Игра на местности «Необитаемый остров»
для учащихся 6, 10-х классов
Пояснительная записка
Игра на местности «Необитаемый остров» разработана для учащихся 6-х классов и соотнесена с курсом «Основы безопасности жизнедеятельности». Она является составной частью ежегодного месячника, посвященного «Дню защиты детей» и представляет собой этап тренировочного процесса по действиям учащихся в чрезвычайных ситуациях, охватывая содержательный блок «Экстремальные ситуации локального характера в природной среде».
Стержнем игры является формирование и развитие у школьников экстремальных свойств и качеств личности, совершенствование экстремально-значимых умений и навыков и готовности к их применению в различных сферах жизни общества.
Соревновательная система игры позволяет осуществлять контроль теоретических и практических знаний и умений учащихся в области обеспечения безопасности в локальных опасных ситуациях природной среды, а также способствует выработке навыков действий в экстремальных ситуациях различного характера.
Отличительной особенностью игры «Необитаемый остров», в частности от слетов туристов и участников движения «Школа безопасности», является то, что при сохранении содержательной и оздоровительной направленности, ее организация и проведение не требует наличия каких-либо особых условий для полигона, а также специального оборудования и снаряжения. В качестве места для проведения игры (полигона) может выступать как некий участок местности за чертой города, так и пришкольный участок. А для оборудования этапа и снаряжения участников применяются в основном подручные материалы, благодаря активной деятельности человека, в изобилии представленные практически в любом уголке окружающей нас природной среды. А, так как в ситуациях, связанных с автономным существованием в природе человек оказывается, как правило, не по своей воле (исключение составляют представители некоторых профессий, туристы и искатели приключений), то зачастую он лишен какого-либо специального снаряжения. Как следствие, именно умению выживать с помощью средств, имеющихся «под рукой» следует уделять наибольшее внимание в учебно-тренировочном процессе.
Игра имеет ярко выраженный практико-ориентированный характер.
Применение смешанного принципа формирования команд (в состав команды включаются учащиеся из разных классов параллели) позволяет решать задачи и групповой экстремальной подготовки, способствуя выработке у учащихся умения быстрой интеграции и адаптации в группе для более успешного решения задач игры и, как следствие, выживания. По отзывам учащихся, занятия в подобной форме вызывают больший интерес, нежели теоретические – за партой. Это объясняет рост популярности игры среди школьников.
С незначительными изменениями игра «Необитаемый остров» проводится в лицее с 2009 года. C 2010 года для организации и проведения игры привлекаются учащиеся 9- 10-х классов. Для них это тоже игра, но с несколько иными правилами.
Основная задача, решаемая на данном направлении – развитие и совершенствование организаторских способностей учащихся.
Цель деятельности старшеклассников по организации и проведению игры заключается в том, чтобы обеспечить бесперебойную работу игрового этапа и станции. А это требует проявления умений и навыков уяснения задачи и самостоятельного поиска путей ее решения, планирования работы по решению задачи, подбора рабочего материала и оборудования, выявления возможных опасностей на этапе и принятия мер по устранению либо значительному снижению рисков. Учитель лишь координирует и при необходимости корректирует процесс деятельности.
Все это позволяет использовать игру на местности «Необитаемый остров» в качестве образовательной среды для формирования и развития у школьников экстремальных свойств и качеств личности, совершенствования экстремально-значимых умений и навыков и готовности к их применению в различных сферах жизни общества.
Этапы организации и проведения игры
| Содержание этапа | Задачи преподавателя | Задачи учащихся |
ВВОДНЫЙ-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ | Вводное инструкторско-методическое занятие с учащимися 10-х классов Проводится за 10 дней до старта игры | Изучить положение о проведении игры. Распределить учащихся на судейские бригады. Назначить кураторов подготовки в группы шестиклассников. | Изучить положение о проведении игры. Уяснить и разработать пути решения задачи по подготовке рабочих этапов и станций игры: Распределить обязанности в группе и назначить сроки готовности |
Вводное занятие с учащимися 6-х классов Проводится за 9 дней до старта игры | Изучить положение о проведении игры. Распределить учащихся на команды, представить командам кураторов подготовки. | Изучить положение о проведении игры. Определить график и режим тренировок. |
Инструкторско-методическое занятие с учащимися 10-х классов «Промежуточный контроль готовности» Проводится за 5-3 дня до старта игры | Контроль уровня готовности этапа и станций: подготовка игровых материалов, оборудования, норм по соблюдению безопасности. Внесение коррективов в работу судейских бригад. | Доложить о готовности этапа и станции, возникших трудностях при работе. Выявить возможные недостатки и ошибки в работе. Определить пути устранения недостатков. |
Предстартовая проверка и инструктаж Проводится за 1час до старта игры | Проверить на местности готовность этапа и станции к приему команд участников. Провести предстартовый инструктаж судей по вопросам судейства и соблюдения требований безопасности | Подготовить на местности этап и станции в полном объеме. Подготовить протоколы и игровые задания. Устранить возможные недостатки. |
| Проведение игры | Выполнять функции судьи на этапе «Стрельба из лука». С помощью связных из числа экс-кураторов подготовки команд осуществлять наблюдение за процессом игры, при необходимости внося коррективы в действия учащихся. Выполнение функций главного судьи игры. В качестве наблюдателей возможно привлечение классных руководителей 6 и 10 классов | Обеспечение бесперебойной работы этапов и станций игры согласно положения. Выполнение функций судейства на этапах. Выполнение функций связных главного судьи игры. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | Подведение итогов работы по организации и проведению игры Проводится через 2-3 дня после игры. | Провести обсуждение результатов игры отдельно с учащимися 6 и 10 классов. Выработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию игры. Оказать помощь учащимся в разработке путей их дальнейшего самосовершенствования | Выявить недостатки и преимущества в работе команд участников, судейских бригад, организационной коллегии. Предложить пути устранения недостатков и дальнейшего совершенствования игры. Определить пути личностного самосовершенствования в сфере собственной экстремальной подготовленности |
Особое значение имеет заключительный этап игры, пренебрегать которым запрещено. В ходе данного этапа реализуются вопросы рефлексии и саморефлексии учащихся и обеспечиваются возможности для их дальнейшего личностного развития и саморазвития.
Проведение его через 2-3 дня после игры обусловлено тем, что созданный в процессе игры эмоциональный фон будет значительно размыт, что создаст благоприятные условия для конструктивного диалога по решению поставленных задач.
При его проведении большее внимание следует уделять самостоятельной работе учащихся в плане оценки процесса и результатов их деятельности, а рекомендации по дальнейшему совершенствованию и самосовершенствованию должны носить не назидательный, а личностно-опосредованный характер. Это способствует более успешному решению задачи формирования у учащихся устойчивой мотивации к совершенствованию собственной экстремальной подготовленности.
Положение
о проведении игры на местности «Необитаемый остров»
для учащихся 6,10 классов
Цель: Формирование и развитие у школьников экстремальных свойств и качеств личности, совершенствование экстремально-значимых умений и навыков и готовности к их применению в различных сферах жизни общества.
Задачи: - закрепление и совершенствование знаний, практических умений и навыков учащихся, полученных в ходе изучения курса ОБЖ в 6-м классе.
- проверка уровня и качества практической подготовки учащихся;
- развитие у учащихся навыков продуктивного сотрудничества в группе, чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки;
-пропаганда и популяризация среди учащихся здорового и безопасного образа жизни;
- формирование у учащихся устойчивой мотивации к совершенствованию собственной экстремальной подготовленности.
Форма проведения: Внеурочная, игра на местности.
Место проведения: Пришкольная территория (возможен выезд на открытую местность).
Участники игры: учащиеся 6 классов в составе групп по 8 человек, с одинаковым гендерным составом.
Снаряжение участников: групповое: носимый аварийный запас (НАЗ), компас, планшет и карандаш, 1 консервная банка с отверстиями в днище, тканевое полотно 4040 см (не новое, т.к необходимо будет разрывать на квадраты и ленту, темного цвета), 2-3 полиэтиленовых пакета (для станции «Водообеспечение в условиях автономии»), 8 воздушных шаров (для этапа «Стрельба из лука»),
Форма одежды участников полевая или закрытая спортивная с эмблемой команды, головной убор, рукавицы, обувь спортивная или туристская.
Содержание игры:
1.Предстартовая проверка.
2.Ориентирование на местности:
1) Движение по азимуту.
2) Определение азимута на объект и расстояния до объекта.
3) Определение топографических знаков.
3.Жизнеобеспечение человека:
1) Костровое хозяйство.
2) Оборудование укрытия.
3) Конкурс НАЗов. (НАЗ – носимый аварийный запас).
4.Питание и обеспечение водой:
1) Водообеспечение в условиях автономии.
2) Съедобные и ядовитые растения и грибы.
5. Охота на зверя. (Стрельба из лука).
6. Преодоление препятствий:
1) Преодоление болота по кочкам.
2) Преодоление болота с помощью жердей.
3) Преодоление паутины.
7. Аварийная связь и сигнализация:
1) Международная кодовая таблица сигналов бедствия.
2) Аварийная связь. (Азбука Морзе).
8. Оказание первой медицинской помощи в условиях автономии:
1) Природные лекарственные средства.
2) Первая помощь при поражениях и травмах.
3) Оказание первой помощи пострадавшему.
9. Подведение итогов.
Судейство: Главный судья игры – преподаватель. В качестве судей на этапах привлекаются учащиеся 10 классов из расчета 3 человека на этап (1судья на этапе, 1 помощник судьи на этапе, 1 секретарь). Дополнительно привлекаются 2 человека в качестве связных с главным судьей игры.
Определение результатов.
Общекомандное место определяется по наименьшей сумме мест-очков, полученным при прохождении этапов игры. При равенстве суммы мест побеждает команда, получившая за игру наименьшее количество штрафных баллов.
Вид «Движение по азимуту» входит в зачет этапа «Ориентирование на местности», предполагает учет времени прохождения дистанции с вычетом времени пребывания на этапах.
Грамотами награждаются команды, занявшие 1-3 места в общекомандном зачете.
Приложение 1
Описание этапов и станций игры.
Подготовка каждого этапа, необходимых средств и материалов осуществляется судейской группой на этапе с обязательным последующим контролем учителя.
Предстартовая проверка:
Проводится за 10 минут до старта. Командам вручается схема маршрута (Приложение 2) и проверяется:
Ориентирование на местности:
Движение по азимуту.
Команда проходит всю дистанцию по схеме маршрута с указанными на ней ориентирами (полянами заданий), азимутами направления движения и расстояниями между контрольными ориентирами на время. Фиксируется время старта и время финиша. Маршрут замкнутый.
Определение азимута на объект и расстояния до объекта.
Участники определяют азимут на указанные судьей объекты (используются естественные ориентиры или цветные флажки) судейским компасом.
Оборудование станции: 5 цветных флажков, компас.
Определение топографических знаков.
Участники определяют значение указанного на карточке топографического знака (5 знаков) и находят его на топографической карте.
Оборудование станции: Карточки с топознаками (не менее 10 шт.), топографическая карта.
Примечание: На данном этапе возможно как последовательное прохождение станций, так и одновременное с распределением участников по станциям. Решение принимает команда.
Штрафы: - неверное определение – 1 балл.
Жизнеобеспечение человека:
Костровое хозяйство.
Участники складывают костер, тип которого указан в карточке. Оценивается правильность выбора места для разведения костра, исходя из требований безопасности при разведении костров и правильность подготовки костра указанного вида.
Оборудование станции: комплект карточек с указанием типа костра (нодья, колодец, звездный, скат, камин, шалаш), комплект дров для укладки.
Максимальная оценка – 3 балла
Штрафы: - неверно сложен костер заданного типа – 3 балла;
- нарушены требования безопасности при разведении костра – 5 баллов.
2) Оборудование укрытия.
Из имеющихся подручных средств участники сооружают временное укрытие – навес. Подручные материалы предоставлены судьей. Вертикальные стойки установлены заранее при оборудовании этапа.
На стойки закрепить несущую жердь. К ней под углом 45-600 прислонить 4 жерди-стропила с шагом 50-60 см и закрепить веревками. Поверх конструкции укрепить тент.
Оборудование станции: тканевое полотно 42 м (возможна связка из нескольких полотен меньших размеров) с петлями по периметру, 2 стойки – 1,5 м, 5 жердей (несущая и стропила) – 2м, Репшнуры – 6 шт. длиной 60-70 см. Колышки – 5-6 шт.
Максимальная оценка – 5 баллов
Штрафы: - непрочное закрепление стропил – 2 балла;
- складки на тенте – 1 балл.
Примечание: После выполнения задания участники разбирают сооружение.
3) Конкурс НАЗов. (НАЗ – носимый аварийный запас).
Участники представляют судье заранее приготовленный НАЗ с объяснением назначения каждого элемента запаса. Оценивается: компактность, укомплектованность, степень защищенности элементов НАЗа от потери и возможного повреждения при падении в воду и иных экстремальных обстоятельств, качество представления.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Питание и обеспечение водой:
Водообеспечение в условиях автономного существования:
Участники изготавливают из подручных предметов фильтр для воды – 2 чел., мешочный конденсатор – 2 чел. мешочный опреснитель – 2 чел. и объясняют принципы их работы.
Оборудование станции: емкость с чистым песком, древесный уголь и зола, емкость с загрязненной водой (для фильтра), чистая емкость (для опреснителя). Станцию желательно расположить вблизи кустов или деревьев для удобства изготовления мешочного конденсатора.
Примечание: воду для очистки загрязнять крупнодисперсными загрязнителями для обеспечения наглядности эффекта очистки. Участники должны уточнить, что наилучшая очистка воды достигается при неоднократном пропуске ее через фильтр с регулярной заменой фильтрующих элементов.
Максимальная оценка за каждый прибор – 3 балла.
Штрафы: - отсутствие пояснения о работе – 0,5 баллов;
- негерметично затянута горловина мешка – 1 балл;
- не оттянут вниз водосборный угол мешка (ведет к потере воды) – 2 балла;
- конденсатор оборудован на теневой стороне – 2 балла.
2) Съедобные и ядовитые грибы и растения:
Участники должны распределить карточки с изображениями грибов и растений на 2 группы (съедобные и ядовитые) и назвать эти грибы и растения. Участвуют 2 человека.
Оборудование станции: карточки с изображениями грибов и растений.
Максимальная оценка – 5 баллов (за правильное распределение по группам), за каждый правильно названный вид растения или гриба – 1 балл.
Штрафы: - неправильное распределение по группам: ядовитые – 1 балл;
съедобные – 5 баллов.
Охота на зверя. (Стрельба из лука).
Участники по очереди поражают стрелами из лука воздушные шары (дичь). Воздушные шары развешиваются на деревьях на различных уровнях на расстоянии от рубежа стрельбы 7-10 м. Каждый участник стреляет до поражения цели, но не более 3-х выстрелов.
Оборудование этапа: лук со стрелами. Стрел 8-9 шт.
Каждое попадание оценивается в 1 балл.
Штрафы: - нарушение требований безопасности: первое – 5 баллов; новое – снятие команды с этапа с сохранением штрафного балла – 10 баллов.
Примечание: Присутствие педагога на этапе обязательно.
Преодоление препятствий:
Преодоление болота по кочкам:
Участники преодолевают болото по кочкам на время.
Условия: кочки располагаются таким образом, чтобы возникала необходимость смены толчковой ноги. Зачет по суммарному времени прохождения этапа всеми участниками. Длина этапа – 15-20 м.
Штрафы: - двое на этапе – 1 балл;
- касание земли одной ногой – 1 балл;
- срыв – 3 балла.
2) Преодоление болота с помощью жердей:
Участники преодолевают болото по очереди с помощью жердей.
Условия: Зачет по суммарному времени прохождения этапа всеми участниками. Длина дистанции 15-20 м.
Штрафы: - двое на этапе – 1 балл;
- касание земли одной ногой – 1 балл;
- срыв – 3 балла.
3) Преодоление паутины:
Участникам необходимо пролезть сквозь отверстия в установленной вертикально между деревьями паутине из веревок, не задев ни одну из них. Помощь участников не только возможна, но и полезна. В одно отверстие может пройти только один участник.
Штрафы: - задетая веревка – 0,5 балла.
Оборудование этапа: комплект кочек, жерди длиной 2-2,5 м – 4 шт., веревка для оборудования паутины – 10-20 м.
Аварийная связь и сигнализация:
Международная кодовая система сигналов бедствия:
Участники выкладывают на поляне 3 сигнала бедствия указанный на карточке.
Оборудование этапа: Комплект карточек с названиями сигналов кодовой таблицы,
тканевые полотна или иные средства для изображения символов на большой площади.
Максимальный балл – 3 балла.
Аварийная связь:
Один из участников получает текст с сообщением и с указанного судьей рубежа передает его членам команды фонариком с помощью азбуки Морзе.
Задача участников – правильно принять сообщение.
Оборудование: тексты с сообщением (по количеству команд) с одинаковым количеством букв и символов, фонарик.
Максимальная оценка – 3 балла.
Штрафы: - ошибки в принятом сообщении – 0,5 баллов за каждую ошибку.
- применение мобильного телефона и иных средств речевой связи – 5 баллов.
8. Оказание первой медицинской помощи в условиях автономии:
1) Природные лекарственные средства:
Участники рассказывают видах лекарственных растений и их применении.
Максимальный балл – 5 баллов. За каждую ошибку – 1 штрафной балл.
Первая помощь при поражениях и травмах:
Выполнение тестового задания по оказанию первой помощи.
Оказание первой помощи пострадавшему:
(наложение кровоостанавливающей закрутки, наложение шины при переломе, наложение повязок на пораженные конечности).
Участники оказывают первую помощь пострадавшему с помощью подручных средств. Подручные средства выдаются судьей. Пострадавший – из числа членов команды.
Оборудование этапа: медицинская аптечка, тест «Оказание первой помощи при поражениях», подручные средства: имитаторы шин, закрутка, комплект бинтов.
Максимальный балл – 5 баллов. За каждую ошибку – 1 штрафной балл.
Приложение 2
Маршрутный лист. К Инструкция. Следовать по схеме маршрута. В столбце №2 таблицы отмечать номер КП на схеме. По прибытии на этап секретарь на этапе отмечает данные о времени (столбцы 3,4,5). Время нахождения команды на этапе исключается из общего времени игры. По прохождении всех КП сдать маршрутный лист в судейскую коллегию. оманда________________________ Наименование этапа | № КП на схеме маршрута | Время прибытия на этап | Время выхода с этапа | Время нахождения на этапе | Ориентирование на местности | | | | | Жизнеобеспечение человека | | | | | Питание и обеспечение водой | | | | | Охота на зверя | | | | | Преодоление препятствий | | | | | Аварийная связь и сигнализация | | | | | Оказание первой медицинской помощи | | | | | Время старта команды | Время финиша команды | Время игры | | | | |
Литература.
Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1989 г.
Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: учеб.-метод. пособие.-М.: ВЛАДОС,2000 г.
Менчуков А.Е. В мире ориентиров. – М.: Недра, 1990г.
Петров Н.Н. Человек в ЧС: уч. пособие.- Челябинск.: ЮУКИ, 2000.
Стилвелл А. Техника выживания в экстремальных условиях. –пер с англ. Н. Григорьевой. - М.: ФАИР-Пресс, 2008 г.
Петрянин Дмитрий Иванович, преподаватель-организатор ОБЖ
Муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей №7» города Оренбурга
11