жизненной практике. Именно с помощью фольклорных и традиционны способов их воплощения можно и должно проводить серьёзную

организационно-воспитательную работу с каждым учеником в обстановке

коллективного обучения. Воспитание при обучении игре на свирели

охватывает все стороны человеческой личности: мировоззрение, кругозор,

эстетическое восприятие, а также формируется художественный вкус.

Отличительные особенности программы

Новизна программы в том, что исполнение на свирели возрождается. Игра

на свирели ещё не имеет широкого распространения в школах, прежде всего

из-за недостаточной разработки методического материала, что обусловило

новизну и определило направление данной работы. Значимость этой

программы в том, что ребёнок получает навык игры на инструменте даже без

знания нотной грамоты.

Практика школьников игры на простейшем музыкальном инструменте

свирель признана плодотворной.

Данная программа направлена на воспитание любви к музыке посредством

обучения игре на свирели.

Отличительной особенностью программы является не только обучение игры

на свирели, но и более глубокое изучение устного народного творчества в

виде исполнений потешек, прибауток, которые являются составной частью

каждого выступления учащихся. Помимо этого воспитанники осваивают

игру на ложках, трещетках, бубенцах, коробочках, рубеле, обогащая

колоритным звучанием не только свое выступление, но и расширяя

представление слушателей о русской народной культуре.

Педагогическая целесообразность

Занятия по обучению игре на свирели способствуют сплочению детей в

коллективе, созданию обстановки доброжелательности, взаимопонимания и

взаимопомощи среди детей. Дети гораздо чище интонируют, повышается

мотивация к занятиям, благодаря этим занятиям успешно реализуется важная

культурологическая задача – развитие творческих способностей ребенка.

Благодаря занятиям устанавливаются прочные отношения творческого

сотрудничества между преподавателем и учеником.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и

дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой.

Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому

занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим

предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного

внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к

умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Объём и срок освоения программы

Реализация программы 1 год. Занятия будут проходить 1 раз в неделю.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу. Таковой

режим обусловлен несколькими факторами, а именно – учащиеся получают

на занятии достаточно материала, чтобы усвоить его дома самостоятельно.

Работа поставлена так, чтобы у воспитанников вырабатывалось желание

развиваться и работать самостоятельно.

Занятия включают в себя кроме непосредственной работы со свирелью,

вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по

развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для

развития навыков игры. Возможным разделом занятий являются сведения о

нотной грамоте (лад, размер, ритм, фразы, мотивы и т.д.). Это необходимо

для развития музыкальной памяти, слуха, а так же для осмысленного

исполнения произведений. Это не только усвоение необходимого

теоретического материала, но и музыкально-ритмические игры, упражнения,

слуховые диктанты. Наряду с групповой, ансамблевой формой занятий

используются приемы индивидуальной работы, игровые упражнения,

предполагаются разные типы заданий для учащихся: самостоятельный

разбор мелодий, ритмическое озвучивание, сольфеджирование, пропевание

по цифровкам, самостоятельное сочинение мелодий к заданному ритму,

умение импровизировать (как тип самостоятельных творческих занятий) и т.д.

Адресат программы

Данная программа рассчитана на детей 10-14 лет.

Режим занятий

В соответствие с концепцией учебного плана, принятой в ОУ, программа курса рассчитана на 36 часов в год, 1 час в неделю. Периодичность занятий 1 раз в неделю.

День недели

Время

Кабинет

Четверг

16.00 -16.40






Кабинет № 17



Количество учащихся

Наполняемость:15 - 25 человек.

Алгоритм построения учебного занятия

Каждое занятие по программе содержит вводную часть, основную и

заключительные части.

Вводная часть: приветствие, сообщение темы занятия.

Основная часть: Основная часть включает в себя теорию и практику.

Теория предполагает изучение:

 основных сведений в области музыкальной грамоты;

 правил певческого дыхания;

 правил артикуляции, звукоизвлечения;

 беседы о композиторах и исполнителях вокальных произведений;

 аналитический разбор разучиваемого произведения.

Практика закрепляет изученный теоретический материал. Основное место

на занятиях отводится практической работе:

 дыхательные упражнения;

 упражнения для беглости пальцев;

 ритмический блок;

 элементарное музицирование;

 репетиционная работа над новым и ранее изученным материалом;

 работа над техникой исполнения;

 работа над качеством исполнения

 выполнение творческих заданий.

Методы и приемы, используемые на занятиях:

 объяснительно-иллюстративный: исполнение музыки, наглядные пособия.

Ребята учатся исполнять музыки на примере учителя, а также учебных

пособий.

 словесный: Проводится беседа, объяснение, пояснение, указание и

замечание.

 практический: Для более доступного понимания проводятся

систематические, последовательные, постоянные упражнения, тренировки.

 фронтально-индивидуальный: Проводится работа с каждым отдельно. Здесь

каждый ребёнок получает необходимую помощь в индивидуальном режиме.

 коллективный. Этот метод содержит в себе коллективные занятия,

коллективные тренировки, с учетом и анализом общего мнения ребят, а

также выступления разного уровня.

Цель программы – развитие духовно-нравственных, художественно-

эстетических ценностей личности ребёнка на основе собственного опыта,

посредством приобщения к игре на народном инструменте свирель, создание

условий для развития творческих способностей обучающихся на основе

собственного практического музицирования на свирели.

Задачи:

предметные

- овладение навыками игры на свирели;

-овладение основами музыкальной грамоты

- развитие интереса к музицированию;

- воспитание музыкального вкуса;

- развитие музыкального слуха;

- вовлечение в активную творческую деятельность.

личностные( развивающие):

- развивать творческий потенциал; коммуникабельность; активность;

- формировать потребность в саморазвитии.

метапредметные( воспитательные):

- формировать социальную активность, гражданскую позицию,

- воспитывать культуру общения и поведения в социуме,

- развивать навыки саморегуляции, чувство самоконтроля, взаимопомощи,

- прививать духовно-нравственных ценностей.

Ожидаемые результаты.

 овладение игрой на свирели

 умение играть простые произведения по нотам

 укрепление здоровья воспитанников;

 развитие творческой активности каждого ребёнка;

 умение держать себя среди аудитории.

 умение работать в группе, паре



Формы контроля. Виды контроля:

 предварительный – выявляет подготовленность группы детей к

слуховой и исполнительской деятельности, развитие ритмических

способностей;

 текущий контроль – систематическая проверка развития

мелодического и ритмического слуха, звуковедения, результативности

обучения;

 итоговый контроль – демонстрация владения комплексом

исполнительских навыков на концертных мероприятиях, участие в

открытых занятиях.

Формы проверки ожидаемых результатов.

 открытые занятия;

 выступления на концертах;

 отчетные концерты.

В течение каждого полугодия проводятся контрольные открытые

учебные занятия. По окончании года обучения проводится отчѐтный

концерт для родителей

Формы отслеживания результативности

Исходя из поставленных цели и задач, прогнозируемых результатов

обучения, разработаны следующие формы отслеживания

результативности данной образовательной программы:

- педагогические наблюдения;

- использование методов специальной диагностики, тестирования;

- беседы с детьми и их родителями;

- открытые занятия;

- концертные выступления;

-участие в конкурсах (районных, областных, всероссийских, международных);

- мероприятия с участием родителе























































Тема

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1.

Постановка инструмента во время игры, постановка корпуса и рук

4

2

2

  2.

Постановка пальцев

2

1

2

3.

Звукообразование

5

2

5

4.

Элементы техники

музыкального исполнения

5

2

5

5.

Знакомство с элементами

нотной грамоты

10

4

5

6.

Исполнительское дыхание

8

3

4

7.

Игры на дыхание

8

1

8

8.

Подготовка к игре двухголосия.

5

2

3

9.

Артикуляция

4

2

2

10.

Артикуляционная  гимнастика

4


4

11.

Штрихи       

4

2

2

12.

Правила хранения и санитарии

1

1


13.

Альтерация

2

1

1

14.

Исполнительская деятельность

10


10


Всего:

36

16

36























Тематическое планирование





























































Календарно-тематическое планирование

 










1











«Путники в ночи» разучивание мелодии.




  2

«Путники в ночи» Разучивание мелодии
Работа над фразой, мелодией, ритмом



  3

Э. Градески «Мороженое». Разучивание мелодии, работа над фразой, дыханием



  4

Э. Градески «Мороженое». Разучивание мелодии, работа над фразой, дыханием.
Работа над мелодией первой части.



  5

Разучивание мелодии первого голоса. Разучивание партии второго голоса "



  6

Э. Градески «Мороженое». Разучивание мелодии, работа над фразой, дыханием.



  7

«Путники в ночи» Разучивание

Работа над мелодией первой части



  8

Работа над исполнительским планом в мелодии «Путники в ночи», «Мороженое».



  9

"Путники в ночи". Разучивание первой части. Работа над точностью интонации в мелодии..



10

«Путники в ночи». Разучивание мелодии. Градески. «Мороженое». Разучивание партий по голосам д интонированием.



  11

Разучивание мелодии второй части Э. Градески «Мороженое».



  12  

                                                                  Разучивание мелодии второй части Э. Градески  Разучивание          мелодии второй ча «Мороженое».

Работа над фразировкой, мелодией.



  13

Работа над фразировкой, дыханием, правильной мелодической линией.



 14

Работа над исполнительским планом в мелодии «Путники в ночи», «Мороженое».



 15

Повторение выученных произведений. Работа с фонограммой.



 16

Учить слушать звучание фонограммы. Учить слушать себя и своих товарищей.



17

Й. Гайдн. «Старый добрый клавесин». Разучивание мелодии



18

Разучивание мелодии, работа над точностью ритма



19

Й. Гайдн. «Старый добрый клавесин». Разучивание мелодии. Работа над фразировкой



20

И. Гайдн. Старый добрый клавесин. Работа над мелодической линией, фразировкой



21

Работа над артикуляцией, звукоизвлечением, точностью ритма.



22

Работа над фразировкой дыханием. Повторение знакомых произведений.



23

Работа над мелодической линией, фразировкой, дыханием.



24

Работа над артикуляцией, звукоизвлечением, точностью ритма



25

Продолжение работы над фразировкой, мелоди-

ческой линией, дыханием в мелодии «Путники в ночи», «Мороженое». Разучивание Й. Гайдна «Старый добрый клавесин».



26

                                                                  Работа над созданием художественного образа.



27

Знакомство с мелодией песни Э. Баневича «На тихой дудочке любви».



28

Разучивание мелодии «На тихой дудочке любви»



29

Работа над мелодией, точностью исполнения, артикуляцией в мелодии «На тихой дудочке любви» Баневича



30

Работа над фразировкой, дыханием



31

Закрепление выученных мелодий



32

Закрепление выученных мелодий. Игра с фонограммой.

Работа над фразировкой дыханием. Повторение знакомых произведений.



33

Разучивание попурри на темы военных песен: "Священная война", "Тучи над городом встали".



34

Разучивание русской народной песни «Во кузнице» Работа над двухголосием. Работа по партиям.



35

Разучивание русской народной песни «Во кузнице» Работа над двухголосием. Работа по партиям.



36

Разучивание русской народной песни «Во кузнице» Работа над двухголосием. Работа по партиям.













Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

Программа реализуется в кабинете с хорошей акустикой площадью не менее

24 кв. метров.

• Наличие индивидуальных инструментов у каждого ученика;

• электронное пианино (фортепиано);

• компьютер (ноутбук);

• звукозаписывающее устройство (диктофон, телефон);

Информационное обеспечение:

• аудио, видеозаписи выступлений выдающихся инструментальных и

вокальных коллективов, музыкантов различных эпох и стилевых

направлений;

• видео презентации по темам: «Народные инструменты разных стран

мира», «Музыкальная грамота», «Дыхательная гимнастика А.

Стрельниковой»;

• минусовые фонограммы надлежащего качества;

• музыкально-дидактический материал: нотные тетради, нотные карточки;

• отпечатанная дыхательная гимнастика А. Стрельниковой;

• наличие достаточного количества отпечатанных нотных партитур.

Информационное обеспечение:

Интернет-источники:

 https://р23.навигатор.дети/ Навигатор дополнительного образования

детей Курской области».

 http://dopedu.ru/ Информационно-методический портал системы

дополнительного образования

 http://www.dop-obrazovanie.com/ сайт о дополнительном

внешкольном образовании


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!