СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра на местности «Необитаемый остров» для учащихся 6, 10-х классов

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В структуре методической системы экстремальной подготовки личности школьников игра на местности «Необитаемый остров» предназначена для формирования и развития у школьников экстремальных свойств и качеств личности, совершенствования экстремально-значимых умений и навыков и готовности к их применению в различных сферах жизни общества.

            Система организации и проведения игры способствует закреплению, совершенствованию и контролю знаний, практических умений и навыков учащихся, полученных в ходе изучения курса ОБЖ в 6-м и 10-м классе; развитию навыков продуктивного сотрудничества в группе, чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки;  популяризации здорового и безопасного образа жизни;  а также формированию у учащихся устойчивой мотивации к совершенствованию собственной экстремальной подготовленности.

            Личный вклад автора заключается в том, что при сохранении содержательной и оздоровительной направленности игры она адаптирована к специфике и материально-техническим возможностям общеобразовательного учреждения и не требует применения какого-либо специального снаряжения и оборудования. Необходимое оборудование и снаряжение может быть изготовлено учащимися самостоятельно, что, по сути, превращает процесс подготовки и организации в образовательный, а это, в свою очередь, значительно повышает педагогическую ценность игры.

            Игра предназначена для проведения в рамках месячника, посвященного «Дню защиты детей» и имеет статус элемента тренировочного процесса по подготовке учащихся к действиям в опасных ситуациях повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Игра на местности «Необитаемый остров» для учащихся 6, 10-х классов»

Игра на местности «Необитаемый остров»

для учащихся 6, 10-х классов


Пояснительная записка

Игра на местности «Необитаемый остров» разработана для учащихся 6-х классов и соотнесена с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности». Она является составной частью ежегодного месячника, посвященного «Дню защиты детей» и представляет собой этап тренировочного процесса по действиям учащихся в чрезвычайных ситуациях, охватывая содержательный блок «Экстремальные ситуации локального характера в природной среде».

Стержнем игры является формирование и развитие у школьников экстремальных свойств и качеств личности, совершенствование экстремально-значимых умений и навыков и готовности к их применению в различных сферах жизни общества.

Соревновательная система игры позволяет осуществлять контроль теоретических и практических знаний и умений учащихся в области обеспечения безопасности в локальных опасных ситуациях природной среды, а также способствует выработке навыков действий в экстремальных ситуациях различного характера.

Отличительной особенностью игры «Необитаемый остров», в частности от слетов туристов и участников движения «Школа безопасности», является то, что при сохранении содержательной и оздоровительной направленности, ее организация и проведение не требует наличия каких-либо особых условий для полигона, а также специального оборудования и снаряжения. В качестве места для проведения игры (полигона) может выступать как некий участок местности за чертой города, так и пришкольный участок. А для оборудования этапа и снаряжения участников применяются в основном подручные материалы, благодаря активной деятельности человека, в изобилии представленные практически в любом уголке окружающей нас природной среды. А, так как в ситуациях, связанных с автономным существованием в природе человек оказывается, как правило, не по своей воле (исключение составляют представители некоторых профессий, туристы и искатели приключений), то зачастую он лишен какого-либо специального снаряжения. Как следствие, именно умению выживать с помощью средств, имеющихся «под рукой» следует уделять наибольшее внимание в учебно-тренировочном процессе.

Игра имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер.

Применение смешанного принципа формирования команд (в состав команды включаются учащиеся из разных классов параллели) позволяет решать задачи и групповой экстремальной подготовки, способствуя выработке у учащихся умения быстрой интеграции и адаптации в группе для более успешного решения задач игры и, как следствие, выживания. По отзывам учащихся, занятия в подобной форме вызывают больший интерес, нежели теоретические – за партой. Это объясняет рост популярности игры среди школьников.

С незначительными изменениями игра «Необитаемый остров» проводится в лицее с 2009 года. C 2010 года для организации и проведения игры привлекаются учащиеся 9- 10-х классов. Для них это тоже игра, но с несколько иными правилами.

Основная задача, решаемая на данном направлении – развитие и совершенствование организаторских способностей учащихся.

Цель деятельности старшеклассников по организации и проведению игры заключается в том, чтобы обеспечить бесперебойную работу игрового этапа и станции. А это требует проявления умений и навыков уяснения задачи и самостоятельного поиска путей ее решения, планирования работы по решению задачи, подбора рабочего материала и оборудования, выявления возможных опасностей на этапе и принятия мер по устранению либо значительному снижению рисков. Учитель лишь координирует и при необходимости корректирует процесс деятельности.

Все это позволяет использовать игру на местности «Необитаемый остров» в качестве образовательной среды для формирования и развития у школьников экстремальных свойств и качеств личности, совершенствования экстремально-значимых умений и навыков и готовности к их применению в различных сферах жизни общества.

Этапы организации и проведения игры


Содержание этапа

Задачи преподавателя

Задачи учащихся

ВВОДНЫЙ-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ


Вводное инструкторско-методическое занятие с учащимися 10-х классов

Проводится за 10 дней до старта игры

  1. Изучить положение о проведении игры.

  2. Распределить учащихся на судейские бригады.

  3. Назначить кураторов подготовки в группы шестиклассников.

  1. Изучить положение о проведении игры.

  2. Уяснить и разработать пути решения задачи по подготовке рабочих этапов и станций игры:

  3. Распределить обязанности в группе и назначить сроки готовности

Вводное занятие с учащимися 6-х классов

Проводится за 9 дней до старта игры

  1. Изучить положение о проведении игры.

  2. Распределить учащихся на команды, представить командам кураторов подготовки.

  1. Изучить положение о проведении игры.

  2. Определить график и режим тренировок.

Инструкторско-методическое занятие с учащимися 10-х классов «Промежуточный контроль готовности»

Проводится за 5-3 дня до старта игры

  1. Контроль уровня готовности этапа и станций: подготовка игровых материалов, оборудования, норм по соблюдению безопасности.

  2. Внесение коррективов в работу судейских бригад.

  1. Доложить о готовности этапа и станции, возникших трудностях при работе.

  2. Выявить возможные недостатки и ошибки в работе.

  3. Определить пути устранения недостатков.

Предстартовая проверка и инструктаж

Проводится за 1час до старта игры

  1. Проверить на местности готовность этапа и станции к приему команд участников.

  2. Провести предстартовый инструктаж судей по вопросам судейства и соблюдения требований безопасности

  1. Подготовить на местности этап и станции в полном объеме.

  2. Подготовить протоколы и игровые задания.

  3. Устранить возможные недостатки.


Проведение игры

  1. Выполнять функции судьи на этапе «Стрельба из лука».

  2. С помощью связных из числа экс-кураторов подготовки команд осуществлять наблюдение за процессом игры, при необходимости внося коррективы в действия учащихся.

  3. Выполнение функций главного судьи игры.

В качестве наблюдателей возможно привлечение классных руководителей 6 и 10 классов

  1. Обеспечение бесперебойной работы этапов и станций игры согласно положения.

  2. Выполнение функций судейства на этапах.

  3. Выполнение функций связных главного судьи игры.


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Подведение итогов работы по организации и проведению игры

Проводится через 2-3 дня после игры.

  1. Провести обсуждение результатов игры отдельно с учащимися 6 и 10 классов.

  2. Выработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию игры.

  3. Оказать помощь учащимся в разработке путей их дальнейшего самосовершенствования

  1. Выявить недостатки и преимущества в работе команд участников, судейских бригад, организационной коллегии.

  2. Предложить пути устранения недостатков и дальнейшего совершенствования игры.

  3. Определить пути личностного самосовершенствования в сфере собственной экстремальной подготовленности

Особое значение имеет заключительный этап игры, пренебрегать которым запрещено. В ходе данного этапа реализуются вопросы рефлексии и саморефлексии учащихся и обеспечиваются возможности для их дальнейшего личностного развития и саморазвития.

Проведение его через 2-3 дня после игры обусловлено тем, что созданный в процессе игры эмоциональный фон будет значительно размыт, что создаст благоприятные условия для конструктивного диалога по решению поставленных задач.

При его проведении большее внимание следует уделять самостоятельной работе учащихся в плане оценки процесса и результатов их деятельности, а рекомендации по дальнейшему совершенствованию и самосовершенствованию должны носить не назидательный, а личностно-опосредованный характер. Это способствует более успешному решению задачи формирования у учащихся устойчивой мотивации к совершенствованию собственной экстремальной подготовленности.


Положение

о проведении игры на местности «Необитаемый остров»

для учащихся 6,10 классов

Цель: Формирование и развитие у школьников экстремальных свойств и качеств личности, совершенствование экстремально-значимых умений и навыков и готовности к их применению в различных сферах жизни общества.

Задачи: - закрепление и совершенствование знаний, практических умений и навыков учащихся, полученных в ходе изучения курса ОБЖ в 6-м классе.

- проверка уровня и качества практической подготовки учащихся;

- развитие у учащихся навыков продуктивного сотрудничества в группе, чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки;

-пропаганда и популяризация среди учащихся здорового и безопасного образа жизни;

- формирование у учащихся устойчивой мотивации к совершенствованию собственной экстремальной подготовленности.

Форма проведения: Внеурочная, игра на местности.

Место проведения: Пришкольная территория (возможен выезд на открытую местность).

Участники игры: учащиеся 6 классов в составе групп по 8 человек, с одинаковым гендерным составом.

Снаряжение участников: групповое: носимый аварийный запас (НАЗ), компас, планшет и карандаш, 1 консервная банка с отверстиями в днище, тканевое полотно 4040 см (не новое, т.к необходимо будет разрывать на квадраты и ленту, темного цвета), 2-3 полиэтиленовых пакета (для станции «Водообеспечение в условиях автономии»), 8 воздушных шаров (для этапа «Стрельба из лука»),

Форма одежды участников полевая или закрытая спортивная с эмблемой команды, головной убор, рукавицы, обувь спортивная или туристская.

Содержание игры:

1.Предстартовая проверка.

2.Ориентирование на местности:

1) Движение по азимуту.

2) Определение азимута на объект и расстояния до объекта.

3) Определение топографических знаков.

3.Жизнеобеспечение человека:

1) Костровое хозяйство.

2) Оборудование укрытия.

3) Конкурс НАЗов. (НАЗ – носимый аварийный запас).

4.Питание и обеспечение водой:

1) Водообеспечение в условиях автономии.

2) Съедобные и ядовитые растения и грибы.

5. Охота на зверя. (Стрельба из лука).

6. Преодоление препятствий:

1) Преодоление болота по кочкам.

2) Преодоление болота с помощью жердей.

3) Преодоление паутины.

7. Аварийная связь и сигнализация:

1) Международная кодовая таблица сигналов бедствия.

2) Аварийная связь. (Азбука Морзе).

8. Оказание первой медицинской помощи в условиях автономии:

1) Природные лекарственные средства.

2) Первая помощь при поражениях и травмах.

3) Оказание первой помощи пострадавшему.

9. Подведение итогов.


Судейство: Главный судья игры – преподаватель. В качестве судей на этапах привлекаются учащиеся 10 классов из расчета 3 человека на этап (1судья на этапе, 1 помощник судьи на этапе, 1 секретарь). Дополнительно привлекаются 2 человека в качестве связных с главным судьей игры.

Определение результатов.

Общекомандное место определяется по наименьшей сумме мест-очков, полученным при прохождении этапов игры. При равенстве суммы мест побеждает команда, получившая за игру наименьшее количество штрафных баллов.

Вид «Движение по азимуту» входит в зачет этапа «Ориентирование на местности», предполагает учет времени прохождения дистанции с вычетом времени пребывания на этапах.

Грамотами награждаются команды, занявшие 1-3 места в общекомандном зачете.



Приложение 1

Описание этапов и станций игры.

Подготовка каждого этапа, необходимых средств и материалов осуществляется судейской группой на этапе с обязательным последующим контролем учителя.

  1. Предстартовая проверка:

Проводится за 10 минут до старта. Командам вручается схема маршрута (Приложение 2) и проверяется:

    • Форма одежды участников и снаряжение;

    • Знание границ полигона;

    • Знание порядка действий в аварийных ситуациях.

  1. Ориентирование на местности:

  1. Движение по азимуту.

Команда проходит всю дистанцию по схеме маршрута с указанными на ней ориентирами (полянами заданий), азимутами направления движения и расстояниями между контрольными ориентирами на время. Фиксируется время старта и время финиша. Маршрут замкнутый.

  1. Определение азимута на объект и расстояния до объекта.

Участники определяют азимут на указанные судьей объекты (используются естественные ориентиры или цветные флажки) судейским компасом.

Оборудование станции: 5 цветных флажков, компас.

  1. Определение топографических знаков.

Участники определяют значение указанного на карточке топографического знака (5 знаков) и находят его на топографической карте.

Оборудование станции: Карточки с топознаками (не менее 10 шт.), топографическая карта.

Примечание: На данном этапе возможно как последовательное прохождение станций, так и одновременное с распределением участников по станциям. Решение принимает команда.

Штрафы: - неверное определение – 1 балл.

  1. Жизнеобеспечение человека:

  1. Костровое хозяйство.

Участники складывают костер, тип которого указан в карточке. Оценивается правильность выбора места для разведения костра, исходя из требований безопасности при разведении костров и правильность подготовки костра указанного вида.

Оборудование станции: комплект карточек с указанием типа костра (нодья, колодец, звездный, скат, камин, шалаш), комплект дров для укладки.

Максимальная оценка – 3 балла

Штрафы: - неверно сложен костер заданного типа – 3 балла;

- нарушены требования безопасности при разведении костра – 5 баллов.

2) Оборудование укрытия.

Из имеющихся подручных средств участники сооружают временное укрытие – навес. Подручные материалы предоставлены судьей. Вертикальные стойки установлены заранее при оборудовании этапа.

На стойки закрепить несущую жердь. К ней под углом 45-600 прислонить 4 жерди-стропила с шагом 50-60 см и закрепить веревками. Поверх конструкции укрепить тент.

Оборудование станции: тканевое полотно 42 м (возможна связка из нескольких полотен меньших размеров) с петлями по периметру, 2 стойки – 1,5 м, 5 жердей (несущая и стропила) – 2м, Репшнуры – 6 шт. длиной 60-70 см. Колышки – 5-6 шт.

Максимальная оценка – 5 баллов

Штрафы: - непрочное закрепление стропил – 2 балла;

- складки на тенте – 1 балл.

Примечание: После выполнения задания участники разбирают сооружение.

3) Конкурс НАЗов. (НАЗ – носимый аварийный запас).

Участники представляют судье заранее приготовленный НАЗ с объяснением назначения каждого элемента запаса. Оценивается: компактность, укомплектованность, степень защищенности элементов НАЗа от потери и возможного повреждения при падении в воду и иных экстремальных обстоятельств, качество представления.

Максимальная оценка – 5 баллов.

  1. Питание и обеспечение водой:

  1. Водообеспечение в условиях автономного существования:

Участники изготавливают из подручных предметов фильтр для воды – 2 чел., мешочный конденсатор – 2 чел. мешочный опреснитель – 2 чел. и объясняют принципы их работы.

Оборудование станции: емкость с чистым песком, древесный уголь и зола, емкость с загрязненной водой (для фильтра), чистая емкость (для опреснителя). Станцию желательно расположить вблизи кустов или деревьев для удобства изготовления мешочного конденсатора.

Примечание: воду для очистки загрязнять крупнодисперсными загрязнителями для обеспечения наглядности эффекта очистки. Участники должны уточнить, что наилучшая очистка воды достигается при неоднократном пропуске ее через фильтр с регулярной заменой фильтрующих элементов.

Максимальная оценка за каждый прибор – 3 балла.

Штрафы: - отсутствие пояснения о работе – 0,5 баллов;

- негерметично затянута горловина мешка – 1 балл;

- не оттянут вниз водосборный угол мешка (ведет к потере воды) – 2 балла;

- конденсатор оборудован на теневой стороне – 2 балла.

2) Съедобные и ядовитые грибы и растения:

Участники должны распределить карточки с изображениями грибов и растений на 2 группы (съедобные и ядовитые) и назвать эти грибы и растения. Участвуют 2 человека.

Оборудование станции: карточки с изображениями грибов и растений.

Максимальная оценка – 5 баллов (за правильное распределение по группам), за каждый правильно названный вид растения или гриба – 1 балл.

Штрафы: - неправильное распределение по группам: ядовитые – 1 балл;

съедобные – 5 баллов.

  1. Охота на зверя. (Стрельба из лука).

Участники по очереди поражают стрелами из лука воздушные шары (дичь). Воздушные шары развешиваются на деревьях на различных уровнях на расстоянии от рубежа стрельбы 7-10 м. Каждый участник стреляет до поражения цели, но не более 3-х выстрелов.

Оборудование этапа: лук со стрелами. Стрел 8-9 шт.

Каждое попадание оценивается в 1 балл.

Штрафы: - нарушение требований безопасности: первое – 5 баллов; новое – снятие команды с этапа с сохранением штрафного балла – 10 баллов.

Примечание: Присутствие педагога на этапе обязательно.

  1. Преодоление препятствий:

  1. Преодоление болота по кочкам:

Участники преодолевают болото по кочкам на время.

Условия: кочки располагаются таким образом, чтобы возникала необходимость смены толчковой ноги. Зачет по суммарному времени прохождения этапа всеми участниками. Длина этапа – 15-20 м.

Штрафы: - двое на этапе – 1 балл;

- касание земли одной ногой – 1 балл;

- срыв – 3 балла.

2) Преодоление болота с помощью жердей:

Участники преодолевают болото по очереди с помощью жердей.

Условия: Зачет по суммарному времени прохождения этапа всеми участниками. Длина дистанции 15-20 м.

Штрафы: - двое на этапе – 1 балл;

- касание земли одной ногой – 1 балл;

- срыв – 3 балла.

3) Преодоление паутины:

Участникам необходимо пролезть сквозь отверстия в установленной вертикально между деревьями паутине из веревок, не задев ни одну из них. Помощь участников не только возможна, но и полезна. В одно отверстие может пройти только один участник.

Штрафы: - задетая веревка – 0,5 балла.

Оборудование этапа: комплект кочек, жерди длиной 2-2,5 м – 4 шт., веревка для оборудования паутины – 10-20 м.

  1. Аварийная связь и сигнализация:

  1. Международная кодовая система сигналов бедствия:

Участники выкладывают на поляне 3 сигнала бедствия указанный на карточке.

Оборудование этапа: Комплект карточек с названиями сигналов кодовой таблицы,

тканевые полотна или иные средства для изображения символов на большой площади.

Максимальный балл – 3 балла.

  1. Аварийная связь:

Один из участников получает текст с сообщением и с указанного судьей рубежа передает его членам команды фонариком с помощью азбуки Морзе.

Задача участников – правильно принять сообщение.

Оборудование: тексты с сообщением (по количеству команд) с одинаковым количеством букв и символов, фонарик.

Максимальная оценка – 3 балла.

Штрафы: - ошибки в принятом сообщении – 0,5 баллов за каждую ошибку.

- применение мобильного телефона и иных средств речевой связи – 5 баллов.

8. Оказание первой медицинской помощи в условиях автономии:

1) Природные лекарственные средства:

Участники рассказывают видах лекарственных растений и их применении.

Максимальный балл – 5 баллов. За каждую ошибку – 1 штрафной балл.

  1. Первая помощь при поражениях и травмах:

Выполнение тестового задания по оказанию первой помощи.

  1. Оказание первой помощи пострадавшему:

(наложение кровоостанавливающей закрутки, наложение шины при переломе, наложение повязок на пораженные конечности).

Участники оказывают первую помощь пострадавшему с помощью подручных средств. Подручные средства выдаются судьей. Пострадавший – из числа членов команды.

Оборудование этапа: медицинская аптечка, тест «Оказание первой помощи при поражениях», подручные средства: имитаторы шин, закрутка, комплект бинтов.

Максимальный балл – 5 баллов. За каждую ошибку – 1 штрафной балл.









Приложение 2


Маршрутный лист.

К

Инструкция.

  1. Следовать по схеме маршрута.

  2. В столбце №2 таблицы отмечать номер КП на схеме.

  3. По прибытии на этап секретарь на этапе отмечает данные о времени (столбцы 3,4,5).

  4. Время нахождения команды на этапе исключается из общего времени игры.

  5. По прохождении всех КП сдать маршрутный лист в судейскую коллегию.

оманда________________________




















Наименование этапа

№ КП на схеме маршрута

Время прибытия на этап

Время выхода с этапа

Время нахождения на этапе

Ориентирование на местности





Жизнеобеспечение человека





Питание и обеспечение водой





Охота на зверя





Преодоление препятствий





Аварийная связь и сигнализация





Оказание первой медицинской помощи





Время старта команды

Время финиша команды

Время игры






















Литература.

  1. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1989 г.

  2. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: учеб.-метод. пособие.-М.: ВЛАДОС,2000 г.

  3. Менчуков А.Е. В мире ориентиров. – М.: Недра, 1990г.

  4. Петров Н.Н. Человек в ЧС: уч. пособие.- Челябинск.: ЮУКИ, 2000.

  5. Стилвелл А. Техника выживания в экстремальных условиях. –пер с англ. Н. Григорьевой. - М.: ФАИР-Пресс, 2008 г.





Петрянин Дмитрий Иванович, преподаватель-организатор ОБЖ

Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей №7» города Оренбурга

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!